http://www.arhpress.ru/plesetsk/2006/1/14/8.shtml

Плесецкие новости 14 января 2006

Александр Капустин, Сергей Бессонов
 
ТОТ САМЫЙ "ИЛ-14"...

Территория Кенозерского национального парка, где находится Кенозерская школа, привлекает специалистов в различных сферах науки - ботаников, филологов, болотоведов, ландшафтных архитекторов. Даже астрологи побывали здесь в августе 2005 года. И тем не менее Кенозерье хранит еще множество нераскрытых тайн, одну из которых мы решили раскрыть.

45 лет назад недалеко от деревни Зихново разбился самолет. Катастрофа окутана вымыслами и тайнами. Поэтому мы сразу начали сбор информации в архивах, в газетных материалах, опросили местных жителей. И оказалось: 2 сентября 1960 года в дневное время в восьми километрах от Зихнова, врезавшись в склон горы Белая, разбился ИЛ-14 - бортовой номер 04200.

Вот описание: "По аэродинамическим характеристикам и компоновке ИЛ-14 повторял своего предшественника. Площадь крыла была уменьшена, а толщина баков увеличена. Был разработан усовершенствованный двигатель АШ-82Т с более высокой взлетной мощностью, равной 1900 лошадиным силам. На самолете ИЛ-14 установлено более совершенное пилотажно-навигационное, радиосвязное оборудование и радиотехническая система слепой посадки. Опытный ИЛ-14 поднялся в воздух 13 июля 1950 года. Серийный выпуск ИЛ- 14 различных вариантов и модификаций продолжался до 1957 года. Всего было выпущено 839 самолетов". Это из книги А.Н.Пономарева: "Конструктор А.Н.Ильюшин".

Разбившийся самолет замыкал группу из трех машин, совершавшую перелет по маршруту мыс Шмидта-Перек-Черский-Чокурдах-Тикси-Хатанга-Диксон-Амдерма-Архангельск-Череповец-Москва. Протяженность маршрута около 7000 километров.

Наиболее вероятными причинами аварии являются неблагоприятные погодные условия: высота облаков 300 метров, сила ветра 8-10 баллов, дождь и дымка, из-за которых видимость была до 4 километров. Возможны и неисправности в оборудовании самолета. Недостаточная высота полета самолета была замечена жителями деревни Вершинино еще за 20 километров от места падения.

Наименее вероятна ошибка пилота. Почему? Да потому что управлял самолетом опытный летчик, заместитель командира эскадрильи, ветеран Великой Отечественной войны и участник первой советской антарктической экспедиции Н.Д.Поляков. Хотя... В.Я.Потемкин, тоже пилот, в книге "Записки шеф-пилота двух президентов" признается, что ему случалось идти на нарушения: "Представьте себе ледовую разведку по проводке каравана судов, затертого льдами. Караван стоит. Головному ледоколу нужны данные ледовой разведки, а разведчик ИЛ-14 попал в сплошной туман. Что делать? Снижались до высоты 50 метров... Но на подходе к островам или береговой черте главным было - набрать безопасную высоту... Авиационные происшествия в холмистой местности да еще в облачную погоду очень часто связаны с невыдерживанием экипажем высот при полетах".

Авария в Кенозерье оказалась не первой в практике опытного пилота Н.Д.Полякова. В книге "Над Арктикой и Антарктикой" читаем: "В 1955 году в Арктике при заходе на посадку в сложных метеоусловиях самолет под управлением И.С.Котова - командира Московской авиагруппы особого назначения и Н.Д.Полякова  зацепился шасси за гряду торосов и приледнился на фюзеляж на аэродроме дрейфующей станции СП-3".

Экипаж самолета, останки которого обнаружились у Зихнова, состоял из пяти человек. На борту было 13 пассажиров, в том числе одна женщина. В Архиве народного хозяйства мы нашли полный список погибших - Н.Д.Поляков, О.М.Козлов, Ю.А.Румянцев, Н.В.Самарин, А.А.Тарарухин. Это авиаторы. Электромонтер Г.В.Курышев из Москвы, Ч.Ю.Конопелько из Гродненской области, В.Г.Власов из Курской, П.А.Чучумаев из Уральска, Б.П.Процык из Львовской области, Н.Я.Толочко из Черниговской, Н.В.Крутинкин из Мордовской АССР, М.С.Зайцев из Орловской области, Е.Г.Визевский из Харькова, П.А.Войтусенко из Ставрополя. Все они - военнослужащие. Е.В.Шитов из Москвы, В.Б.Анцифирев из Свердловска, В.И.Чучумаева из Уральска.

Обломки на месте катастрофы разбросаны на большой площади, двигатели вырваны, лопасти винтов сломаны. Целым остался только обломок хвостовой части фюзеляжа. Значит, удар о землю произошел на большой скорости и, скорее всего, внезапно для пилотов. Следы "побежалости" на металле говорят о пожаре. В такой ситуации выжить, конечно, никому не удалось. Лишь тело женщины сохранилось полностью, все остальные тела были разорваны в клочья.

Катастрофа произошла днем. Взрыв слышали многие жители окрестных деревень, но не придали большого значения, поскольку в это время на территории Кенозерья велись геолого-разведочные работы с применением взрывчатых веществ.

Трупы погибших стали вывозить с места катастрофы на телегах на третий день после аварии в деревню Порженское. Делали это в течение двух суток крестьяне В.М.Березин и А.И.Зуев. В Порженском ждал вертолет из Москвы. В некоторых источниках говорится, что второй пилот ИЛ-14 является сыном Матвея Ильича Козлова - полярника, стоящего по известности в одном ряду с такими знаменитостями, как Водопьянов, Кренкель, Папанин и Молоков.

А теперь - легенды. Первая - в самолете летели геологи. Это не так. Возвращались с "северов" полярники. Косвенное доказательство - кастрюли, чайники и другие предметы быта. Вторая - в самолете было много денег. Это подтверждают многие опрошенные. И снова обратимся к книге В.Я.Потемкина: "Записки шеф-пилота двух президентов": "Маршрут по тем понятиям длиннющий: Москва - Череповец - Архангельск - Амдерма - Диксон - Хатанга - Тикси, Чокурдах-Черский - Перек - мыс Шмидта... Сам полет занимал пять суток, из которых 42 часа - непосредственно в воздухе. В месяц выполнены два полета. Больше нельзя, чтобы не превысить санитарную норму налета. Мои родители удивлялись: как это сын летает всего десять дней в месяц, а остальные двадцать на земле прохлаждается. А что было, когда я принес домой первую зарплату!.. Подхожу к кассе, а мне дают столько пачек денег, что я сразу понимаю - в руках их унести невозможно физически".

Давно пора стоять памятнику погибшим полярникам на месте гибели самолета. И он будет стоять там.