ВИЗУАЛИЗАЦИЯ
ИСТОРИИ ПОЧЕЗЕРСКОГО ПОГОСТА: фотоматериалы и документы
Любой музей имеет своей задачей культурную коммуникацию,
осуществляемую в первую очередь путем зрительного восприятия
экспозиционных предметов. По этой причине важными становятся
фотоматериалы, ценные своей информативностью - способностью
выступать как источник знания о людях, среде бытования, событиях.
Фотоматериалы приобретают значение документа, отражающего события
реального мира и являющегося звеном в цепочке документирования
действительности. Как материальный фрагмент прошлого, фотография
оказывает эмоциональное влияние на зрителя, способствует трансляции
последующим поколениям исторической памяти.
Важным элементом, формирующим зрительный образ, выступает видеоряд.
В связи с этим фотоматериалы, представленные в экспозиции
Кенозерского национальною парка «Почезерский погост: история,
архитектура, приход», распределены по тематическим зонам,
освещающим тот или иной период прошлого храмового ансамбля. Снимки,
представленные в экспозиции, можно подразделить на публичные,
отображающие историческую и социальную реальность, и семейные,
воспроизводящие групповую идентичность жителей деревень прихода.
Первая тематическая зона, расположенная в галерее, погружает зрителя
в историю деревянных ансамблей - «тройников», одним из которых
является Почезерский храмовый комплекс. Храмовые ансамбли,
состоящие из двух церквей и колокольни, явление исключительное,
характерное только для Русского Севера. До революции существовало
более 150 подобных комплексов, располагавшихся на территории
Архангельского Севера, Карелии, побережья Белого моря. Многие из них
формировались на протяжении нескольких веков, объединяя летнюю и
зимнюю церкви с колокольней, построенные в разное время, иногда на
месте обветшавших или утраченных культовых зданий.
Сегодня сохранилось шесть деревянных храмовых комплексов - на
погосте Кижн (Республика Карелия), в селах Варзуга (Мурманская
обл.), Ворзогоры,
Нёнокса, в поселке Малошуйка (Архангельская обл.). В течение
последних десятилетий полуразрушенные здания этих ансамблей
восстанавливались, а иногда, как в случае с колокольней в селе
Варзуга, возводились вновь
на месте полностью утраченных. Рассказ о каждом из них сопровождается демонстрацией дореволюционных и современных изображений
памятников.
Экспозиция «Почезерский погост: история, архитектура, приход»
рассказывает и об утраченных деревянных храмовых комплексах. В
экспозиции представлены фотографии ансамблей-"тройников",
располагавшиеся в Поонежье - в бассейне реки Онеги. Выбор этой
территории не случаен, т.к. система кенозерских озер является частью
бассейна реки Онеги.
Храмовые ансамбли в Поонежье складывались в течение столетий. Фотографии наиболее
интересных комплексов - в селах Усть-Кожа, Верхняя Мудьюга,
Вазенцы, Пияла, Турчасово, Подпорожье, Чекуево, Лядины - размещены в
экспозиции. В течение XX века большинство ансамблей-«тройников»
Поонежья систематически разрушались. Безвозвратно утрачены комплексы
погостов Усть-Кожа, Вазенцы, Верхняя Мудьюга. От храмовых ансамблей
в селах Турчасово, Чекуево, Подпорожье, Пияла и Лядины в настоящий
момент сохраняются лишь фрагменты. Представленные изображения
утраченных памятников деревянной архитектуры дают возможность
реконструировать недавнее прошлое, с помощью фотоисточников
восстановить историко-архитектурный контекст.
Фотоматериалы для этой части экспозиции были выявлены в различных
музеях и архивах страны. Снимки дореволюционного и советского
периодов хранятся в Институте истории материальной культуры
(Санкт-Петербург), Мурманском областном краеведческом музее
(Мурманск), «Научно-производственном центре по охране памятников
истории и культуры» (Архангельск), Музейном объединении
«Художественная культура Русского Севера» (Архангельск), Музее
деревянного зодчества «Малые Корелы» (Архангельск), Архангельском
областном краеведческом музее (Архангельск), Российской национальной
библиотеке (Санкт-Петербург), Государственном
историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи»
(Республика Карелия).
История строительства и бытования храмового комплекса Почезерского
погоста в XVIII-XX веках показана во второй тематической зоне экспозиции. Это
выставочное пространство, расположенное в трапезной, подразделено на
несколько частей, каждая из которых содержит информацию о том или
ином этапе истории ансамбля. Документальным отражением исторической
реальности здесь также выступают фотографии. Снимки Почезерского
храмового комплекса, сделанные в 1903 году Иваном Яковлевичем
Билибиным,
а также копия открытого письма с автографом
художника иллюстрируют рассказ о дореволюционном
периоде существования погоста. Документом, подтверждающим интерес к
изучению Почезерского храмового ансамбля, является копия
удостоверения, выданного Этнографическим отделом музея Александра
III в апреле 1903 года И.Я.Билибину для участия в
Олонецкой экспедиции
Фотографии погоста, сделанные в XX столетии, иллюстрируют советский
период истории Почезерских храмов. 1920-1940-е годы стали роковыми
для
храмового ансамбля. В это время подверглась разорению зимняя церковь
Обретения Главы Иоанна Предтечи. Летнюю церковь Происхождения
Честных Древ треста Господня в 1929 году перестроили под
избу-читальню, а с 1936 года в ней разместился клуб. Запрет
совершения богослужений, отсутствие церковной обшины и
неиспользование храмов по назначению послужило поводом к
официальному закрытию церквей погоста и использованию помещений под
хозяйственные нужды колхоза. Значительный урон ансамблю был нанесен
в 1949 году. «Погодушкой пала» обветшавшая колокольня, ее шатер был
снесен бурей. С этого момента колокольня несколько десятилетий
находилась в полуразрушенном состоянии (воссоздана Кенозерским
национальным парком в начале 2000-х гг.). Сохранить здания погоста
от полного разрушения позволило то, что в 1948 году Почезерский
храмовый ансамбль был поставлен под охрану государства
|
|
Ансамбль в д. Филипповская в 1962 г.
Фото Э.С.Смирновой |
Ансамбль в д.Филипповская в 2001 г.
Фото Е.Тугаревой |
Представленные в этой части экспозиции иллюстрации включают в себя
изображения Почезерского погоста в 1940-1990-х годах - это пейзажи,
видовые фотографии деревни Филипповской, снимки для реставрационной
и научно-проектной документации.
|
Фото А.В.Ополовникова, 1946 г. |
Особый интерес представляют
фотографии Филипповской с видом на церковь Происхождения Честных
Древ Креста Господня, сделанные архитектором А.В.Ополовниковым в 1946 году во время Каргопольской экспедиции
Московского института истории и теории архитектуры по Северу России. Внимание привлекает также снимок П.И.Шармина
1984 года, на котором изображены «небеса» молельного зала церкви
Происхождения Честных Древ. Эта фотография является одним из
последних изображений, запечатлевших «небо» молельного зала до
реставрации.
Значимыми для воссоздания церкви Происхождения Честных Древ стали
фотографии интерьеров храма, на которых хорошо видны правый и левый
клиросы, части иконостаса. Ценность для
исследования истории Почезерского погоста представляет изображение
алтаря шатровой церкви. На фотографии запечатлен подпрестольный
крест - вещественный памятник освящения престола церкви
Происхождения Честных Древ. Обычно на памятных крестах,
устанавливаемых в алтаре храма в день освящения, фиксировали дату
данного события. Надпись, просматриваемая на снимке подпрестольного
креста церкви Происхождения Честных Древ, также должна была
содержать информацию о моменте освящения храма. Хранящийся в Отделе
письменных источников Государственного исторического музея (Москва)
документ подтвердил это предположение и помог узнать точную дату
освящения - 4 января 1783 года.
Важную часть экспозиционного пространства трапезной занимают копии
икон из церкви Происхождения Честных Древ Креста Господня. Во второй
половине XX века состояние храма было аварийным - кровля протекала,
оконные стекла отсутствовали. Храмовые иконы были вынуты
из иконостаса и киотов, лежали на полу «вперемешку с мусором».
Некоторые иконы были похищены. В 1962 году церковь обследовала
экспедиция Государственного
Русского музея (Санкт-Петербург). Члены экспедиции описали редкие
сохранившиеся предметы, среди которых - напрестольное Евангелие
1776 года.
В 1971 году Почезерский погост осмотрели
научные сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и
искусства имени Андрея Рублева (Москва). Они вывезли в столицу
иконы, которые на их взгляд представляли интерес для музея.
Всего их оказалось одиннадцать. Сотрудники музея, исследовав иконы
атрибутировали их и определили место каждой в иконостасе храма.
|
Икона "Происхождение
Честных
Древ..."
XVIII в. |
В экспозиционном пространстве трапезной представлена копия одной из
этих икон -«Происхождение Честных Древ Животворящего Креста
Господня» (XVIII в.) неизвестного автора. Кроме нее
посетители могут увидеть копию храмового образа «Воскресение
Христово» (XVII в.), сфотографированного в 1903 году И.Я.Билибиным,
и копию храмовой иконы «Троица», сохранившуюся в частной коллекции.
Копии еще четырех почезерских икон украшают иконостас
шатровой церкви.
В полукилометре от храмового комплекса Почезерского погоста у
часовни Святых Кирика и Иулитты долгое время находился поклонный
крест. Он представлен в экспозиции. Сделанные в 1940-1980-х годах
фотографии креста дали возможность расшифровать сохранившиеся на нем
криптографические надписи. Эти надписи, содержащие церковные
песнопения и общепринятые христианские высказывания, размещены в
инфографическом изображении
В экспозиции рядом с поклонным крестом представлена информация о
деревянной рубленой ограде кладбища (XVIII в.), которая является
частью Почезерского историко-культурного комплекса.
|
Ограда кладбища в Филипповской.
Фото Е.И.Фокина, 1972 г. |
Важными визуальными документами этой части выставки являются планы и обмеры
ограды, сделанные в 1946 году архитектором А.В.Ополовниковым.
До этого времени никаких сведений об уникальной деревянной ограде в
литературе не имелось. Материалы А.В.Ополовникова
представляют значительную ценность для воссоздания Почезерского
храмового ансамбля.
Отдельный раздел в экспозиционном пространстве трапезной посвящен
хранителям погоста. Сотрудникам Кенозерского парка удалось выявить
материалы о ктиторе Почезерских церквей, уроженце деревни
Коковиченской Иване Николаевиче Краскове (1827-1890-е). Ведя
торговые дела в Санкт-Петербурге, Иван Николаевич в 1860-1880-х
годах жертвовал средства на устройство, реставрацию и ремонт
храмового ансамбля. Документальным отражением его благотворительной
деятельности служит датированная 1861 годом «Опись вещам,
жертвованным в разное время крестьянином Иваном Николаевым
Красковым в Почезерскую Спасскую церковь». Копия
документа представлена в экспозиции.
В советское время забота о сохранении Почезерского погоста как
архитектурного памятника приобрела особое значение. В этот период
надзор за сохранностью церквей осуществлялся преимущественно
местными жителями. В 1992 - 1998 годах по инициативе Кенозерского национального парка
погост хранила Анна Ефимовна Патракеева (1933-2005).
Оставаясь до 1998 года единственным постоянным жителем
деревни Филипповской, Анна Ефимовна была смотрителем храмового
ансамбля, кладбища и часовни Кирика и Иулитты. На переломе XX и XXI
столетий за храмом смотрел Николай Васильевич Попов (1932 2004),
проживавший в деревне в летнее время после выхода на пенсию. Многие
поколения семьи Поповых жили в Филипповской в двухэтажном фамильном
доме, который до сих пор стоит напротив храмового ансамбля.
Воспоминания Николая Васильевича о престольных праздниках, разорении
церквей, повседневной жизни деревни послужили ценным источником
информации для экспозиции.
В притворе, соединяющем трапезную с колокольней, расположена
экспозиционная зона, рассказывающая о процессе реставрации
Почезерского храмового комплекса. Консервационно-реставрационные
работы на объектах Почезерского погоста впервые проводились в конце
1980-х годов. С 2001 года реставрация храмов и колокольни
выполнялась Кенозерским национальным парком в рамках
российско-норвежской программы по сохранению культурного наследия.
|
|
Норвежские специалисты-реставраторы. Фото 2002 г. Из архива КНП |
Реставрация храмового комплекса в Филипповской. Фото К.Кокошкина, 2008 г. |
Фотоматериалы, представленные в притворе, иллюстрируют
почти тридцатилетнюю деятельность по сохранению почезерских
памятников деревянной архитектуры организациями
«Спецпроектреставрация» (Москва), норвежских плотников-реставраторов, ООО «Мастерская Зодчего» (Архангельск), «ООО «Модуль-Р»
(руководитель А.Н.Сулицын, бригада плотников-реставраторов Е.Б.Силинского, Архангельск). Авторами проектов выступили архитекторы
Л.А.Ткаченко, А.Н.Волков, В.Э.Яндовский.
Благодаря восстановительным работам удалось вернуть как внешний, так
и внутренний облик храмов. Например, в алтаре церкви Происхождения
Честных Древ Креста Господня на полу были обнаружены следы от
престола. Это помогло не только восстановить престол, но и
воссоздать в историческом виде интерьер алтарной части.
Фотографиями наполнена выставочная зона, расположенная в колокольне.
На трех ярусах и в звоннице размещены четыре информационные зоны,
освещавшие жизнь Почезерского прихода. Снимки в этом экспозиционном
пространстве образуют «общественную иконосферу», материальной базой
которой выступают снимки из семейных архивов местных жителей.
Значительный объем фотодокументов позволяет визуализировать образ
прихода как большой семьи. Они знакомят зрителей с историей
общественной и частной жизни почезерских крестьян, проживавших в 23
приходских деревнях.
На первом ярусе колокольни представлен «деревенский иконостас» -
снимки местных жителей, сделанные в 1920-1990-х годах.
На фотографиях
оживает история почезерских деревень. Большинство снимков
предоставлены из семейных фотоальбомов - уникальных источников
«воспроизводства групповой идентичности». Визуально
представить ареал поселений, входивших в Почезерский приход,
помогают карты, размещенные рядом с фотоизображениями.
Несколько стендов следующего яруса посвящены церковному клиру.
Найденные архивные документы, самый ранний из которых датируется
1648 годом, содержат информацию о служивших в
Почезерском приходе священниках, дьяков и псаломщика прихода.
В экспозицию включены фотографии из семейных фотоархивов...
На верхнем ярусе колокольни представлена информация о часовнях,
приписанных к Почезерскому приходу. Официальные церковные документы
конца XIX века фиксируют десять часовен - в честь Казанской иконы
Пресвятой Богородицы в д. Коковиченской (ил. 11), Великомученика
Георгия Победоносца в д. Першинской, Святителя Николая Чудотворца в
д. Кузминской и Усть-Поче, Вознесения Господня в д. Пехтусовской,
Пророка Илии в д. Преснецевской и Свиное Озеро, Воздвижения Креста
Господня в д. Будылгино, Преподобного Макария Египетского в д.
Осташевской, Благоверного князя Александра Невского в д. Суетин
Остров. Однако кроме них на территории прихода было построено еще
две часовни - часовня Святых Кирика и Иулитты в полукилометре от
храмового комплекса, и часовня Иоанна Предтечи на Почезерском
кладбище. Проиллюстрировать историю бытования часовен Почезерского
прихода стало возможно благодаря частным фотоархивам местных
жителей. На фотографиях запечатлены уже исчезнувшие часовни, а также
отреставрированные и вновь отстроенные в 2000-х годах.
Открытая звонница колокольни использована как смотровая площадка, в
нескольких зонах которой размещены информационные планшеты с фотографиями
деревень Почезерского прихода. Из 23 приходских деревень 11
находились на нынешней территории Кенозерского национального парка.
На сегодняшний день из этих 11 деревень жилой остается только одна
(Усть-Поча). Самый густонаселенный куст деревень (12 селений),
располагавшийся на северо-востоке прихода, лежит за пределами
парка. Только в пяти деревнях (Псршинская, Ларионовская,
Пехтусовская, Козьминская, Преснецевская) остались местные жители.
Посетители могут представить удаленные от погоста, сохранившиеся и
утраченные селения, являющиеся частью истории прихода, благодаря
фотосъемке, сделанной по заказу парка московским фотографом
Константином Кокошкиным, а также с помощью фотографий,
собранных в семейных архивах.
Фотография в музейной практике, отражая различные аспекты прошлого и
настоящего, помогает активизировать процесс визуальной коммуникации
и предлагает зрителям смоделировать личное восприятие выставочного
фотоматериала. Сохраняя воспоминания о Почезерском приходе - людях,
их среде бытования и происходивших событиях, снимки, представленные
в экспозиции «Почезерский погост: история, архитектура, приход»,
способствуют актуализации культурного наследия и позволяют сберечь
«перспективу памяти».
Примечания:
1. Харитонова Яна
Эдуардовна - ст.н.с. КНП.
2. Из сборника
"Кенозерские чтения - 2016".
Архангельск, 2016.
3. С небольшими сокращениями.
4. Библиография опущена.
5.
Фотографии - из статьи, архивов Парка и сайта.