Марина ГУСЕВА,
cт. научный сотрудник КНП

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕРЕВЕНЬ ПОЧЕЗЕРСКОГО ПРИХОДА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX века
(по материалам Статистического бюро Олонецкого губернского земства)

В рамках дизайн-проекта по устройству в Кенозерском национальном парке экспозиции «Почезерский погост: история, архитектура, приход»  уже некоторое время проводятся поиски полевых и архивных материалов для восстановления исторического облика Почезерского погоста. В частности, на территории прихода очень активно проводился опрос местных жителей. Результаты опросов представлены в виде статей в сборнике материалов IV Всероссийской научно-практической конференции «Кенозерские чтения - 2009. Этнокультурный ландшафт Кенозерья: междисциплинарное исследование на пересечении естественных и гуманитарных наук» (Архангельск, 2011), а также в сборнике материалов XI Каргопольской научной конференции «Культура Поонежья Х-XXI веков: общерусские черты и региональные особенности» (Каргополь, 2011). Статьи освещают жизнь прихода в «колхозный» период истории (1920-1930-е гг). В это время приход находился уже в удручающем состоянии - церкви закрыты, но духовная жизнь еще теплится.

В 2011 году было проведено исследование фондов Национального архива Республики Карелия (НАРК). В результате обследования удалось выявить материалы Статистического бюро Олонецкого губернского земства (далее - Статкомитет ОГЗ) по деревням, составлявшим Почезерский приход (данные за 1897-1905 гг).

Структура Почезерского прихода

Из Клировых ведомостей Олонецкого епархиального управления известно, что в конце XIX века в приход входило 23 деревни: Филипповская, Доронежская, Строева Горка, Дедова Горка, Коковиченская, Будылгино, Потеряевская, Суетин Остров, Усть-Поча, Осташевская, Свиное, Першинская, Ларионовская, Пехтусовская, Медведовская, Борисовская, Козминская, Преснецевская, Кипозерская, Вонанское Озеро, Большая Сондола, Малая Сондола, Шипечное Озеро.

Численность прихода составляла почти полторы тысячи жителей (в 1883 г. - 1428 чел.; в 1890 г. - 1425 чел.). Судя по материалам Статкомитета ОГЗ, некоторые деревни имели выселки: Суетин Остров - выселок Суетина Мыза, Кипозеро - выселок Пескозеро.

Центром прихода была деревня Филипповская, где располагалась приходская церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Спасская церковь). Однако, волостное правление в 1881 году было переведено в деревню Кузьминка. В этот период (данные за 1883 г) население Кузьминки составляет 155 душ (76 мужчин и 79 женщин).

В начале ХХ века в деревне помимо волостного правления имелись церковно-приходская школа и две кузницы. Водная мельница, пожарный сарай и пожарная машина были рассчитаны и на деревню Борисовская. Видимо, она составляла единое целое с Кузьминкой, поскольку в документах расстояние между деревнями указано «0 верст». В Борисовской имелись также земская школа, хлебный магазин и две бакалейные лавки. Что касается населения, то в 1883 году в деревне было 83 души (З6 мужчин и 47 женщин).

В целом структура почезерских деревень была не велика: часовня (кроме деревень Дедова Горка, Доронежское, Вонанское Озеро), мельница (одна на несколько селений), школа, лавки и магазин (в больших деревнях). Больница и доктор находились за 80 верст (84,8 км) - в Бережной Дуброве, зато в Строевой Горке жила акушерка, а в Доронежской был фельдшерский пункт (в некоторых документах фельдшерский пункт указан в деревне Коковиченской, там же - местожительство акушерки).

Жилье, крестьянский  инвентарь и распределение земли

Жили крестьяне в двухэтажных и одноэтажных домах на одну-две половины. При этом не редкость - дома, которые отапливались по-черному. Они встречались в каждой деревне, а в деревне Подберезка (соседняя с Усть-Почей) из 5 дворов 4 отапливались по-черному.

При доме имелись сени, двор (иногда двор с сараем), хлевы (от двух до трех), амбар, баня, овин. Встречаются, в частности в Кузьминке, погреба и колодцы. Амбары были, но не в каждом доме. Все постройки - без фундамента, покрыты тесом.

Дома располагались на усадьбах. Под усадьбами на Руси понимались не только дома с прилегающими постройками, но и участок земли при доме. Землю под усадьбу отводили от пахотной земли, и такая земля переделу не подлежала, а переходила по наследству. В деревне Будылгино «при каждом доме есть небольшие огородцы».

В хозяйстве имелись сохи, самодельные бороны, навозные телеги двухколейные, сани, дровни (до двух), хомуты, шлеи, уздечки, седелки, вожжи, дуги, кнуты, косы, лопаты железные и деревянные, серпы, грабли, вилы сенные и навозные, цепы, топоры, пилы.

Настоящее же богатство крестьянина - пахотная земля - подлежала переделу по душам мужского пола. Передел пахотной земли происходил один раз в 10-15 лет. При переделе учитывали «как качество почвы, так и удобство пользования». В Кузьминке (волостной центр) при переделе во внимание брали только количество душ, но не качество почвы, дальность расстояния и удобство пользования. При этом «кто свои полосы запустил, тому при переделе их опять и наделяли». В дальних деревнях (Кипозеро) земля вообще не переделялась. «Владеют ей - кто, сколько сможет обработать»; такая земля, как и усадебная, переходила по наследству от отца к сыновьям, «которые делят ей между собой поровну». В деревне Вонанское передел произошел более 60 лет тому назад (примерно в 1840-х гг.), «после переделов не бывало». Если деревни располагались рядом, то в пашнях и сенокосах существовала чересполосица с общим проходом (например, деревни Филипповская и Доронежская, Будылгино и Потеряева и др.). «Споров не встречается», - как сказано в документах.

Приписным крестьянам выделялся надел в пашенной душевой земле с правом расчистки пахоты и покосов в подсечном наделе. Налог и повинности приписные крестьяне исполняли наряду с коренными. На полях сеяли рожь, овес, ячмень, картофель. При этом шло чередование хлебов: рожь, овес, пар или ячмень, овес, ячмень, пар. Совсем небольшие участки в поле отводили под лен и коноплю. Их предпочитали сеять на подсеках. Пахать и сажать начинали в мае (лен, затем картофель), заканчивали в середине июня (хлеб). Пахали и сеяли мужчины, боронили и собирали урожай женщины. Рабочий день в поле составлял в среднем 10 часов.

Урожаи и продукты питания

Поскольку почва была в основном скудная (глина, суглинок, песок), то урожай оставлял желать лучшего. Несмотря на то, что почву удобряли навозом (в его состав входила солома, хвоя и мох, которые, видимо, стелили под ноги животным) это приносило мало пользы. В деревне Филипповской крестьяне объясняли, что «поля плохи, т.к. требуют сильного удобрения и обработки, земля тяжелая». В Кузьминке, где почву составлял красный песок, «поля очень боятся засух, скоро выгорает хлеб», поэтому хлебных запасов едва хватало до нового урожая, а семена на новый урожай приходилось покупать. Хлеб на семена «покупают больше на Кенозерском погосте у Нечаева Вершининской волости, а часто берут и у своих торговцев – у Попова в д. Доронежской и у Новожилова в д. Будылгиной», а также на ярмарке, которая проводилась на Кенозерском погосте 25 марта, и в волостном центре - Кузьминке.

В 1903-1905 годах цены на продукты сельского хозяйства в среднем были такими: рожь, мука - 1 рубль 30 копеек, овес - от 90 копеек до 1 рубля, ячмень - 1 рубль, картофель -35 копеек, семена льна - 10 копеек, солома ржи (20 пучков) - 2 рубля, сено (10 копен) - 2 рубля.

Настоящим бедствием для почезерских крестьян был холодный и дождливый 1904 год. Тогда во всех деревнях уродился «пьяный хлеб» - хлеб забродил на корню. Помимо этого, в 1900 году в деревне Борисовской хлеб поел «озимой червь», а в 1905-м в Кузьминке все вымерзло в холода.

Сенокосные угодья также подлежали переделу. Делили либо по ревизским душам, либо по дворам. Сенокосы были заливные, суходольные и болотистые. Уборка сена производилась в течение 6-10 дней. Продолжительность рабочего дня составляла 12 часов. С десятины заливного покоса получали 60 пудов, с болотистого - 40 пудов.

Подсечные наделы устраивались в лесу. В первый год производилась рубка леса (весной или в первых числах июня), на второй год - вывозка дров, выжигание и уборка. В тот же год сеют репу или лен и затем забрасывают на 25-30 лет, как это было в Филипповской, или на 15 лет, как в Кипозере. Подсечные земли переделу не подлежали. Расчистки для пахоты и покосов были свободными: «кто где хочет и в каком угодно размере».

Лесными наделами крестьяне не пользовались, поэтому в архивах сохранились записи о том, что они «цены на лесной материал не знают», т.к. «лес никогда не продавали» (д. Борисовская), «случаев продажи леса не было» (д. Кузьминка). Все необходимое для хозяйства брали с подсечного надела. Сбор грибов, ягод и охоту на зверя и дичь в своем наделе производили свободно. Для охоты в казенных дачах брали билеты.

Рыболовство и скотоводство

Ловля рыбы в своих озерах была не ограничена, однако для жителей Почезерской волости запрещалось рыболовство в озерах Колдозеро, Торосозеро, Токшезеро, принадлежавших Александро-Ошевенскому монастырю: «монастырь ловить не дает».

Для скота чистого выгона не было. Он пасся в лесах за недушевыми пожнями с 9 мая до 14 сентября с пастухом, после ходил в полях вплоть до выпадения снега (д. Филипповская, Кузьминка). В Кипозере скот пассся до первых чисел октября. Выгоном пользовались без всяких ограничений. «Скот ходит, где вздумается, правильного чередования урочищами выгона не бывает. Ходит скот до 5-7 верст <...> Скота мало, а места для пастьбы достаточно» (д. Филипповская). «Пастбища неудобны, т.к. травы плохи и скот утомляет себя ходьбой» (д. Кузьминка).

Пастух нанимался в деревнях Филипповской и Кузьминке (в центрах). В Филипповской платили 50 копеек с коровы и 25 копеек с нетели. Кроме того, «каждый содержит и одевает его (пастуха. — М.Г.) столько дней, сколько имеет коров. В Петров день и 15 сентября каждый дает пастуху масла, хлеба, яиц, шерсти и льняного волокна». Число чередов — 40, черед равен одной  корове. В Кузьминке с коровы платили 30 копеек, с нетели — половину. «Харчи и одежда — с крестьян». В дальних небольших деревнях (Кипозеро) скот пасся без пастуха. Бык был один на деревню, им пользовались бесплатно. Скот ночевал дома, доили коров два раза: утром и вечером. Подкармливали животных в Филипповской «во время моров, когда скот тревожат овода и мухи», а в Кипозере во время пахоты подкармливали лошадей. В деревне Строева Горка скот «во время оводов недели две гоняется на пастбище по ночам».

Расходы крестьянина на продукты...

В документах несколько разделов под названием «расходы вне сельскохозяйственной жизни», «харчи», «одежда» занимали описания бытовых расходов крестьянских хозяйств. Главная статья расходов — чай и сахар. На них в год (?) уходило от 5 до 50 рублей. Затем шла водка — от 40 копеек до 25 рублей. Керосин, спички — от 50 копеек до 7 рублей, свечи, масло — от 10 копеек до 3 рублей, пастьба— от 35 копеек до 2 рублей. Церковь — от 15 копеек до 1,5 рублей, при этом крестины обходились от 40 копеек до 1,5 рублей, свадьба — 16 рублей (в д. Вонангское), похороны — от 25 копеек до 1 рубля.

Если брать по деревням, то чем больше была деревня, чем состоятельнее в ней были жители, тем затрат в каждом хозяйстве оказывалось больше. Так, по всем указанным пунктам наибольшие затраты бьии зафиксированы в деревнях Кузьминская и Борисовская, затем Вонангское, Кипозеро, Филипповская и т.д. На обучение тратились лишь в Кузьминке (50 коп.), Борисовской (3 руб.) и Вонангском (2 пуда хлеба). Практически не было затрат на лечение (лишь в Борисовской в одном доме указаны затраты на лечение 15 коп./руб.(?)). Бумагу и табак предпочитали покупать жители Дедовой Горки (80 коп.), Строевой Горки (2 руб.) и Пескозера (50 коп.).

Ту же тенденцию можно проследить в питании и одежде: чем состоятельнее хозяйство, тем лучше пища и одежда. На завтрак употребляли в основном хлеб и молоко, иногда блины. В пост завтрак состоял из рыбы и хлеба либо из хлеба и кваса (летом). На обед — молоко, хлеб, рыба (уха). В некоторых домах варили и кашу. В пост обед состоял из рыбы и хлеба, иногда еще кваса (Кипозеро). Осенью и, если хватало, зимой на завтрак и обед добавляли картофель. Полдник, или, как его называли, паужин, ничем не отличался от завтрака, а ужин от обеда, но он был 6ез картофеля даже осенью. Чай могли пить 2 раза в день, а могли 1 раз и не каждый день. Кофе пили лишь в Борисовской по воскресеньям и в Кипозере по праздникам. Пескозеро — «пища круглый год одинакова». Завтрака и полдника не было. Обед, ужин состояли из хлеба и рыбы. Чай, кофе «пьют не каждый день».

...и на одежду

Одежда (данные по д. Кузьминка) состояла из мужской кожаной обуви, женской кожаной обуви, валяной обуви, рукавиц, шуб, кафтанов, рубашек, штанов, платье сарафанов, шапок, фуражек, платков, фартуков. Количество и стоимость были разные. Так, валенки стоили от 2 до 5 рублей, кожаная обувь — 2, 3 и 6 рублей, фуражки — 30, 60 и 70 копеек, шапки — от 60 копеек до 2 рублей. Штаны, сарафаны и платья стоили по 1 рублю (платья могли быть дороже —1,5 руб., а штаны можно было приобрести за 60 коп.). Самыми дешевыми были рукавицы, фартуки и платки (от 25 коп. до 3 руб.). Самой дорогой вещью была одна из шуб в доме № 27 - 21 рубль, средняя  цена шубы —9 рублей. Подушки были и по 1 рублю, и по 4 рубля, перины стоили от 2 до 4 рублей.

*****

Из стихийных бедствий помимо «пьяного хлеба» 1904 года нужно еще отметить тот факт, что приблизительно в 1900-1901 годах в деревне Будылгино случился пожар. В результате осталось 4 дома, 6 домов бьии распланированы на старом и: новом месте (на полевой земле).

Рассмотрев статистические материалы, можно сделать вывод о том, что к конце ХIХ — начале ХХ века на Почезере сложилась, а затем сохранялась традиционная сельскохозяйственная земельная община. Крестьяне полностью обеспечивали себя продуктами, но, вместе с тем, натуральный обмен уступил место рыночным отношениям. Свидетельством общины является ее характерная черта — периодические подушевые переделы плодородной земли в Почезерской округе. Закономерным было существование подсечного земледелия, т.к. плодородной земли было мало. Видимо, экономя землю, не устраивали специальных выгонов для скота. Примечательно бережливое отношение к лесу, ведь весь необходимый стройматериал или дрова брали с подсек, а лес использовали для сбора грибов, ягод и для охоты. Некоторые ограничения были в рыбной ловле, но все-таки эти ограничения были  несущественны, поскольку крестьяне круглый год обеспечивали себя рыбой, которая после хлеба была вторым продуктом питания в этой местности. Помимо хлеба и рыбы в пищу употреблялись молоко и каши. Не редкость для жителей были чай и кофе, но в целом питание можно назвать скудным, поскольку даже хлеба не хватало до нового урожая, не говоря уже о картофеле, который в рационе появлялся лишь осенью.

Свидетельством развития товарно-денежных отношений на территории является наличие двух бакалейных лавок в деревне Борисовской, торговцев в Доронежской и Будылгиной, а также упоминаемая в документах ярмарка, проводившаяся на Кенозере 25 марта. Данные торговые пункты кроме зерна обеспечивали население промышленными и мануфактурными товарами, которые в обилии были в каждом хозяйстве.

Таким образом, представленные материалы Статистического комитета Олонецкого губернского земства в значительной мере расширяют картину о приходе, отражая социально-экономическое положение крестьян, населявших Почезерский приход.

Примечания:
1. Из сборника "Кенозерские чтения - 2011", Архангельск, 2012.
2. С небольшими сокращениями.
3. Разбивка на темы - ведущего сайта.
4. На страницу
ПРИХОДЫ КЕНОЗЕРЬЯ.