Марина ГУСЕВА,
cт. научный сотрудник КНП
ПОЧЕЗЕРСКИЙ ПРИХОД
В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НАСЕЛЕНИЯ
Этнография как часть исторической науки дает возможность реконструировать исторические события. Поэтому значительное внимание в своей деятельности Национальный парк «Кенозерский» уделяет собиранию полевых материалов методами опроса и интервьюирования местных жителей.
Объектом исследования является Почезерский приход. Предмет исследования — события, связанные с историей Почезерского прихода первой половины ХХ века.
Население. Почезерская волость являлась неотъемлемой частью древнего Каргополья и находилась на границе Каргопольского и Пудожского уездов Олонецкой губернии. Центром волости была деревня Филипповская с ее великолепным ансамблем-тройником. Главенствующим храмом этого ансамбля является шатровая церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Именно вокруг этой церкви и сформировался Почезерский приход.
По документальным данным известно, что в конце ХIХ века в приход входило 23 деревни и почти полторы тысячи жителей (в 1883 г. — 1428 человек, в I890 г. — 1425 человек)… В одной лишь деревне Филипповской насчитывалось 10 дворов с численностью 52 человека.
Перемены в стране в начале ХХ в. привели к нарушению традиционного уклада сельских общин, деятельности церковных приходов, в том числе Почезерского, однако в ХХ в. население продолжает увеличиваться и увеличивается количество домов-дворов…
Как правило, на Погосте, в центре, люди жили лучше, чем в окружных деревнях даже во времена колхозов: «За озером-то церковь была — Погост-от, центр был. И вот мы: Погощана, погощана. всё-таки они богатее нас: и бабы-то лучше и девки-то толще. Им не надо лишний раз куды-нибудь ездить. На Погосте-то был магазин, дак в этот магазин всё привезут. А будылжана-то (жители д. Будылгино) пока на этих вёслах, пока узнавают, пока придут, уж у погощан всё разобрано: и платья, и продукты. Вот мы маленько на этих погощан, ну не спорили, но невзгодовали» (Серкова Н.П., 1928 г.р., п. Поча).
Отец Василий. С 1888 г. приход окормлял выпускник Олонецкой Духовной Академии священник Василий Любимский. Известно, что в 1911 г. он был назначен благочинным второго округа Пудожского уезда, а в 1916 г. избран депугатом ХХIII Олонецкого епархиального съезда. На этом его карьера, видимо, закончилась, как закончилась и деятельность самого церковного прихода…Запрет совершать церковное служение и разрушение церквей не могли не сказаться на здоровье священника — его разбил паралич, но требы все равно исполнял. «Он в последнее время не работал, потом уже парализованный ходил, но нас он еще крестил в то время. Парализованный идет, мы, пацаны, боялись его. Потом нам наши отцы говорили: Подойдите к нему, он вас погладит, а вы поцелуйте ему руку. Ак мы подбегали, целовали ему руку, а он нас благословлял. Ребята, ведите себя хорошо, слушайтесь родителей – напутствовал…». Однако, возможно, на приходской праздник все-таки устраивалось общественное богослужение. Люди приходили с Кузьминки, с Кенозера. «Народу было много, наедет на тарантасах, на бричках, ак он тут служил. Ак мы ещё иной раз прибежим, стоим, молимся, сколько могли. Бабушки молятся, мы — тоже. Ак интересно было, очень красиво» (Попов Н.В., 1932 г.р., д. Филипповская). Информанты более позднего времени рождения на вопрос знают ли они о том, кто служил на приходе, либо имеют отрывочные сведения: «Нет, мама говорила, что на службу ходила
ещё до войны. После войны там уже всё, ниче не было» (Костин В.К., 1946 г.р.,
д. Кузьминка), либо отвечают отрицательно: «Нет, меня не было, я уже не помню этого» (Оняков Ф.Е, 1946 г.р., д. Кузьмника)…
Праздники. Престольный праздник в Филипповской (на Погосте) в простонародье называется Спас-Маковия, ввиду того, что в один день, 1 августа, празднуется не только Происхождение (Произнесение) Честных Древ Животворящего креста Господня, но и память семи мучеников Маккавеев (166 г. до Р.Х.).
Наиболее запоминающимися наряду со Спасом для местных жителей явились Пасха и Рождество. На Пасху у церкви устраивали качели для молодёжи. После качания молодежь («парни тоже», Попов Н.В.) с песнями ходила по деревне. Во время прогулок могли и подраться, но, не всерьез, свою удаль проявляли больше в играх — состязаниях — катания яиц и кознях…
Состязания в козни устраивали на гумнах. Для игры использовали мелкие косточки от телячьих ног — козни (отсюда название игры). Под кость клали монету и специальным битком подбивали кость. Если удавалось сбить кость, то играющий забирал деньги себе. Количество костей зависело от количества играющих, при этом биток бросали по очереди. Относительно Рождества, то тут тоже больше запоминается игровой момент — заигрывание парней с девушками…Но не забывали и про колядки со святочными песнями и про катания на санях с горки. «Под гору начнем кататься: сани со двора возьмем, конны. Нас соберетси молодежи много, и вот туда, под этот косогор на больших санях, навалом, кучей катались». (Попов Н.В.)…
Школа. Церковно-приходская школа в Филипповской была закрыта ещё в 1916 г. и, начиная с этого времени, на Почезере действуют школы уже советского образца с обязательным четырехклассным обучением.
В деревне Филипповской школа располагалась в частном доме семьи Поповых: «Это наш дом, жили внизу сами, а наверху школа была. Если бы не была школа, нас раскулачили бы. Род-то большой, братьев много было, а дом достался деду, дед его и содержал» . Вот так под страхом раскулачивания, жителям пришлось пожертвовать частью своей собственности, при этом хозяева дома должны были в зимний период отапливать и помещение школы.
Интерес представляет и сам процесс обучения: «Чему учили? — Уму-разуму, русский язык, арифметика. Половину на поля ходили, работали: турнепс убирали, репу, горох, учиться некогда было — война была. Потом стали отправлять в Кузьминку, на Волошово (в школу — М.Г.)... Одни катанки на двоих, по очереди в школу ходили. Двух классов не закончили, так, расписываться научились» (Гусева Т Г., 1933 г. р.).. «Школа была напротив-то церкви двухэтажный дом (он щас стоит), вверху была школа начальная — четыре класса. А это потом в Кенозеро кому надо восьмилетка была школа, дак тоже только вот таких, зажиточных, людей, у которых одежда да валенки новы сделают, да всё такое. Ну, а я не пошла — валенки старые, подшивать некому и не пошла» (Привалихина В.П., 1933 г.р.). Таким образом, можно сказать, что уровень образованности зависел от достатка семьи. Нет валенок — нет знаний.
Разрушение церквей. Наиболее ярко в памяти жителей остался момент разрушения церквей. «В 38-м году начали рушить все помещения, колокола, колокольню рушили. Хотели сделать школу, но школы не получилось. Колокола на низ сбросили, две баржи подошли. Эти мелки колокола тащили волоком туда, на баржу, а крупный, большой колокол, он центральный, по-моему, был, утащить никак не могли. Ак этот соседский мужчина разбивал его на куски, и так перетаскали на баржу и увезли ... не знаю, куда они увозили. Тогда все рушили, иконы тоже бросали, тут такой беспорядок был. А что бабушки — придут плачут, а ничего нельзя — стоят товарищи которым нужно скласть на баржу и увезти. Вот так творилось тут нехорошо, церковь брошена. ... Отец Василий долго переживал, бедный, послужил немного и тоже убрался. Тут восстановлений больше не было, а все рушили...» (Попов Н.В., 1932 г.р.).
»А там Погост-от за озером, там ведь церковь была красивая, хорошая церковь. Ну потом какая тут лихорадка им пришла — стали разрушать. Фёдор Алексеевич Шевелёв был — учитель, приехал и женился на Вере Васильевны, на учительнице, и тут начали жить и давай эту церкву-то разокрывать — что не надо эту церковь. Не удалось всю-то церковь разокрыть, но кумполы-то сняли— что это красиво-то. Сняли кумпол, второй пал, стали разокрывать церковь, крышу, но потом прекратили. Кто-то видно шепнул им, что нельзя разрушать-то» (Серкова Н.П., 1928 г.р.). «Был там колокол, звонили. Но потом война-то началаси, она внезапно, дак надо было, это, не хватало снарядов, да колокол сронили. Учитель, тутовка, Фёдор Алексеевич Шевелёв жил, его заставили, он был партийный. Сронили колокол — вся земля содрогнуласи, увезли на снаряды ли куды, я не знай» (Привалихина В. П., 1933 г. р.).
Запустение. В 1948 г. Почезерский комплекс был поставлен на государственную охрану, это спасло его от дальнейшего разрушения и разборки со стороны местной власти. Картину человеческих разрушений дополнила стихия. В 1949 г. на Почезере случился сильный ураган, у колокольни «бурей снесло кумпол и крышу. Это на Спас было. И такая разыгралась буря...такой ветер был, аж прошивало. Бабушка, помню, тут сидела, крестится, молится: Господи, Господа, что творится. И в это время бросило колокольню. Было, было такое» (Попов Н.В.). После всего случившегося церкви находились в запустении — как культовый объект они были запрещены к использованию, а другого применения новые власти не нашли до 1960-х годов.
В этот период на Почезере набирает обороты деятельность колхоза «имени Калинина», приходские церкви стали использоваться как складские помещения: «Склад был, там зерно хранили» (Оняков Ф.Г., Костин В.К. 1946 г.р.). До применения церквей под склад зерновых, сохраняется их внутреннее убранство: Мы лазили с пацанами, там еще небеса были, иконы были, книги были... (Оняков Ф.Г., 1946 г.р.).
Как удалось выяснить, иконы из иконостаса шатровой церкви Происхождения Честных Древ Креста Господня были вывезены сотрудниками музея Древнерусского искусства им. Андрея Рублева еще в 60-е годы ХХ в. и теперь находятся на хранении в этом музее. Небеса из той же церкви находятся в фондохранилище Кенозерского национального парка в связи с реставрацией храмового комплекса.
Подводя итог исследованию, можно сказать о том, что полевые материалы создают живую картину событий, связанных с Почезерским приходом первой половины ХХ в. Поскольку возраст респондентов составляет 75 и менее лет, то вся информация строится частично из сведений, полученных от предыдущего поколения, частично — из детских воспоминаний… Однако для полной реконструкции исторических событий, нужны архивные материалы…
Если говорить о трансформации исторической памяти населения, то чем дальше от событий, связанных с Почезерским приходом первой половины ХХ в., чем моложе возраст респондентов, тем меньше информации о приходе, тем меньшую эмоциональность (сожаление, сочувствие, гнев и т. д.) выражают рассказчики... Происходит стирание исторической памяти населения в отношении Почезерского прихода. Поэтому, восстанавливая в исследовании картину деятельности Прихода, мы, хотя бы частично, восстанавливаем эту память.
Примечания:
1. Из сборника "Культура
Поонежья", Каргополь, 2011 - с небольшими сокращениями.
2. На страницу ПРИХОДЫ КЕНОЗЕРЬЯ.