Генрих Павлович ГУНН
От автора
("Каргополье - Онега")

«А толсты становицы в Каргополе...»
Из былин

По установившейся традиции книги серии «Дороги к прекрасному» открываются авторским вступлением. Не избежать этой традиции и мне.
Так что же сказать вам, читатель?
Вряд ли Север нуждается в рекомендациях. Каждый год тысячи туристов, группами и в одиночку, стремятся в его просторы.

Что тянет их? Дали необъятные, тихие озера, порожистые реки, глушь лесная? Старина родная, свидетели давних времен, потемневшие бревна срубов?

Все вместе, наверное. Нет другого такого края во всей обширной русской земле, где так чудесно сочетались бы прекрасная первозданной красой природа и прекрасные творения народного зодчества, где на всем лежал бы такой налет поэзии. Поэзия Севера — вот что тянет. Она и в природе, такой простой, но такой лиричной, и в шатрах деревянных церквушек, и в сказаниях народных.
Путь на Север — путь к поэзии, к подлинной красоте.
Север велик и необъятен — здесь Белозерский край и Обонежье, Подвинье и Поморье, Пинега и Мезень, Печорский край и множество других удивительных мест, и все они прекрасны и дороги для души. Какой же путь избрать нам?

Некогда былинный сказитель, обозревая мысленным взором свой родной край, начал свою старину такой запевкой:
«Мхи были, болота в Поморской стране,
А голые щелья в Беле-озере,
А тая эта зябель в Подсеверной стране...
А толсты становицы в Каргополе...»

«Становицы в Каргополе»... Так и видится семнадцатый век, деревянная стена города, могучие бревна частокола. Сказочный город оживает перед нами... Но город этот не сказка, не вымысел, он существует в действительности, хотя и полон сказочной прелести. Тем заманчивее его посетить.

Так думал автор, отправляясь в путешествие в Каргополь, а затем вниз по Онеге.
Так, может быть, решите и вы, читатель.

Онега, у истоков которой стоит Каргополь, сама по себе река небольшая, протяженностью в четыреста с небольшим километров. Промышленного значения, помимо лесосплава, она не имеет. Судоходству по всей реке, от истоков до моря, препятствуют пять гряд порогов, из которых три со значительным спадом... Впрочем, скупые географические сведения еще мало о чем говорят.

Нет на Севере более чудесной реки, чем Онега! Ни Двина, ни Пинега, ни Мезень не сравнятся с Онегой — ни по прихотливой красоте шумящих порогов и перекатов, ни по обилию прекрасных памятников народного зодчества по берегам ее и в ближних окрестностях. Онегу и прионежский край—Поонежье не назовешь иначе, как уникальным, единственным в своем роде местом по насыщенности первоклассными произведениями искусства. Не нужно никаких кропотливых поисков; следуя по течению реки, история русского деревянного зодчества сама неприхотливо развертывается перед вашим взором. Сама река ведет повествование, все просто и ясно, и сами памятники на берегах ее стоят не изолированно, не музейно, вырванными из привычных условий, а в их естественном окружении— среди деревенек, вод, лесов, лугов.

Чтобы увидеть все это, не требуется чрезмерных усилий. Нужны только страсть к путешествиям, искренний интерес к родной земле, и они помогут вам преодолеть все трудности и сложности пути, которые могут возникнуть.
Путь ваш к исходной точке нашего путешествия может быть разнообразным. Вы можете прилететь самолетом из Ленинграда или Архангельска. Вы можете доехать поездом до станции Няндома Северной железной дороги и пересесть на автобус, либо воспользоваться местным авиарейсом.

Так или иначе вы попадете в Каргополь и увидите Онегу.

Г.П.Гунн Каргополье-Онега. М., Искусство, 1974