Генрих
ГУНН
КАРГОПОЛЬЕ – ОНЕГА
Лядины
...Продолжим наш путь в Лядины.
Край этот
заселился давно, задолго до исторического упоминания о Каргополе. Первые
поселенцы «садились на сыром корени», «где
лес
от
века
не
пахан»,
вели
подсечнсе
земледелие.
Выбиралось
удобное
место,
поросшее
невысоким
смешанным
лесом.
Лес
вырубался,
валился
рядами - стлался
«постелью». Его оставляли на год и затем поджигали. На палу, или огнище,
распахивалась нива. Поначалу урожай был большой, но вскоре снижался. Тогда
поле бросали, оставляли зарастать, а сами искали новых мест. Такое брошенное
заросшее поле называлось лядиной (также - лядо, ледина). Отсюда, видимо, и
произошло название села Лядины в тридцати семи километрах от города.
В Лядинах
на старом погосте находится целый архитектурный ансамбль: две церкви и
колокольня. В «Подлинной дозорной книге по городу Каргополю»
(1648)
говорится:
«Волость
Ледина,
а
в
ней
на
погосте
церковь
Покрова
Пресвятые
Вогородицы,
да
другая
церковь
страстотерпца
Христова
Георгия,
строение
приходных
людей...»
Однако
церкви
эти
до
нас
не
дошли,
в
XVIII
веке
они
были
заменены
другими, существующими и поныне.
Шатровая
Покрово-Власьевская церковь построена в 1761 году (по другим данным - в 1743
году). Хотя на возведение шатровых храмов был наложен запрет еще с середины
XVII веха, но на Севере,
в глуши, и в XVIII веке
воздвигались многие шатровые храмы, в том числе и огромный лядинский.
Покровская церковь поражает своими размерами - это величавые хоромы. Срубить
такую махину могли только мастера, вооруженные многовековым опытом. Внешне -
обычный тип шатрового храма восьмерик на четверике, но увеличенный едва не
вдвое, растянутый по боковому фасаду за счет прирубов - двухэтажной
трапезной с притвором, алтарной апсиды, квадратной в плане, перекрытой
массивной бочкой. Особенно величав шатер храма, едва ли не самый огромный
среди сохранившихся шатровых сооружений Каргополья - Онеги, в ясную погоду
он виден далеко с печниковской дороги. Храм огромен, но громадность его не
давит, он соизмерим с человеком.
Интерьеры
церкви также значительны. Здание, как мы сказали, двуххрамовсе. Внизу
находилась Власьевская зимняя церковь с трапезной - сумрачное помещение с
приземистым потолком. Верхнее помещение Покровской церкви более просторное,
облегченнсе. Как в верхней трапезной, так и в нижней мощный брус потолочной
матицы поддерживается двумя резными столбами традиционной формы в виде
поставленных друг на друга дынек с перехватами в виде жгутов. Вдоль стен
тянутся лавки с резными ножками и резной опушкой красивого волнистого
профиля.
В верхней
церкви сохранился резкой позолоченный иконостас и расписное небо. Небо
двенадцатичастное. В центральном круге изображен Бог-Отец на престоле, в
косяках - апостолы, архангелы, по четырем углам - трубящие ангелы. Небо
всегда придает внутреннему помещению храма нарядность: алые, зеленые одеяния
фигур на голубом фоне, позолота - все необычно, ярко, красочно, наполняет
полутемный интерьер храма трепетным сиянием.
В
иконостасе Покровской церкви было обнаружено несколько интересных икон, как,
например, иконы праздничного чина XVI
века (Архангельский музей), царские врата (Эрмитаж, Ленинград) . Заслуживает
упоминания икона св. Евстафия XVI века (Архангельский музей). Сдержанная манера письма, плавность линий,
мягкая моделировка лица, высветленные тона - особенности этого произведения.
Здесь нет упрощенной композиции, коктурности в обрисовке фигур, обычно
определяющих «северные письма». Икона написана мастером-профессионалом, но
безусловно местным, о чем свидетельствует манера наложения красок, некоторая
плоскостность изображения и общий лирический склад произведения.
В
трапезной верхней церкви в ряду местночтимых святых находились иконы
основателей монастырей в Каргополье - Кирилла Челмогорского (XIV
век) и Александра Ошевенского (ХV
век). Жития этих святых содержат ценный материал как для историка, так и для
искусствоведа. Так автор «Жития Кирилла Челмогорского», Иоанн, священник
Покровской церкви в Лядинах, живший в середине XVII
века, в тексте жития называет себя «иереем изографом» и сообщает, что
написал три иконы преподобного.
В «Житии
Александра Ошевенского» упоминается «иконописец Симеон именем с сыном
Иваном». Все эти факты лишний раз свидетельствуют о том, что авторами
«северных писем» были не только профессиональные иконописцы, но в
большинстве случаев местные жители, клирики и крестьяне.
Вторая
лядинская церковь - Богоявленская - очаровывает своей прихотливой
живописностью. По времени она позже Покровской - 1793 года. Церковь эта -
прекрасный пример неисчерпаемости форм деревянного зодчества.
Конструктивно здание очень просто: восьмерик на четверике с примыкающей
трапезной, но все дело в том, как сумели мастера распорядиться этими
традиционными объемами. Распорядились же превосходно: взяли и осыпали ее
простой объем двенадцатью главками-шишечками, и стала церковь «преудивленной
и преукрашенной», как выражались встарь.
Глядя на
нее, вспоминается что-то знакомое - да, Покровская церковь в Кижах (1764).
Сходство, разумеется, неполное, но в деревянном зодчестве мы вообще не знаем
ни одного памятника, в точности повторяющего другой, даже если тот служил
явным прототипом. В отличие от кижской здесь на плоской восьмискатной кровле
не девять, а только пять главок, и стоят они не на восьмеричках, а
бесхитростно вырастают из кровли. Найдены и свои оригинальные приемы: по
углам четверика поставлено по маленькой главке, также и трехчастная апсида
на одиннадцать граней имеет одну бочку над центральной апсидой, увенчанную
главкой, над боковыми же апсидами изящные главки поставлены на маленькие
восьмерички. Затейливая разномасштабность оглавления радует взор.
Но есть у
Вогоявлеиской церкви еще одна примечательность, неповторимая больше нигде в
памятниках деревянного зодчества - ее «круглое» крыльцо. Исследователи
называют его «исключительным в древних деревянных церковных постройках» (В.
Суслов).
Третий
памятник ансамбля - колокольня конца XVIII века. Она имеет вид стройной
башни с шатро-вым завершением. Колокольня срублена в шап, в лапу. Внутренняя
конструкция ее обычна: восемь столбов, соответствующих граням, и центральный
столб, проходящий через все сооружение до креста. В отличие от саунинской
колокольни сруб основного массива - восьмерик - восходит не от земли, а
поставлен на невысокий четверик. Такой прием, довольно распространенный в
сооружениях подобного типа, вызывался необходимостью, дабы опорные столбы
колокольни не касались земли и не гнили. В нижнем ярусе - четверике
- устраивалось небольшое помещение, обычно под склад церковной утвари.
Следует
отметить еще одну примечательную деталь в окружающем Лядинский ансамбль
деревенском пейзаже - пять старых амбарчиков, вытянувшихся с запада вдоль
погоста. Сами по себе амбарчики предельно просты - обычные приземистые
срубы, крытые на два ската, с широкими двустворчатыми дверьми, но они так
живописно стоят рядком, один к другому, так дружно и простодушно, что без
них картина Лядин была бы неполной...