Генрих ГУНН

ВОКРУГ КЕНОЗЕРЬЯ (пересказ)

Продолжаем пересказывать книги Генриха Павловича Гунна. И те сюжеты из них, которые касаются районов,  расположенных рядом или недалеко от Кенозерского национального парка



4. ОКРЕСТНОСТИ  КАРГОПОЛЯ
(Из книги "Каргополье - Онега")

Белокаменный Каргополь стоит островком в краю, где вокруг "лесная Русь" с селами, деревнями и их историями. Куда бы  вы не пошли, вас ждет находка - прекрасный  памятник архитектуры,  скорее всего шатровая церковь.

Форма шатра получила широкое распространение в древней Руси. Шатровая церковь представляла собой восьмигранную башню, увенчанную восьмигранным же шатром. Шатровое здание выражает устремленность ввысь.

Самый близкий к Каргополю памятник - церковь Иоанна Златоуста 1665 г. села Саунино в 5 км от города. Она стоит в поле чуть в стороне от села, на  старом кладбище.  Шатровая церковь имеет высоту 35 м и дополнена шатровой колокольней. Саунинская церковь относится к типу "восьмерик на четверике".  

запада: алтарь и притвор. Место удалено от людей, никто там не живет теперь.
Церковь Иоанна Златоуста  в селе Саунино и фрагмент "неба" в церкви.
С восточной стороны к четверику примыкает квадратная в плане апсида, перекрытая бочкой с небольшой главкой, с западной стороны  расположена трапезная в виде прямоугольного сруба с двухскатным покрытием. В трапезной устроен придел с иконостасом для отправления службы, а над ним  на кровле - еще одна главка.

Внутри храма  довольно скромное помещение,  переход от четверика к восьмерику и к шатру скрывает расписной потолок "небо", состоящий из наклоненных к центральной оси секций.

Колокольня имеет шестигранный сруб, рубленный в лапу, т.е. без выступов. Вертикальные столбы в верхней части звонницы образуют пролеты для колоколов.

В 10 км   от Каргополя в сторону Няндомы расположена Большая Шалга, названная по местности, означающей и "лес" и "дровосеку". Церковь в Большой Шалге  построена в 1745 г. и освящена в честь Рождества Христова. 
Церковь Рождества Христова 1745 г. в Большой Шалге.
Фото А.Бодэ.
В плане она напоминает саунинскую, но для создания впечатления необычайной стройности ее четверик и восьмерик сужены и вытянуты, а грани шатра  необыкновенно круты. Восьмигранная пирамида шатра завершается главкой.  Внутри церкви сохранилось расписное "небо".

Рядом находится  каменная церковь XIX в.

От Каргополя на запад - Пудожский тракт.
По дороге - деревенька Гринево, где жила известная народная мастерица. Чуть дальше - большое село Печниково. Оно сохраняет облик старого северного села с "двужирными" избами, украшенными солнцами по фронтону и резными причелинами. Встречаются тут и колодцы с огромными воротными колесами.

От Печникова в 6 км в сторону - село Красная Ляга, а "ляга" - маленькое озерцо или лужа. Знаменито село шатровой Сретено-Михайловской    церковью 1665 г., с восьмериком от земли. На конце шатра тонкая шейка с главкой. Два прируба с востока и запада: алтарь и притвор. Место удалено от людей, никто там не живет теперь.
Сретено-Михайловская церковь 1655 г. в Красной Ляге.  
Фото А.Афанасьева.
За Печниковым в 37 км от города - село Лядины, где еще недавно находился целый архитектурный ансамбль. из двух церквей и колокольни. Существующие церкви  заменили в XVIII веке прежние.

Ансамбль погоста в селе Лядины. XVIII в. Справа - Покрово-Власьеская ц., слева - колокольня,  в центре - Богоявленская
Шатровая Покрово-Власьевская церковь построена в 1764 г. (вариант - или в 1743 г.). Это восьмерик на четверике, но увеличенный едва не вдвое. Он растянут по боковому фасаду за счет прирубов - двухэтажной трапезной с притвором и алтарной     апсиды, перекрытой массивной     бочкой.  Нижняя церковь - Власьевская - была зимней, верхняя Покровская - летней. В верхней церкви сохранились резной позолоченный иконостас и расписное "небо". В иконостасе Покровской церкви находилось несколько известных икон, находящихся теперь в лучщих музеях России (Эрмитаж, Архангельский мвузей ИЗО), а также иконы основателей монастырей в Каргополье: Кирилла Челмогорского (XIV в.) и Александра Ошевенского (XV в.). Вторая лядинская церковь -  Богоявленская - очаровывает живописностью. Ее объем - восьмерик на четверике - завершен двенадцатью  главками. Помимо пятиглавия на плоской восьмискатной кровле, по углам четверика поставлены еще четыре маленькие главки, а в трехчастной апсиде каждая часть также украшена одной главкой. Еще одна особенность Богоявленской церкви - "круглое" крыльцо, имеющее вид широкого шатра из семи граней. Свод шатра изнутри изображает синее небо, усыпанное белыми звездами.
Круглое крыльцо церкви Иоанна Златоуста  в селе Саунино. Виды сверху и изнутри.
Колокольня ансамбля относится к постройкам  конца XVIII века и имеет вид   стройной башни с шатровым завершением.


Все, что Г.Гунн писал о Лядинах, было справедливо до 5 мая 2013 года. В результате пожара, возникшего от удара молнии, погибли Покрово-Власьевская церковь и колокольня.  Богоявленскую церковь удалось отстоять, и она сегодня отремонтирована и отреставрирована.
Церковь Богоявления в селе Лядины. XVIII в. Нынешний вид.
Еще одно направление от Каргополя - северо-западное. Это дорога на Ошевенск.

На этом пути после проезда по мосту через  реку Чурьегу встретится прямолинейный участок дороги, упирающийся в белую монастырскую колокольню. Это - Александро-Ошевенский монастырь, основанный  иноком Александром Ошевневым в 1453 г.
Александро-Ошевенский монастырь. Слева на первом плане - Успенский собор (1707 г.) в руинах. Справа - надвратная церковь.
Монастырь обнесен невысокой каменной стеной, представляет собой  почти ровный квадрат с башенками по углам. Самая старая постройка - Успенский собор 1707 года.

Само село Ошевенское вытянулось вдоль Чурьюги по ее правому берегу. в нем три деревни  - Погост, Ширяиха и Низ. В Погосте - деревянная церковь Боговления 1787 г. с колокольней.  Церковь представляет собой башню-восьмерик, крытую шатром.  Шатер колокольни похож на лядинский, состоит из низкого четверика, высокого восьмерика, пролетов звона и шатра с главкой.в
Деревня Погост. Богоявленская церковь. 1787 г. Деревня Низ. Георгиевская часовня, XIX век.
 В деревне Низ - часовня XIX в. оригинальной формы. Из общей клети вытянуты два стройных восьмерика, перекрытых шатрами. Верх одного шатра раскрыт под звон.

В деревне еще недавно сохранялись курные (рудные)  избы.  Одна из них - изба Попова - перевезена в музей деревянного зодчества "Малые Корелы".
Курная изба Попова в деревне Погост. XIX в.
Облик северной русской избы прост: ритм рядов серых бревен, оживленный оконными проемами, двускатная тесовая крыша. Красота избы - в ее завершении, кровле, крыльце. Карниз обычно сильно выступал вперед от передней стены. Концы продольных слег закрывались резными причелинами, причелины заканчивались резными полотенцами. Вдоль скатов - потоки     для дождевой воды, которые поддерживались кронштейнами - курицами.

В центре Ширяихи - старый дом Ушакова с характерным далеким выступом свеса кровли.
Дом Ушакова в деревне Ширяихе с росписью свеса кровли.
Свес расписан изнутри орнаментом из белых кругов с крестом. На фронтоне по бокам - "лютые звери": лев и львица, из пастей которых тянутся цепочки к розовому кусту  над окном. Лютые звери - это обереги,  отпугивающие зло.

Знакомство с Ошевенским можно закончить интересными домами с соседних селах - Большой и Малый Халуй, а также с мастерицами художественной вышивки и плетения из бересты.

 

 


Примечания:

1. Из книги Г.Гунна "Каргополье-Онега", М. "Искусство", 1989 г.
2. Фотографии - из книги Г.Гунна.
3. Другие материалы о Лядинах на нашем сайте -
здесь.
4. В результате катастрофического пожара, произошедшего на Пасху, 5 мая 2013 года, ансамбль Лядинского погоста лишился Покрово-Власьевской церкви и колокольни.