Генрих
ГУНН
ВОКРУГ КЕНОЗЕРЬЯ (пересказ)
Продолжаем пересказывать книги Генриха
Павловича Гунна. И те сюжеты из них, которые касаются районов,
расположенных рядом или недалеко от Кенозерского национального парка
4. ОКРЕСТНОСТИ КАРГОПОЛЯ
(Из книги "Каргополье - Онега")
Белокаменный Каргополь стоит островком в краю, где
вокруг "лесная Русь" с селами, деревнями и их историями. Куда бы вы не
пошли, вас ждет находка - прекрасный памятник архитектуры,
скорее всего шатровая церковь.
Форма шатра получила широкое
распространение в древней Руси. Шатровая церковь представляла собой
восьмигранную башню, увенчанную восьмигранным же шатром. Шатровое здание
выражает устремленность ввысь.
Самый близкий к Каргополю памятник -
церковь Иоанна Златоуста 1665 г. села Саунино в 5 км от города. Она стоит в
поле чуть в стороне от села, на старом кладбище. Шатровая
церковь имеет высоту 35 м и дополнена шатровой колокольней. Саунинская
церковь относится к типу "восьмерик на четверике".
запада: алтарь и притвор. Место удалено от людей, никто там не живет теперь.
Церковь Иоанна Златоуста
в селе Саунино и фрагмент "неба" в церкви. |
С восточной стороны к
четверику примыкает квадратная в плане апсида, перекрытая бочкой с небольшой
главкой, с западной стороны расположена трапезная в виде
прямоугольного сруба с двухскатным покрытием. В трапезной устроен придел с
иконостасом для отправления службы, а над ним на кровле - еще одна
главка.
Внутри храма довольно скромное помещение, переход
от четверика к восьмерику и к шатру скрывает расписной потолок "небо",
состоящий из наклоненных к центральной оси секций.
Колокольня имеет
шестигранный сруб, рубленный в лапу, т.е. без выступов. Вертикальные столбы
в верхней части звонницы образуют пролеты для колоколов.
В 10 км от Каргополя в сторону Няндомы
расположена Большая Шалга, названная по местности, означающей и "лес" и
"дровосеку". Церковь в Большой Шалге построена в 1745 г. и освящена в
честь Рождества Христова.
|
Церковь Рождества Христова 1745 г. в Большой Шалге.
Фото А.Бодэ. |
В плане она напоминает саунинскую, но для
создания впечатления необычайной стройности ее четверик и восьмерик сужены и
вытянуты, а грани шатра необыкновенно круты. Восьмигранная пирамида
шатра завершается главкой. Внутри церкви сохранилось расписное "небо".
Рядом находится каменная церковь XIX в.
От Каргополя на запад - Пудожский тракт.
По дороге - деревенька Гринево, где жила
известная народная мастерица. Чуть дальше - большое село Печниково. Оно
сохраняет облик старого северного села с "двужирными" избами, украшенными
солнцами по фронтону и резными причелинами. Встречаются тут и колодцы с
огромными воротными колесами.
От Печникова в 6 км в сторону - село
Красная Ляга, а "ляга" - маленькое озерцо или лужа. Знаменито село шатровой
Сретено-Михайловской церковью 1665 г., с восьмериком от
земли. На конце шатра тонкая шейка с главкой. Два прируба с востока и
запада: алтарь и притвор. Место удалено от людей, никто там не живет теперь.
|
Сретено-Михайловская церковь 1655 г. в Красной
Ляге. Фото А.Афанасьева. |
За Печниковым в 37 км от города - село Лядины, где
еще недавно находился целый архитектурный ансамбль. из двух церквей и
колокольни. Существующие церкви заменили в XVIII веке прежние.
|
Ансамбль погоста в селе Лядины. XVIII в.
Справа - Покрово-Власьеская ц., слева - колокольня, в центре -
Богоявленская |
Шатровая Покрово-Власьевская церковь построена в 1764 г. (вариант - или в
1743 г.). Это восьмерик на четверике, но увеличенный едва не вдвое. Он
растянут по боковому фасаду за счет прирубов - двухэтажной трапезной с
притвором и алтарной апсиды, перекрытой массивной
бочкой. Нижняя церковь - Власьевская - была зимней, верхняя Покровская
- летней. В верхней церкви сохранились резной позолоченный иконостас и
расписное "небо". В иконостасе Покровской церкви находилось несколько
известных икон, находящихся теперь в лучщих музеях России (Эрмитаж,
Архангельский мвузей ИЗО), а также иконы основателей монастырей в
Каргополье: Кирилла Челмогорского (XIV в.) и Александра Ошевенского (XV в.).
Вторая лядинская церковь - Богоявленская - очаровывает
живописностью. Ее объем - восьмерик на четверике - завершен двенадцатью
главками. Помимо пятиглавия на плоской восьмискатной кровле, по углам
четверика поставлены еще четыре маленькие главки, а в трехчастной апсиде
каждая часть также украшена одной главкой. Еще одна особенность
Богоявленской церкви - "круглое" крыльцо, имеющее вид широкого шатра из семи
граней. Свод шатра изнутри изображает синее небо, усыпанное белыми звездами.
Круглое крыльцо церкви Иоанна Златоуста
в селе Саунино. Виды сверху и изнутри. |
Колокольня ансамбля относится к постройкам конца XVIII века и
имеет вид стройной башни с шатровым завершением.
Все, что
Г.Гунн писал о Лядинах, было справедливо до 5 мая 2013 года. В результате
пожара, возникшего от удара молнии, погибли Покрово-Власьевская церковь и
колокольня. Богоявленскую церковь удалось отстоять, и она сегодня
отремонтирована и отреставрирована.
|
Церковь Богоявления в селе Лядины. XVIII в. Нынешний вид.
|
Еще одно направление от Каргополя
- северо-западное. Это дорога на Ошевенск.
На этом пути после проезда по
мосту через реку Чурьегу встретится прямолинейный участок дороги,
упирающийся в белую монастырскую колокольню. Это - Александро-Ошевенский
монастырь, основанный иноком Александром Ошевневым в 1453 г.
Александро-Ошевенский монастырь. Слева на первом плане - Успенский собор
(1707 г.) в руинах.
Справа - надвратная церковь. |
Монастырь обнесен невысокой каменной стеной,
представляет собой почти ровный квадрат с башенками по углам. Самая
старая постройка - Успенский собор 1707 года.
Само село Ошевенское вытянулось вдоль Чурьюги по ее правому берегу. в нем
три деревни - Погост, Ширяиха и Низ. В Погосте - деревянная церковь
Боговления 1787 г. с колокольней. Церковь представляет собой
башню-восьмерик, крытую шатром. Шатер колокольни похож на лядинский,
состоит из низкого четверика, высокого восьмерика, пролетов звона и шатра с
главкой.в
|
|
Деревня Погост. Богоявленская церковь. 1787 г. |
Деревня Низ. Георгиевская часовня, XIX век. |
В деревне
Низ - часовня XIX в.
оригинальной формы. Из общей клети вытянуты два стройных восьмерика,
перекрытых шатрами. Верх одного шатра раскрыт под звон.
В деревне еще недавно сохранялись курные (рудные)
избы. Одна из них - изба Попова - перевезена в музей деревянного
зодчества "Малые Корелы".
|
Курная изба Попова в деревне Погост. XIX в. |
Облик северной русской избы прост: ритм рядов серых
бревен, оживленный оконными проемами, двускатная тесовая крыша. Красота избы
- в ее завершении, кровле, крыльце. Карниз обычно сильно выступал вперед от
передней стены. Концы продольных слег закрывались резными причелинами,
причелины заканчивались резными полотенцами. Вдоль скатов - потоки
для дождевой воды, которые поддерживались кронштейнами - курицами.В центре Ширяихи - старый дом Ушакова с характерным
далеким выступом свеса кровли.
Дом Ушакова в деревне Ширяихе
с росписью свеса кровли. |
Свес расписан изнутри орнаментом из белых
кругов с крестом. На фронтоне по бокам - "лютые звери": лев и львица, из
пастей которых тянутся цепочки к розовому кусту над окном. Лютые звери
- это обереги, отпугивающие зло.
Знакомство с Ошевенским можно закончить интересными
домами с соседних селах - Большой и Малый Халуй, а также с мастерицами
художественной вышивки и плетения из бересты.
Примечания:
1. Из книги Г.Гунна "Каргополье-Онега", М. "Искусство", 1989 г.
2. Фотографии - из книги Г.Гунна.
3. Другие материалы о Лядинах на нашем
сайте - здесь.
4. В результате катастрофического пожара, произошедшего на Пасху, 5 мая
2013 года, ансамбль Лядинского погоста лишился Покрово-Власьевской церкви и
колокольни.