Игорь Грабарь
ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА
(фрагмент)
Глава XX
КУБОВАТЫЕ ХРАМЫ
Трудно сказать, что вызвало появление того особого покрытия четырехгранного
храма, которому присвоено название “куба”. “Кубоватые” храмы встречаются
главным образом в Онежском крае, и древнейшие из них не восходят дальше
половины 17-го века. Одной из причин, повлиявших на возникновение этой
формы, было отчасти и известное запрещение строить шатровые храмы.
Отказаться окончательно и навсегда от шатра, слишком заветного и дорогого
для северянина, строители были не в силах, и с половины 17-го века заметно
лихорадочное искание новых форм, так или иначе напоминающих и заменяющих
шатер. Уже и бочечно-шатровые формы были заметной уступкой упорному
давлению, шедшему из Москвы, но все же шатер был до известной степени спасен
ценою пятиглавия. И народ полюбил этот новый храмовой тип, так как и шатер
был цел, и бочки давно уже были ему близки и дороги. “Куб” явился, в
сущности, еще более ловкой подменой шатра, окончательно усыпившей
недреманное око взыскательных архиереев.
Подтверждением такого предположения
может служить то обстоятельство, что самая древняя из сохранившихся
кубоватых церквей — церковь Параскевы Пятницы в Шуе Кемского уезда,
построенная в 1666 году, — имеет лишь одну главу, помещенную на
сильно вытянутой верхушке самого куба.
|
Ансамбль в с.Шуерецкое Кемского уезда Арх. губ. Пятницкая церковь - в центре, Никольская -
перед ней. Фото В.Суслова. 1886 г. (утрачен) |
|
Ансамбль в с.Шуерецкое. Пятницкая церковь (утрачена) |
Издали эта изящная церковь кажется почти шатровой.Такой одноглавый куб есть еще на Богоявленском приделе Троицкой церкви в
Подпорожье Онежского уезда, построенной в 1725 г.
|
Троицкая церковь в Подпорожье Архангельск. губ.
Онежск. уезда. 1725—1727 г.
Фото В.В.Суслова |
Однако он уже сильно приплюснут и не напоминает шатра в такой степени, как
Параскевинская церковь в Шуе. Это объясняется, быть может, сравнительно
более поздним временем его постройки Одноглавая форма куба,
несомненно, более логична, нежели пятиглавая, так как в ней еще
определеннее, нежели в шатре, выражается масса купола, являющегося в конце
концов исходной точкой той и другой формы. Возможно, что самый куб вырос из
комбинации бочки и шатра и как форма, наиболее близкая к куполу, вероятно,
вполне удовлетворял духовные власти. На его образование могли оказать
известное влияние и украинские мотивы, впервые в это время появляющиеся на
севере. Широкое применение куба объясняется и помимо указанных причин,
вероятно, большей простотой строительных приемов. Здесь не нужна рубка
по-круглому, более хлопотливая, не нужна и аккуратность, требуемая при рубке
громоздких шатров. Правда, самая округлость куба довольно “заделиста”, как
говорят плотники, но и она несравненно проще, например, устройства
соединений бочек с шатром в шатровом пятиглавом храме. Куб увенчивает почти
всегда только храмы, рубленые четвериками, и исключения здесь в высшей
степени редки. Таким редчайшим исключением является грандиозный храм Николая
Чудотворца в Зачачье Холмогорского уезда, на Северной Двине.
|
Никольская церковь в Зачачье Архангельской губ.
Холмогорского уезда. Фото И.Грабаря |
Она построена в 1687 году и по плану, по рубке стен его мощного восьмерика и
по широкому размаху совершенно тождествен с лучшими восьмериковыми храмами —
паниловским и вершино-георгиевским. Но вместо шатра восьмерик его неожиданно
завершается восьмигранным же “кубом”, грани которого в верхней части
постепенно переходят в круглую длинную шею, увенчанную главой. Едва ли можно
допустить, что эта красивая, но слишком прихотливая и жеманная форма
современна суровым архаическим стенам храма. Церковные клировые записи дают
некоторое объяснение этого загадочного куба, явно навеянного той формой
покрытия украинских церквей, которая известна под именем “бани”.
Оказывается, что в 1748 году в “верх” церкви ударила молния и расщепила его,
не произведя, однако, пожара. Этот “верх”, т. е., несомненно, шатер, был
тогда же отстроен заново и тут-то, конечно, и получил свою затейливую форму.
Установка на кубе пяти глав не представляет никаких затруднений и притом
легко исполнима согласно установившемуся порядку, т. е. по углам храма.
Недаром кубоватые храмы обыкновенно пятиглавы, по крайней мере, в своей
главной центральной массе. Такое пятиглавие мы уже видели в Троицкой церкви
Подпорожья; пятиглавы и церкви Петра и Павла в Вирме Кемского уезда и
Вознесения в Кушереке Онежского уезда.
|
Петропавловская церковь в Вирме Архангельск. губ., Кемского уезда. 1759 г. Фото В.А.Плотникова |
|
Вознесенская церковь в Кушереке Архангельск. губ., Онежск. уезда. 1669 г.
Фото В.А.Плотникова |
Первая из них построена в 1759 г. и довольно неуклюжа по формам,
еще больше обезображенным грубой обшивкой; вторая почти на целое столетие
древнее и, по клировой ведомости, построена в 1669 г. Она также обшита, хотя несколько и лучше, и до сих пор не
утратила своей стройности. Все ее детали вне всякого сравнения красивее, чем
в вирмской церкви. Угловые главки кубоватых храмов по большей части
производят впечатление случайных декоративных придатков, не связанных с
формой самого куба. В зависимости от большего или меньшего архитектурного
инстинкта строителей главки то приткнуты так явно нелепо, как в Вирме, то
при помощи особых кокошничков y подножия шей, как мы видим в Троицкой церкви
Подпорожья, дают некоторую иллюзию хоть какой-нибудь логичности и
конструктивности.
Удобство применения к кубу пятиглавия способствовало дальнейшему развитию
этого приема. Уже пятиглавие, примостившееся по углам, является переходом к
многоглавию — конечной мечте благочестивых строителей. Пятиглавый куб при
крестообразной форме плана дает уже такую оживленную группу девяти куполов,
какую мы имеем в замечательной Преображенской церкви в Чекуеве Онежского
уезда, построенной в 1687 году.
|
Преображенская церковь в Чекуеве Архангельск. губ.,
Онежск. уезда. 1687 г. Фото из книги А.А.Каретникова. |
Еще своеобразнее другая девятикупольная церковь — Владимирская в Подпорожье.
|
Церковь Владимирской Божией Матери в Подпорожье Архангельск. губ.,
Онежск. уезда. 1745 г. Фото 2014 г. Сайт sobory.ru |
|
Церковь Владимирской Божией Матери в Подпорожье. Обмеры В.В.Суслова. |
Она построена в 1745 году по такому же крещатому плану, но
нижние ее главки врезаны не прямо в бочки, как в Чекуевской, a приподняты
посредством шатров, на которые насажены шейки. Благодаря этому нижние главы
теснее связались с общей группой куполов, и многоглавие церкви получило
особенную выразительность.
Есть попытки достигнуть многоглавия и на самом кубе, как мы видим в большой
церкви села Бережно-Дубровского Каргопольского уезда, построенной в 1678
году.
|
Бережнодубровский погост. 1880-е гг.
Фото В.В.Суслова |
На кубе срублены “по странам света” четыре бочки и на каждой из них насажено
по главке, что вместе с угловыми и центральной главами дает девять глав,
живописно разбросанных по кубу. Пусть форма “куба” только декоративна, пусть
она не имеет никакого конструктивного оправдания, но отказать ей в
живописности нельзя. Она особенно уместна там, где она является мотивом,
объединяющим сложные группы церквей, — целые погосты, кажущиеся сказочными
затейливыми городками с несколькими десятками глав. Таков погост в посаде
Турчасово Онежского уезда.
|
Погост в посаде Турчасово. Архангельск. губ.,
Онежск. уезда. Девятиглавая Преображенская церковь 1786 г.; Благовещенская
церковь 1795 г.
Фото В.А.Плотникова. |
|
Разрез и план Турчасовской Благовещенской церкви по обмерам В.В.Суслова. |
Преображенский девятиглавый храм этого погоста построен в 1786 г. в типе
кушерецкого, чекуевского и других кубоватых храмов — Благовещенский же (1795 г.) интересен по своему оригинальному плану, очень выгодно подчеркивающему
самостоятельность двух его приделов. Прием этот в общем
напоминает прием двух епанчевых приделов в селе Павловском.
|
Церковь в селе Павловском близ Каргополя. 18-й век. Фото И.Я.Билибина. |
Вместо епанчи они крыты кубами, притом сравнительно редкой одноглавой формы.
Необыкновенно суровое впечатление должны были производить такие сложные
погосты в старину, когда все церкви стояли еще без тесовой обшивки. Теперь
их нет уже больше, но лет 20 тому назад они местами еще доживали свой век, и
один из них — в селе Шуе Кемского уезда — В.В.Суслову довелось еще видеть
и сфотографировать.
|
Погост в Шуе Архангельск. губ., Кемского уезда. Фото В.В.Суслова. |
Примечания:
1. Из
книги И.Э.Грабаря "Деревянное зодчество Русского Севера", гл.XX.
2. С
небольшими сокращениеями.
3. Фотографии И.Билибина не кликаются.
4. Продолжение -
Глава XXI. Ярусные храмы.