Игорь Грабарь
Глава XVIII
ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА
(фрагмент)
КЛЕТСКИЕ ХРАМЫ
Храмы, рубленые “клетски”, разбросаны по всей Великороссии, но чаще всего они встречаются в центральных губерниях, не обильных, подобно северу, лесом. По своему плановому приему и сходству с избой храмы эти невелики размером и не требуют больших денежных затрат на свое сооружение. Простейший и, вероятно, древнейший вид храма состоял из одной центральной большой клети с двумя меньшими прирубами с востока и запада, стоявшими прямо на земле или, по-народному, “на пошве”. Перекрытая кровлями на два ската, по подъему совершенно сходными с обычным подъемом кровель жилищ, и осененная крестом, эта постройка вполне удовлетворяла своему назначению со стороны чисто литургической, но слишком мало отличалась своей внешностью от обыкновенного жилья. Недоставало той видной и существенной части, которой в каменном храме являлся купол. Попытки дать этот купол или главу деревянному храму, устроенному “клетски”, весьма разнообразны. Конечно, глава эта получила здесь исключительно символический и чисто декоративный характер, не будучи конструктивно-служебной частью здания. Она являлась скорее принадлежностью кровли, так как между ней и церковным помещением находился чердак и над клетями храма всегда устраивался потолок.
Главе всегда сопутствует “шея”, соответствующая цилиндрическому основанию
каменного купола — его барабану. Как глава, так и ее шея покрывались в
чешую. Образцом такого простейшего клетского храма может служить та
небольшая, недавно сгоревшая церковка в Плесе на Волге, которую Левитан
написал в своей известной картине “Над вечным покоем”.
Церковь в Синозерской пустыни Новгородск. губ.
Устюжск. уезда. 18 в.
Соединение шеи главы с коньком двускатной кровли весьма разнообразно и часто
представляет в миниатюре среднюю часть типичного для данной эпохи храма.
Например, y той же плесовской церкви в подножье шеи ее главки помещено было
подобие купола или свода, перекрывающего четырехугольный постамент.
Последний как бы имитирует главный корпус, рисовавшийся воображению
строителя храма и таким образом весь этот мотив является миниатюрным
повторением городского храма 18-го века — эпохи, к которой относится и
сооружение плесовской церкви [По клировым записям, она была построена в 1748
г., и нет никаких оснований считать ее значительно более древней, как это
допускали некоторые исследователи.]. Приблизительно так же водружена главка
на кровле церкви в Синозерской пустыни Устюжского уезда Новгородской
губернии.
Петропавловская церковь в Плесе Костромск. губ. 1748 г.
(В 1904 г. сгорела)
Разница лишь та, что в плесовской церкви постамент низкий, тогда как здесь
он высокий с перехватом, дающим впечатление двухъярусной церкви и
имитирующим “четверик на четверике” — мотив конца 17-го века.
(не кликать)
Более
древним видом соединения главы с кровлей клетской церкви является применение
небольшой “бочки” или деревянного “кокошника”, представляющих в миниатюре
характерную часть каменного храма, “закомару”. Этот мотив часто встречается
в Олонецкой губернии и по Онеге, где народ особенно тяготел к формам бочки и
кокошника.
Простейшим, a вместе с тем и древнейшим, является прием укрепления шеи
непосредственно на кровле. В этом случае она как бы врезается всем своим
корпусом в конец крыши.
Таким же образом врезались в кровлю шейки двух глав Богоявленской церкви в Елгомской пустыни Каргопольского уезда.
Церковь Богоявления в Елгомской пустыни Олон. губ., Каргопольск. уезда. 1644г. (фото Д.В.Милеева) |
Крыльцо синозерской церкви срублено “на
отлете”, т. е. не прямо примыкает к стенам ее, a поставлено от них на
некотором расстоянии. Лестница ведет сперва на особую площадку, стоящую на подклете, забранную со
всех сторон и крытую. Такая площадка называется “рундуком”.
Отсюда уже идет
другая лестница, тоже крытая, которая ведет в храм. Иногда крыльца прилегали
и плотно к стенам и тогда устраивались на два всхода с двумя рундуками по
сторонам.
Крыльцам храма соответствуют, как и в жилищах, сени, представляющие собой
крытые галереи, заменившие паперти каменных храмов. Галереи эти, или, как их
местами называют, “нищевники”, так как в них помещаются нищие, примыкают к
храму с западной стороны или же огибают его с трех сторон, оставляя
открытыми алтарь и ближайшую к нему часть среднего помещения для молящихся.
Дальнейшее плановое развитие клетского храма заключается в увеличении той
западной части его, которая когда-то служила притвором. Эта часть, носящая
название “трапезной” или просто “трапезы” храма, является вторым помещением
для молящихся, часто значительно большим, нежели первое, главное помещение,
настолько большим, что являлась необходимость установки двух или даже
четырех столбов для поддержки потолка. Еще больше усложнились клетские храмы
с устройством при них “приделов”, т. е. примыкающих к главному меньших
храмов, составляющих с ним общую группу. Такой придел по облику своему
действительно должен походить на отдельный храм, увенчанный главой с алтарем
и трапезой или отдельным притвором, т. е. на законченное целое, примыкающее
к главному храму. Такое условие чрезвычайно невыгодно для клетских храмов,
представляющих по всему своему складу и строю законченное целое, но что и
здесь возможны неожиданно красивые мотивы, показывает прелестная церковь в
Осинове Шенкурского уезда, где удачно применен прием “двойней” — двух
одинаковых смежных клетей [Введенская церковь с приделом Николая Чудотворца
на основании клировых записей считается построенной в 1776 году.
Введенская церковь в Осинове Арханг.губ. Шенкурск. уезда. 1684-1776 г.
(Фото. И.Грабаря) Не кликать |
Церковь в селе Спас-Вежи близ Костромы. Начало 18 в. |
Воскресенская церковь в Усть-Паденге Арханг. губ. Шенкурск. уезда. 1675 г. Фото И.Билибина |