Н.Н.Гесь (Санкт-Петербург)
В иконописи Северной Руси большое распространение получили изображения святых Флора и Лавра (память 18(31) августа). Заменив, по мнению многих исследователей, дохристианских конных близнечных божеств, эти святые унаследовали их функции, подтверждением чего явились особенности их народного почитания как в древнем Новгороде, так и в его северных землях.
Мученики из Иллирии,
братья-близнецы Флор и Лавр в Житии не имели никакого отношения к коням,
а были каменотесами (строителями). Тем не менее, взаимодействие
новгородской иконописи с местными особенностями почитания этих святых,
переосмысление иконописцами дохристианских образов, заменой которых
стали в народном сознании Флор и Лавр, привело к появлению изображений
братьев рядом со святыми — покровителями домашнего скота. А в ХV веке в
новгородской станковой живописи появляются иконы, на которых Флор и Лавр
представлены верхом на конях. Но наиболее ярко и неожиданно
дохристианские представления и обычаи, связанные с народным почитанием
этих святых, проявились на иконах с сюжетом «Чудо архангела Михаила о
Флоре и Лавре».
На них мученики стоят рядом с конями и сам
архангел Михаил поручает им заботиться о лошадях, вручая при этом
поводья черного и белого коней. Вероятно, композиция икон с этим сюжетом
изначально складывалась постепенно и лишь со временем в нижней их части
появились и три каппадокийских конюха, погоняющих табун лошадей к
водному источнику.
На
некоторых иконах «северных писем» с этим сюжетом вместо движения лошадей
к источнику иконописцы показывают прогон их в ущелье. Кроме того,
композиция икон «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре» усложняется
добавлением в их нижней части образов других покровителей скота, таких,
как святой Власий и Спиридоний (либо Модест), которых иконописцы
изображают в окружении домашних животных.
Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре.
Посл. четв. XV в. Новгород.
Из собрания И.С.Остроухова
Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре с Власием и Спиридоном. Перв. пол. XVI в. |
Например, один из древнейших языческих обрядов, совершавшихся на территории Новгорода и бытовавший, исходя из материалов археологических раскопок, даже в конце XIV — начале ХУ вв., представлял собой жертвоприношение коня при закладке дома — так называемую «строительную жертву», тесно связанную с той самой охранительной функцией этого образа. В начале возведения постройки, в ее основании помещали череп коня, в конце строительства крыша дома также завершалась его головой. По окончании строительного ритуала начинался пир.
Существует несколько трактовок значения и смысла описанного обряда
с конем. Согласно одной из них, смысл его состоял в «умилостивлении
жертвой духов земли: жертва осмысляется как своего рода «выкуп за
место», это «жертва духам земли по поводу повреждения строителями
матери-земли». В древности ею первоначально являлся сам человек и уже
позже произошло замещение его животным. При этом в мифологии древних
народов в качестве жертвы могли выступать возводившие постройку
строители, которым некие мифологические существа напоминали о
необходимости соблюдения обряда жертвоприношения при возведении здания.
В городском обряде «строительной жертвы» в этом качестве выступали не
строители, возводившие
дом, а конь. Именно он здесь выполнял и охранительную и искупительную
функции. Другое направление в трактовке данного обряда связано с
древними представлениями о сотворении мира из частей божества. Напомним,
что у разных народов символами творящего божества, демиурга были птица,
конь, всадник и т. д. При этом не только мир, но и жилище древнего
человека представлялись как тело божества в образе жертвенного
животного. Жертва его в «строительных» обрядах служила неким «исходным
материалом», подобно тому, как жертва божества в акте творения мира.
Таким образом, обряд «строительной жертвы» при возведении постройки
символизировал творение мира из частей коня при его жертвоприношении. В
качестве завершения крыши постройки выступала голова коня, игравшая
особую обрядовую роль - символизировавшая демиурга в верхней ее зоне.
Крыши славянских строек могли завершаться и парой конских голов. В этой
связи следовало бы вспомнить о том, что в целом обряд жертвоприношения
коня уходит корнями в древнейший период общей жизни индоевропейских
народов, когда это животное приносилось в жертву в первую очередь
богу-творцу, громовнику. Не менее тесно образ коня и его
жертвоприношение были связаны с представлениями и о близнечных богах,
помощниках бога-творца: они могли представляться в виде пары коней.
Описанные традиции получили дальнейшее развитие у таких народов
индоевропейской семьи, как древние греки, иранцы, германцы, бanты
и т.д. На Руси отголоски этих представлений сохранились, как показывают
исследования В.Ф.Миллера, Л.А.Лелекова и др., в народном почитании
парных святых Флора и Лавра. Вяч.Вс.Иванов также считал несомненным,
что изображения близнецов Флора и Лавра на новгородских иконах восходит
к парам близнечных богов, соотносившихся с конями.
Анализируя древнее значение новгородского
обряда «строительной жертвы», можно прийти к выводу, что он восходит к
целому комплексу древних представлений: о связи между жертвой коня
(первоначально человека, строителей), возводимой постройкой и
устройством мироздания; о жертве божества, строящего мир, образ которого
был замещен конем; о связи жертвоприношения коня с древним близнечным
культом, отголоски которого мы находим, например, в символах,
завершавших крышу постройки. В схеме «жертва божества (человека,
животного) - мироздание (постройка, жилище)» привлекает внимание тот
факт, что до жертвоприношения коня в качестве жертвы могли выступать
строители здания. Это позволяет предположить, что и такое событие из
Жития христианских мучеников Флора и Лавра, как возведение здания
(храма), и то, что братья были не просто близнецами, а именно
близнецами-строителями, вполне могли оказать влияние ка народное
сознание, результатом чего явилось замещение этими святыми древних
конных близнечных богов, заботившихся о конях и считавшихся при этом
помощниками творца мира. Превращение же в народном представлении двух
помощников демиурга (божества, созидающего мира здание) в строителей,
получивших право возвести
христианский храм, могло привести к появлению в древнерусской живописи
сюжета «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре» с мотивом
вручения святым поводьев
коней. Вполне возможно также, что отголоски архаичных представлений,
связанных в народе с таким основополагающим событием, как сотворение
мира божеством, с ролью в этом событии близнецов, образа коня нашли свое
отражение в создании неизвестным новгородским мастером торжественной и
гералыдичной композиции иконы «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре»
из собрания И.С.Остроухова. «Компози-ция строится настолько
симметрично,... что она уподобляется гербу», - писал В.Н.Лазарев.
Маленькой моделью мира назвал эту икону М.В.Алпатов.
Не
меньшую популярность иконы с этим сюжетом получили в северных землях,
где конь также считался священным животным, а следы древнего
мировоззрения сохранялись значительно дольше. В праздниках народного
земледельческого календаря ощущались архаичные представления о порядке в
устройстве мира, роли солнца в жизни природы и человека, цикличности тех
или иных событий в ней. Дохристианские верования, связанные с солярным
образом коня, обнаруживаются и в обрядах, проводившихся в день памяти
народных святых, в частности, покровителей коней Флора и Лавра.
Отдельные стороны обрядов, совершавшихся в этот день, такие, например,
как торжественный ритуал поклонения коню, отразились, как отмечала еще в
1968 г. М.А.Реформатская, на иконах «Чудо о Флоре и Лавре» «северных
писем». И в нижней части этих икон сцены с тремя конюхами, погоняющими
лошадей к водному источнику или в ущелье, не лишены бытовой
конкретности. Анализ обрядов с конем, проводившихся в день памяти Флора
и Лавра на Русском Севере, позволяет согласиться с высказанным мнением.
Рассмотрим их подробнее. В работах этнографов приводится следующее
описание: 18 августа кре-стьяне сгоняли всех лошадей к водному
источнику, купали, затем украшали их гривы лентами и вели к церкви на
молебен. В некоторых землях Руси проводился обряд прогона скота сквозь
так называемые «земляные ворота». «...В некоторых губерниях Поволжья, -
писал, например, Д.К.Зеленин, - ... на Русском Севере, в Сибири, в
южнорусских губерниях... молебен над скотом совмещался с прогоном
последнего через живой ... огонь..., который разводился во рву, овраге
или канаве, иногда в прорытом сквозь холм или высокий б-рег реки тоннеле
или над этим земляным проходом». После молебна за деревней устраивались
скачки в перегонку на неоседланных лошадях, которые иногда завершались
жертвоприношением коня и пиром. В описанных обрядах обнаруживаются те же
элементы погребальной обрядности, жертвоприношение и пир, которые
присутствовали в рассмотренном нами ранее обряде «строительной жертвы»
коня. Надо сказать, что со временем первоначальное их значение было
забыто, оставив для этого животного только роль жертвы в дар божеству
Тем не менее, восстановить глубинный смысл обрядов с конем,
проводившихся в день памяти святых Флора и Лавра, нам помогают
исследования В.Н.Топорова. Прежде всего, надо сказать, что такие
элементы, как скачки, жертвоприношение, пир являлись частями ритуала
торжественного поклонения коню, обряда посвящения коня. Как в
погребальном обряде вообще, так и в подобных обрядах с конем, прежде
всего, присутствует аспект заботы, а в рамках «конской темы», как пишет
В.Н.Топоров, это идея ухаживания и подготовки коня. Реализацию этой
идеи, на наш взгляд, можно видеть в купании лошадей, их прогоне сквозь
земляные ворота, между двух костров, а также в мотиве их украшения
лентами. Состязания же, проводившиеся на конях, в древности понимались
как поединок всадника-демиурга, борьба между старым и новым, результатом
которой являлся переход в иное состояние. Что касается жертвоприношения
коня божеству-покровителю скота и урожая, то в древности считалось, что
посредством такого ритуала «заново восстанавливается вселенная,
суммируются два противоположных состояния циклического космического
ритма - рождение и смерть, восхождение и нисхождение, собирание и
рассредоточение». Третий элемент обряда, пир, следовавший после
жертвоприношения и являвшийся распределением еды и питья среди
участников, символизировал акт траты, опустошения, а на макрокосмическом
плане «опустошения» состава вселенной на стыке старого и нового
состояния, связь с «первособытием», с актом творения мироздания. Таким
образом, и в проводившихся в день памяти Флора и Лавра обрядах главный
их персонаж, конь, снова символизировал божество, жертва которого
означала жертву бога-творца при сотворении мира. А сами обряды с этим
животным оказываются связанными с темой строительства и разрушения,
жизни и смерти, начала и завершения.
В
вышеописанных обрядах привлекает внимание и роль в них трех стихий -
воды, земли и огня, что было связано с охранительной, очистительной
функцией последних. И здесь следовало 6ы вспомнить, что погребальный
обряд состоял из трех ритуалов, связанных с этими стихиями: утопления в
воде, сожжения в огне и погребения в земле. При этом полное выполнение
трехчастного погребального обряда означало преодоление смерти,
возрождение к новой жизни, в макрокосмическом смысле - возможность
нового создания состава вселенной. А возводившаяся с помощью трех стихий
преграда, как считалось, позволяла перейти в иное состояние. В обрядах в
день памяти святых Флора и Лавра идея перехода через преграду (огненную,
водную, земляную) присутствует соответственно в прогоне табуна через
«живой» огонь или между двух костров, преодолении водной преграды
(водоема) с купанием коней и прогоне скота сквозь «земляные ворота».
Также,
в связи с присутствием темы миростроительства в обрядах с конем, не
менее важным видится значение самих «земляных ворот»: строившиеся утром
на востоке деревни, они символизировали в народном представлении вход в
утробу Матери Земли. При проведении обряда в них проходила не только
скотина, но и люди. Заслуживает внимания и предположение, которое
высказал по этому поводу А.А.Потебня: ворота могли иметь значение
небесных, которые для восходящего и заходящего солнца отпирала и
замыкала заря. Подобное представление вполне могло существовать в
народном сознании в виду солярной символики образа коня. Ее присутствие
явно ощущается и в еще одном названии описанного обряда, существовавшем
в народе - «прогон сквозь землю».
М.А.Реформатская полагала, что некоторые
стороны обрядов, проводившихся в день памяти Флора и Лавра,
запечатлелись на северных иконах «Чудо архангела Михаила о Флоре и
Лавре». Разделяя ее мнение и проанализировав эти обряды, можем
предположить следующее. Во-первых, на иконах с этим сюжетом, в нижней их
части, мотив движения табуна к водному источнику, либо в ущелье отражает
обряд прогона скота соответственно через водную или земляную преграды.
Во-вторых. В верхней части северных икон с данным сюжетом иконописцы
изображают коней Флора и Лавра то движущимися навстречу друг другу (кони
словно готовы поменяться местами), то прячущимися за горками и
обращенными в разные стороны. Объяснение такому их положению также можно
найти в обряде прогона скота сквозь «земляные ворота»: в циклическом
движении этих
коней «сквозь землю», просматривается
все та же идея смены состояний (жизни и смерти, дня и ночи,
строительства мира и его разрушения), идея круговорота жизни через некий
рождающий центр, в роли которого в верхней части иконы выступает пещера
горы, с возвышающейся над нею фигурой архангела Михаила.
Исследование особенностей народного почитания святых Флора и Лавра
позволило выявить более глубокий, первоначальный смысл обрядов с конем,
связь с темой сотворения мира. Столь важные в культуре, жизни любого
народа представления, несомненно, оказали влияние и на появление в
древнерусской живописи изображений святых близнецов, строителей Флора и
Лавра с конями, и на сложение в древнем Новгороде композиции икон с
сюжетом «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре».
Примечания:
1. Статья опубликована в сборнике «Культура Поонежья X-XXI
веков: общерусские черты и региональные особенности». Материалы XI
Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2011.
2. Автор: Гесь Наталья Николаевна, преподаватель С.-Петербургского Института живописи, скульптуры и
архитектуры.
3. Фотографии икон
- из интернета.
4. Подробнее о св. мучениках Флоре и Лавре -
здесь.
5. Еще о северных иконах -
здесь.