Святитель ФИЛИПП, Митрополит Московский (1507 - 1569)
Святитель Филипп, Митрополит Московский,
в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых,
занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей.
Он родился в 1507 году.
Его отец, Степан Иванович, "муж просвещенный и исполненный ратного
духа", попечительно готовил сына к государственному служению.
Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с
именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого
благочестия.
Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и
святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское
просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви.
Великий
князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил
ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь.
Сознавая ее суетность и греховность, Феодор все глубже погружался в
чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого
подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного
уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна,
предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не
могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного.
В воскресный день, 5 июня 1537 года, он, не прощаясь с родными, тайно, в
одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в
деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими
трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на
Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал
землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по
желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в
послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного
Александра Свирского.
Под руководством опытных старцев инок
Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий
посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с
работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу
службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него.
Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным
знамением. По благословению игумена, святой Филипп некоторое время
проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу.
В 1546 году в Новгороде Великом архиепископ Феодосий посвятил Филиппа во
игумена Соловецкой обители. Новопоставленный игумен старался всеми
силами поднять духовное значение обители и ее основателей -
преподобных Зосиы и Савватия.
Святой Филипп построил на Соловках два величественных храма - трапезный
храм Успения Божией Матери, освященный в 1557 году, и Преображения
Господня. Игумен сам работал как простой строитель, помогая класть стены
Преображенского собора.
Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на
безмолвие в глухое пустынное место, за две версты от монастыря,
получившее впоследствии название Филипповой пустыни.
В Москве о
соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы
Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного
сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни
ничего общего не будет иметь с мятежным боярством.
Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля
Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался
убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее
государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит
пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины
и государственного управления, не уходить с метрополии в случаях, если
царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя,
как были опорой московских государей прежние митрополиты.
25 июля 1566
года свершилось посвящение святого Филиппа на кафедру Московских
Святителей, к сонму которых предстояло ему вскоре присоединиться.
Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических
деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым
писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей (и сам
внезапно оборвал нить московского летописания), вникал в тонкости
монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и
монашестве. Каждый шаг государственного служения, все крутые меры,
предпринятые им для коренной перестройки всей русской государственной и
общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление Промысла
Божия, как действие Божие в истории.
Сама опричнина была
задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и
ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и
идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов
утра. На "братию", не явившуюся к молебну в четыре часа утра,
царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно
молиться и пел в церковном хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока
опричники ели, царь стоял возле них. Оставшиеся яства опричники собирали
со стола и раздавали нищим при выходе из трапезной. Наиболее ярко духовное делание и иноческое трезвение
Грозного раскрывается в его "Синодике": незадолго до смерти по его
велению были составлены полные списки убиенных им и его опричниками
людей, которые были затем разосланы по всем русским монастырям. Весь
грех перед народом Иоанн брал на себя и молил святых иноков молить Бога
о прощении его исстрадавшейся души.
Самозванное иночество Грозного, мрачным игом тяготевшее над Россией,
возмущало святителя Филиппа, считавшего, что нельзя смешивать земное и
небесное, служение креста и служение меча.
В Неделю
Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь с опричниками пришел в
Успенский собор, как обычно, в монашеских облачениях, святитель Филипп
отказался благословить его, но стал открыто порицать беззакония,
творимые опричниками. Грозный в гневе сказал: "Нам ли противишься? Увидим
твердость твою! - Я был слишком мягок с вами", - добавил царь, по
свидетельству очевидцев.
Над Митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии
поредевшей Боярской думы. Нашлись лжесвидетели: к глубокой скорби
святителя, это были иноки из возлюбленной им Соловецкой обители, его
бывшие ученики и постриженики. Это было 8 ноября 1568
года. В середине службы в храм ворвались опричники, всенародно зачитали
соборное осуждение, порочившее святителя, сорвали с него архиерейское
облачение, одели в рубище, вытолкали из храма и на простых дровнях
отвезли в Богоявленский монастырь. Мученика долго томили в подвалах
московских монастырей, ноги старца забивали в колодки, держали его в
оковах, накидывали на шею тяжелую цепь. Наконец, отвезли в заточение в
Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя, 23 декабря 1569 года,
святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова.
Мощи его были преданы земле первоначально там
же, в монастыре, за алтарем храма. Позже совершилось перенесение их в
Соловецкую обитель (11 августа 1591) и оттуда - в Москву (3 июля 1652).
День памяти святителя Филиппа отмечалась Русской Православной Церковью с 1591 года в
день его мученической кончины - 23 декабря. С 1660 года
празднование было перенесено на 9 января (ст. ст.).
В Кенозерском национальном парке в честь Святителя Филиппа освящена часовня в дер. Кривцово.