Б.Н.Федоров
КАРГОПОЛЬ И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ

В исторических документах XVI—XVII веков среди крупнейших административных и торговых центров Русского государства значится далекий северный город Каргополь. Возник он у истоков реки Онеги на территории современной Архангельской области.

Когда был основан этот город и почему он носит наименование, созвучное на первый взгляд древнегреческому языку?

О названии города Каргополь
Оба эти вопроса пока представляют для науки загадку. По этому поводу среди исследователей бытует множество различных толкований (данные не позднее 1978 г .- М.З.) Ряд ученых выдвигает предположение, что Каргополь был основан около XI—XII веков новгородцами. Приверженцы этой версии считают, что посланцы Великого Новгорода в поисках торговых путей со странами Европы проникли в этот далекий край по системе озер Белое—Воже—Лача на плоскодонных ладьях, которые могли свободно спускаться по реке Онеге к морю Студеному. В широкой северной горловине озера Лача на том месте, где начинается наиболее трудный путь по порожистой реке, новгородцы и заложили город, дав ему греческое имя «Каргополис», что означало — «лодочная пристань».

Существует также мнение, что свое название город мог получить и от сочетания финских слов «каргун» — «медведь» и «пуоле» — «страна». «Каргунпуоле» — «медвежья страна». Искаженное произношение этих слов новгородцами, хорошо знакомыми с греческим языком благодаря постоянной связи с Византией, и могло дать имя — Каргополь. И действительно, в лесах, окружавших некогда город, водилось большое количество медведей. Встреча с этим зверем, как утверждают местные жители, не является неожиданностью и в настоящее время. Не случайно даже в крестьянской игрушке, которой так славится Каргополь, одним пз любимых «персонажей» является медведь.

Заслуживает внимания и еще одна версия происхождения наименования города. Если обратиться к «Сотной переписи» 1561—1564 годов или к переписным книгам XVII столетня, то можно заметить, что Каргополь в те времена писался в два слова —«Карго поле». «Карго» — местное название вороны, и, следовательно, наименование города можно перевести как «воронье поле». Справедливость этой версии также может показаться убедительной, если выйти на окраину Каргополя, где со зловещим карканьем летают огромные стаи черных ворон. Вероятно, этим обстоятельством был поражен белозерский князь Вячеслав, когда, возвращаясь после похода на чудь, «...нашед поле, удобным для отдохновения [...] назвал князь оное Каргиным полем и учредил на оном свой стол [...] россияне сделали на поле том острог».

Каргополь в составе Новгородской Руси
Многие ученые, ссылаясь на приведенную рукопись, найденную в монастырских бумагах в конце XVIII века русским поэтом Г.Р.Державиным, считают, что город был основан в середине XII века. Некоторые исследователи, пытаясь определить это время точнее, опираясь на записи о походах князя Вячеслава против чуди, датой основания Каргополя называют 1146 год.

Вплоть до конца XIV столетия письменные документы о городе отсутствуют. Известны лишь предания, одно из которых гласит, что в 1380 году каргопольский князь Глеб со своей дружиной участвовал в битве против татар па Куликовом поле. Это подтверждает и «Никоновская летопись».

В XV веке Каргополь вел активную борьбу на стороне Новгорода против усиления влияний Москвы в северном крае. В 1447 году каргопольцы дали приют бежавшим из Москвы князьям Ивану Можайскому и Дмитрию Шемяке, политическим противника» великого князя Василия Темного. Однако с падением Новгорода Каргополь один уже не мог сопротивляться и вошел в состав централизованного Русского государства. В город был прислан московский наместник.

Каргополь - в составе Московской Руси
В царствование Ивана IV, в 1565 году, Каргополь зачисляется в девятнадцать «царских городов», обеспечивавших содержание опричнины. К этому времепи город сильно разросся и стал одним из богатейших торговых центров Севера. Он уже славился своей сильной крепостью, которая не раз отражала вражеские полчища, посягавшие на северные земли Русского государства. В 1612—1614 годах польско-литовские интервенты трижды пытались осадить город и прорваться в богатый северный край, но, благодаря стойкости и мужеству горожан, вынуждены были отступить. За эти заслуги перед Родиной каргопольцам была дарована царская «Похвальная грамота», где отмечалось, что они «литовских людей побивали и многие городы и волости от воров очистили и преславные победы [...] везде показали».

В XVIII столетии с открытием Балтийского морского пути, Каргополь постепенно теряет свое торговое и стратегическое значение и к 1770-м годам числится уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии. В XIX веке Каргополь уже становится глухим и окраинным северным городком с населением 2680 человек (по переписи 1891 года), где кроме великолепных белокаменных храмов, ничто не напоминает о былом его расцвете и величии.

Каргополь, как и все города Древней Руси, складывался и развивался на основе традиционных четких правил, выработанных многовековой строительной практикой.   Некоторые историки архитектуры не без основания считают, что первое поселение на территории Каргополя возникло в юго-западпой части от современного центра города на Колобовой горке, некогда бывшей островом. Позднее река Онега изменила свое русло, потекла восточнее, а поселение стало расти в северо-западном направлении.

Статус города - крепость
На протяжении всей своей истории Каргополь постоянно укреплялся. Уже на ранней ступени своего существования город представлял собой крепость, около которой сформировался посад. С течением времени и в связи с дальнейшим ростом города укрепление не раз переносилось и, как гласят сохранившиеся документы, в XV веке оно переместилось в западную часть, где был торг и большой церковный ансамбль. Места эти позднее стали именовать Старой торговой площадью (ныне Красноармейская).

К середине XVI века сформировалась и главная Соборная площадь. Первоначально здесь были воздвигнуты деревянные церкви — Введенская, Предтеченская и Рождественская.

Предполагается, что с утратой боеспособности укрепления у Старого торга были перенесены на Соборную площадь.

В конце XVI века сложилась последняя крепость Каргополя в юго-восточной его части на берегу Онеги. Крепость была поставлена на земляных валах, за что в народе получила имя Валушки. Сохранились описания этой крепости, сделанные воеводой города Василием Ельчиным в 1686 году и комендантом П.В.Коробьиным в 1714 году, из которых можно довольно четко представить характер ее застройки. В плане она имела квадрат со стороной около 230 метров. Стены — деревянные, рубленые, семиметровой высоты, с девятью башнями, две из которых имели восьмериковые объемы, а остальные — четверостенные. Восьмериком рублены были башни Троицкая, стоящая на северной стороне, и Воскресенская — на западной. Обе башни сообщались с посадом при помощи проходных ворот. Ворота прорезали и четырехугольную Подлазную башню, примыкавшую к восточной стене. Эти ворота вели в промышленную часть посада к кожевенному и винокуренному заводам. Высота башен достигала 20—24,5 метров. Крепость с трех сторон опоясывал ров, заполненный водой и смыкающийся с рекой.

Застройка Каргополя
Валушки занимали площадь более шести гектаров. За их стенами размещались не только постройки, связанные с фортификационным хозяйством и гарнизоном крепости, но и такие сооружения, как двор воеводы, приказная палата, жилые дома, церкви. Северную часть укрепления занимала парадная площадь с церквями, юго-восточную составляли жилые кварталы, где значилось около 140 дворов.

Основная посадская часть Каргополя располагалась к западу от крепости. Ее улицы шли в двух направлениях: параллельно Онеге и перпендикулярно к ней. Застройка не была сплошной: жилые дома, амбары, конюшни, бани чередовались с открытыми участками, где размещались огороды и небольшие садики с заборами и высокими воротами.

Благодаря такой свободной расстановке зданий особенно сильно выделялись монументальные храмы, которых к XVII веку в Каргополе, занимавшем всего лишь 26 гектаров земли, насчитывалось более двадцати.

Христорождественский собор в Каргополе. 1562 г.
Почти все здания Каргополя вплоть до XVII столетия были деревянными. Исключение составлял лишь белокаменный Христорождественскпй храм на Соборной площади, долгое время являвшийся главным композиционным акцентом города.  

Строительство монументальных каменных зданий особенно интенсивно начало развиваться с середины XVII веки после тревожных и трудных лет польско-литовской интервенции. От этого периода в городе сохранилось три церкви, представляющие собой уникальные памятники не только для зодчества Каргополя, но и для русской северной архитектуры в целом. Две из них были построены на Старой торговой площади. Первая церковь — Рождества Богородицы — несколько дробная по объемам, по нарядная, обильно украшенная белокаменной резьбой, построена в 1678—1682 годах.
Церковь Рождества Богородицы.
 Арх-ры А. и С. Пометяевы.
1678-1682
Церковь Рождества Богородицы. Фрагмент стены церкви
Вторая церковь, поставленная рядом в 1692 году, — Благовещенская.
Благовещенская церковь. 1692 г. Окна северного фасада
Строгим гладким стенам огромного монолитного куба этого храма архитектор умело противопоставил ювелирную затейливость резного узорочья наличников окон и тяг, членящих алтарные апсиды. Именно этим зданием был поражен художник И.Э.Грабарь. Увидев его впервые, он отметил, что в художественном образе храма «счастливому зодчему удалось достигнуть впечатления ошеломляющей нарядности».

Третья большая церковь, Воскресенская, возведенная в XVII веке, находится рядом с крепостью Валушки.
Воскресенский храм.
Вид с северо-запада.
XVII в.
Храм, из белого камня, композиционно, видимо, был с нею увязан, являясь главным зданием торжественной площади перед въездной Воскресенский башней.

Весьма примечательно, что первыми каменными зданиями Каргополя были наиболее важные монументальные храмы, стоящие на больших городских площадях. Эти культовые здания явились доминантами как для самих площадей, так и для города в целом. Они стали своеобразной композиционной опорой, давшей возможность древнерусским зодчим-градостроителям создать неповторимый запоминающийся силуэт, характерный только для данного города — Каргополя.

Большой пожар 1765 года почти целиком истребил застройку его центра. Во время пожара было уничтожено более трехсот жилых домов, хозяйственных н общественных построек, две деревянные церкви. Огонь не пощадил даже каменные строения — сгорело семь храмов, сильно пострадал и Христорождественский собор.

После пожара перед зодчими встал вопрос о реконструкции сгоревшего района и о дальнейшем развитии города.

Регулярная планировка города
В этот период, в конце XVIII века, повсеместно в России начинают прививаться новые принципы градостроительного искусства, основанные прежде всего на строгой регулярной планировке.

Помощником землемера П.Бойковскнм, а несколько позднее губернским инженером П.Сумароковым были составлены проекты перепланировки Каргополя, по которым все улицы спрямлялись так, чтобы они пересекались друг с другом под прямыми углами. Была также намечена пробивка нескольких новых уличных магистралей. Однако планировочные особенности древнего города, выработанные веками, в основном были сохранены.

В этот период строительства Каргополя градостроителями уделяется большое внимание панораме города, открывающейся со стороны реки Онеги.

Если раньше на речные просторы выходили невысокие маловыразительные постройки — бани и дворы посадского лода, тюрьма и Пытательная башня крепости, кожевенные и винные заводы, то теперь, в XVIII веке, проектируя строительство нового каменного гостиного двора, здания городской управы, входящих в комплекс Соборной площади (переименованной позже в Новую торговую), архитекторы положили начало ориентации города к реке.

С постройкой в 1767 году трехъярусной колокольни, которая замкнула близ реки перспективу вновь проложенной Санкт-Петербургской улицы (ныне Ленинградской), церковный ансамбль Новой торговой площади как бы сгруппировался, объединившись около самого высокого сооружения Каргополя, и занял ярко выраженное центральное положение в его планировке.

Благоустройству других площадей города, где также было сосредоточено много ярких памятников зодчества, архитекторы уделили не меньше внимания. Все небольшие здания, близко стоящие к монументальным церквям, сносятся, а самим площадям придается геометрически правильная конфигурация, способствовавшая торжественному восприятию церковных сооружений.

К концу XVIII века в Каргополе установился новый принцип расселения горожан. В основу его была положена сословная градация: в центре жили знатные люди, далее шли дома богатых людей, окраины заселяли «люди III статьи».

В XIX веке предпринимаются еще попытки перепланировать город. Возникло несколько проектов: в 1837, 1841, 1846, 1854, 1861 годах. Все эти предлагаемые реконструкции Каргополя существенно не меняли уже сложившейся планировки. Как и раньше, Каргополь сохранял свой характерный силуэт с сильными доминирующими вертикалями каменных храмов. Сам же город оставался по-прежнему деревянным. По переписи 1788 года гражданских каменных зданий значилось только три, по сведениям 1849 года — семь, а к 1891 году их было одиннадцать. В XIX веке в Каргополе продолжается интенсивное строительство каменных культовых сооружений. В 1802 году на Новой торговой площади вместо деревянного храма возводится небольшая Введенская церковь, на северо-восточном конце города заканчивается постройка величественной Троицкой церкви, а юго-западную окраину замыкает двухэтажная Зосимо-Савватиевская церковь, построенная в 1819 году, которая как бы завершила собой многовековую историю монументального каргопольского зодчества.

Каргополь сегодня — это не захолустный город и не «медвежий угол» Севера. Это вполне современный благоустроенный город — районный центр Архангельской области, хотя и попрежнему тихий, полный поэтического очарования.

«Здесь, — как справедливо писал в начале XX века местный краевед Ф.К.Докучаев-Басков,— чувствуется веяние и своеобразная мощь Древней Руси [...] Это маленький, но цельный образчик Древней Руси [...], живая страница истории!»

Окрестности Каргополя
Окрестности Каргополя влекут не меньше, чем сам город. Задушевен и прекрасен этот край с его селениями, прячущимися за вековыми разлапистыми елями, перелесками и полями, с огромными ромашками, колокольцами, манящими извилистыми бесконечными дорогами... И любая из этих дорог, то поднимающаяся на песчаный косогор, то вдруг сбегающая к небольшому стоячему лесному озерку, непременно ведет в древность...

Здесь, в непосредственной близи от города, можно увидеть и понять неповторимость северного деревянного зодчества, которым так гордится русский народ.

В пригородных селах Каргополя можно познакомиться с той деревянной архитектурой жилых домов, амбаров, бань, церквей и колоколен, которая некогда бытовала и в самом городе, но позднее уступила место каменным строениям , либо была изменена сообразно новым требованиям времени. 

О курных избах
Жилые дома каргопольских селений рубились из толстых сосновых или еловых бревен. До XIX века основным типом жилого дома Каргополя была изба, топившаяся «по-черному, т.е. когда при топке печи весь дым и даже открытый огонь  попадал в помещение избы.  Такие жилые постройки назывались курными избами.

Строительство таких домов имело свои преимущества, так как давало возможность быстро просушивать сруб в столь неблагоприятном   влажном климате   каргопольской земли.  Однако несомненно, что топка «по-черному» была небезопасна и для дома и для всего селения.  Попадание огня внутрь  помещения, огражденного деревянными стенами, часто служило роковой причиной, вызывающей подчас большие опустошительные пожары. Сгорал не только один дом, но нередко выгорали целые села и даже прилегающие к ним лесные участки.

Наличие курных домов и в самом Каргополе, по свидетельству летописных источников, видимо являлось причиной  тех грандиозных бедствий, в огне которых  погибала едва ли не вся застройка города. Такие наиболее опустошительные  пожары в Каргополе  известны в 1515, 1552, 1612,  1619, 1731 и 1765 годах.

Свидетельство о наличии и представление о характере архитектуры  таких курных жилых домов в самом городе дает изображение Каргополя на Валушках на иконе XVIII века из церкви Спаса на Валушках "Борис и Глеб",  изображающей пожар города (хранится в ГТГ). На центральном клейме иконы можно ясно видеть дома с резными дымниками, из которых выходил дым, наполнявший избу при топке курной печи.

В XIX и XX веках курные избы стали переделывать на дома, топящиеся обычным способом, то есть с печами, имеющими свои дымоходы с трубами - с топкой "по белому".

В настоящее время курные нзбы сохранились на Каргополье в небольшом количестве, да и то на значительном расстоянии (40—50 километров от Каргополя: в деревнях Большой Холуй, Малый Холуй, Погост, Гарь, Майлахта - данные не позднее 1978 г.)

Новый стиль домов - "белые" избы
Начиная с XIX века каргопольские села культивируют «белые» четырехстенные дома на высоком подклете с бревенчатым щипцом.

Дома чаще двусрубные. Срубы ставились один на другой. В первом  помещалась изба с подклетом, во втором - крытый двор с сеновалом над ним. Оба сруба покрывались общей крышей с тесовой кровлей. Несомненно, такие дома по своей планировке, объемному решению и художественной обработке восходят к исконным, проверенным веками образцам жилого зодчества Севера и прежде всего к древним и удобным курным избам. Такие  жилые дома, в основе которых лежат  стойкие древние традиции и высокий эстетический уровень строительного искусства, можно встретить сейчас повсеместно в окрестностях Каргополя: в селах Гринево, Печниково, Лядины, Малая и Большая Шалга и других.

Церкви Каргополья - центры духовной и общественной жизни
Среди обилия деревянных построек, расположенных в окрестностях Каргополя, особенно разнообразны и всегда впечатляющи церкви. В застройке селений Каргополья, равно как и на всем русском Севере, здание церкви всегда доминировало. Храм был главным общественным сооружением поселения. Во многом жизнь людей проходила вокруг церкви, поскольку она выполняла не только  чисто культовую службу, но также и несла огромные общественные функции.

Именно общественными нуждами обусловлено появление  в северном деревянном храме трапезной - большого помещения, напоминающего вместительную избу, находящуюся перед молельной.  Нередко она в два-три раза превышала ее плошадь.

Трапезная была местом, гле обсуждались хозяйственные вопросы, заключались торговые сделки, решались дела о выборе должностных лиц, объявлялись  царские указы вели судебные разбирательства. В праздничные дни  народ здесь устраивал  "приходские складчины на пир".

Церковное здание чаще всего  ставилось на главной площади селения, где проходили и праздничные гуляния, и мирские сходки, и ярмарки.

 Таким образом, церковь являлась организующим духовным и административным центром. Поэтому в ее создании, в постройке монументального общественного здания принимали участие все жители селения, а часто и окрестных районов.  Мастера-древоделы вкладывали в постройку  представление народа о прекрасном о величавых и высоких идеалах.

Типы церквей
Вот почему деревянные храмы Севера, в том числе и в предместьях Каргополя, так разнообразны и так тесно связаны с народным творчеством, с народными традициями.

В окрестностях Каргополя сейчас встречаются лишь две группы церквей - шатровые и многоглавые.

Среди шатровых можно выделить храмы двух типов. Один из них, более древний и теперь весьма редко встречаемый так называемый  храм "восьмерик от земли". К нему принадлежит  церковь Сретения в селе Красная Ляга, построенная в середине XVII века. Второй тип шатровой группы - весьма распространенной на Севере — «восьмерик на четверике». К нему принадлежат находящаяся в трех километрах от Каргополя церковь Иоанна Златоуста в селе Саунино, церковь Рождества Христова в селе Большая Шалга, также стоящая недалеко от города, и Покровско-Власиевский храм в Лядинах.

К многоглавой группе деревянных церквей ярусного типа относится двенадцатиглавый Богоявленский храм, находящийся в ансамбле села Лядины.

Наличие около города большого количества деревянных культовых построек, покрытых шатром, свидетельствует о том, что и в самом Каргополе до постройки каменных храмов народными зодчими возводились именно шатровые церкви. Это подтверждают и многочисленные упоминания в документах XVII века, по которым, например, значится, что сгоревшая деревянная церковь Рождества Богородицы на Старой торговой площади (теперь Красноармейской) была шатровой, а Владимирская, стоявшая там же, была типа  «восьмерик на четверике» с шатром в 30 метров высотой.

Деревянное зодчество окрестностей Каргополя

В окрестностях Каргополя сохранилось немало произведений деревянной архитектуры, где ярко проявились художественные народные традиции, слагавшиеся па протяжении столетий и некогда бытовавшие и в самом городе. Такие постройки можно видеть в селах Саунино, Большая Шалга, Лядины, Красная Ляга и других.

Село Саунино лежит в трех километрах северо-восточнее Каргополя. Состоит оно из двух маленьких деревень, между которыми на пригорке за полуразрушенной оградой старого кладбища стоят две деревянные постройки — церковь Иоанна Златоуста и невысокая колокольня.
с.Саунино. Церковь Иоанна Златоуста. 1665 г. "Небо" в церкви Иоанна Златоуста
Храм представляет собой распространенное культовое сооружение шатровой группы. Здание рублено из толстых бревен и поставлено па высокий подклет. Златоустовская церковь запоминается прежде всего своей живописной многообъемностыо. Центральная ее часть — престольный храм — состоит из высокого четверика, на котором покоится в два раза меньший по высоте восьмерик, завершенный мощным шатром с небольшой, крытой лемехом луковичной главкой. Вся высота центрального столпа от земли до креста составляет около 35 метров, и благодаря этому церковь доминирует над всей местностью.

С восточной стороны храма прирублена прямоугольная алтарная апсида, покрытая высокой бочкой.

Западная часть церкви понижена п включает притвор с двухвсходной лестницей и обширную трапезпую с приделом, который на крыше отмечен особой главкой, стоящей на низеньком четверичке. Рядом с трапезной расположена семистолпная шатровая колокольня с редко встречаемым сейчас шестериковым срубом «от земли».

Километрах в девяти от Каргополя, по дороге на Няндому, на том месте, где некогда был большой лес, по-местному — «шалга», на заброшенном кладбище стоит храм Рождества Христова.
с.Большая Шалга. Церковь Рождества Христова. 1745 г.
Он принадлежит к тому же типу шатровых церквей «восьмерик на четверике», что и Златоустовская церковь села Саунино. Однако иной пропорциональный строй этого здання создает и иной художественный образ. Благодаря вытянутым объемам основания и восьмерика, а также узкому шатру храм кажется необыкновенно высоким и стройным.  Здесь зодчие, видимо, учли то обстоятельство, что церковь стояла в лесу среди больших северных пирамидальных елей, и ее шатер с тонким деревянным крестом должен был господствовать над лесом и хорошо просматриваться из окрестных селений. Шатер Рождественской церкви имеет редко встречающуюся особенность — его грани слегка выпуклы, что еще больше способствует сильной динамике центрального башнеобразного объема постройки.

На старом Пудожском тракте в красивом старом селе Лядины расположился один из редчайших и хорошо сохранившихся деревянных церковных ансамблей Каргополья (к сожалению, с мая 2016 г. после пожара осталась одна Богоявленская церковь - М.З.)
Г.И.Полковников. Лядинский погост XVIII в. 1940 г.
На обширной площади в центре села находились колокольня и две церкви — шатровая Покровско-Власиевская и многоглавая Богоявленская. Здания были построены на месте ранее существовавших в XVIII веке — первая в 1761, вторая в 1793 году. Покровско-Власиевский храм возведен по обычной традиционной схеме «восьмерик на четверике», но с очень высоким мощным шатром. Внутри здание имело две церкви — нижнюю, теплую приземистую и верхнюю летнюю более просторную и светлую.

Богоявленская церковь. Фото У.Брумфильда
Богоявленская церковь уникальна и не имеет аналогий. Она многоглавая, с двенадцатью главами, расставленымн на разных объемах — по углам четверика, на пологой крыше восьмерика и на апсидах. Главы церкви, благодаря своему ступенчатому расположению на центральном объеме здания, создают определенную динамическую напряженность композиции. Они заставляют глаз зрителя перемещаться от простого объема четверика к маленьким главкам на его углах, далее — к восьмерику и, наконец, к «хороводу» четырех больших глав вокруг огромной центральной с высоким ажурным крестом. Необычно и обширное «круглое» крыльцо, покрытое пологим широким шатром, который поддерживается топкими резными столбиками.

В десяти километрах от Лядин, в стороне от Пудожской дороги, в селе Красная Ляга стоит Сретенская церковь.
с.Красная Ляга. Сретенская церковь. Вторая половина XVII в.
Это один из уже редко встречаемых древних типов деревянных шатровых храмов, рубленных восьмериком от земли. В 1884 году памятник «благолепно поновили» в стиле, подражавшем в конце XIX века затейливым петербургским дачам, и древний облик храма исказили до неузнаваемости. Были прорезаны большие окна; сруб обшили тесом; наличники, повалы, алтарную бочку покрыли безвкусной тяжелой резьбой. Объемы храма раздробились, и памятник потерял былую стройность и монументальность.


Примечания:
1. Текст из небольшой книги Б.Н.Федорова "Каргополь и его окрестности". "Художник РСФСР", Ленинград. 1978.
2. Фотографии без указания автора  - В.В.Кюннапа (из книги).
3. Разбивка на тематические разделы - ведущего сайт.
4. Все временные заключения справедливы до 1978 г. - года издания книги.
5.  Другие фотографии каргопольских храмов см. на фотостраницах здесь.