Т.А.Дудина,
зав. сектором графики Музея арх-ры им.
А.В.Щусева, г.Москва.
ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ПО КЕНОЗЕРЬЮ
в собрании
Музея архитектуры имени А.В. Щусева
Следующие материалы по Почозерскому храмовому комплексу относятся уже к 1946
г. - времени Каргопольской экспедиции, о которой говорилось выше. Тогда
обследованием было установлено, что в ансамбле утрачена рубленая ограда
погоста, бочечное покрытие старой церкви заменено прямоскатным, разобрана
кровля шатровой колокольни, обнажившая стропильную конструкцию шатра. По
остаткам в земле нижних венцов ограды удалось установить ее конфигурацию,
произвести обмер генплана и детальные обмеры всех зданий.
В Музее
архитектуры имеется большая подборка фотографий А.В.Ополовникова,
принимавшего участие в обследовании Почозерского погоста. А.В.Ополовников
выполнил генеральный план деревни Филипповской и ее окрестностей, подробно
отснял шатровую церковь.
Встречаются и фотографии крупных двухэтажных изб деревни Филипповской,
д.Филипповская. Несохранившаяся часовня. Фото 1944 г. | А.В.Ополовников в Филипповской. Фото 1944 г. |
Но особое внимание А.В.Ополовникова в 1946 привлекло старое кладбище, расположенное за селением среди деревьев и обнесенное рубленой оградой в человеческий рост. Ополовников выполнил обмеры-реконструкции этой ограды, представляющей собой семь горизонтальных рядов толстых бревен, связанных рубкой «в режь» и скрепленных срубами с внутренней стороны ограды.
Почезерский ансамбль. На переднем плане слева - ограда кладбища. | Ограда кладбища с воротами. |
На фотографиях А.В.Ополовникова завораживают старинные деревянные надгробия в виде домовин и намогильных крестов,
полные сокровенного смысла и своеобразной красоты, воспринимающиеся как
органическая часть природы.
Во время Каргопольской экспедиции А.В.Ополовников сделал также обмеры Никольской часовни в деревне Усть-Поча, входящей в Почозерский погост.
А.В.Ополовников Проект реконструкции часовни в Усть-Поче. |
Часовня в Усть-Поче. Сегодняшний вид. |
Часовня довольно значительная по размерам - это рубленый «в обло» двухчастный сруб с открытой папертью в виде галереи и шатровой звонницей...
В коллекции Музея архитектуры хранится большой фонд обмерных чертежей А.В.Ополовникова. Все они давно уже стали хрестоматийными, многократно
воспроизводились. Один раз увидев, их сразу же можно отличить от работ
других авторов благодаря своеобразной, можно сказать, «фирменной» манере
исполнения. Графика Ополовникова отличается высокими художественными
достоинствами, любовью к изображению конструкций, сильным и четким
рисунком, интенсивной отмывкой, прекрасной компоновкой изображений на
листе.
В Музее архитектуры имеются выполненные А.В.Ополовниковым обмеры и
реконструкции еще двух кенозерских памятников деревянного зодчества -
ряжевого моста и часовни в деревне Федоровское (Овчин конец). Они также
стали итогом работы Каргопольской экспедиции 1946 г.
Ряжевый мост в д.Овчинконец на р.Кене.
Обмерный чертеж А.В.Ополовникова. |
Фотографии А.В.Ополовникова относятся к 1946 и 1968 гг. В фототеке Музея архитектуры имеется также съемка моста 1950-х гг. неизвестного автора и несколько фотографий Г.Н.Приходько 1980-х гг.
Время строительства моста не установлено, но еще в глубокой древности здесь
проходил путь в Новгород, и мост являлся важным соединительным звеном в системе
здешних дорог.
Федоровский мост протяженностью 92 метра представляет собой, по словам А.В.Ополовникова, «крупное, выразительное сооружение, входяще неотъемлемой частью в ансамбль северной деревни. Вместе с жилыми и хозяйственными постройками, часовнями или церквами такие мосты активно участвуют в формировании пространственной организации поселений»
Ни один из ее компонентов нельзя изъять без ущерба для целого. На высоком берегу реки Кены прежде стояла часовня, которая играла важную
композиционную роль в восприятии долгой горизонтали дороги. Сегодня она перенесена в музей-заповедник «Малые Корелы» под Архангельском, и
один из редкостных ансамблей Русского Севера лишился своей композиционной
законченности.
Клетская Макарьевская часовня XIX в. поставлена на подклет, с трех сторон окружена галереей, имеет шатровую звонницу над входом.
Часовня из д.
Федоровская. Теперь в музее "Малые Корелы" |
Небольшая подборка фотографий имеется и по жилым домам деревни Федоровской. Все
они сделаны неизвестным автором в 1950-х гг. Снято несколько
двухэтажных домов с горенками и балконами. В оформлении их
верхней части традиционное для северных изб ажурно-лучевое солнце сочетается с
наличниками окон, модный декор которых был явно позаимствован из городской
архитектуры.
Еще один населенный пункт Кенозера, наиболее
полно представленный в фототеке Музея архитектуры, - это село Вершинино. В
основном, это съемка неизвестных авторов 1950-х гг.
и Г.Н.Приходько 1980-х гг. Имеется общий вид села, раскинувшегося на низком
берегу озера. На вершине холма,
давшей название всему селению, одиноко стоит Никольская часовня XVIII
в., которую Г.П.Гунн, автор книги «Каргопольский озерный край», называет
«подлинным архитектурным шедевром» и «прототипом клетских часовен Кенозерья:
подобно старому дереву, она раскидала свои семена по озерным берегам».
Никольская часовня в Вершинино.
До реставрации |
Никольская часовня в Вершинино. Сегодняшний вид |
Богатое село Вершинино было центром Кенозерской волости. Прежде здесь
регулярно два
раза в год проводились ярмарки. Статусу села соответствовали и его значительные
культовые памятники. Здесь было две церкви - каменная и деревянная, обе
возведенные в XIX в.
Фото Н.З.Антонова, 1967 г. |
Вторая церковь
(на фото - слева) - Благовещения (у Н.А.Макарова - Никольская) - до наших дней не сохранилась. Это
было огромное деревянное сооружение с трапезной, притворами, нарядными крыльцами, окнами с мелким суховатым орнаментом.
Она повторяла в дереве формы городских каменных
Богатые дома в Вершинино не попали в 1950-х гг. в объектив неизвестного
фотографа,
но вот село Кузьминское было зафиксировано довольно подробно. Особенное внимание
привлекала его часовня, стоящая на берегу озера под сенью могучих деревьев. Скромную клетскую постройку
оживляют вертикали маленькой
врезанной главки и звонницы, поставленной прирубом.
В селе Кузьминском было снято и много жилых домов, некоторые из них датируются
серединой XIX в. Отдельные избы имеют балконы,
которые придают им особую выразительность. Здесь получили распространение
балконы прямоугольной формы. Они могли располагаться не только на главном фасаде,
но и с боковой стороны дома, при этом боковые бплконы и функционально и
эстетически были ближе к галереям («галдареям», как говорили
на Севере), даже если они совсем небольшие. Если «галдарея» устраивалась на
боковом фасаде дома, в этом случае они иногда завязывалась в одно целое с
крыльцом, причем горенка в два окна могла иметь самостоятельное декоративно
оформленное перекрытие.
Довольно подробно в 1950-х гг. была отснята и деревня Першлахта . Здесь были в основном зафиксированы богатые жилые дома с балконами и расписными фронтонами. Росписи фронтонов свидетельствовали об известном достатке хозяина и служили предметом его особой гордости . На одной из фотографий видно, что во фронтоне дома помещалась надпись с фамилией хозяина и датой постройки дома - Колотихин, 1904 год. Особенно интересно расписывалась подшивка свесов кровли. Во фронтонах изб Першлахты встречаются целые сказочно-декоративные композиции: цветы, розетки, разные животные. Первоначально эти изображения имели магическое значение, но со временем их смысл был забыт, так же, как и значение древнего солярного знака - резного солнца-ветреницы на фронтонах кенозерских изб, ставшего одним из излюбленных элементов декора.
Особенно хорош в Першлахте дом с резным балконом горницы на главном фасаде. Над балконом вырезан навес с трехлопастной
аркой, которую поддерживают декоративные колонки.
Художественное убранство дома выполнено на городской манер, который явно
различим и в резном ограждении балкона, и в его подфронтонной арке, и в
нарядном широком карнизе, отделяющем фронтон от основного объема. Окна с
резными наличниками выглядят «подвешенными» к карнизу.
Все основные декоративные элементы введены здесь в оформление верхней части
дома и составляют контраст с темной гладью высокого подклета этого
небольшого по существу одноэтажного дома.
Влияние городской каменной
архитектуры ярко проявилось и в решении балкона-галереи в другомс доме
Першлахты, где на боковом фасаде балкон и расположенное
под ним крыльцо выделены небольшими треугольными фронтонами, а окна в доме
непривычно большие, с накладными широкими наличниками.
В 1950-х гг. неизвестным фотографом было сделано и несколько видов еще одного населенного пункта Кенозера-деревни Ряпусово. Здесь была снята зимняя изба, входящая в состав типичного крестьянского дома. Ее называли также «зимовка», «зимник» и «заднюха» из-за местоположения - это был пристроенный перпендикулярно с заднего фасада двора низкий четырехстенок, перекрытый двускатной кровлей. Такая низкая изба служила для приготовления пищи и скоту и для обогрева его в зимнее время.
Рудная изба в д.Гарь Плесецкого р-на.
|
Дымник в рудной избе д. Гарь. |
И последние фотографии, о которых пойдет речь. Они последние по теме
доклада, но первые по времени исполнения. Это фотографии, выполненные
Николаем Николаевичем Соболевым, очевидно, в 1910-х гг. Профессор
искусствоведения Н.Н.Соболев был одним из основателей Музея архитектуры. В
1934 г. он передал во вновь
открытый музей свою коллекцию фотографий с негативами, в числе которых были
и великолепные фотографии по Русскому Северу. Кенозерские памятники, к
сожалению, среди них являются редкостью.
Еще одна кенозерская деревня стала объектом внимания Н.Н.Соболева - это
Самково, Сеймосово. Это парное название деревни Самково не встречается больше ни в
одном другом источнике. Соболев запечатлел богатую северную деревню,
широко раскинувшуюся по пологому берегу озера, строгий порядок
деревенской улицы, высокие поленицы дров возле домов, палатку с резным
придорожным крестом, крестьян, высыпавших поглазеть на
Подводя итоги своим поездкам,
И.Я.Билибин в 1904 г. опубликовал две статьи. В них варажены основные
принципы художественного мировоззрения художника, охарактеризовали весь круг
его творческих симпатий.
«Для всякого русского исторического художника , - писал он, -
непосредственное ознакомление с Севером имеет громадное значение. Это - его
Рим, это главное место его специального художественного образования.