Н.В.Дранникова,
доктор филол. наук, профессор САФУ
(г.Архангельск)
А.Н.НЕЧАЕВ - ученый-фольклорист, писатель
(материалы к биографии)
В 1999 г. произошла моя встреча с дочерью советского ученого-фольклориста и
писателя Александра Николаевича Нечаева Татьяной Александровной Нечаевой,
проживавшей в Москве. Незадолго до этого она обратилась ко мне с просьбой
разобрать архив ее отца, который она собиралась передать в дар Поморскому
государственному университету.
В историко-культурных кругах Архангельска долгое время
имя Нечаева было недостаточно известно. Во время работы с архивом мне в руки
попало письмо редактора областной архангельской газеты «Правды Севера»,
директора Северо-Западного книжного издательства Б.С.Пономарева,
адресованное А.Н.Нечаеву. В письме Пономарев глубоко сожалел о том, что не
знал Нечаева раньше и по этой причине не включил статью о нем в первый
выпуск книги «Литературного Архангельска». Ошибка была исправлена в 1989 г.
— во втором выпуске книги появилась статья Б.С.Пономарева, посвященная
А.Н.Нечаеву, «Жизнь, отданная сказке». В 1996 г. директор Архангельского
литературного музея Б.М.Егоров опубликовал несколько статей с воспоминаниями
А.Н. Нечаева.
Александр Николаевич Нечаев родился 20 апреля 1902 г. в деревне Екимово
Плесецкого района Архангельской области (бывший Пудожский уезд Олонецкой
губернии). Он происходил из семьи родовитого кенозерского крестьянина.
Родовитыми на Севере считались семьи первопоселенцев. К таким семьям в
крестьянской среде существовало уважительное отношение. Родовитые крестьяне
хорошо знали свои родословные. Семья Нечаевых была глубоко патриархальной.
Очень высок был авторитет деда. Именно он сыграл главную роль в
морально-этическом воспитании Александра Николаевича. В своем рассказе «Дед
Григорий Степанович» Нечаев приводит его афоризмы: «Водку пей, а на другой
день не опохмеляйся. Нехорошее дело — карты — я век прожил, никогда не
игрывал, а буде и сядешь играть да проиграешь — не отыгрывайся, в бардак не
ходи — всегда человеком будешь...».
Об уважительном отношении Нечаева к своему деду свидетельствует хотя бы тот
факт, что в его архиве сохранилось четыре машинописных варианта этого
рассказа.
В течение всей жизни Нечаев с любовью относился к своей родине, считал, что
воспитание, полученное им в крестьянской семье, позволило ему состояться
как человеку и профессионалу. Приведу еще одни слова Нечаева из рассказа,
посвященного деду, передающие его отношение к Кенозерью: «С нежностью
вспоминаю детские мои годы, когда в грубоватой на первый взгляд среде, такой
естественной в своей кристально-чистой непосредственности и высокой
нравственности, закладывались основы человека — члена общества».
На Кенозерье до сих пор хорошо сохранились фольклорные традиции.
В детстве Нечаев слышал былины и сказки, которые в тот период вызывали у
него неподдельный интерес, в дальнейшем знание фольклора оказало влияние на
его профессиональные интересы — он стал фольклористом. Самые первые сказки
Нечаев запомнил от матери Евдокии Федоровны Нечаевой. Сильное впечатление в
детстве на него произвела встреча со сказочником Поликарпом из села
Вершинино. «Думаю, — вспоминал А.Н.Нечаев, — что в какой-то степени сказки
матери и Поликарпа повлияли в юности на выбор моих занятий». К
этому можно добавить, что носителем фольклорной традиции был и его дед
Григорий Степанович Нечаев. В вышеназванном рассказе Нечаев цитирует
любимые пословицы деда, врезавшиеся в его память: «Украл — за голую пазуху
клал», «Пустой человек как пустой колос — голову вверх задирает»
и др.
Отец Нечаева Николай Григорьевич (1876 г.р.) имел начальное образование. В
1888 г. он закончил Кенозерскую образцовую школу. В 1900 г. получил
свидетельство о бессрочном освобождении от воинской повинности.
Свидетельства об окончании школы Н.Г.Нечаева и его освобождении от воинской
службы также находятся в архиве А.Н.Нечаева.
После окончания кенозерской сельской школы Нечаев учился два года в
Пудожской школе 2-й ступени. В 1921 г. закончил Пудожские педагогические
курсы и стал заведующим начальной школы в деревне Минино на Кенозере. В
начале 1920-х гг. он уехал в Петроград, где по комсомольскому призыву
строил целлюлозный завод в Невской Дубровке под Петроградом, а затем служил
в армии, потом вернулся на завод, где работал варщиком целлюлозы.В 1927 г. Нечаев по рекомендации
А.В.Луначарского поступает на Высшие государственные курсы
искусствоведения при Государственном институте истории искусств (ГИИИ); по
закрытии курсов перевелся в Ленинградский институт литературы и истории
(будущий филологический факультет Ленинградского университета). Здесь он
знакомится со своей будущей женой Ниной Владимировной Рыбаковой, дочерью
настоятеля храма Спаса-на-Водах В.Рыбакова, которая в дальнейшем совместно с
ним занималась литературной обработкой сказок и их изданием для детей. В 1932 г. вместе с
С.С.Писаревым совершил экспедицию на Белое море. В этой поездке он открыл
знаменитого сказочника М.М.Коргуева (1883-1943). Со слов М.М.Коргуева он
записал и издал 115 сказок. На тот момент это было рекордным количеством
для одного сказочника. Нечаев зафиксировал практически весь его репертуар,
который опубликовал в нескольких книгах. Интерес к личности
сказителя и сказочника — типичная черта советской фольклористики. Сборник
ценен прежде всего тем, что основан на новых принципах собирания и записи.
Впоследствии к Коргуеву направлялось множество экспедиций, и в настоящее
время в Научном архиве Карельского научного центра Российской академии наук
хранятся 122 сказки, записанные от этого сказителя. Среди сказок М.М.Коргуева преобладают волшебные. Нечаев предполагал издать «Сказки
Карельского Беломорья» в 12 книгах (в 6 томах), но вышел только первый том
в двух книгах. Сейчас книга стала библиографической редкостью. Высоко
оценил работу А.Н.Нечаева известный ученый, историк и теоретик фольклора
М.К.Азадовский. Он отметил точность записи народной речи сказочника. «Открытие А.Н.Нечаевым М.М.Коргуева и
Ф.Л.Свиньина, — писал он, — начинает собой новую эру в истории изучения
русской сказки в Карелии и принадлежит к крупнейшим явлениям русского
сказковедения в целом».
В 1933 г. Нечаев работал в Ленинградской высшей
школе профдвижения. С 1934 по 1938 г. он заведует этнографо-лингвистическим
сектором в Карельском научно-исследовательском институте (г. Петрозаводск).
Институт был создан в 1931 г., и Нечаев внес большой вклад в создание его
фольклорного архива. С 1932 по 1939 г. Нечаев продолжает заниматься полевой
работой в Карелии, Беломорье и Прионежье, записывает около 500 авторских
листов русских народных сказок, около 6000 машинописных страниц.
Именно в эти годы Нечаев сложился как ученый. В соответствии с установками
своего времени он занимался собиранием «советского фольклора».
Во время работы в Карельском научно-исследовательском институте он
подготовил также несколько изданий по материалам классических собраний.
Оказывал помощь известному исполнителю былин, представителю четвертого
поколения династии сказителей Рябиных П.И. Андрееву-Рябинину.
Нечаев поддерживал работу над «Словарем живого
поморского языка» известного карельского краеведа из села Сумпосад И.М.Дурова. В 1938 г. Дуров был объявлен «врагом народа» и
расстрелян. В архиве Института русского языка, литературы и истории
Карельского научного центра РАН в Петрозаводске сохранилась переписка А.Н.Нечаева с И.М.Дуровым.
В 1938 г., опасаясь волны репрессий в Карелии, Нечаев
оставил Петрозаводск. В связи с этим необходимо отметить, что существует
заявление Нечаева, написанное им в связи с его обвинением со стороны
Карельского научно-исследовательского института и газеты «Красная Карелия»
в «присвоении... творчества сказителя Коргуева».
В Ленинграде Нечаев стал секретарем А.Н.Толстого,
вместе с которым разработал принципы издания «Свода русского фольклора».
Особенно большую помощь он оказал Толстому в работе над проектом «Свода
русских сказок». Работа над сводом сказок ввела его в литературные круги. Он был
хорошо знаком с А.А.Фадеевым, А.П.Чапыгиным, Н.С.Тихоновым, В.Я.Шишковым, Ю.П.Германом, А.П.Платоновым и позднее с М.А.Шолоховым.
В 1939
г. Нечаев по рекомендации А.Н.Толстого и В.Я.Шишкова становится членом
Союза советских писателей. В 1940 г. решением Ученого совета Ленинградского
педагогического института за издание книги «Сказки Карельского Беломорья»
ему была присуждена ученая степень кандидата филологических наук.
Во время Отечественной войны Нечаев ушел на фронт в
ополчение, воевал на Карельском фронте. В 1943 г. он получил контузию и был
комиссован из Красной армии. После контузии служил корреспондентом армейской
газеты «Часовой Севера». После войны был зачислен сотрудником Московской
части Института этнографии Академии наук СССР (в Ленинграде и Москве), в
дальнейшем работал в Институте мировой литературы АН СССР имени М.Горького (Москва).
С 1956 г. А.Н. Нечаев оставил научную работу и
полностью посвятил себя литературной деятельности. В области литературы он
нашел свою нишу — занялся литературной обработкой сказок и былин, предназначенных для детей.
Одновременно с конца 1945 г. вместе с П.П.Бажовым, А.П.Платоновым и М.М.Пришвиным Александр Николаевич вновь работал над созданием свода русских
народных сказок. Он подготовил и издал более 50 книг, включающих в себя
фольклорные сказочные и былинные тексты в авторской интерпретации. Многие сказки в обработке Нечаева были переведены на языки народов СССР и
зарубежья (Англии, Испании и др.)
Умер А.Н. Нечаев 24 января 1986 г. в Москве. Похоронен
на кладбище Донского монастыря. 1 июня 1990 г. на здании Кенозерской
библиотеки в деревне Вершинино Плесецкого района была установлена
мемориальная доска памяти ученого.
В архиве А.Н.Нечаева есть рукописи рассказов
«Кенозерская республика» и «Варуховщина». Сюжеты
обоих имеют непосредственное отношение к Кенозерью. Рассказ «Кенозерская
республика» посвящен событиям послереволюционной России, действие в нем
происходит в 1918 г. в Вершинино. Сюжет носит трагикомический характер.
Бывший волостной писарь Тимофей Шилицын, отсидевший за мелкое хулиганство в
царское время в губернской тюрьме, подбивает местных мужиков отделить
бывшую Вершининскую волость, в которой в то время проживало около 5000
человек, от Советской Республики и создать самостоятельную республику,
после чего сам становится ее президентом. Но вскоре республика была
разогнана прибывшим карательным отрядом, который начал мародерствовать в
Вершинино, а сам Тимофей Шилицын куда-то сбежал во время нэпа. Деятельность
карательного отряда Нечаев рассматривает как предтечу репрессий 1930-х гг.
Рассказ «Варуховщина» содержит интересные
фольклорно-этнографические сведения. В нем рассказывается о вечеринке,
известной на Кенозере под названием варуховщины, или варващины. Она
проходила вечером 3 декабря (по старому стилю) накануне дня святой Варвары.
Нечаев раскрывает ритуализованный контекст вечеринки, давая ее описание.
Помимо этого, он упоминает, другую праздничную вечеринку васильевщину,
которая проходила накануне для свтого Василия в ночь на Новый год. В
рассказе упоминается о традиции мужского колядования на утро после
встречи Нового года.
В архиве А.Н.Нечаева также находятся еще несколько
материалов, имеющих отношение к Кенозерью, — это рассказ «Кенозерская
родня», «Тетушка Татьяна Ивановна» и «Кенозерские воспоминания и
литературные зарисовки».
Подводя итог всему изложенному выше, можно сделать
вывод, что судьба А.Н.Нечаева является типичной для советского ученого и
писателя, в творческом и научном наследии которого отразились все тенденции
своего времени.
Примечания:
1. Из сборника "Кенозерские чтения - 2015 Заповеданное Кенозерье:
природа, культура, человек", Архангельск, 2016.
2. С небольшими
сокращениями.
3. Библиография опущена.