Н.В.Дранникова,
доктор филол. наук, профессор САФУ (г.Архангельск)

А.Н.НЕЧАЕВ - ученый-фольклорист, писатель
 (материалы к биографии)

В 1999 г. произошла моя встреча с дочерью советского ученого-фольклориста и писателя Александра Николаевича Нечаева Татьяной Александровной Нечаевой, проживавшей в Москве. Незадолго до этого она обратилась ко мне с просьбой разобрать архив ее отца, который она собиралась передать в дар Поморскому государственному университету.

В историко-культурных кругах Архангельска долгое время имя Нечаева было недостаточно известно. Во время работы с архивом мне в руки попало письмо редактора областной архангельской газеты «Правды Севера», директора Северо-Западного книжного издательства Б.С.Пономарева, адресованное А.Н.Нечаеву. В письме Пономарев глубоко сожалел о том, что не знал Нечаева раньше и по этой причине не включил статью о нем в первый выпуск книги «Литературного Архангельска». Ошибка была исправлена в 1989 г. — во втором выпуске книги появилась статья Б.С.Пономарева, посвященная А.Н.Нечаеву, «Жизнь, отданная сказке». В 1996 г. директор Архангельского литературного музея Б.М.Егоров опубликовал несколько статей с воспоминаниями А.Н. Нечаева.

Александр Николаевич Нечаев родился 20 апреля 1902 г. в деревне Екимово Плесецкого района Архангельской области (бывший Пудожский уезд Олонецкой губернии). Он происходил из семьи родовитого кенозерского крестьянина. Родовитыми на Севере считались семьи первопоселенцев. К таким семьям в крестьянской среде существовало уважительное отношение. Родовитые крестьяне хорошо знали свои родословные. Семья Нечаевых была глубоко патриархальной. Очень высок был авторитет деда. Именно он сыграл главную роль в морально-этическом воспитании Александра Николаевича. В своем рассказе «Дед Григорий Степанович» Нечаев приводит его афоризмы: «Водку пей, а на другой день не опохмеляйся. Нехорошее дело — карты — я век прожил, никогда не игрывал, а буде и сядешь играть да проиграешь — не отыгрывайся, в бардак не ходи — всегда человеком будешь...».  Об уважительном отношении Нечаева к своему деду свидетельствует хотя бы тот факт, что в его архиве сохранилось четыре машинописных варианта этого рассказа.

В течение всей жизни Нечаев с любовью относился к своей родине, считал, что воспитание, полученное им в крестьянской семье, позволило ему состояться как человеку и профессионалу. Приведу еще одни слова Нечаева из рассказа, посвященного деду, передающие его отношение к Кенозерью: «С нежностью вспоминаю детские мои годы, когда в грубоватой на первый взгляд среде, такой естественной в своей кристально-чистой непосредственности и высокой нравственности, закладывались основы человека — члена общества».

На Кенозерье до сих пор хорошо сохранились фольклорные традиции. В детстве Нечаев слышал былины и сказки, которые в тот период вызывали у него неподдельный интерес, в дальнейшем знание фольклора оказало влияние на его профессиональные интересы — он стал фольклористом. Самые первые сказки Нечаев запомнил от матери Евдокии Федоровны Нечаевой. Сильное впечатление в детстве на него произвела встреча со сказочником Поликарпом из села Вершинино. «Думаю, — вспоминал А.Н.Нечаев, — что в какой-то степени сказки матери и Поликарпа повлияли в юности на выбор моих занятий». К этому можно добавить, что носителем фольклорной традиции был и его дед Григорий Степанович Нечаев. В вышеназванном рассказе Нечаев цитирует любимые пословицы деда, врезавшиеся в его память: «Украл — за голую пазуху клал», «Пустой человек как пустой колос — голову вверх задирает» и др.

Отец Нечаева Николай Григорьевич (1876 г.р.) имел начальное образование. В 1888 г. он закончил Кенозерскую образцовую школу. В 1900 г. получил свидетельство о бессрочном освобождении от воинской повинности. Свидетельства об окончании школы Н.Г.Нечаева и его освобождении от воинской службы также находятся в архиве А.Н.Нечаева.

После окончания кенозерской сельской школы Нечаев учился два года в Пудожской школе 2-й ступени. В 1921 г. закончил Пудожские педагогические курсы и стал заведующим начальной школы в деревне Минино на Кенозере. В начале 1920-х гг. он уехал в Петроград, где по комсомольскому призыву строил целлюлозный завод в Невской Дубровке под Петроградом, а затем служил в армии, потом вернулся на завод, где работал варщиком целлюлозы.В 1927 г. Нечаев по рекомендации А.В.Луначарского поступает на Высшие государственные курсы искусствоведения при Государственном институте истории искусств (ГИИИ); по закрытии курсов перевелся в Ленинградский институт литературы и истории (будущий филологический факультет Ленинградского университета). Здесь он знакомится со своей будущей женой Ниной Владимировной Рыбаковой, дочерью настоятеля храма Спаса-на-Водах В.Рыбакова, которая в дальнейшем совместно с ним занималась литературной обработкой сказок и их изданием для детей. В 1932 г. вместе с С.С.Писаревым совершил экспедицию на Белое море. В этой поездке он открыл знаменитого сказочника М.М.Коргуева (1883-1943). Со слов М.М.Коргуева он записал и издал 115 сказок. На тот момент это было рекордным количеством для одного сказочника. Нечаев зафиксировал практически весь его репертуар, который опубликовал в нескольких книгах. Интерес к личности сказителя и сказочника — типичная черта советской фольклористики. Сборник ценен прежде всего тем, что основан на новых принципах собирания и записи. Впоследствии к Коргуеву направлялось множество экспедиций, и в настоящее время в Научном архиве Карельского научного центра Российской академии наук хранятся 122 сказки, записанные от этого сказителя. Среди сказок М.М.Коргуева преобладают волшебные.  Нечаев предполагал издать «Сказки Карельского Беломорья» в 12 книгах (в 6 томах), но вышел только первый том в двух книгах. Сейчас книга стала библиографической редкостью.  Высоко оценил работу А.Н.Нечаева известный ученый, историк и теоретик фольклора М.К.Азадовский. Он отметил точность записи народной речи сказочника. «Открытие А.Н.Нечаевым М.М.Коргуева и Ф.Л.Свиньина, — писал он, — начинает собой новую эру в истории изучения русской сказки в Карелии и принадлежит к крупнейшим явлениям русского сказковедения в целом».

В 1933 г. Нечаев работал в Ленинградской высшей школе профдвижения. С 1934 по 1938 г. он заведует этнографо-лингвистическим сектором в Карельском научно-исследовательском институте (г. Петрозаводск). Институт был создан в 1931 г., и Нечаев внес большой вклад в создание его фольклорного архива. С 1932 по 1939 г. Нечаев продолжает заниматься полевой работой в Карелии, Беломорье и Прионежье, записывает около 500 авторских листов русских народных сказок, около 6000 машинописных страниц. Именно в эти годы Нечаев сложился как ученый. В соответствии с установками своего времени он занимался собиранием «советского фольклора». Во время работы в Карельском научно-исследовательском институте он подготовил также несколько изданий по материалам классических собраний. Оказывал помощь известному исполнителю былин, представителю четвертого поколения династии сказителей Рябиных П.И. Андрееву-Рябинину. Нечаев поддерживал работу над «Словарем живого поморского языка» известного карельского краеведа из села Сумпосад И.М.Дурова. В 1938 г. Дуров был объявлен «врагом народа» и расстрелян. В архиве Института русского языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН в Петрозаводске сохранилась переписка А.Н.Нечаева с И.М.Дуровым.

В 1938 г., опасаясь волны репрессий в Карелии, Нечаев оставил Петрозаводск. В связи с этим необходимо отметить, что существует заявление Нечаева, написанное им в связи с его обвинением со стороны Карельского научно-исследовательского института и газеты «Красная Карелия» в «присвоении... творчества сказителя Коргуева». В Ленинграде Нечаев стал секретарем А.Н.Толстого, вместе с которым разработал принципы издания «Свода русского фольклора». Особенно большую помощь он оказал Толстому в работе над проектом «Свода русских сказок».  Работа над сводом сказок ввела его в литературные круги. Он был хорошо знаком с А.А.Фадеевым, А.П.Чапыгиным, Н.С.Тихоновым, В.Я.Шишковым, Ю.П.Германом, А.П.Платоновым и позднее с М.А.Шолоховым.

В 1939 г. Нечаев по рекомендации А.Н.Толстого и В.Я.Шишкова становится членом Союза советских писателей. В 1940 г. решением Ученого совета Ленинградского педагогического института за издание книги «Сказки Карельского Беломорья» ему была присуждена ученая степень кандидата филологических наук.

Во время Отечественной войны Нечаев ушел на фронт в ополчение, воевал на Карельском фронте. В 1943 г. он получил контузию и был комиссован из Красной армии. После контузии служил корреспондентом армейской газеты «Часовой Севера». После войны был зачислен сотрудником Московской части Института этнографии Академии наук СССР (в Ленинграде и Москве), в дальнейшем работал в Институте мировой литературы АН СССР имени М.Горького (Москва).

С 1956 г. А.Н. Нечаев оставил научную работу и полностью посвятил себя литературной деятельности. В области литературы он нашел свою нишу — занялся литературной обработкой сказок и былин, предназначенных для детей. Одновременно с конца 1945 г. вместе с П.П.Бажовым, А.П.Платоновым и М.М.Пришвиным Александр Николаевич вновь работал над созданием свода русских народных сказок. Он подготовил и издал более 50 книг, включающих в себя фольклорные сказочные и былинные тексты в авторской интерпретации. Многие сказки в обработке Нечаева были переведены на языки народов СССР и зарубежья (Англии, Испании и др.)

Умер А.Н. Нечаев 24 января 1986 г. в Москве. Похоронен на кладбище Донского монастыря. 1 июня 1990 г. на здании Кенозерской библиотеки в деревне Вершинино Плесецкого района была установлена мемориальная доска памяти ученого.

В архиве А.Н.Нечаева есть рукописи рассказов «Кенозерская республика» и «Варуховщина». Сюжеты обоих имеют непосредственное отношение к Кенозерью. Рассказ «Кенозерская республика» посвящен событиям послереволюционной России, действие в нем происходит в 1918 г. в Вершинино. Сюжет носит трагикомический характер. Бывший волостной писарь Тимофей Шилицын, отсидевший за мелкое хулиганство в царское время в губернской тюрьме, подбивает местных мужиков отделить бывшую Вершининскую волость, в которой в то время проживало около 5000 человек, от Советской Республики и создать самостоятельную республику, после чего сам становится ее президентом. Но вскоре республика была разогнана прибывшим карательным отрядом, который начал мародерствовать в Вершинино, а сам Тимофей Шилицын куда-то сбежал во время нэпа. Деятельность карательного отряда Нечаев рассматривает как предтечу репрессий 1930-х гг.

Рассказ «Варуховщина» содержит интересные фольклорно-этнографические сведения. В нем рассказывается о вечеринке, известной на Кенозере под названием варуховщины, или варващины. Она проходила вечером 3 декабря (по старому стилю) накануне дня святой Варвары. Нечаев раскрывает ритуализованный контекст вечеринки, давая ее описание. Помимо этого, он упоминает, другую праздничную вечеринку васильевщину, которая проходила накануне для св­того Василия в ночь на Новый год.  В рассказе упоминается о традиции мужского колядования на утро после встречи Нового года.

В архиве А.Н.Нечаева также находятся еще несколько материалов, имеющих отношение к Кенозерью, — это рассказ «Кенозерская родня», «Тетушка Татьяна Ивановна» и «Кенозерские воспоминания и литературные зарисовки».

Подводя итог всему изложенному выше, можно сделать вывод, что судьба А.Н.Нечаева является типичной для советского ученого и писателя, в творческом и научном наследии которого отразились все тенденции своего времени.

Примечания:
1. Из сборника "Кенозерские чтения - 2015 Заповеданное Кенозерье: природа, культура, человек", Архангельск, 2016.
2. С небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.