Юлия Ратомская
К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО
ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА
Интерес к деревянному зодчеству в российской науке складывался постепенно.
Первые исследования древнерусской архитектуры относятся к концу XVIII века.
Так, в 1781 году священник Иоанн Григорьев
выполняет чертежи деревянных храмов погоста
Турчасово в традициях аксонометрических рисунков
XVII
-XVIII
веков.
Серьезные исследования деревянной и каменной архитектуры Древней
Руси начинаются во второй половине XIX века, особенное развитие получая в
среде славянофилов — историков, литераторов, философов, рассуждавших о
самобытном, отличном от западного, историческом пути России. Особый акцент
на древнерусской архитектуре, на русском деревянном зодчестве был обусловлен
желанием отрешиться от западноевропейской по происхождению архитектуры
барокко и классицизма и обрести представление о подлинно русском искусстве,
определив «черты его самобытности».
Во второй половине XIX — начале XX века исследователи Л.ВДаль,
В.В.Суслов, И.Э.Грабарь и другие отправлялись в экспедиции к отдаленным
памятникам деревянного зодчества, собирая материалы для первых научных
работ.
В 1895-1901 годах В.В.Суслов издает «Памятники древнего
русского зодчества» в семи выпусках, что свидетельствовало об особом
внимании к этой теме образованных читателей. Одной из задач исследователя
стал сравнительный анализ русских деревянных храмов и деревянных построек
Норвегии
Изучив вновь обнаруженные деревянные сооружения, сделав их
зарисовки, обмеры, фотографии, ученые пытались сформировать
терминологический ряд, определить особенности дерева как строительного
материала, делали первые шаги в определении типологических особенностей
русских деревянных храмов, выявляли основные типы сооружений.
Дополнительный интерес памятники деревянного зодчества вызывали в
связи с популярностью в научных кругах теории одного из основателей
Исторического музея в Москве историка И.Е.Забелина. Согласно его концепции
ряд форм русских каменных храмов был обязан своим происхождением древним
русским деревянным образцам. По мнению И.Е.Забелина, итальянские архитекторы
времени Василия III лишь пытались «увековечить в кирпиче... старозаветные
формы чисто русских сооружений».
Первая «История русского искусства» под редакцией И.Э.Грабаря
продолжала устоявшиеся тенденции исследования деревянной архитектуры.
Подчеркивая недостаточность знаний, характерных для начального периода
изучения древнерусского зодчества, И.Э.Грабарь в 1909 году в предисловии к
первому тому писал: «Приходилось думать не столько о синтезе, о выводах из
добытого ранее материала, сколько о самом добывании этого материала».
Начиная разговор о русском деревянном храмовом зодчестве с договора князя
Игоря с греками 954 года, И.Э.Грабарь вслед за рядом предшественников
делает акцент на северных деревянных храмах. Опираясь на существовавшие в
тот период представления, исследователь полагал, что «на юге плотницкое
дело было не в почете, и с появлением каменных храмов деревянные рубились
только там, где нельзя было построить каменного».
В вышедшем в период Первой мировой войны двухтомном труде М.В.Красовского
«Курс истории русской архитектуры» деревянному зодчеству был посвящен
отдельный том, в котором исследователь не только останавливался на истоках
русской деревянной архитектуры, терминах, типах сооружений, но также
пытался выстроить историческую эволюцию форм деревянных построек.
В исследованиях послереволюционного периода русское деревянное зодчество
преподносилось как народное искусство, что помогало избегать сложностей в
периоды антирелигиозной пропаганды. Экспедиции 1920-1930-х годов,
организованные И.Э.Грабарем и другими, собрали богатейший материал, который
позволил продолжить изучение региональных особенностей русской деревянной
архитектуры.
В опубликованной в 1942 году монографии С.Я.Забелло, В.Н.Иванова,
П.Н.Максимова «Русское деревянное зодчество», а также в ряде статей вновь
собранные материалы были поданы в виде текста, обмеров и фотографий. Все эти
исследования позволили не только продолжить изучение русского деревянного
зодчества, но и зафиксировать многие исчезнувшие впоследствии постройки, а
также подготовить источниковедческую базу для формирования в послевоенный
период планов экспедиций и программ реставрационных работ. Сведения,
собранные исследователями во второй половине XIX — XX веках, легли в основу
концепций музеев деревянного зодчества, получивших широкое распространение
в 1960-е годы.
Историк архитектуры П.Н.Максимов стал автором специальных разделов,
посвященных русскому деревянному зодчеству в вышедших в 1950-е годы
«Истории русского искусства» и «Истории русской архитектуры».
И.В.Маковецкий, Е.А.Ащепков, А.В.Ополовников внесли неоценимый вклад в
изучение русского деревянного зодчества в 1950-1970-е годы, внимательно
Этапным в обучении архитекторов-реставраторов и архитектуроведов стал
написанный Ю.С.Ушаковым раздел о деревянной архитектуре в учебнике «История
русской архитектуры», впервые выпущенном в 1984 году.
В 2000-е годы труды В.П.Орфинского, И.Е.Гришиной, И.Н.Шургина, А.Б.Бодэ и
многих других исследователей позволили расширить представление о памятниках
русской деревянной архитектуры, а также констатировать многочисленные
трагические утраты уникальных построек разных веков, погибших в результате
ветхости, пожаров, равнодушия местных властей, а также отсутствия реальных
возможностей для спасения обветшавших шедевров у заинтересованных
специалистов и реставраторов.
Примечания:
1.
Из книги "Русское деревянное. Взгляд из XXI века. Архитектура XIV - XIX
веков. М.: Кучково поле, 2015.
2. Библиография опущена.