Юлия Ратомская

    К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

   Интерес к деревянному зодчеству в российской науке складывался постепенно. Первые исследования древнерусской архитектуры относятся к концу XVIII века. Так, в 1781 году священник Иоанн Григорьев выполняет чертежи деревянных    храмов погоста Турчасово в традициях аксонометрических рисунков XVII-XVIII  веков.       

Серьезные исследования деревянной и каменной архитектуры Древней Руси начинаются во второй половине XIX века, особенное развитие получая в среде славянофилов — историков, литераторов, философов, рассуждавших о самобытном, отличном от западного, историческом пути России. Особый акцент на древнерусской архитектуре, на русском деревянном зодчестве был обусловлен желанием отрешиться от западноевропейской по происхождению архитектуры барокко и классицизма и обрести представление о подлинно русском искусстве, определив «черты его самобытности».

Во второй половине XIX — начале XX века исследователи Л.ВДаль, В.В.Суслов, И.Э.Грабарь и другие отправлялись в экспедиции к отдаленным памятникам деревянного зодчества, собирая материалы для первых научных работ. В 1895-1901 годах В.В.Суслов издает «Памятники древнего русского зодчества» в семи выпусках, что свидетельствовало об особом внимании к этой теме образованных читателей. Одной из задач исследователя стал сравнительный анализ русских деревянных храмов и деревянных построек Норвегии
Изучив вновь обнаруженные деревянные сооружения, сделав их зарисовки, обмеры, фотографии, ученые пытались сформировать терминологический ряд, определить особенности дерева как строительного материала, делали первые шаги в определении типологических особенностей русских деревянных храмов, выявляли основные типы сооружений.
Дополнительный интерес памятники деревянного зодчества вызывали в связи с популярностью в научных кругах теории одного из основателей Исторического музея в Москве историка И.Е.Забелина. Согласно его концепции ряд форм русских каменных храмов был обязан своим происхождением древним русским деревянным образцам. По мнению И.Е.Забелина, итальянские архитекторы времени Василия III лишь пытались «увековечить в кирпиче... старозаветные формы чисто русских сооружений».

Первая «История русского искусства» под редакцией И.Э.Грабаря продолжала устоявшиеся тенденции исследования деревянной архитектуры. Подчеркивая недостаточность знаний, характерных для начального периода изучения древнерусского зодчества, И.Э.Грабарь в 1909 году в предисловии к первому тому писал: «Приходилось думать не столько о синтезе, о выводах из добытого ранее материала, сколько о самом добывании этого материала». Начиная разговор о русском деревянном храмовом зодчестве с договора князя Игоря с греками 954 года, И.Э.Грабарь вслед за рядом предшественников делает акцент на северных деревянных храмах. Опираясь на существовавшие в тот период представления, исследователь полагал, что «на юге плотницкое дело было не в почете, и с появлением каменных храмов деревянные рубились только там, где нельзя было построить каменного».

В вышедшем в период Первой мировой войны двухтомном труде М.В.Красовского «Курс истории русской архитектуры» деревянному зодчеству был посвящен отдельный том, в котором исследователь не только останавливался на истоках русской деревянной архитектуры, терминах, типах сооружений, но также пытался выстроить историческую эволюцию форм деревянных построек.   

В исследованиях послереволюционного периода русское деревянное зодчество преподносилось как народное искусство, что помогало избегать сложностей в периоды антирелигиозной пропаганды. Экспедиции 1920-1930-х годов, организованные И.Э.Грабарем и другими, собрали богатейший материал, который позволил продолжить изучение региональных особенностей русской деревянной архитектуры.

В о
публикованной в 1942 году монографии С.Я.Забелло, В.Н.Иванова, П.Н.Максимова «Русское деревянное зодчество», а также в ряде статей вновь собранные материалы были поданы в виде текста, обмеров и фотографий. Все эти исследования позволили не только продолжить изучение русского деревянного зодчества, но и зафиксировать многие исчезнувшие впоследствии постройки, а также подготовить источниковедческую базу для формирования в послевоенный период планов экспедиций и программ реставрационных работ. Сведения, собранные исследователями во второй половине XIX — XX веках, легли в основу концепций музеев деревянного зодчества, получивших широкое распространение в 1960-е годы. Историк архитектуры П.Н.Максимов стал автором специальных разделов, посвященных русскому деревянному зодчеству в вышедших в 1950-е годы «Истории русского искус­ства» и «Истории русской архитектуры». И.В.Маковецкий, Е.А.Ащепков, А.В.Ополовников внесли неоценимый вклад в изучение русского деревянного зодчества в 1950-1970-е годы, внимательно Этапным в обучении архитекторов-реставраторов и архитектуроведов стал написанный Ю.С.Ушаковым раздел о деревянной архитектуре в учебнике «История русской архитектуры», впервые выпущенном в 1984 году.

В 2000-е годы труды В.П.Орфинского, И.Е.Гришиной, И.Н.Шургина, А.Б.Бодэ и многих других исследователей позволили расширить представление о памятниках русской деревянной архитектуры, а также констатировать многочисленные трагические утраты уникальных построек разных веков, погибших в результате ветхости, пожаров, равнодушия местных властей, а также отсутствия реальных возможностей для спасения обветшавших шедевров у заинтересованных специалистов и реставраторов.

Примечания:
1. Из книги "Русское деревянное. Взгляд из XXI века.  Архитектура XIV - XIX веков.  М.: Кучково поле, 2015.
2. Библиография опущена.