Мария Рогозина
СЕВЕРНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ 1910-х гг.: ИЗДАТЕЛЬ К.Ф.НЕКРАСОВ И ХУДОЖНИК
В.М.ВЛАДИМИРОВ
В фотографическом фонде Музея архитектуры имеются две небольшие,
но достаточно примечательные серии негативов, посвященные деревянной
архитектуре Русского Севера, сделанные разными фотографами, но примерно в
одно время — десятые годы XX века. Первый автор — это известный в свое время
политический деятель и позднее книгоиздатель Константин Федорович Некрасов
(1873-1940)
,
племянник поэта. Второй — архитектор, инженер и художник Владимир Михайлович
Владимиров (1886-1969). Оба — люди разные по возрасту, социальному
положению, образованию, политическим и эстетическим взглядам — в 1930-е годы
сотрудничали с Всесоюзной академией архитектуры и передали в Музей
архитектуры, открывшийся при академии, свои фотоматериалы.
Константин
Некрасов в 1934 году продал в музей 93 стеклянных негатива, сделанных в
поездках по Олонецкой, Архангельской и Вологодской губерниям в
1912—1913 годах. Он объехал ряд погостов, сел и деревень по берегам Онеги,
Северной Двины, Устье, Уфтюге, Сухоне и Поче. Путешествовал Некрасов вместе с
Александром Ивановичем Анисимовым, крупным историком и реставратором
древнерусской живописи. Они собирали произведения прикладного искусства для
магазина «Лавка древностей» в Москве. В эти поездки Некрасов брал
фотоаппарат, поскольку фотографией он с братьями увлекался еще с юности: в
музее-усадьбе «Карабиха» сохранились виды усадьбы, сделанные ими в конце
XIX века. У Некрасова была небольшая для того времени и удобная фотокамера,
снимавшая на стеклянные пластинки 9
х
12 и 13
х
18 см. В письмах домой он подробно описывал свои путешествия и часто
упоминал о сделанных снимках. Некрасова интересовал быт крестьян северных
регионов России, во многом отличавшийся от повседневной жизни Поволжья,
хорошо знакомой ему по работе в земских уездных комитетах Ярославской
губернии.
Фотографии К.Ф.Некрасова передают облик северных деревень, их
быт и окружающий ландшафт. Не будучи рисовальщиком, Некрасов тем не
менее
тонко чувствовал художественные возможности фотографии и умело их
использовал.
|
|
Село
Сеймосово, Плесецкий р-н Арх. обл. Фото К.Ф.Некрасова, 1910-е гг. |
Село Бобкино
с часовней 18 в. Плесецкий р-н Арх. обл. Фото К.Ф.Некрасова, 1910-е гг. |
Некрасов снимает жилые дома и хозяйственные постройки,
деревенские улицы и виды сел, портретирует жителей.
Некрасов делает виды деревень (Клещево, Боброво), где улицы ориентированы на
часовни. Снимает он и боковые улочки, на которые выходят только амбары,
образующие так называемый амбарный городок (деревня Брусенец Вологодской
области). Фотографа привлекали и отдельные крестьянские дома, видов которых
много в коллекции.
|
Ильинская
церковь. 1766 г. Село Вазенцы, Арх. обл. Фото К.Ф.Некрасова, 1910-е гг.
Не сохр. |
Некрасов снимал и храмы Русского Севера, в основном
ярусные и шатровые — характерные только для этой местности. Он обращал
внимание и на пейзажные ориентиры — часовни, стоящие на пригорке, как,
например, около деревни Селягино, откуда виден Турчасовский погост. В
фотографической коллекции Некрасова не встречается съемки деталей зданий,
укрупненных фрагментов построек, зато фотографу удалось спокойно и тонко
запечатлеть красоту снимаемых построек и их слитность с окружающей средой.
Владимир Михайлович Владимиров передал в Музей архитектуры фотографическое
собрание, посвященное памятникам древнерусской архитектуры, в 1935 году. В
него вошло 338 негативов 13 х 18 и 18 х 24 см, из них 65 — по деревянным
постройкам Русского Севера. Интерес к древнерусской архитектуре у
Владимирова, повидимому, возник во время учебы в Строгановском училище,
которое он окончил в 1907 году со званием «ученого рисовальщика» по классу
скульптуры. В 1908-1917 годах он продолжил занятия на архитектурном
отделении Института гражданских инженеров в Петербурге. Во время летних
каникул 1913-1915 годов В.М.Владимиров совершил несколько поездок по
Русскому Северу, фотографировал и зарисовывал памятники древнерусской и
народной архитектуры. Его интересовали деревянные северные постройки, их
декоративные и конструктивные детали. На снимках видны шатры, парадные
крыльца церквей и «боярские крыльца» изб.
Подробно сфотографирована Вознесенская церковь в Конецгорье 1752 года
постройки: ей посвящены 6 кадров, в которых Владимиров фиксирует высокое на
две стороны крыльцо и бочку над ним.
Вознесенская церковь,
1752 г. Село Конецдворье, Виноградовский р-н Арх. обл. Фото В.М.Владимирова, 1910-е гг. |
Самый выразительный кадр — вид храма с юго-запада, в который
фотограф специально не включает шатровое завершение церкви, подчеркивая
выразительность и мощность расходящихся от главного объема срубов.
Привлекали внимание фотографа и крестьянские жилища: он снимает общие виды
домов и их интерьеры. Так, например, он фиксирует расписной интерьер дома в
селе Белая Слуда. Неоднократно в объектив фотографа попадают знаменитые
крыльца жилых домов, называемые «боярскими». При съемке завершения избы в
Сольвычегодском уезде Владимиров использует в кадре ракурс, предвосхищающий
поиски фотографов авангарда. Как художник и архитектор Владимиров, кажется,
ищет в кадре детали, которые мог бы использовать при проектировании зданий в
неорусском стиле. Свои знания и фотографии деревянных конструкций
Владимирову удалось использовать в 1920-е годы во время работы в проектном
отделе строительной конторы «Мосдрев». За период его работы объединением
было построено более сотни деревянных сборных жилых строений в Москве и
Московской области.
Уникальность фотографий этих небольших серий заключается
в том, что ее авторы внимательно и бережно фиксировали памятники
архитектуры и градостроительства Русского Севера. В своих снимках они
показали жизнь северного края в еще спокойное время — до военных и
революционных потрясений.
|
|
Владимирская
ц. 1642 г. и ц.Афанасия Александрийского 1763 г. Село Белая Слуда, Арх.
обл. Фото В.М.Владимирова, 1910-е гг. Не сохр. |
Введенская церковь (1684 или 1776). Осиновский погост, Арх. обл. Фото В.М.Владимирова, 1910-е гг. Не сохр. |
Часто эти снимки — единственные изображения,
сохранившиеся от деревни, села, погоста или храма, которые уже через
несколько десятков лет были частично или полностью утрачены.
В 1942 году
Академией архитектуры СССР была издана монография «Русское деревянное
зодчество», в которую вошли художественные фотографии В.М.Владимирова и
этнографические снимки К.Ф.Некрасова. Сегодня эти снимки
фотографов-любителей оказываются незаменимым материалом для иллюстрации
научных трудов, энциклопедий, популярных изданий, а также являются важным
источником для реставрации памятников деревянного зодчества.
Примечания:
1. Из книги "Русское деревянное. Взгляд из XXI века.
Архитектура XIV - XIX веков". М.: Кучково поле, 2015.
2. С
небольшими сокращениями.
3. Иллюстрации - из книги.
4. Библиография опущена.