Андрей ДЕМЕНТЬЕВ
Авторы фотографий свящ. Сергий Чураков и Марина Чуракова.
Отчёт о походе по Прионежью и Поморскому берегу Белого моря (Архангельская область)
Маршрут: Оксовский (Наволок) – Ярнема, Городок (Прошково), Турчасово, Пияла, Большой Бор, Поле, Сырья, Подпорожье, г. Онега, Кий-остров, Ворзогоры – Нименьга, Малошуйка (Абрамовская), Унежма.
Сроки: 23 июня – 9 июля 2009 г.
Состав: свящ. Сергий Чураков, Марина Чуракова, Татьяна Ярмолинская, Андрей Дементьев.
Авторы фотографий свящ. Сергий Чураков и Марина Чуракова.
В путь
23.06
23:10. Поездом Москва-Архангельск выехали из Москвы в Плесецк. Поход – дело творческое, поэтому билеты на обратный поезд брать не стали, имея в своём распоряжении лишь примерный план действий, который можно скорректировать исходя из ситуации. Задачей являлось пройти пешком около 60 км вдоль ненаселённого берега реки Онеги, затем на транспорте вдоль обжитого участка реки проехать до её устья и побывать в нескольких сёлах на берегу Белого моря, частью передвигаясь пешком, частью – на поезде.
Верхние Макромусы
24.06
14:50. Прибыли на станцию Плесецкая. Здесь, в Плесецке, в 2007 году закончился прошлый наш поход по Каргополью и Кенозерью, и предстоящий путь как бы становился органичным продолжением предыдущего маршрута.
До пос. Оксовский (другое название Наволок) доехали на маршрутке, которая отходит прямо от станции и идёт до Североонежска. Ходят здесь и рейсовые автобусы.
Вышли на грунтовку в сторону Пустыньки. Состояние дороги хорошее. По всей видимости, в эти места многие приезжают на машинах отдыхать и ловить рыбу на берегу р. Онеги.
Поворот на нежилую дер. Змиёво пропустили, очень уж он оказался неявным. Так и дошли до Верхних Маркомус, за 4,5 часа пройдя 17 км.
|
|
По правой стороне реки не осталось ни одного строения, на левом берегу стоят около 3 домов. На стоянку встали на берегу речки, текущей посреди бывшей деревни. Вода здесь – просто расплавленный лёд! В отличие от большинства встречавшихся нам речек, вытекающих из болот, а потому тёплых и имеющих коричневый цвет, в этой вода совершенно чистая. С дороги-грунтовки видны стоящие на холме белые остатки столбов линии связи вдоль старой лесной дороги. Судя по всему, это был кратчайший путь от Маркомус к Плесецку (на заметку: пеший маршрут можно начинать от Плесецка). Именно за этим холмом мы и встали.
Пустынька
25.06
10:00. Вышли из Верхних Маркомус. В Нижних Маркомусах грунтовка заканчивается. Здесь же – поклонный крест, установленный 3 ноября 2008 года на месте часовни во имя вмч. Георгия Победоносца, стоявшей на этом месте ещё в 1984 году.
Дальше идёт лесная дорога, вся заросшая и нехоженая, по которой и на внедорожнике не проедешь. Примерно через 2 км после того, как дорога вошла в лес, вы попадаете на развилку. Направо, в сосняк, идёт дорога на Пеленьгу, а в Пустыньку идёт дорога налево, под угор. Только не путать с тем поворотом, что почти сразу после входа в лес ведёт в сторону реки через кладбище.
17:00. Пришли в
Пустыньку, на место древнего
Благовещенского монастыря. Дорога идёт то по лесу, то по высокому, почти отвесному берегу. И вот, вы спускаетесь вдоль русла ручья в небольшую долину на берегу реки, диаметром не более 500 метров. На реке шумят перекаты, по сторонам заросшие травой холмы. И посреди – храм, смотрящий на гладь Онеги…
Летом живут в 2-3 домах, вокруг пустые дома (если угодно – бараки) без окон бывшего «Пустынного дома инвалидов», проще говоря, психушки, в которую было превращено это прекрасное место. Храм с луковичным покрытием, без главки, но в хорошем состоянии, достаточно чистый.
Встали за деревней на обрывистом берегу реки, т. к. местные жители не показались особо гостеприимными. За 7 часов хода пройдено 16 км
Кирилловка
26.06
10:30. Вышли в сторону Кирилловки. За Пустынькой дорога проходит через зарастающее кладбище. Видели могилу 1993 года; такое впечатление, что ей уже лет 30. Обращает на себя внимание размер большинства могильных холмов: раза в три больше, чем обычно.
Дорога идёт лесом, местами заболочена и вконец заросла, последние 6 км перед Кирилловкой идёт по отвесному берегу высотой до 50 м.
14:00-15:00 обедали у охотничьего домика в прекрасном сосновом бору. На дороге, ведущей к истоку р. Емца, видели следы людей, мотоцикла и некого четырёхколёсного транспортного средства. Вероятно, это были рыбаки, со стороны Емцы ездившие на берег Онеги.
20:30. Кирилловка. Встали на высоком берегу рядом с устьем речки Лёушка. За 10 часов пройдено около 17 км.
Кирилловка по своей красоте – это просто оазис в лесной пустыне. Дорога идёт по краю берега, между зелёным полем и далью реки.
Вокруг – тишина. Несколько нежилых домов и, похоже, часовенка на левом берегу. Видно, что раньше это была очень большая деревня. Сейчас – лишь призрак былой жизни людей. Медвежий выгон.
Странник
27.06
11:00. На нашу стоянку пришёл странник. Настоящий. Зовут Пётр Софронович, 58 лет. Из дому, из Карелии, вышел в мае, через Каргополь спускается по Онеге. Месяцев через 6 думает закончить путь в Мурманской области, в Лениногорске у дочери. Так и ходит уже 8 лет, с весны до осени.
Самое интересное, что человек совершенно адекватен, от людей не бежит,
жить ему есть где, есть и жена, и дети, и внуки. Просто «на погост» пока не
хочет. В дороге здоровее будешь. Пройти за день 30-40 км без дороги – нормально.
Образ жизни. Интересно, что когда мы подошли, первый вопрос, который он задал,
был следующий: «Христианин?»
Странничество – очень интересное, глубокое явление, и настоящей жемчужиной похода стала для нас эта встреча. Чуть позже хотелось бы описать всё подробнее, пока же можно посмотреть ссылку на хорошую
статью по теме.
13:30. Вышли. На правом берегу в северном конце деревни есть одна жилая летом избушка, на левом берегу – жилой дом. Пытались докричаться до другого берега, чтоб попросить подбросить на лодке до Ярнемы, но не удалось: хозяин не захотел общаться. Что ж, его право. Как нам сказали, он и ушёл на другой берег, чтоб туристы всякие зря не беспокоили. Старый житель деревни, работал когда-то шофёром.
21:00. Встали на ручье Костромской. 8,5 часов хода, прошли около 12 км.
Ярнема
28.06. Воскресенье.
9:30 подъём. Так, прямо в лесу, и служили с о.Сергием до 12:30 Утреню, Часы, Изобразительны.
14:00 вышли.
К 17:30 прошли около 7-8 км до дороги Плесецк-Ярнема-Онега. Вот радости-то! Прошли! Лесная дорога выходит на 48-м километре, судя по верстовым столбам. С виду и не догадаешься, что то место, из которого мы вышли – это дорога Ярнема-Оксовский. Местами по ней идёшь, и только поваленные столбы и кое-где виднеющиеся обрывки телеграфного провода свидетельствуют о том, что это вообще дорога, а не зарастающая просека. Хотя в целом, конечно, старые колеи всё время явны.
Протопали до Ярнемы, потом до Городка (Прошково) кто 9, кто 13 км, часть пути нас подвезли на попутках. За Копыловкой на окраине деревни слева от дороги есть колодец с минеральной водой. Вкусная!
К слову сказать, вообще от Ярнемы и ниже по реке берега становятся невысокими, местность приобретает равнинный характер, и теперь уже можно забыть о том множестве речек и ручьёв, которые так часто встречаются на участке между Оксовским и Ярнемой.
22:00. Встали на стоянку.
Вдоль Онеги автостопом
29:06
4:00 подъём, 4:50 сели на автобус Городок - Онега, доехали до Турчасово. Про село «Посад», обозначенное на карте, никто и не знает, деревни называют своими историческими названиями. Посмотрели ансамбль Турчасовского погоста. За храмами здесь есть кому следить, судя по всему.
Дорогу, по которой мы едем на автобусе, проложили не так давно, и на карте ГШ она не обозначена. Идёт всё время по правому берегу, от Вазенцев она уже обозначена. В деревнях видели довольно много лошадей и коров. Лошадей люди держат из-за дороговизны ГСМ. В России начала XXI века дешевле оказывается пахать на лошади, чем на тракторе.
В рейсовом автобусе рядом с нами оказался совершенно необычный попутчик. Кто бы вы думали? Милиционер, в форме. Не то, чтоб я раньше милиционеров не видел. Просто в Подмосковье я с такими до сих пор не встречался. Совершенно открытый человек, который на равных и доброжелательно по-человечески общается с простыми соседями без погон – и с местными, и с нами. Просто какой-то отец для всех. Что-то невероятное, из старых советских фильмов! Расспросив, по какому маршруту едем, удивительный милиционер дал неплохую подсказку, что стоило бы по пути заехать в деревни Большой Бор, Поле и Сырья.
12:30. Опять сели на автобус, доехали до села Пияла.
|
|
|
|
Шатровая Вознесенская церковь 1651 (или 1654 - Т.М.Кольцова) года, ещё вполне крепкая. Внутри – мерзость запустения, горы мусора и высохшие трупы галок, живые товарки которых через окна влетают в храм. Полностью сохранившиеся расписанные небеса, иконостас (уже без икон, конечно), большие клироса. На полу при входе в трапезную часть – несколько человеческих костей, брошенных местными мальчишками, занимающимися «раскопками» в поисках старых монет. И всему этому вывеска – «памятник архитектуры, охраняется государством».
18:30. В кузове грузовика доехали до села Большой Бор.
Интересно, что водитель от предложенных 200 р. отказался, сказав, что сотни вполне хватит. Не деньгами жив человек.
В Большом Боре два храма XIX века: Илии пророка и вмч. Георгия Победоносца.
Ильинский храм почти восстановлен благодаря местному жителю Александру Николаевичу Панкову, который занимается этим с 1995 года. Отрадный пример того, как
люди делают дело, а не ведут одни
разговоры, пока вокруг всё разрушается и разворовывается.
Попросив местного жителя подвезти, съездили на машине в деревню Поле (около 9 км от Б. Бора). Место совершенно удивительное. На высоком холме стоит деревянная церковь [Богоявленская 19 в.], а вокруг, на все стороны света, до самого горизонта тянутся лесные дали. Кажется, приглядись, и там, меж холмов, можно было бы увидеть вдали Белое море.
Невдалеке от храма стоит ещё один памятник архитектуры, двухэтажный дом Попова. Уникальное здание постепенно разрушается благодаря стараниям некоторых местных жителей, разломавших изразцовые печи, выворотивших половицы и тёс на крыше. А восстанавливать, похоже, должен какой-нибудь дядя из администрации. Только пока не определили ещё, какой.
По словам водителя, 500-ми метрами выше по течению Карручья, пересекающего дорогу в Поле, есть остатки старых водяных мельниц. Ещё на его памяти внутри там можно было увидеть деревянные механизмы.
Вернувшись в Большой Бор, пешком прошли около 3,5 км до села
Сырья. На этом месте до XVIII века находился Успенский Сырьинский монастырь, основанный прп. Кириллом Сырьинским (в миру –
Кириак). До нашего времени сохранился деревянный Никольский храм 1867 года и часовня над почивающими под спудом мощами прп. Кирилла. Часовня приведена в порядок трудами прихожан г. Онега. А вот храм в удручающем состоянии. Совсем недавно, в колхозном прошлом, он использовался как коровник. Сейчас он сильно покосился, окон нет. Местные ребята, похоже, стараются помочь храму поскорее обрушиться на их же головы: посреди храма к крюку от паникадила привязана тарзанка, на которой они качаются, отталкиваясь ногами от оставшихся частей иконостаса. Что ж, неудивительно, что скоро и в этой деревне, похоже, не останется ни одного жителя, как случилось уже в тысячах
других.
0:00. Отбой.
Добрые встречи
30.06
6:10. Подъём. Собрались и вышли через 40 мин., вышли на автобусную остановку.
7:40. Продолжили путь на автобусе. Следующий пункт – Подпорожье (остановка называется Камениха).
Сплавали на другой берег, к церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери (1757).
15:00. Выехали в Онегу. В городе остановились у добрых людей по рекомендации нашей знакомой. Удивительно, что нас, совершенно незнакомых, принимали чуть ли не как родных детей. Сколько хороших людей на свете!
Это так.
Особенность этих мест – встречи с людьми, которые сохраняют в себе способность к такому общению, которое для нас поразительно и непривычно. На Севере (да и вообще, в удалённых местах) ещё до сих пор люди сохраняют способность видеть другого человека и ценить его как неповторимую и всегда интересную личность. В таких городах, как Москва, это качество люди уже по большей части утеряли. Здесь другой человек становится функцией. Если эта функция полезна, то с таким человеком и будут разговаривать для того, чтобы получить какую-то выгоду. Не случайно и всё больше сторон жизни начинают мерять деньгами. Для нормального же человека целью общения в первую очередь становится не извлечение выгоды, пользы, а само узнавание в другом человеке образа и подобия Божия. Причина не в том, что не с кем здесь поговорить. Есть с кем. И не потому, что мы приезжие и любопытно с нами поболтать. Нет. А потому, что с каким-то иным здесь сталкиваешься отношением к другому человеку, совершенно, вроде бы, чужому в нашем понимании. Эти люди умеют общаться, потому что они сохраняют естественную человеческую любовь к людям. В этом есть и какая-то способность к созерцанию, к проникновению в душу другого человека.
Как такое возможно, спрашиваешь себя, почему мы в своей Москве не таковы?.. Такое отношение невозможно без любви и уважения к другому человеку. Видимо, именно в сохранении такой любви и заключается секрет этого умения общаться по-настоящему. И даже можно сказать, что и не общаться только. И молчать. Но – с удивительным сейчас для нас вниманием и пониманием. Это внутреннее состояние человека, выражающееся и в том, как он общается. Может быть, есть здесь и какая-то связь с тем, как воспринимается время. Удивительно, но при внешней как будто неторопливости, люди успевают здесь многое. Есть в этой способности что-то от прежних времён, что-то из нашей классической литературы, из опыта предков. Еще совсем недавнего опыта, к которому причастно наше старшее поколение. Сохраним ли мы эту преемственность в главном?
Сказано: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Мы как ракушки, которые лишь чуть-чуть приоткрывают створки, и готовы тут же их закрыть, чтобы ничто не уязвило в душу или чтобы не отрылся какой-нибудь недостаток, что уязвило бы гордость. Люди нормальные готовы понести укол другого человека и являются тем, что они есть. А мы – слишком самолюбивы для такой открытости. Но у того, кто думает таким образом что-то сохранить в себе, «отнимется и то, что он имеет». Душевные силы, не затраченные на другого, оскудеют в тебе самом.
На Кий-остров решили всё-таки поехать по путёвке, не заморачиваясь. Купили билеты на катер на завтра. С человека по 400 р. за провоз туда и обратно. Успели посмотреть историко-краеведческий музей Онеги. Только потом сообразили, что водил-то нас сам директор музея, Алексей Кырсанов. Вот простецом-то прикинулся, прошу прощения J.
Онега
1.07
Ходили в Троицкий собор, общались с настоятелем о. Александром Коптевым. Он родом из Архангельска, служит здесь уже 12 лет. Община крепкая, около 500 человек. При храме есть школа, занимаются поделками с детьми, есть иконописцы, организуются паломническо-краеведческие походы с молодёжью. При этом ещё и реставрация храма: отстроена колокольня, в этом году надеются поставить купол.
Сплавали на Кий-остров. По сути, всю территорию занимает
санаторий.
Ворзогоры
2.07
С утра зашли в дирекцию Онежского филиала Водлозерского национального парка, чтобы на будущее узнать о возможности его посещения. Контактная информация: 164880, г. Онега, наб. Попова, 5, тел./факс 75666. E-mail: parkoneg@atnet.ru.
12:00. На «Заре» переплыли через Онегу в Легашевскую гавань, оттуда на такси проехали 28 км до Ворзогор. Заказывали заранее, 500 р. с четверых. Остановились у московского священника Алексея, при участии которого уже около 5 лет идёт восстановление храмов в Ворзогорах.
Сейчас ставят купола на Никольской церкви (1636 год, самая древняя в Онежском р-не), а во Введенской (1793) до сих пор клуб, так что туда пока с реставрацией не подойдёшь.
В своё время эти храмы, несмотря на свою древность, не были признаны памятниками архитектуры государственного значения из-за своей «крайней ветхости». Они вообще нигде не числились и никто за них не был ответственен. Вот благодаря этому только и возможно теперь их восстановление, в отличие, например, от Владимирской Церкви в Подпорожье. Проблема тут в том, что если у государства и появляются средства на восстановление подобных памятников деревянного зодчества, то все они оседают в карманах бюрократов, которые стремятся таким образом нажиться. И подобная ситуация практически повсеместна. Выделяют миллионы рублей, но их хватает только на то, чтобы поставить леса. Частным же образом никакой человек не сможет заняться реставрацией деревянного храма, если на нём висит табличка «памятник архитектуры». Один проект будет стоить не меньше, чем сама реставрация, а уж про то, что все жилы проверками вытянут, и говорить нечего. Так и стоят, разрушаясь, «под охраной государства» старинные храмы, пока не упадут или не сгорят. Проржавевшие таблички – часто единственное свидетельство этой охраны.
…На шатровой(?) колокольне следы пожара. Как объяснили, следствие посиделок с выпивкой и куревом местной молодёжи. Для них это такое место, где можно посидеть в своём кругу, потому-то внутри и навалено на лестнице всякого мусора в виде бутылок и обёрток. А на церкви им, в общем-то, плевать. Ну, закроют, – так недолго разломать или вообще сжечь. Так, как сожгли недавно восстановленный храм где-то на Онежском полуострове (запамятовал название села).
Ужинали в доме о. Алексея. Оказалось – много общих знакомых. Мир тесен, как известно. Жена, Татьяна Юшманова, – художник, много ходила по Русскому Северу; галерею работ можно посмотреть на её сайте
http://yushmanova.com/.
23:00. Решили не ждать полудня следующего дня и пойти дальше в Нименьгу во время ночного отлива. На УАЗике нас подбросили 5 км в сторону Нименьги, дальше идти пешком по обнажившемуся дну моря (описание пути см. ниже в координатах точек).
Уж как пугали комарами! Говорят, морские комары особые, по размерам больше обычных, никакие хим. средства их не берут. Только нас эта напасть миновала, ни одного и не видали. Ветерок дул с моря (если б был сильнее, вода бы не отошла от берега и пришлось бы идти по берегу через тресту), а самое главное – довольно низкая температура, так что все комары, видать, замёрзли. По куйвате идти легко, в тресте вдоль р. Нименьги был след вездехода. Так что за исключением наличия брода эта дорога не показалась нам сложнее лесной дороги между Макромусами и Ярнемой.
Нименьга
3.07
5:00. Дошли в деревни Нименьга, вброд (прямо напротив храма) переправились на правый берег речки. Заночевали в храме, поставив палатку под лестницей.
Храм в честь Преображения Господня, двухэтажный, очень светлый. Местными жителями из соседнего дома используется в качестве сеновала. Колокольня сильно покосилась, но пока стоит. В нижнем ярусе укрываются козы.
До станции доехали на машине, заранее договорившись ещё в Ворзогорах. Можно бы было идти пешком прямо от деревни Нименьга до Абрамовской по старому почтовому тракту 14 км. По описанию, дорога должна быть не слишком заболоченной, вдоль неё сохранились телеграфные столбы. Вообще, это очень хорошая мысль на будущее: пройти старым Поморским трактом от Онеги до Кеми. С постройкой железной дороги этот тракт был заброшен, и мало кто теперь ходит по нему. На карте тракт обозначен как «зимник», и идёт он то по лесу, то по берегу моря, соединяя все сёла Поморского берега.
18:50. Выехали на поезде в Малошуйку. Доехали на попутке до Абрамовской, посмотрели ансамбль-тройник (зачем кроют крышу синей металлочерепицей? - М.З.)
Встали на стоянку за селом. Вечером шёл дождь с мелким градом, собрал с тента целую горсть.
Женская часть группы, видать, подустала, а тут ещё и дождик объявился. Так и собрались в Москву возвращаться. Таня всё недоумевает, как она, ответственный человек, могла согласиться с нами ехать за день до отъезда, а мы ей объясняем, что во всяком событии в жизни есть смысл. «Ты же в горы собираешься после этой-то поездки?» – спрашиваем. «Не, ну это другое дело…» А я думаю, что у нас хорошее равновесие получилось: двоим идти, а двоим догонять не скучно..
Малошуйка
4.07
2:00. Отбой.
11:00. Подъём.
20:35. Сели на дежурный поезд Малошуйка-Маленга. Малошуйка ещё более-менее крупная станция, на ней касса есть. А на ст. Нименьга, например, не то что кассы, а даже расписания поездов нет. Железнодорожники рассуждают, по-видимому, примерно так: «зачем эти бумажки, если местные и так знают, когда поезда ходят?»
22:00. Вышел на ст. Унежма один и собрался по рекомендации Елены Федосеевой остановиться на ночь у знакомых. Остальная часть группы решила возвращаться в Москву и поехала дальше в Маленьгу, чтобы там пересесть на электричку Маленьга-Кемь. Но не тут-то было. Оказалось, что эти электрички ходят только по нечётным числам, а на поезде Вологда-Мурманск вообще нельзя уехать, т. к. в Маленьге нет кассы. То есть приходится ждать на станции ровно сутки. Так и вернулись тем же поездом обратно на станцию Унежма к 23 часам. Ура, мы все вновь вместе! Идём в Унежму вчетвером!
Заночевали в палатке на поляне, с которой начинается тропа в Унежму.
В Унежму
5.07
8:00. Ходил в магазин на станцию. Продавщица вся какая-то измученная, таких только в Москве и увидишь. Почти всё население посёлка довольно регулярно пьянствует, слышали про случаи воровства. Вот что значит без корней жить. Население по большей части приехавшее в советское время из разных мест «за северными». Черта: в Малошуйке нас предлагали подвезти 3 км за 100 рублей. Чувствуется уже какое-то стремление к наживе....
А в селе Унежма уже другой народ: здесь люди родом из северных мест.
9:20. Вышли. Болото прошли за 2,5 часа. Через него идёт по сути две тропы: одна с поляны входит в лес перпендикулярно ж/д путям, другая – под углом налево, на СЗ. Лучше идти как раз левее, потому что эта тропа огибает более болотистые места и старается держаться леса. Не пугайтесь, что сначала она при выходе на болото разветвляется; потом соединится, все дороги ведут в Унежму. Обратно мы по ней прошли от зимника до поляны за 2 часа. Обе тропы соединяются у стояночки в лесу с берёзками. Идя по зимнику, на развилке нужно поворачивать налево (см. описание координат точек), а то мы много сил потеряли на этом километре, пойдя прямо.
16:20. Перешли в отлив устье речки Унежмы. Обедали прямо на камнях, благо есть горелка.
|
|
19:00. По разрешению остановились в одном из домов. Благодарим хозяев!
Попили чаю, поели принесённой местным рыбаком камбалы. Не думал раньше, что морская рыба может быть такой вкусной. Всегда представлял это в виде чего-то безвкусного, а тут – на тебе. Пошли смотреть море и Великую вараку.
Словами красоту передать трудно. Никольская церковь очень гармоничная.
Из окон – море. Море с трёх сторон, тишина, только ветер веет и прибой шумит.
23:30 отбой.
На краю земли
6.07
11:00. Встали. Зашёл Александр, пригласил пойти с ним на рыбалку по отливу. Накопали морских червей, потом пошли к Камбальему острову, к устью Унежмы. Там ловили камбалу, попадались размером с ладонь. Помахалка (удочка) – это палка, верёвка и крючок с грузилом. Закинул, дёрнуло – вытягивай. Такая простая снасть и такие уловы, надо же.
Пообедали, потом пошли ловить по приливу на щельях (на берегу моря). Тишина на море, солнце садится. Гагары пролетали.
Александр всё молчит-молчит, а всякое слово к делу скажет.
Вечером пошли в храм, читали канон св. Николаю.
До свиданья, Унежма!
7.07
4:45. Подъём.
5:15. Вышли по куйвате (малая вода при морском отливе - В.Даль) к броду. Без палки поскользнулся на камнях. Завтракали на Падуне, обедали у начала зимника.
19:10. Вышли на поляну у железной дороги.
22:00. На «кукушке» из двух вагонов выехали в Маленьгу. Оттуда в 23:00 – электричкой в Кемь.
И снова в городе
8.07
3 часа с минутами – в Кеми. Купили билеты до Москвы. Завтракали в отличной недорогой столовой железнодорожников, всего по 110 руб. И работают они круглосуточно. 3-е здание от станции в сторону реки, вход с торца.
Пока ждали поезд, ходили смотреть деревянный Успенский собор XVII века. По дороге попалась какая-то обкуренная компания… Одним словом, мы вновь были в Городе. Не так, разве? В нём самом. Когда бываешь в неизгаженных местах, почему-то часто приходит мысль: как прекрасна природа и как погано люди живут.
Более полная подборка фотографий - здесь.
Координаты для GPS-навигатора
Оксовский-Ярнема
N 62º44'27,8'' E 39º54'30,6'' поклонный крест на месте храма в честь вмч. Георгия Победоносца в селе Нижние Маркомусы. От села не осталось ни одного дома. На берегу р. Онега оборудована хорошая стоянка.
N 62º44'45,3'' E 39º53'30,7'' Поворот, что почти сразу после входа в лес ведёт в сторону реки через кладбище. На Пустыньку нужно идти прямо.
N 62º45'05,3'' E 39º53'05,0'' Поворот на Пеленьгу. В Пустыньку идёт дорога налево, под угор.
N 62º52'11,1'' E 39º48'14,8'' Охотничья изба на лесной дороге между Пустынькой и Кирилловкой. Возвышенное сухое место в сосновом бору.
N 62º52'33,0'' E 39º47'31,6'' поворот с лесной дороги Макромусы-Ярнема на дорогу к истоку р. Емца
N 62º53'05,6'' E 39º44'41,1'' вагончик рыбаков и охотников рядом с лесной дорогой между Пустынькой и Кирилловкой
N 62º56'29,4'' E 39º35'34,4'' пересечение лесной дороги между Кирилловкой и Ярнемой и р. Чурокса
N 62º57'09,8'' E 39º33'09,2'' пересечение лесной дороги между Кирилловкой и Ярнемой и р. Костромской. Место нашей стоянки.
N 62º57'29,2'' E 39º31'40,2'' вагончик лесорубов на лесной дороге между Кирилловкой и Ярнемой
N 62º58'27,1'' E 39º26'50,0'' поворот на старую дорогу в сторону Кирилловки на 48-м километре грунтовки Плесецк-Онега
Ворзогоры-Нименьга
N 63º51'26,4'' E 37º38'50,2'' До этой точки от Ворзогор через лес идёт дорога, по которой из села можно доехать на транспорте. Рядом рыбацкая изба. Дальше в Нименьгу следует идти во время отлива по куйвате (по обнажившемуся дну моря). Ориентиром служит большой камень, от которого нужно держать чуть правее метров на 100-150.
N 63º50'11,3'' E 37º37'29,1'' камень. Дальше до устья Нименьги можно ориентироваться на вышку сотовой связи в Малошуйке.
N 63º51'37,9'' E 36º40'23,9'' брод через реку Нименьга. Находится примерно 1-1,5 км от устья. Нужно дойти от камней, лежащих на берегу реки, а затем подняться ещё метров на 300, за поворот. Приметой может служить трава, растущая пучками посреди реки. Глубина в этом месте в отлив по колено или чуть выше. От этого брода до деревни идёт дорога, наезженная вездеходами. Помимо данного брода с указанными координатами, реку можно переходить в устье. Это позволяет избежать довольно утомительного движения через тресту вдоль правого берега. Для этого нужно отойти в сторону моря метров на 400, до камней. В этом месте также должно быть неглубоко, в отлив примерно по колено. Однако, по словам местных жителей, в прошлом году в этом месте как утопили трактор «Беларусь», так и не смогли найти потом. Так что поосторожнее на машинах; переправляться в устье можно только в максимальный отлив.
Путь в село Унежма
Точки идут по порядку следования от станции к морю.
N 63º47'12,1'' E 36º38'04,7'' станция Унежма
N 63º47'38,4'' E 36º37'39,1'' поляна у ж/д полотна, с которой начинается тропа в село Унежма. 700 м. от станции.
N 63º49'47,1'' E 36º40'02,9'' место выхода тропы на зимник. Стоянка у ручья.
N 63º51'37,9'' E 36º40'23,9'' зимник раздваивается. Следует идти по колее налево (если идёшь от станции), чтобы обойти болотистый участок, через который ведёт колея зимника прямо. До соединения обоих колей по прямой 1 км, по левой колее около 1,5 км. Путь по левому зимнику можно несколько сократить по тропинке, которая начинается по правую руку метров через 500 от развилки и срезает часть левого отрезка зимника.
N 63º52'08,2'' E 36º40'50,2'' зимник вновь соединяется
N 63º52'14,6'' E 36º41'14,3'' стоянка перед «Чёрным» болотом. Ручей.
N 63º52'27,5'' E 36º41'54,3'' поворот с зимника на лесную тропу к реке Унежма
N 63º52'27,3'' E 36º42'42,8'' порог Падун. Стоянка.
N 63º53'57,5'' E 36º45'32,1'' землянка, напротив которой брод через реку. В отлив можно перейти по камням, не промочив ног. Желательно иметь палку, т.к. камни скользкие.