А.Давыдов

ЦЕРКОВЬ В ЛЯВЛЕ - ДРЕВНЕЙШАЯ ИЗ ШАТРОВЫХ

Окрестности Архангельска богаты памятниками деревянного зодчества. Один из них — шатровая церковь — находится в селе Лявля Приморского района, в 35 км к югу от города. Она стоит на крутом берегу небольшой речки Лявли, впадающей в Северную Двину. Издали можно увидеть взметнувшийся вверх шатер церкви, увенчанный восьмигранной главой. Сам же сруб-восьмерик почти скрыт густыми деревьями. Архитектура памятника еще и еще раз подтверждает слова выдающегося художника академика И.Э.Грабаря: «Иные из северных церквей настолько срослись с окружающей их природой, что составляют с ней неразрывное целое. И кажется, будто эти произведения — сама природа...»

Нельзя остаться равнодушным при виде этого замечательного творения русских зодчих. Храм — как ствол могучего дерева, ушедшего корнями глубоко в землю. Кажется, что этого ствола едва коснулась рука мастера: скуп и лаконичен декор церкви. Ничем не нарушена естественная красота дерева, его мощь. Эта мощь заключена и в венцах сруба, и в гранях шатра, одетого, как кольчугой, чешуйчатым лемехом. Храм — крепость, храм — воин. Его облик доносит до нас дух того времени, когда русский крестьянин вынужден был менять соху и топор на боевое оружие.

Никольская церковь в с.Лявля. Фото Ю.Огурцова. Из сб-ка "Русское деревянное зодчество".
 М. Сев. Паломник, 2012 г.

Местность при впадении речки Лявли в Северную Двину была заселена еще в глубокой древности. Археологи обнаружили здесь стоянку первобытного человека, относящуюся к III—II тысячелетию до н. э. А с XIV в.за эти земли, богатые рыбными и звериными угодьями, удобные для хлебопашества, развернулась борьба между Господином Великим Новгородом и Москвой. Именно к этому времени относят документы основание Лявленского Успенского монастыря, с которым связана история дошедшей до нас деревянной церкви.

...
Факт существования монастыря в Лявле в первой половине XIV в. подтверждается также двумя пергаменными уставного письма грамотами. Они были обнаружены в архиве Антониева-Сийского монастыря в начале нашего столетия.

Другие документы называют и основателей монастыря—жителей соседнего с Лявлей Княжострова.

Известно, что Княжостров издавна являлся владением московских князей. Само название места — Княжостров, то есть «княжий остров» — указывает на принадлежность князю, отличает его от владения новгородских бояр. Поэтому вполне понятно, что основанный княжеостровцами Лявленский монастырь становится одним из опорных пунктов Москвы в ее борьбе за обладание Двинской землей.

Сюда... было адресовано широко известное в научном мире Евангелие апракос 1339—1340 гг., называемое обычно по месту его обнаружения Сийским. Созданное в Москве по велению Ивана Калиты...  Евангелие было не просто даром далекому северному монастырю. Столь ценный вклад имел и важное политическое значение. Помимо богослужебных текстов Евангелие содержит «похвальное слово» Ивану Калите. Цель этого восхваления московского великого князя — поднять его авторитет. Таким образом, укрепляя позиции монастыря как распространителя христианского вероучения, Иван Калита стремился еще сильнее привязать его к Москве, сделать проводником великокняжеской политики в Двинской земле.

...
Из сохранившихся монастырских документов XV— XVII вв. можно узнать, что монастырь покупает и получает в дар земельные и лесные угодья, тони, ведет торговлю. Его монахи выступали «послухами» (свидетелями) при заключении всевозможных сделок местными жителями.

Лявленский монастырь играл определенную роль в общественных делах округи. «...В том монастыре постригаются убогие нищие люди княжестровцы и прихожие люди безо вкладу, которым людем в большой монастырь вкладу дати нечего». То-есть монастырь содержался жителями Княжеостровской волости в целях благотворительности и призрения престарелых обездоленных людей. Подобные общежительные «мирские» монастыри были широко распространены на Русском Севере.

Вместе с тем Лявленский монастырь являлся своего рода центром духовной жизни волости. В нем первоначально хранился ряд ценных и богато украшенных книг, среди которых выделяется уже упоминавшееся Сийское евангелие апракос 1339—1340 гг. Написанное на пергамене в строгой манере уставного письма, оно было украшено не только многочисленными заставками-инициалами, но и двумя миниатюрами — древнейшими произведениями изобразительного искусства московской школы. Известны имена создателей книги — это дьяки Мелентий и Прокоша и художник Иоанн. Сийское евангелие представляет собой огромной ценности памятник книжной культуры на Севере.

Более скромно выглядит другая известная нам книга этой монастырской библиотеки —  ...сборник церковных песнопений «Октоих» 1542 г. 
...Оба раритета хранятся в отделе рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР в Ленинграде.

Политическая борьба, развернувшаяся в России в начале XVII в., сказалась на судьбе Лявленского монастыря...

После воцарения в стране в 1613 г. династии Романовых начинается быстрое экономическое и политическое усиление другого северного монастыря — Антониева-Сийского. Он расширяет свои владения, прибирает к рукам более мелкие и слабые монастыри. Такая участь постигла и Лявленский монастырь. Он был присоединен к Антниево-Сийскому монастырю. С этого времени Лявленский монастырь в документах именуется «пустынью»...

В 1764 г. монастырь в Лявле был упразднен окончательно, а на его месте образовался сельский церковный приход.

* * *

Каких-либо описаний Лявленского монастыря XIV— XVI вв. не сохранилось. Ясно лишь, что все его постройки были деревянными.

Ныне существующая в Лявле шатровая церковь относится к концу XVI в. Последними исследованиями установлено, что она начала возводиться в 1581 г., а спустя три года, в 1584 г., была освящена в честь праздника Успения Богородицы, став главным монастырским храмом. Это древнейшая из шатровых деревянных церквей, дошедших до наших дней.

Уникальная особенность лявленской церкви — ее архаичная конструкция. Храм рублен от земли до креста: под лемеховым покрытием шатра и главы скрывается система меняющихся в диаметре бревенчатых срубов. Более поздние церкви имеют уже стропильную конструкцию шатров и глав.

Столпообразный восьмерик с шатром образует основной объем лявленской церкви. Первоначально к нему примыкали не только два прируба (алтарь и западный притвор), увенчанные своеобразными кровельными завершениями— «бочками», но также и крытая галерея («гульбище»). Она держалась на специально выпущенных из основания сруба консолях («помочах») и опоясывала восьмерик с трех сторон. Известный русский художник В.В.Верещагин отмечал, что такие галереи «служат примером прежнего внимания строителей к прихожанам: с двойным рядом скамеек они были местом, где можно было отдохнуть...»

С запада в церковь вело широкое двувсходное крыльцо. Такие богато украшенные крыльца являлись своеобразными трибунами, с которых оглашались царские указы. Здесь же встречали наиболее дорогих гостей.

Из-за отсутствия двух нижних венцов восьмерика, убранных при ремонте в XIX в., памятник «опустился» на 2,5 метра и выглядит теперь несколько приземистым. Однако, представив его первоначальную высоту, мы увидим, что все части, все детали церкви соразмерны, соотнесены друг с другом. Они выполнены в единой системе построения архитектурных форм, сложившейся на Руси. Ее с полным правом можно назвать системой «меры и красоты».

Вертикаль лявленской церкви была рассчитана на восприятие с далекого расстояния. Отмечая место древнего поселения, шатровый храм служил своеобразным маяком судам, плывущим по Северной Двине. В то же время внутреннее помещение в церкви, благодаря довольно низкому потолку из плах, гораздо меньше ее внешнего объема и более соразмерно человеку.

Успенская церковь не являлась единственным культовым сооружением монастыря. В «Книгах отводных Лявленской пустыни» за 1659 г. отмечено: «На монастыре храм Успения Пресвятые Богородицы шатровой с папертью... Да другой храм Николы Чудотворца с трапезой шатровой новой... Да на монастыре же колокольня рубленая тесовая, а на ней пять колоколов медных, а под ней два амбара...». Такое сочетание построек не было случайным. Лявлеиские мастера отдали дань излюбленному русскими северными зодчими ансамблю из двух шатровых церквей и колокольни...

Судьба архитектурного ансамбля в Лявле схожа с судьбой многих других памятников деревянного зодчества. К началу XIX в. колокольня уже была утрачена, а обе церкви находились в плачевном состоянии. В 1804 г. Архангельская духовная консистория сообщала в губернское правление, что Успенская церковь в Лявле «доведена к совершенному падению так, что подгнила до полов... и вся искривилась.  Служба из нее в том же году была перенесена во вновь построенную каменную церковь и не возобновлялась более сорока лет.

В 1844 г. на Лявленский приход неожиданно обратил свой взор архангельский военный губернатор маркиз А.И. де Траверсе, слывший «просвещеннейшим деятелем искусства». Начался ремонт деревянной Успенской церкви, во время которого она подверглась сильным переделкам.

Сруб церкви снаружи и внутри был обшит тесом и покрашен «под камень». Косящатые оконца оказались переделанными в большие окна «на итальянский образец». Появилось и фальшивое окно, намалеванное на обшивке сруба. Древний иконостас был заменен новым. Тогде же, при подводке каменного фундамента, нижние венцы сруба были удалены, что привело к искажению архитектурных пропорций церкви. Зато она приобрела «надлежащий вид».

Такое отношение к памятнику было не просто прихотью военного губернатора. Он действовал в духе правительственного указа 1826 г. «О правилах на будущее время для строения церквей», метко названного «Юрьевым днем» народного деревянного зодчества. Несколько позже, в 1886 г., опять же в угоду «внешнему благолепию» лемеховое покрытие шатра и «бочек» прирубов было заменено железным. Вместе с обликом памятник лишился и своего имени. После переосвящения в 1845 г. церковь стала называть­ся Никольской. Новое имя было выбрано в честь святого, который являлся «покровителем» царствовавшего тогда Николая I. Под этим именем памятник и вошел в научную и популярную литературу.

Тогда же, в 1845 г., решено было «упразднить... за невозможностью приступить к поправкам по крайней ветхости» вторую деревянную церковь — Николая Чудотворца. Так окончательно исчез архитектурный ансамбль Лявленского монастыря.

Несмотря на свой искаженный облик, шатровая церковь в Лявле привлекала внимание исследователей русского деревянного зодчества. В 1883 г. ее осматривает и обмеряет академик архитектуры В.В.Суслов. Сохранились выполненные им обмерные чертежи церкви, находящиеся ныне в Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР в Ленинграде. Лявленской церковью восхищались художники И.Э.Грабарь и В.В.Переплетчиков. Она закономерно попадает в свод памятников русской архитектуры, составляемый Императорской археологической комиссией, приводится как образец шатрового деревянного храма в академических изданиях и учебниках по истории архитектуры.

Но только в советское время начались работы по подлинно научной реставрации памятника. Архитектору В.А.Крохину на основе изучения систем построения формы в русском деревянном зодчестве удалось не только подтвердить приводимую в литературе первоначальльную высоту лявленской церкви — 18 сажен (38,5 метра), но и дать реконструкцию ее утраченных частей (галереи и крыльца). Им же был разработан проект реставрации памятника, первый этап которого осуществлен в 1967—1970 гг.

Во время реставрационных работ пришлось осуществить сложную операцию: для замены сгнившей верхней части сруба шатер был поднят и вывешен на домкратах, под него были подведены новые венцы. Из-за плохой сохранности конструкции пришлось также заменить церковную главу. После замены на новую старая глава была вновь собрана внутри церкви, став своеобразным экспонатом.

Никольская церковь в с.Лявля.
 Фото Ал-ры Левиной.
Из Арх. путеводителя. М. 2018 г.

Второй этап реставрации предусматривает общий подъем сруба, восстановление галереи и крыльца. Его осуществление вернет уникальному памятнику первоначальный облик.

С 1978 г. Лявленская шатровая церковь включена в состав Архангельского музея деревянного зодчества.


Примечания:
1. Текст взят из сборника "Памятники Архангельского Севера". Архангельск, Сев.-зап. книжное изд-во, 1991 г.
2. Текст немного сокращен.
3. Библиография опущена.
4. На страницу ЛЯВЛЯ.