КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ КАК ОБЪЕКТ НАСЛЕДИЯ
научные редакторы Ю.А.Веденин, М.Е.Кулешова
РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева, 2004 г.
Фрагменты из книги, касающиеся Кенозерского национального парка
3. М.Е.Кулешова
РЕЛИКТОВЫЙ КРЕСТЬЯНСКИЙ ЛАНДШАФТ РУССКОГО СЕВЕРА
3.2 Пространственная иерархия сакральных центров ландшафта
Надо отметить, что в разное историческое время в окрестностях Лёкшмозера и Кенозера находилось четыре монастыря, выполнявшие важнейшую роль в формировании и организации культурного ландшафта. Это были Макарьевский Хергозерский (Макария Унженского), Кириллово-Челмогорский, Наглимозерский и Пахомиев Кенский монастыри (Критский, Синяговский, 2002). Кроме того, весьма исторически и функционально значимой была связь с Александрово-Ошевенским монастырём, расположенным несколько восточнее рассматриваемой территории, но находящимся в системе её основных сакральных маркёров (Мороз, 2002). Такое представительное «собрание» монастырей на столь небольшой по площади территории служит одним из признаков её исключительности в религиозной жизни средневекового Русского Севера.
Многие из этих монастырей в XVIII веке были упразднены, а их храмы переданы церковным приходам. До 20-х годов XX века просуществовали только Кириллово-Челмогорская пустынь и Александрово-Ошевенский монастырь.
Интересна семантическая и историко-географическая связь между ними. Иноком одного из Новгородских монастырей (Антониева монастыря) Кириллом основывается на Лёкшмозере первое, самое древнее монастырское поселение — Кириллово-Челмогорская пустынь (XIV в.). Однако не она становится центром последующего монастырского освоения территории. Инок Кириллово-Белозерского монастыря Александр основывает монастырь в Ошевенске (XV в.). Именно этот сакральный центр определяет будущее монастырского влияния в Кенозерье, поскольку его иноки оказались наиболее географически мобильными. Так, преподобный Пахомий после смерти Александра Ошевенского уходит из обители и основывает Кенский Пахомиев монастырь (XV в.), иноки Сергий и Логгин становятся основателями Макарьевского Хергозерского монастыря (XVII в.), инок Тимофей — Наглимозерской пустыни (XVII в.). Постриженик Кенского Пахомиева монастыря Антоний становится позднее основателем известного Антониева Сийского монастыря (XVI в.) под Архангельском (Критский, Синяговский, 2002; Макаров, 2002).
Наиболее почитаемым у жителей Лёкшмозерья и Кенозерья был Макарьевский монастырь, разместившийся в лесной глуши, у малых озёр, на заболоченных водоразделах между Кенозером и Лёкшмозером. Это интереснейший культурный феномен: монастырь, основанный в XVII веке и посвящённый нижегородскому святому — Макарию Унженскому и Желтоводскому, по преданию бывавшему в этих местах, был упразднён уже в XVIII веке, как и большинство малых монастырей. На его месте основан церковный приход с двумя храмами (Троицким и Введенским), к которому, помимо существовавшего здесь поселения, были приписаны также деревни и храмы Порженского погоста (с Георгиевской церковью) и Думинского расселенческого куста (с церковью Тихвинской Божией Матери), находящиеся на значительном удалении (12–15 км). Место это стало называться «Макарий», у жителей множества окрестных деревень оно продолжало пользоваться уникальной популярностью, люди продолжали «ходить к Макарию» вплоть до середины XX века, когда храмы были закрыты, а позднее и поселение прекратило своё существование. Современные жители кенозерских и лёкшмозерских деревень, вспоминая своё детство, рассказывают о своем хождении «к Макарию» как о наиболее распространённой религиозной практике (см. следующий подраздел).
Фото из интернета |
Фото прислано А.Морозовым |
Памятный крест на месте КЧ монастыря |
В Лёкшмозерье храмы располагались с трёх сторон озера — в д. Морщихинской (церковь Петра и Павла, находится в реставрации),в д. Казариновской, принадлежащей Труфановской группе деревень (основной объём сохранился), в Кириллово-Челмогорской пустыни (Богоявленская и Успенская церкви — не сохранились). Богоявленская церковь, судя по старым фотографиям, была очень похожа на церковь Петра и Павла, и в паре они могли восприниматься как отражение друг друга через озеро. С западной стороны, в Орловской группе деревень, храма не было, но в деревнях до сих пор сохраняются небольшие часовни. Кладбища расположены в Морщихинской и на месте Кириллово-Челмогорской пустыни, то есть Орловская и Труфановская группы поселений имеют общее кладбище, а значит— более тесные взаимосвязи друг с другом, нежели с Морщихинской.
Планировочная структура Морщихинской уникальна для рассматриваемой территории — фактически, это конгломерат мелких сросшихся деревень, которые можно рассматривать как «околки» единого поселения, сохранившие свои индивидуальные наименования. Труфаново и Орлово также состоят из групп деревень, но они пространственно чётко разделяются, как и кенозерские деревни, образующие кустовые системы (хотя эти последние не обладают, за редким исключением, общими «кустовыми» топонимами).
Церковь Ал-ра Свирского на Хижгоре |
Некоторые часовни, стоящие в стороне от деревень, на основных дорогах, имеют скромные, если не миниатюрные, размеры и часто «прячутся» в «святых» рощах. Зато силуэты «святых» рощ, как правило, очень хорошо выделяются даже с большого расстояния из-за преобладания в них старовозрастных хвойных деревьев, ещё различимых среди полей и мелколесий. Малые придорожные часовни предназначены для тех, кто отправляется в путь, а значит, не нуждаются в особой аттрактивности и больших размерах.
Часовни и храмы, занимающие возвышенные местоположения, избирают приметные точки рельефа, очень часто — уступы рельефа. Такие позиции нередко совпадают с геоэнергетически активными зонами природного каркаса. Помимо уступов рельефа и высотных доминант, к геоэнергетически активным зонам относятся береговые мысы, крупные острова и полуострова, места впадения в озёра крупных водотоков. Надо отметить, что в Кенозерье можно увидеть храмы и часовни в подобных местах. Такова часовня Святого Духа в Глазово, стоящая как бы на водах, а именно — на узкой перемычке протяжённого полуострова, расположенного между двумя лахтами, которая в половодье подтопляется, и оконечность полуострова может превратиться в остров.
д.Глазово с часовней Святого Духа.
Вид с севера. Фото С.Сухова |
Другие примеры. Часовня св. Феодория в Тырнаволоке стоит на небольшом протяжённом полуострове, на низком берегу у воды, и обросла со всех сторон осинником. В д.Першлахта дома и хозяйственные постройки амфитеатром окружают часовню Макария Унженского, которая расположена в депрессии рельефа, близко к воде. Находясь на относительно низких гипсометрических уровнях, такие сакральные объекты, тем не менее, центрируют пространство вокруг себя. В других ситуациях они могут занимать более укромные, но не менее значимые в пространственной организации деревни места, в частности, на выходе за её пределы. Так, в низком месте на околице деревни Ившенская (Кукли) у ручья стоит восстановленная часовня великомученика Пантелеймона, в аналогичных местоположениях — часовня Ильи Пророка в д. Свиное и часовня преподобного Антония Сийского и преподобного Пахомия Кенского в Пормском. Тяготение к околоводным геоэнергетически активным зонам демонстрируют и бывшие монастыри, о чём уже говорилось.
У «краевых» по отношению к деревне часовен обычно располагаются «святые» рощи, при «центральных» часовнях остаются лишь группы «заветных» деревьев. Очень характерна ситуация, когда «святая» роща находится на границе бывших общинных полей деревни, непосредственно примыкающих к деревне. За ней начинались частные семейные владения — поляны — или общинные поля другой деревни. Таким образом, «святые» рощи нередко служат маркёрами исторической планировочной структуры землепользования (рощи в Тырышкино с часовнями Параскевы Пятницы и Крест-Успение, в Тамбичлахте с часовней Пречистой Богородицы, в Горбачихе с часовней Николая Угодника, в Тырнаволоке с часовней-крест, в Бухалово с крестом на месте перевезённой Макарьевской часовни, между д. Шишкино и д. Горы с крестом на месте разрушенной Тихвинской часовни, между д. Телицыно и д. Сивцево с крестами на месте перевезённой Вознесенской часовни, между д. Минино и д.Печихино с часовнями Казанской Божией Матери и Георгиевской, в Карпово с часовней св. Пахомия, в Майлахте и т. д.).
Памятные кресты южнее д.Телицыно |
При храмах рощи отсутствуют, за исключением случаев, когда при храме находится кладбище — рощи на Порженском погосте, в Думино, на Почозерском погосте. Группа старовозрастных елей, возможно, остатки «святой» рощи, сохраняется при церкви Петра и Павла на Лёкшмозере в д.Морщихинской, при которой также находилось кладбище. Однако при церкви преподобного Александра Свирского на Хижгоре находятся два различных кладбища, но нет старовозрастной «святой» рощи (или она не сохранилась в памяти местного населения), современный лесной массив относится к средневозрастным и сформировался (по воспоминаниям местных жителей) на месте открытых угодий. Интересно также, что упомянутая церковь находится не в деревне, а между двумя деревнями, Масельгой и Гужово, на крупном, возвышающемся над водной гладью, озовом холме, с северного берега оз. Масельга. «Святые» рощи являются характерной физиономической чертой культурного ландшафта в окрестностях Кенозера и в центральных районах между Кенозером и Лёкшмозером, но они почти не встречаются в окрестностях Лёкшмозера.
Обследование «святых» рощ Кенозерья, проводившееся Архангельской лесоустроительной экспедицией в 2000 г. (Инвентаризация «святых» рощ…, 2000), показывает, что по породному составу среди них преобладают еловые и сосновые, редко встречаются лиственничные и осиновые, но лиственница, осина, берёза довольно часто встречаются в примеси к основной породе. Среди рощ особо выдающиеся по местоположению, состоянию, сакральному статусу — в д.Тырышкино с часовнями Параскевы Пятницы и Крест-Успение, в Тамбичлахте с часовней Пречистой Богородицы, в д.Горбачихе с часовней Иоанна Крестителя, на п-ове Сунгин при д.Мыза, между деревнями Минино и Печихино с часовнями Георгиевской и Божией Матери Казанской, в деревнях Телицыно, Шишкино, Карпово, Думино, на Порженском и Почозерском погостах. Этические запреты на любые формы природопользования в «святых» рощах создали условия сохранения коренных лесных биоценозов, которые сегодня можно рассматривать как эталонные участки средней тайги.
Помимо того, что роща как отдельный компонент ландшафта тяготеет к его возвышенным местоположениям, в частности, небольшим холмам или береговым уступам, во многих случаях она размещается там, где есть водные источники — ручьи и родники. При ручьях и родниках, на высоких берегах Кенозера в «святых» рощах расположены часовни Параскевы Пятницы в д.Тырышкино, Варваринская в д.Матёра, Иоанна Крестителя в д.Горбачиха, часовня Косьмы и Дамиана в д.Чолма, часовня-крест в Тырнаволоке. Ручьи и родники при этом также приобретают сакральный статус. В Шишкинской роще, где когда-то находилась часовня Божией Матери Тихвинской, рядом с часовней была вырыта купель (теперь это сырая канава, заваленная мусором). Следует отметить, что сакрализация отдельных природных объектов — водных источников, камней и отдельных деревьев — далеко не массовое явление в Кенозерье, но, тем не менее, такие объекты регистрируются. Так, из камней-следовиков широкой известностью пользуется Николин камень в Морщихинской, несколько меньшей —камни в бывшей д.Бор («Бог ступил») и на о-ве Мамонов.
Святая роща в Минино. |
Николин камень - моренный валун около Морщихинской |
Целостность системы культурных ландшафтов была частично нарушена вследствие утраты отдельных важных системообразующих элементов и признаков. В некоторых случаях о существовании культурных ландшафтов напоминают только открытые луговые пространства, поскольку уже нет деревень, разрушились и исчезли деревянные часовни и кресты. Однако многие культурные ландшафты хорошо сохранили свою историческую пространственную и функциональную структуру, разнообразные природные и историко-культурные элементы, признанные памятниками природы, архитектуры и истории. В их границах продолжают жить люди — носители традиционной культуры, потомки тех, кто когда-то создавал это природно-культурное разнообразие. Именно культурные ландшафты Кенозерья определяют его уникальную ценность как объекта культурного и природного наследия федерального и мирового значения.
Примечания:
1. Из главы 2.5 "Реликтовый крестьянский ландшафт Русского Севера".
2. Текст несколько сокращен, но, мы надеемся, без искажения содержания.
3 Подбор фотографий - из архива сайта.