Н.
В. Червякова (Петрозаводск)
ВОДЛОЗЕРЫ: ОТ ЛЕГЕНДЫ К ИСТОРИИ
На этнической карте Русского Севера лесной водлозерский
край выделяется своими особыми чертами. С приходом новгородцев здесь
началось формирование локальной этнической группы русских - водлозеров,
сохранивших свою традиционную культуру до наших дней.
В настоящее время
Водлозерье относится к Пудожскому району Карелии и расположено на
северо-восточной его периферии. В
XVI-XVII
вв. Водлозерский край входил в состав
обширного Каргопольского уезда. Своеобразным символом живой связи Поонежья,
Каргополья и Водлозерья является Ильинский Водлозерский погост с церковью
пророка Илии - единственным храмом с кубоватым покрытием, расположенным вне
дуги кубоватых храмов, приуроченных к реке Онега. Земли эти связаны в одно
целое с именем северного подвижника прп. Диодора Юрьегорского,
уроженца низовий Онеги, постриженика Соловецкого монастыря. Последний
исихаст Древней Руси, святой, чьим именем завершается история древнерусской
святости прп. Диодор основал Троицкий монастырь в
труднодоступных водлозерских лесах на реке Илекса. Последние дни
преподобного связаны с Каргополем, а мощи его почивают на Юрьевой горе, под
спудом ныне разрушенного Троицкого храма.
Начало этнической общности водлозеров легендарно.
Легенда -особый фольклорный жанр, который повествует о событиях,
происходивших в действительности, но при этом не совместимых с законами
привычной нам реальности, выбивающихся из естественной картины мира и
поэтому облеченных в необычную, как бы сказочную повествовательную форму.
Согласно водлозерской легенде, некогда жителям Коскосалмы на горе,
названной после этого события Ангиловой или Ангел-горой, явился ангел
огненного вида с мечом в руке, после чего население Водлозерья и приняло
крещение. Языческое население Водлозера столкнулось не с дивным или
чарующим явлением, взору людей представилось нечто такое, что устрашило, и
потрясло, и побудило изменить жизнь. Чудо на Ангел-горе - факт священной
истории водлозеров. Это точка, в которой сошлось историческое и сакральное,
время и вечность. По нашему убеждению, именно этим событием открывается
первая страница этнической истории водлозеров. Ее в Коскосалме
предвозвестил небесный посланник - огненный ангел.
Явление ангела
языческому племени могло произойти только тогда, когда в Водлозерье уже было
постоянное славянское население.
Явление на Ангел-горе имело последствия чрезвычайные
для всей будущей истории Водлозерья. Крестившиеся представители
прибалтийско-финского племени стали братьями по духу, во Христе пришедшим
сюда славянам. Только после крещения стали возможны межнациональные браки,
с которых и началось слияние двух этносов, породившее феномен водлозеров
как единственной в своем роде локальной этнической группы Русского Севера.
Системное изучение культурно-этнографических
особенностей русских Водлозерья началось после образования Водлозерского
национального парка. К настоящему времени достаточно подробно описаны
духовная и материальная культура, говор и певческая традиция водлозеров, а
также археология и топонимия Водлозерья. По материалам исследований
подготовлены к печати монографии К.К. Логинова.
Хотя к XIX в. население Водлозерья было уже типично
севернорусским, в переписи 1873 г.
оно еще обозначается как «обруселая чудь». По утверждению И.И.Муллонен, вепсская речь звучала в Водлозерье до XVII в., что
свидетельствует о том, что «процесс аккультурации, включающий смену
этнического самосознания и родного языка на русский, у дославянского
населения Водлозерья завершился позже, чем в русском Заонежье».
Культура водлозеров до сих пор органично сочетает
славянское и финно-угорское начала. В отдельных случаях можно видеть, как
прибалтийско-финская традиция даже преобладает над собственно русской.
Так, по мнению языковедов, Водлозерье выделяется на карте Русского Севера и
является своего рода заповедником древней прибалтийско-финской топонимии.
Писцовые книги Обонежской пятины XVI в. фиксируют период, когда русские и
финно-угорские слова использовались одновременно, даже применительно к одной
местности. Характерной чертой
Речевая и певческая культура водлозеров сохраняет
выраженный след вепсского прошлого. Исследователи отмечают, например, что
Водлозерье входит в ареал, внутри которого «русские былины исполнялись в
ритмике так называемой «вепсской мелострофы», заимствованной из вепсских
похоронных причитаний».
Широко распространено в Водлозерье
почитание «заветных» деревьев. По сей день здесь можно наблюдать живую
традицию, впервые описанную А.П.Конкка на карельских и финских
материалах. Между заветными деревьями Водлозерья и финскими карсикко много
общего в типологии и семантике. На местности эти деревья выделяются
глубокими затесями на стволах, обрубленными сучьями или же вырубленными
топором изображениями с буквенными и геометрическими знаками. Здесь
отмечены деревья, связанные с дорожными, поминальными, промысловыми
обрядами. Особую, специфически водлозерскую группу деревьев,
ранее не описанную, составляют так называемые «часовни». Это, как правило,
сосны, в стволы которых врезаны икона или распятие. Деревья-«часовни», по
нашим наблюдениям, приурочены к лесным тропам и расположены в достаточно
глухих местах, в каких также ставились по обету небольшие часовни. До
середины XX в. к таким деревьям приносились «заветы» - отрезы тканей,
платки, свечи, деньги. Традиция почитания заветных деревьев в Водлозерье
настолько распространена, что только около деревни Варишпельда их отмечено
более двадцати. Более того, на Водлозере можно наблюдать и появление новых
чтимых деревьев, последнее из которых отмечено в 2006
г. на о. Марь. Вообще почитание
особых, заветных деревьев следует отнести к числу наиболее устойчивых
традиций в современном Водлозерье.
На многих примерах можно наблюдать, как новая русская
культура не вытеснила и не растворила в себе культуру предшествующего
этноса, как это было повсеместно в Северо-западной части Руси, а, напротив,
впитала ее в себя, обогатилась и обрела неповторимые, только этой местности
свойственные черты.
Сохранению древних представлений,
обрядов, фольклорных жанров среди этнической группы русских Водлозерья
способствовала естественная изоляция этой территории. С подчинением
Новгорода
Разрушительный XX век внес свои поправки в
традиционный уклад водлозеров. К 1970-м гг. деревни на островах
обезлюдели, население большей частью разъехалось в города, а частью
сконцентрировалось в деревне Куганаволок. История Водлозерья в XX
столетии - это не просто угасание жизни на больших просторах. Всегда
опустошению деревень предшествовало закрытие и забвение часовен и
храмов. Конечно, были и здесь люди, которые пронесли сквозь лихие годы
живую веру и не утратили совесть, однако водлозеры в целом, как
сообщество людей, отказались от своих святынь. «Дух дышит где хочет»,
и, вслед за утратой духовных ценностей, «тело» - материальная культура
народа - начало разлагаться.
Уже к началу 1990-х гг. обозначился вопрос - выживут
ли водлозеры как локальная этническая группа? К этому времени уже
проявились отчетливые признаки деградации культуры - многие культурные
привычки потеряли устойчивость; можно сказать, что сейчас в
общественной жизни водлозеров уже не существует условий, при которых
традиция передавалась бы от старшего поколения к младшему. Создается
впечатление, будто бы иссякла та животворящая энергия, которая питала
этническую культуру водлозеров на протяжении столетий. Думается, что цивилизация водлозеров
находится сейчас в состоянии испытания, в том положении, когда надо
выбирать уже между жизнью и смертью.
В христианском понимании история движется от сотворения
к свершению, это осмысленный и устремленный к цели процесс. К началу XXI
в. участь покинутых водлозерских деревень должна была постигнуть и
последнюю деревню Куганаволок - леса вокруг Водлозера были назначены для
сплошной концентрированной рубки, и уже подведена была к западному
берегу лесовозная дорога. Однако создание в 1991
г. Водлозерского
национального парка не только позволило сохранить таежные леса
Водлозерья и Поилексья, но и определило новый вектор в истории этого
уголка Русского Севера. Культура в христианской антропологии есть нечто
большее, чем система, - это «процесс, и он может сохраняться и
продолжаться только постоянным духовным усилием, а не простой инерцией
или по причине наследственности». Сейчас в Водлозерье
воссоздаются старинные часовни, чудом уцелевшие на руинах деревень.
Главная святыня
Господь, по христианскому учению, промышляет не только
об отдельных людях, но и о целых народах. Промысел Божий о Водлозерье
был явлен в чуде на Ангел-горе. Некогда, приняв Христа, разрозненные
этнические образования собрались в единый народ. Будет ли он и впредь
населять водлозерскую землю
Примечания:
1. Статья из сборника "Историко-культурное
наследие Русского Севера.
Проблемы изучения, сохранения и использования",
Каргополь, 2006.
2.
С небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.
Перейти на страницу ПУДОЖЬЕ.