Н. В. Червякова
(Петрозаводск)

ВОДЛОЗЕРЫ: ОТ ЛЕГЕНДЫ К ИСТОРИИ

На этнической карте Русского Севера лесной водлозерский край выделяется своими особыми чертами. С приходом новгородцев здесь началось формирование локальной этнической группы русских - водлозеров, сохранивших свою традиционную культуру до наших дней.

В настоящее время Водлозерье относится к Пудожскому району Карелии и расположено на северо-восточной его периферии. В XVI-XVII вв. Водлозерский край входил в состав обширного Каргопольского уезда. Своеобразным символом живой связи Поонежья, Каргополья и Водлозерья является Ильинский Водлозерский погост с церковью пророка Илии - единственным храмом с кубоватым покрытием, расположенным вне дуги кубоватых храмов, приуроченных к реке Онега. Земли эти связаны в одно целое с именем северного подвижника прп. Диодора Юрьегорского, уроженца низовий Онеги, постриженика Соловецкого монастыря. Последний исихаст Древней Руси, святой, чьим именем завершается история древнерусской святости прп. Диодор основал Троицкий монастырь в труднодоступных водлозерских лесах на реке Илекса. Последние дни преподобного связаны с Каргополем, а мощи его почивают на Юрьевой горе, под спудом ныне разрушенного Троицкого храма.

Начало этнической общности водлозеров легендарно. Легенда -особый фольклорный жанр, который повествует о событиях, происходивших в действительности, но при этом не совместимых с законами привычной нам реальности, выбивающихся из естественной картины мира и поэтому облеченных в необычную, как бы сказочную повествовательную форму.

Согласно водлозерской легенде, некогда жителям Коскосалмы на горе, названной после этого события Ангиловой или Ангел-горой, явился ангел огненного вида с мечом в руке, после чего население Водлозерья и приняло крещение. Языческое население Водлозера столкнулось не с дивным или чарующим явлением, взору людей представилось нечто такое, что устрашило, и потрясло, и побудило изменить жизнь. Чудо на Ангел-горе - факт  священной истории водлозеров. Это точка, в которой сошлось историческое и сакральное, время и вечность. По нашему убеждению, именно этим событием открывается первая страница этнической истории водлозеров. Ее в Коскосалме предвозвестил небесный посланник - огненный ангел...

Явление ангела языческому племени могло произойти только тогда, когда в Водлозерье уже было постоянное славянское население. Именно в контексте уже существующего здесь христианского опыта язычники могли истолковать столь необычное видение. По всей видимости, это произошло не ранее того времени, когда начался процесс оседания местного населения в постоянных поселениях и русского освоения территории, т.е. в XIII в., но и не многим позднее первых находок нательных крестов в Водлозерье, которые датируются тем же XIII веком.

Явление на Ангел-горе имело последствия чрезвычайные для всей будущей истории Водлозерья. Крестившиеся представители прибалтийско-финского племени стали братьями по духу, во Христе пришедшим сюда славянам. Только после крещения стали возможны межнациональные браки, с которых и началось слияние двух этносов, породившее феномен водлозеров как единственной в своем роде локальной этнической группы Русского Севера.

Системное изучение культурно-этнографических особенностей русских Водлозерья началось после образования Водлозерского национального парка. К настоящему времени достаточно подробно описаны духовная и материальная культура, говор и певческая традиция водлозеров, а также археология и топонимия Водлозерья. По материалам исследований подготовлены к печати монографии К.К. Логинова.

Хотя к XIX в. население Водлозерья было уже типично северно­русским, в переписи 1873 г. оно еще обозначается как «обруселая чудь». По утверждению И.И.Муллонен, вепсская речь звучала в Водлозерье до XVII в., что свидетельствует о том, что «процесс аккультурации, включающий смену этнического самосознания и родного языка на русский, у дославянского населения Водлозерья завершился позже, чем в русском Заонежье».

Культура водлозеров до сих пор органично сочетает славянское и финно-угорское начала. В отдельных случаях можно видеть, как прибалтийско-финская традиция даже преобладает над собственно русской. Так, по мнению языковедов, Водлозерье выделяется на карте Русского Севера и является своего рода заповедником древней прибалтийско-финской топонимии. Писцовые книги Обонежской пятины XVI в. фиксируют период, когда русские и финно-угорские слова использовались одновременно, даже применительно к одной местности.  Характерной чертой именно водлозерской истории является и последующее закрепление за этим местом прибалтийско-финского наименования.

Речевая и певческая культура водлозеров сохраняет выраженный след вепсского прошлого. Исследователи отмечают, например, что Водлозерье входит в ареал, внутри которого «русские былины исполнялись в ритмике так называемой «вепсской мелострофы», заимствованной из вепсских похоронных причитаний».

Широко распространено в Водлозерье почитание «заветных» деревьев. По сей день здесь можно наблюдать живую традицию, впервые описанную А.П.Конкка на карельских и финских материалах. Между заветными деревьями Водлозерья и финскими карсикко много общего в типологии и семантике. На местности эти деревья выделяются глубокими затесями на стволах, обрубленными сучьями или же вырубленными топором изображениями с буквенными и геометрическими знаками. Здесь отмечены деревья, связанные с дорожными, поминальными, промысловыми обрядами. Особую, специфически водлозерскую группу деревьев, ранее не описанную, составляют так называемые «часовни». Это, как правило, сосны, в стволы которых врезаны икона или распятие. Деревья-«часовни», по нашим наблюдениям, приурочены к лесным тропам и расположены в достаточно глухих местах, в каких также ставились по обету небольшие часовни. До середины XX в. к таким деревьям приносились «заветы» - отрезы тканей, платки, свечи, деньги. Традиция почитания заветных деревьев в Водлозерье настолько распространена, что только около деревни Варишпельда их отмечено более двадцати. Более того, на Водлозере можно наблюдать и появление новых чтимых деревьев, последнее из которых отмечено в 2006 г. на о. Марь. Вообще почитание особых, заветных деревьев следует отнести к числу наиболее устойчивых традиций в современном Водлозерье.

На многих примерах можно наблюдать, как новая русская культура не вытеснила и не растворила в себе культуру предшествующего этноса, как это было повсеместно в Северо-западной части Руси, а, напротив, впитала ее в себя, обогатилась и обрела неповторимые, только этой местности свойственные черты.

Сохранению древних представлений, обрядов, фольклорных жанров среди этнической группы русских Водлозерья способствовала естественная изоляция этой территории. С подчинением Новгорода Москве прежние водно-волоковые пути, связывавшие Водлозерье с внешним миром, потеряли актуальность. Жизнь водлозеров постепенно сконцентрировалась вокруг оз. Водлозеро, на котором располагалось более 40 деревень. Величественные леса и отсутствие дорог надежно охраняли культуру «озерных людей» от внешних влияний. По утверждению К.К.Логинова, «местная система хозяйствования держалась на зарабатывании денег для уплаты налогов непосредственно в Водлозерье». Водлозеры практически не уходили на заработки в города, как это было принято у соседних русских. В XIX в. среди пудожан Водлозеро считалось страшной глухоманью и именовалось «загнанным местом».

Разрушительный XX век внес свои поправки в традиционный уклад водлозеров. К 1970-м гг. деревни на островах обезлюдели, население большей частью разъехалось в города, а частью сконцентрировалось в деревне Куганаволок. История Водлозерья в XX столетии - это не просто угасание жизни на больших просторах. Всегда опустошению деревень предшествовало закрытие и забвение часовен и храмов. Конечно, были и здесь люди, которые пронесли сквозь лихие годы живую веру и не утратили совесть, однако водлозеры в целом, как сообщество людей, отказались от своих святынь. «Дух дышит где хочет», и, вслед за утратой духовных ценностей, «тело» - материальная культура народа - начало разлагаться.

Уже к началу 1990-х гг. обозначился вопрос - выживут ли водлозеры как локальная этническая группа? К этому времени уже проявились отчетливые признаки деградации культуры - многие культурные привычки потеряли устойчивость; можно сказать, что сейчас в общественной жизни водлозеров уже не существует условий, при которых традиция передавалась бы от старшего поколения к младшему. Создается впечатление, будто бы иссякла та животворящая энергия, которая питала этническую культуру водлозеров на протяжении столетий.  Думается, что цивилизация водлозеров находится сейчас в состоянии испытания, в том положении, когда надо выбирать уже между жизнью и смертью.

В христианском понимании история движется от сотворения к свершению, это осмысленный и устремленный к цели процесс. К началу XXI в. участь покинутых водлозерских деревень должна была постигнуть и последнюю деревню Куганаволок - леса вокруг Водлозера были назначены для сплошной концентрированной рубки, и уже подведена была к западному берегу лесовозная дорога. Однако создание в 1991 г. Водлозерского национального парка не только позволило сохранить таежные леса Водлозерья и Поилексья, но и определило новый вектор в истории этого уголка Русского Севера. Культура в христианской антропологии есть нечто большее, чем система, - это «процесс, и он может сохраняться и продолжаться только постоянным духовным усилием, а не простой инерцией или по причине наследственности». Сейчас в Водлозерье воссоздаются старинные часовни, чудом уцелевшие на руинах деревень. Главная святыня -  Ильинский погост - с 1995 г.  восстанавливается не как памятник архитектуры, не как музей, а как действующий храм. Не так давно здесь создана православная община, благодаря чему удалось в жизни, а не на бумаге восстановить круг праздников Водлозерья. Сейчас восстановлена литургическая жизнь, а Ильин день за последние годы стал важнейшим событием общественной жизни водлозеров.

Господь, по христианскому учению, промышляет не только об отдельных людях, но и о целых народах. Промысел Божий о Водлозерье был явлен в чуде на Ангел-горе. Некогда, приняв Христа, разрозненные этнические образования собрались в единый народ. Будет ли он и впредь населять водлозерскую землю -  это вопрос его духовного выбора.


Примечания:
1. Статья из сборника "Историко-культурное наследие Русского Севера.
Проблемы изучения, сохранения и использования", Каргополь, 2006.
2. С небольшими сокращениями.
3. Библиография опущена.

Перейти на страницу ПУДОЖЬЕ.