И.П.Чалая, Н.М.Шульгин

КАРГОПОЛЬЕ

Территория охватывает г. Каргополь и его окрестности. В него входит ряд уникальных историко-культурных и природных территорий: собственно г. Каргополь и его ближайшее окружение — долина Онеги от котловины оз. Лача на юге до д. Надпорожский Погост на севере, а также участки прилегающей к городу и реке равнины, пространства «каргопольской суши» к западу от Каргополя со старинными селениями Саунино, Лядины, Красная Ляга, Ошевенское и др., ареал поселений Большая и Малая Шалга на правобережье Онеги.

Каргополье расположено в пределах возвышенного карстового плато. Местность равнинная, плоская, в значительной степени распаханная. Обширные поля перемежаются с участками лесов и лугов. Район пересекается Пудожским трактом, идущим от Няндомы, через Каргополь на Пудож. Сеть поселений густая. Это район древнего заселения.

Город Каргополь и его окрестности — уникальный район по обилию первоклассных памятников деревянного и каменного зодчества — церквей, часовен, монастырей, сел с ансамблями -старинной деревянной застройки.
Во многих местах издавна здесь были развиты народные ремесла. В Каргополье, на берегах Онеги развертывается великолепная панорама русского деревянного зодчества. Храмы здесь стоят в их естественном окружении — среди деревень, вод, лесов и полей, являясь неотъемлемой частью ландшафта.

В местах расположения старинных монастырей и около отдельных церквей сохранились заповедные рощи и группы вековых деревьев, являющиеся памятниками природы.

Город Каргополь
Каргополь расположен недалеко от истока реки Онеги из оз. Лача, на левом ее берегу. В районе Каргополя Онега — тихая и довольно широкая река (ширина реки достигает 100-150 м).Каргополь — исторический город, старейший из северных городов Древней Руси. Первоначальное поселение на месте Каргополя возникло в XI—XII вв.; первое летописное упоминание о городе относится к 1380 г.
г.Каргополь. Соборная или Торговая площадь. (Сайт "Сделано у нас")
Каргополь представляет собой замечательный архитектурный ансамбль. Вдоль реки развертывается красивейшая панорама города: среди живописной массы деревянных домов возвышаются белые стены и купола церквей и колоколен. Наиболее ценные памятники города были созданы в XVI - XV1I1 вв.

Древнейший памятник Каргополя — белокаменный Христорождественский собор (1552—1562 гг.); Благовещенская церковь (1692 г.) — пятиглавый храм, украшенный каменными узорами; церковь Рождества Богородицы (1678 - 1680 гг.) - пятиглавый бесстолпный храм с трапезной и колокольней. В XVII в. возведена церковь Воскресения.
г.Каргополь. Христорождественский собор. 1552-1562
г.Каргополь. Воскресенский собор. XVII в.
Ансамбль Благовещенской площади включает также Никольскую церковь (1692—1722 гг.). 
г.Каргополь. Благовещенская церковь. 1692
г.Каргополь. Никольская церковь.
1692-1722
В ансамбль Торговой, или Соборной, площади, центром которой является Христорождественский собор, входят церковь Иоанна Предтечи (1740—1751 гг.), церковь Введения (начало XX в.) и соборная 60-метровая колокольня — главная архитектурная доминанта центральной части города.

На северо-восточной окраине города высится монументальная Троицкая церковь (1790—1802 гг.), а на противоположном конце города — один из более поздних памятников — церковь Зосимы и Савватия (1819 г.).

Музей в Каргополе располагает богатейшим собранием старопечатных и рукописных книг (начиная с XVI в.), произведений иконописи, деревянной скульптуры, медного литья, церковной утвари, а также каргопольской глиняной игрушки, вышивки, тканей, предметов крестьянского обихода. 

Село Саунино и его панорамное окружение.

Саунино — старинное село, расположенное в 5 км к северо-востоку от Каргополя. Местность равнинная, при подъезде к Саунино дорога идет среди полей, лугов, перелесков, сосновых лесков на пологих возвышениях. Село и окружающий ландшафт типичны для пространств Каргополья.
 

Село Саунино. Церковь Иоанна Златоуста. 1665 г.
На некотором удалении от села Саунино, среди поля стоит древняя церковь Иоанна Златоуста (1665 г.) — замечательный памятник деревянного зодчества XVII в. Это классический образец шатрового храма с восьмериком на четверике. Умело найдено соотношение высот нижнего сруба и поставленного на него восьмигранника шатра. Высота церкви от уровня земли до креста на главе — 35 м. К основному объему церкви примыкают   апсида, перекрытая «бочкой», и трапезная. В десяти метрах от церкви стоит мощная шатровая колокольня. 

Село Лядины и окружающая местность
находятся к западу от Каргополя на Пудожском тракте. Это места древнейшего заселения. С давних времен здесь занимались подсечным земледелием. Название села произошло от слова «лядина» — заросшее поле, оставленное (по мере снижения урожайности) при переходе на новое место. 

В Лядинах до недавнего времени находился  широко известный архитектурный ансамбль XVIII в.  Он включал шатровую Покровско-Власьевскую церковь (1761 г.), 13-главую Богоявленскую церковь (1793 г.) и шатровую колокольню (кон. XVIII в.). Покровско-Власьевская церковь поражала своими размерами. Внешне — это обычный шатровый храм восьмериком на четверике, но очень высокий и растянутый по фасаду из-за двухэтажной трапезной и алтарной апсиды, перекрытой массивной «бочкой». Особенно величественен шатер храма, едва ли не самый огромный среди сохранившихся шатровых сооружений Каргополья и Онеги. В церкви сохранялся позолоченный иконостас с иконами XVIII -XIX вв. и расписное «небо».
Село Лядины. Ансамбль XVIII в.
Вторая лядинская церковь — Богоявленская — исключительно живописна. Эту церковь и в давние времена называли «преудивительной и преукрашенной». Примечательность церкви Богоявления — «круглое» крыльцо, имеющее вид широкого шатра на резных столбах. Внутри шатра — обход — гульбище, на котором собирались жители села.

Третий памятник ансамбля — колокольня в виде высокой стройной башни с шатровым завершением.

(В 2013 г. на Пасху от удара молнии сгорели Покровско-Власьевская церковь и колокольня.  Богоявленскую церковь отстояли. - М.З.)
 

Село Красная Ляга расположено в 24 км к западу от Каргополя (в 6 км в сторону от с. Печниково на Пудожском тракте).

Церковь в селе Красная Ляга. 1655 г.
В Красной Ляге находится один из интереснейших памятников XVII в. (1655 г.), относящийся к типу восьмериковых шатровых церквей.

Мощный сруб церкви завершается прекрасным высоким шатром, из которого органично вырастает тонкая шейка с главкой. С западной и восточной сторон к основному объему храма симметрично примыкают прирубы, перекрытые бочками. Церковь стоит на старом заброшенном погосте. Место возвышенное и открытое, храм виден издалека. 

Группа деревень около села Печниково, деревня Гринево,
расположены вдоль Пудожского тракта, в 20-25 км от Каргополя. 

Печниково сохранило облик старого северного села, застроенного ровными рядами высоких двухэтажных изб, срубленных из сосны, с высокими крыльцами, витыми колонками, узорами. В селе сохранились старинные колодцы с огромными воротными колесами. В с. Печниково, д. Гринево и округе с давних пор был развит гончарный промысел. Отсюда пошла знаменитая каргопольская расписная глиняная игрушка.
 

Александро-Ошевенский монастырь и группа старинных поселений: село Ошевенское, деревни Большой и Малый Халуй, формирующие пространственную среду монастыря. Село Ошевенское и расположенный в удалении от жилья монастырь находятся, примерно в 40 км к северо-западу от Каргополя на тракте Каргополь — Санкт-Петербург. Монастырь расположен на левом берегу реки Чурьеги, на невысоком береговом всхолмлении в окружении полей.
Куст деревень по р. Чурьега и р.Халуй. Схемат. план. Автор М.И.Мильчик
Ошевенское — большое старое северное село, состоящее из трех слившихся деревень: Погост, Низ и Ширяиха. Село вытянулось вдоль дороги по правому берегу мелководной Чурьеги.
 
Ошевенский монастырь.
Фото из ЖЖ: http://varandej.livejournal.com
Александро-Ошевенский монастырь — единственный сохранившийся в каргопольской округе. Основан в XV в., по XVII в. был деревянным. Дошедшие до нашего времени каменные строения относятся к XVIII — XIX вв. Самое старое из них — белокаменный Успенский собор (1707 г.) представляет собой невысокое двухэтажное здание, к которому примыкает колокольня. Собор сохранился плохо и сейчас находится в процессе реставрации.

На территории монастыря, обнесенной невысокой каменной стеной и местами разобранной, частично сохранились корпуса келий (1750-е годы), деревянная церковь Преображения (нач. XX в.) и надкладезная часовня. Около зданий высятся старые лиственницы и ели.

В деревне Погост привлекают внимание комплекс деревянной застройки (старые жилые дома, в том числе курные избы нач. XIX в.) и ансамбль культовых зданий Ошевснского погоста: церковь Богоявления (1787 г.) и шатровая колокольня.
Село Ошевенский Погост. Церковь Богоявления. 1787 г.
Согласованность архитектурных форм этих двух построек делает ансамбль целостным и художественно завершенным.

На кладбище при деревне Погост стоит деревянная церковь Иоанна Богослова — один из немногих в Каргополье восьмигранных храмов, притом первой половины XVII в. Деревянная шатровая колокольня возведена во второй половине XVIII в. Церковь Иоанна Богослова и колокольня — важнейшие доминанты для целой группы селений (Данных о церкви не нашел - М.З.)
д. Низ. Георгиевская часовня,
XIX в.
Деревни Низ и Ширяиха — древнейшие поселения Каргополья — хорошо сохранили старую планировку и застройку вт. пол. XIX — начала XX в. В д. Низ находится оригинальной формы часовня XIX в. Это небольшое клетское сооружение, над кровлей которого поднимаются два восьмерика, увенчанные шатрами.

Деревни Большой и Малый Халуй находятся в 3 км от с. Ошевенское. Они расположены вдоль русла р. Халуй, неподалеку от слияния ее с р. Чурьегой. Деревни расположены на пересечении трех важнейших сухопутных дорог, связывающих среднее и верхнее течение Онеги с районом Кенозера. 

Деревни Б. и М. Халуй — древнейшие поселения Каргополья. Впервые упоминаются не позднее XV в. в Сошной переписи Каргопольского уезда. Существующая застройка деревень сложилась в сер. XIX — нач. XX в. Характерна рядовая планировка селений. Фасады домов украшены резными причелинами, фигурными кронштейнами, поддерживающими свесы кровель, резными наличниками нескольких типов. Деревни Б. и М. Халуй славятся мастерами, плетущими из бересты короба и другие предметы.
 

Деревня Большая Шалга
расположена в 10 км от Каргополя на правобережье Онеги, по дороге в Няндому. Местность равнинная, по сторонам — кустарник, чернолесье, в просветах открываются поля и деревеньки.
 
д. Большая  Шалга.
Церковь Рождества Христова. 1745 г.
В Большой Шалге находится широко известный памятник деревянного зодчества XVIII в. — церковь Рождества Христова. Ядро композиции — восьмерик на четверике, перекрытый восьмигранным шатром. Внутри церкви сохранилось расписное «небо». Храм стоит среди поля на старом погосте в окружении елей и лиственниц. Место отличается особой поэтичностью.

Примечания:
1. Из книги И.П.Чалая, П.М.Шульгин "Историко-культурные и природные территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа. М. Институт наследия. 2003 г. - с небольшими сокращениями.

2. Фотографии:  черно-белые - из книги, цветные - из архива сайта и интернета.