Н.М.Бызова,
канд. геогр. наук, доцент САФУ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ
КЕНОЗЕРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА
Географический образ — собирательный, интегральный феномен, формирующийся
благодаря особенностям природы и культуры, традициям, уникальным пейзажам,
которые ярко подчеркивают неповторимость территории. Многие образы вошли в
нашу повседневную жизнь и часто не воспринимаются как нечто уникальное.
Являясь результатом сотворчества человека и природы, они символизируют и
отражают основополагающие черты пространства, позволяют воссоздать
основные этапы формирования геокультурного пространства.
Геокультурное пространство представляет собой географическое или конкретное
ландшафтное пространство, насыщенное особыми природными и
историко-культурными объектами, сформировавшимися в течение длительного
исторического времени и находящимися в диалектическом единстве, а также
несущее информацию о взаимосвязи природных и антропогенных процессов на
данной территории.
Природная часть геокультурного пространства чаще всего воспринимается
как фон, хотя именно она является основополагающей в эволюции территории.
Особенности геологического строения территории, отличительные черты климата,
поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира нередко
влияют на междисциплинарные исследования культуры и этносов.
Наиболее интересны и значимы для восстановления
истории формирошия геокультурного пространства геологические,
геоморфологические, типологические, биологические феномены, которых, к
сожалению, в результате повсеместной антропогенизации осталось не так уж и
много....
На месте большинства природных ландшафтов сегодня расположены
сельскохозяйственные, лесохозяйственные, водохозяйственные, промышленные
шдшафты, в пределах которых отмечается трансформация не только природных
компонентов, но и полное уничтожение большинства историко-культурных
объектов. На Европейском Севере России благодаря удаленности и
труднодоступности сохранились особые места, которые, на определенных этапах
истории играя существенную роль в жизни народа, являются реликтовым
геокультурным пространством, издавна привлекающим к себе людей. Именно к
таким местам относится территория Кенозерья, которая представляет собой
эталонную систему исторической среды обитания человека, сохранившую
многовековую историю и культуру Русского Севера.
|
Неброская, но одухотворенная красота местности во многом обусловлена
природными стихиями леса, рек и озер, которые повсеместно определяли уклад
хозяйства, приучали к порядку и общежитию, общительности и предприимчивости,
служили людям верой и правдой: кормили, защищали, были и транспортными
путями и местами уединения вдали от мирской суеты....
|
Характерной особенностью Кенозерского национального парка является
большая лесистость территории. За тысячи лет эволюции и смен климатических
эпох на этой территории сформировались смешанные сосново-еловые леса,
занимающие 76% территории парка. Хозяйственное освоение территории
значительно изменило их облик, но в низинных, заболоченных местах
сохранились фрагменты коренных лесов, развитие которых происходило без
влияния хозяйственной деятельности человека, а состав, строение и
производительность лесов определялись климатом и почвенно-грунтовыми
условиями. Коренные леса представлены ельниками долгомошными и сосняками
сфагновыми, где возраст деревьев варьирует от 160 до 350 лет. Наличие
ненарушенных лесных территорий позволяет сохранять устойчивые популяции
крупных позвоночных животных, эталонные водные и болотные объекты с высоким
биологическим и ландшафтным биоразнообразием. С 2004 года парк включен во
Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.
В сакральном
ландшафте Кенозерья важное место занимают священные, или «заветные», рощи,
которых только на территории парка сохранилось 48, и они являются
памятниками историко-культурного и природного наследия....
|
Священная роща около д.Думино |
Сакрализация рощ была связана с почитанием лесных божеств и духов
местных финно-угорских народов, соотносимых с весью и заволочекой чудью. Они
стоят в одном семантическом ряду с православными святынями — крестами,
часовнями, храмами. Согласно выводам Н.М.Теребихина, «роща была вторичной производной от храма, но схема их отношений могла иметь обратный
характер в том случае, когда храм возводился в старой священной роще».
|
Аллея можжевельников на о-ве Медвежий |
Ели, сосне и можжевельнику в святых рощах всегда отдавалось особое
предпочтение. Современные исследования показывают, что святые рощи
Кенозерья - это участки растительности, где никогда не
велась хозяйственная деятельность. Настоящий древостой сформировался в них
на рубеже XVIII и XIX веков, а рост деревьев происходит под воздействием
естественных процессов. Современные святые березовые рощи, по мнению
биологов, — это остатки утраченных еловых или сосновых древостоев. Местные
традиции до настоящего времени запрещают любую хозяйственную деятельность в
святых рощах.
Культовые лесные места неразрывно связаны с водным пространством.
В Кенозерском национальном парке — 251 озеро, главным из которых является
Кенозеро площадью 99,4 км
2 и глубиной более 100 м. Через пролив
Прость Кенозеро соединяется с озером Долгим, которое проливом Чолма соединен
с озером Свиным.
Второе по площади — Лекшмозеро — расположено в южной части
парка, имеет площадь 54 км
2 и глубину до 30 м. Важное значение
имеет и водная система 12 озер, начинающаяся с озера Масельгского и питающая
реку Водлу, впадающую в Онежское озеро. На территории парка располагаются
шесть озер этой системы, соединенных между собой красивейшими лабиринтами
проток, каналов и волоков.
Все озера красивы и разнообразны независимо от размеров и местоположения,
недаром их называют «глазами Земли». Они всегда привлекали людей чистой
водой, разнообразием птиц, рыб и зверей, обитающих как в озерах, так и на их
побережьях. Благодаря удобному местоположению на берегах озер появлялись
поселения, где люди активно занимались охотой, рыболовством, земледелием
или создавали места затворничества и уединения.
Более 60 рек повсеместно прорезают заболоченные водосборы озер парка.
Благодаря чистоте и мощи водных потоков реки всегда были привлекательны для
людей. Реки кормили, поили людей, снабжали рыбой, обеспечивали раздолье
пойменных лугов. Они также открывали возможность общения, торговли,
путешествий, открытия и освоения новых земель. В дохристианские времена на
берегах рек происходили языческие обряды и жертвоприношения. В дальнейшем
на их местах появились часовни, церкви и монастыри.
Густая
речная сеть Кенозерья в прошлом позволяла использовать ее в качестве
транспортных артерий для открытия и дальнейшего освоения новых земель.
В краю непроходимых лесов и болот они были единственно возможными путями.
Важнейшим элементом водных путей были волоки — участки между двумя
судоходными реками, через которые в старину перетаскивали суда для
продолжения пути. Кенский, Кумбасозерский, Ензинский, Ухтомский волоки
давали выход новгородцам в бассейн реки Онеги. Далее Емецкий волок открывал
Северодвинский бассейн, а Пинежский — существенно сокращал путь на реку
Мезень. Затем по Мезени и ее притокам поднимались до Пёзско-Цильменского
волока и переходили к верховью притоков реки Цильмы, несущей свои воды в
Печору.
|
Местность, откуда начинается
Кенский волок:
река Черева и где-то здесь должны быть остатки от д.Яблонь-Горка. |
По водно-волоковым путям в разное время шли вольные промысловики,
земледельцы, военные дружины, монахи, старообрядцы, купцы и промышленники.
Освоение дальних промысловых угодий сопровождалось строительством
охотничьих, рыбацких становищ и заимок с последующим превращением их в
постоянные поселения. В большинстве случаев возникали они в местах слияния
рек и в их устьевых частях.
Волок всегда был важным элементом на междуречье, так как открывал не только
новый путь, но и являлся стратегическим объектом при завоевании новых
земель. Несмотря на то, что волоки были наиболее труднопроходимыми
участками, они привлекали к себе людей. Вдоль них появлялись населенные
пункты, где собирали дань, оказывали услуги путешественникам, устраивали
ярмарки и торжища. У волоков устанавливали поклонные кресты, строили
часовни и церкви. По мнению историков, жители поселений, обслуживающих
волоки, имели больший достаток, нежели жители соседних сельскохозяйственных
и промысловых поселков.
Археологические исследования позволяют установить определенную
преемственность в использовании волоковых путей в разные времена. В период
распространения Каргопольской культуры восточное Обонежье и Поонежье
представляли собой единый культурный регион, благодаря наличию регулярных и
оживленных межродовых и межплеменных контактов по рекам и озерам. В XI веке
по водно-волоковым путям двинулись новгородцы и одним из наиболее удобных
стал Кенозерский волок, который открывал «ворота» землепроходцам с
побережий Балтийского моря к богатствам Беломорья. Минуя Онежское озеро, шли
по рекам Водле и Череве, по сухому волоку, далее по реке Режме попадали в
озеро Волоцкое, затем по реке Поче — в Кенозеро; пройдя же по реке Кене,
суда достигали реки Онеги и Белого моря.
На волоках возникали поселения. Например, на Кенском волоке со стороны
Балтщского моря в конце XIII — начале XIV века появилась деревня Заволочье,
а со стороны Белого моря в середине XIV века — деревня Волок (позднее
Яблонь-Горка). И.С.Поляков, прошедший через Кенский волок в 1871 году,
отмечал тишину и заброшенность этих мест, хотя волок по-прежнему
использовался для товарообмена между водлозёрами и кенозёрами. Во второй
половине XX века в связи с «укрупнением деревень» большинство жителей
окрестных мест бывшего волока переехали в Вершинино, а оставшиеся о прошлых
временах ничего не знали и считали свои деревни выселками Кенозерья.
На традиционное географическое пространство при
формировании геокультурного большое влияние оказывают многочисленные,
различные по происхождению и
способам функционирования геокультурные образы. Соседствуя с
образами смежных пространств, образы могут быть аналогичными или, наоборот,
единичными и уникальными. Представляя собой систему наиболее мощных, ярких
и масштабных пространственных знаков, символов, характеристик, они являются
маркерами, отражающими особенности развития конкретного географического
пространства.
При исследовании географических образов и геокультурного пространства
Кенозерья необходимо учитывать различные представления о внутренней и
внешней динамике всех его составляющих, так как они могут выполнять роль
объединения или поляризации. Кроме того, на геокультурное пространство
Кенозерья, наряду с его географическим пространством и образами, оказали
влияние и пограничные с ним геопространства Новгорода, Карелии, Беломорья,
Двинской и Важской земель со своей сетью ключевых географических образов,
локальных мифов, территориальных идентичностей и культурных ландшафтов.
Примечания:
1. Из сборника "Кенозерские чтения-2015". Архангельск, 2016 г.
2. С
небольшими сокращениями.
3. Фотографии И.Шпиленка, Ю.Ломакова, К.Кокошкина, В.Штрика,
М.Зака из архива сайта.
4. Библиография опущена.