Владимир БУЛАТОВ
ЗАВОЛОЧЬЕ
Пути на Онегу
...В IX—XI веках начинается великое движение новгородских ушкуйников на Север. Их путь по рекам Волхову и Свири лежал к Онежскому озеру. Далее на север и восток вело несколько путей. Первый и, по-видимому, основной до середины XVI века проходил рекою Водлою, которая впадает в Кенозеро, и далее рекою Кеной на Онегу.
Второй путь на Онегу шел по реке Вытегре, впадающей в Онежское озеро, затем ушкуйники шли волоком на озеро Лаче и оттуда к Каргополю и на Онегу. Кроме этих главных дорог позднее были освоены пути, ведущие прямо к Белому морю. Один из них — по берегам Онежского озера, дальше волоком к Маткозеру и через Выгозеро. Другой путь шел через Корелу по берегу Ладожского озера, затем по земле "дикой лопи” к западному берегу Белого моря...
Система водных путей нарушила вековую замкнутость Севера, прочно связала его с Новгородом, а затем и с другими центрами Русского государства. Реки также служили главными торговыми путями. В течение многих столетий водные дороги и волоки использовали охотники-промысловики и крестьяне-земледельцы, купцы и бояре.
С какого времени началось освоение северных территорий? Николай Михайлович Карамзин считает, что "...в княжение Владимира или Ярослава сия земля от Белоозера до реки Печоры была названа Заволочьем и мало по малу населена выходцами новгородскими, которые принесли туда и веру христианскую".
Новгородцы обычно во вновь осваиваемом районе ставили крест, и это было первым шагом к закреплению территории и началу ее освоения. Второй шаг — "бережение" креста как памятного места — мог сопровождаться построением закрытого деревянного здания с оградой и беседкой (по определению Ю.Критского, "здание часовенного типа"); затем с началом богослужения (кроме литургии) возникает часовня.
Профессор Поморского университета Н.М.Теребихин отмечает языческий аспект культа часовен на Русском Севере, который прослеживается и в мотивации их возведения. Составители сборника Холмогорской и Устюж-скоя епархий на основе анализа переписных книг пришли к выводу, что "больше всего было выстроено часовен во имя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия, Флора и Лавра, Власия и Ильи Пророка". При этом число "никольских" часовен в 2 — З раза превышает количество флоровских , георгиевских , ильинских и власьевских". В то же время среди часовенных праздников особо выделяются Ильин день и Егорьев день. В целом же священный имяслов часовен почти полностью соответствует пантеону народных святых Северной Руси.
Потомки новгородцев и ладожан с большой любовью относились к этим сооружениям, ласково называя их "часовенки", "часовнушки". В их строительство вкладывались не только мастерство, но и душа северян, о чем наглядно свидетельствуют часовни, представленные в музее деревянного зодчества в Малых Карелах под Архангельском.
Границы Заволочья
Обратимся к названию Заволочье, которое нам придется часто упоминать. Этимология слова не вызывает сомнений: Заволочье - это земли, расположенные "за волоком". По мнению Н.П.Барсова, "волоком обозначался преимущественно лесистый водораздел между северными притоками Волги... с одной стороны и Озерной областью... и Беломорским бассейном с другой"...
Историк Ю.С.Васильев провел специальное исследование на эту тему. В XI -XII веках термин "Заволочье" обозначал Новгородскую волость по реке Ваге. В этот период племена весь и емь, жившие в Заволочье, новгородцы называли заволочской чудью, в отличие от веси, жившей в Озерной области.
В XIII-XIV веках название "Заволочье" распространяется и на Нижнее Подвинье, именуемое зачастую Двиной или Двинской землей. В XIV-XV веках термины "Заволочье" и "Двина" нередко заменяют друг друга, обозначая Двинскую и Важскую земли вместе.
С присоединением Великого Новгорода и его владений к Москве понятие "Заволочье" становится еще более широким, обозначая Поонежье, Двину с Вагой и земли к востоку от Двины до Печоры. Название "Заволочье" бытует до XVI века, уступая постепенно более широкому понятию "Поморье", а наименования "Двина" и "Вага" в XVI веке преобразуются в названия уездов.
Что же влекло русских на Север? Прежде всего "мягкая рухлядь" - драгоценная пушнина, на которую был большой спрос как среди феодальной знати, так и среди заморских купцов. Меха соболей, песцов, бобров, куниц, белок шли нарасхват. Особым спросом пользовались и "рыбий зуб" (моржовые клыки), сало морских зверей, ценные породы рыб.
Роль Великого Новгорода
Ученые единодушны во мнении, что главная роль в освоении Заволочья принадлежит новгородцам. Это традиционная точка зрения, нашедшая отражение в работах первых отечественных историков и получившая развитие в дальнейшем. Стало уже хрестоматийным выделение трех этапов колонизации Севера: княжеской (боярской), народной (крестьянской) и монастырской, которым предшествовали набеги ушкуйников. В Х веке специалисты, занимающиеся историей Русского Севера, внесли существенные коррективы в эти сложившиеся представления*.
* Термин "колонизация" в документах и исторической литературе употребляется в значении "заселение", “освоение”. Этим термином определяют разные явления: расширение этнической территории, иногда распространение государственной власти на вновь захваченные земли, наконец, заселение пустуюпщих, никем не занятых земель (прим. В.Б.)
...Продвижение на Север переселенцев из верхневолжских княжеств (Ростово-Суздальского, а позднее - Владимиро-Суздальского) получило в исторической науке название "низовской колонизации". Профессор С.А.Токарев признает равную роль новгородской и "низовской" колонизаций в освоении Русского Севера с XII века. Эту точку зрения разделяют и другие ученые.
...Подробное сравнительное изучение топонимии Русского Севера помогает разобраться в этническом составе населения, со временем ставшего северорусским. Очень любопытные данные получены при сравнении письменных источников с результатами исследований, проведенных на Русском Севере антропологами и языковедами. Так, исследователь М.В.Витов на базе собранного им огромного антропологического материала выделил на территории Русского Севера три главных антропологических типа: ильменско-беломорский, верхневолжский и онежский. Два из них связаны с различными потоками русской колонизации XII-XVII веков, а один восходит к дорусскому населению Севера....
Новгородцы очень дорожили своей вотчиной - Заволочьем. В договоре 1264 года с великим князем Ярославом Ярославичем они твердо заявили: "А се волости новгородьскые:...Вологда, Заволоцье, Колоперемь, Тре, Перемь, Югра, Печера". Великий князь обязался не собирать дани с Заволочья, не посылать туда своих людей, не владеть здесь какими-либо землями.' Великий Новгород не разрешал князьям владеть землями в Заволочье и с 1130 года платил им особую дань, известную как "Печорская дань"...
..и Москвы
В 1478 году царь Иван III поставил последнюю точку в борьбе против вековой самостоятельности Великого Новгорода. 13 января руководители Новгородской республики "целовали крест" на верность великому князю. Иван III, произнося "надгробную" речь по новгородской вольнице, утвердил свою власть такими словами: "Жалую нашy отчизну, Великий Новгород", а в заключение сказал: "А на Двине и на Заволочье, что ни есть пригородов, так все Двиняне и Заволочане сложат Новгородское целование и будут целовать крест на имя великих князей".
...В
заключение рассмотрим вопрос о том, почему новгородцы, а затем и Москва так
дорожили Заволочьем. Ответ прост. "Златокипящая" северная провинция
способствовала процветанию и благополучию как древней, так и молодой столиц
Руси. И дело не только в пушнине, которая приносила казне наибольшие доходы.
Были и другие промыслы, о которых мы расскажем подробнее.
Промыслы Заволочья:
СолеварениеСеверные земли были в числе тех немногих районов Руси, где добывалась соль. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют о том, что солеварение в Заволочье было поставлено хорошо. Сошлемся еще раз на уставную грамоту Святослава Ольговича (1137 г.), которая узаконивает полученные доходы с соляных варниц на море ... Соль, которую вываривали из морской воды, называли "морянкой". Но больше всего ценилась соль, которую добывали из соляных источников. Такая соль называлась "колодезной" или "ключевой". Поиски соляных месторождений, или, как их тогда называли, "рассольных мест и ключей", велись по всему Заволочью. Основными районами солеварения были беломорское побережье, Тотьма - Леденск, Серегово - Сольвычегодск. С XIV века солеварни Неноксы стали широко известны по всему северному краю. здесь крепость соляных растворов была значительно выше, чем в других месх. В Неноксе вываривалось до 50 процентов всей беломорской соли. Мастера солеварения имели высокую квалификацию и различные специализации...Их можно по праву назвать первыми древнерусскими инженерами.
На соляных промыслах было занято много северян. Так, Соловецкий монастырь имел около 50 варниц, на которых работало до 800 постоянных и около 300 временных наемных работников. Солевары Двинской земли и Вологодского края давали до 800-1000 пудов соли в год и более двухсот лет снабжали этим продуктом многие районы Московского государства.
Смолокурение
Одним из самых старинных промыслов Русского Севера было смолокурение. Уже во второй половине XIV века смолу гнали на продажу в поместьях новгородских бояр на Ваге. Важская смола становится предметом заморской торговли сначала новгородцев, а потом и Московской Руси. Смола употреблялась для смазки обуви, лыж, колес, в судостроении, канатном производстве, кожевенном деле. К ее качеству предъявлялись высокие требования. Сохранилась "Торговая книга" XVI века, служившая своеобразным справочником о ценах, сортах и качестве различных товаров. Цены "Колмогорских мест”, где шла оптовая торговля с заморскими купцами, составляли в то время в среднем за бочку смолы четыре ефимка (около 3 рублей 60 копеек), а бочка вара "в семь пуд" шла уже за "пол-полтретья рубля" (2 рубля 25 копеек). С 1647 года смола была объявлена казенным товаром. У смолокуров ее скупали головы и целовальники, а затем уже от имени казны северная смола отпускалась "за море". Со временем сложились центры смолокурения (Вага, Вельск, Холмогоры, Пинега, отчасти Вычегда), основным из которых являлась Вага, где росли большие сосновые деревья - важнейшее сырье для получения смолы.
Добыча слюды
Немаловажную роль в экономике Заволочья играл промысел слюды, который особенно интенсивно развивался в ХV веке. Слюда использовалась для окон и фонарей. В связи с ростом числа церквей и монастырей возросла потребность в выносных фонарях, использующихся во время крестном хода. Слюда также шла на оформление карет царей и богатых вельмож. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в западной Европе и Азии под названием "мусковита". Она стоила очень дорого: цена ее колебалась от 15 до 150 рублей за пуд.
"Слюда, — сообщает в 1674 году в своем сочинении о русской торговле Кильбургер, - добывается между Архангельском и морским берегом у Вайгача на морском выступе и открывается в утесистых высоких горах. Все, что бывает длиною и шириною более одного аршина, принадлежит царской монополии и не может быть открыто продаваемо никаким частным лицом". Большие разработки слюды велись около Керети и на Линеге, а мелкие слюдяные промыслы были разбросаны по всему беломорскому побережью. Велась добыча слюды и Соловецким монастырем. "В этом Соловецком монастыре, — писал Павел Алепский, — есть рудник удивительного хрустального камня. Его выкалывают в горе в виде досок. Он походит на стопу бумажных листов, лежащих один на другом; его снимают поодиночке, причем он не ломается... Из него делают в этой стране все им потребнсе, например, оконницы разного вида и размера. Персидские купцы вывозят их во множестве, равно купцы франковские и греческие и всякий, кто приезжает сюда, потому что этот камень имеется только здесь”.
Ловля жемчуга
Широкий размах приобрел на Севере и такой необычный промысел, как ловля жемчуга. Жемчужные раковины добывали в устьях небольших речек: Солзе и Сюзьме на Летнем берегу, Варзуге и Поное на Терском берегу, а также в районе Колеч. Из добытого жемчуга местные судные целовальники отбирали десятое, самое лучшее, зерно "на великого государя". Этот "государев" жемчуг отсылали в Колу, а отгуда в Москву. А из Варзуги жемчуг шел в патриаршую казну.
В Заволочье возникла, а отсюда распространилась и по всей Руси, во всех слоях общества необычная любовь к жемчугу. Им густо осыпали платья и кафтаны, головные уборы и обувь. Много жемчуга шло на царские одежды и церковные облачения. Шитье жемчугом в монастырях и в домашнем быту достигало большого совершенства.
О существования в России жемчуга были осведомлены многие иностранные путешественники. Сигизмунд Герберштeйн, бывший в России в 1517 и 1526 годах, описал жемчуг, который привозится в Москву "с берегов Океана, соседних с устьем Двины". В 1594 году персидский шах Аббас интересовался у русского посла князя Андрея Звенигородского: "Жемчуг у государя вашего дешев и отколь ко государю идет?" На что посол обстоятельно отвечал: "Государь, ведется у государя нашего в земле на Двине на Колмоroрах и в Великом Новгороде в реках".
Горное дело
Заволочье является родиной горного дела в России. В сочинении Марко Поло, где описывается Древняя Русь и ее жители, можно прочитать: "Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов... Много у них серебряных руд, добывают они много серебра" .
Господин
Великий Новгород получал дань с Заволочья мехами и серебром. Существует
мнение, что это было только закамское серебро из загадочной Югры и Великой
Пермии. В то же время мы располагаем сведениями о том, что в XII веке на
Руси велись поиски серебра и меди, добывалось железо, обрабатывался
точильный камень. Добытчики руд, "копачи", устраивали домницы, кузницы,
делали металлические орудия и инструменты: топоры, ножи, якоря.
В тяжелые времена татаро-монгольского ига русские князья платили дань золотой Орде
серебряными слитками. На этот счет имеется документальное свидетельство
ученого араба Ибн Батута, посетившего столицу ордынского хана Узбека в
период правления на Руси Ивана Калиты. "У них, — говорит он, — серебряные
руднини, и из страны их привозятся саумы, то есть серебряные слитки, на
которые продается и покупается товар в этом крае. Вес такой саумы пять
унций" (около 155 граммов). Где находились эти сказочные серебряные рудники
на Руси, ученый муж не уточняет. Может быть, разгадку появления русского
серебра следует искать в более ранних временах.
Надо полагать, что чудские племена на территории Заволочья владели навыками
производства металла, подтверждением чему служат "чудские копи" —
примитивные плавильные печи. В качестве гипотезы можно высказать
предположение о том, что эти народы познакомили первых русских насельников с
рудным делом или, по крайней мере, вызвали к нему интерес. До настоящего
времени на Севере бьггуют легенды о губе Серебрянке на Новой земле, откуда
лодьи древнего Новгорода вывозили много серебра.
Имеются сведения о том, что на Новую землю рудознатцев посылал царь Иван Грозный. Архангельский историк В.В.Крестинин в своей работе "Географическое известие о Новой земле полунощного края" пишет: "Есть старинное письменное дело Губернского архива о6 отправлении повелением Государя Царя Ивана Васильевича рудокопов искать на Новой Земле серебряную руду по примеру новгородцев°. К сожалению, письменного свидетельства о6 этом событии нам уже никогда не прочесть, так как Архангельский губернский архив сгорел в 1779 году.
В то же время мы располагаем сведениями и о том, что в 1651 году на Новую Землю была
снаряжена государственная экспедиция во главе с бывшим пустозерским воеводою
Романом Неплюевым и Фомой Кыркаловым. Экспедиции надлежало искать
"серебряные и медные руды и узорочного каменья и жемчугу", а также "всяких
угожих мест". Экспедиция снаряжалась на Мезени и Кулое. О том, как протекал
этот арктический поход, мы не имеем документальных свидетельств, но можем
предположить, что закончился он благополучно. В 1652 году "к великому
государю в Москву приехал Роман Неплюев и взято у него в государеве казну в
Новгородскую четь денег 132 рубля". Роман Неплюев развил бурную деятельность
по организщ и второй государственной экспедиции на Новую землю. Подготовка
ее осуществлялась в Поморье. Новый арктический поход закончился неудачей:
большинство участников и сам инициатор экспедиции погибли.
Спустя несколько лет пустозерский воевода Иван Неелов получил из Москвы указ о снаряжении очередной геологической экспедиции на остров Вайгач. Из документов, связанных с ней, мы узнаем и некоторые обстоятельства предыдущего похода на Новую Землю. Крестьяне Пустозерского острога в своей челобитной отмечают, что "Роман Неплюев и Фома Кыркалов и Василий Шпилкин ходили для отыскной руды и всяких сыскных узорочей на Новую Землю и в Югорский Шар, на Микулкин и на иные острова". В другом документе говорится о Фомке Кыркалове с Мезени и плавильщике Гаврилке Иконнике, которые имели "всякие снасти же и котлы медные, которые остались как он Фомка посылан на Новую Землю". Из этих сообщений можно сделать три вывода. Во-первых, настойчивые попытки отыскать серебряную руду на Новой Земле и в ее окрестностях, несомненно, говорят о том, что Москва располагала сведениями о наличии руды в этих местах. Подтверждением этого предположения служит кусок серебряной руды "из Новой Земли", хранившийся в казне патриарха Никона.
Во-вторых,
мы узнаем о том, что уже в эти годы на Севере имелись опытные специалисты
горного дела: "копачи" и "рудознатцы", "плавильщики" со своим оборудованием,
"снастями" для выплавки металлов. Впоследствии Поморье снабжало опытными
мастерами зарождавшyюся металлургическую промьшленность Урала и Сибири.
В-третьих, можно утверждать, что в Заволочье не только была найдена серебряная руда, но и начато ее освоение.
... В 1673 году стряпчий Афанасий Зиновьев и с ним серебряный мастер Еремка Денисов были посланы из Москвы в Умбскую волость на Медвежий остров и в некоторые другие места "для сыску" и "досмотру" серебряных криц. Им было наказано взять серебряной и золотой руды по пяти и по десяти пудов и привезти все это в Москву. Соловецкий монастырь должен был дать для этой разведки работных людей и подводы... Позднее на острове Медвежьем начались работы по добыче серебряной руды... А небольшой завод по производству меди, серебра и золота был построен в урочигце Валдушки, недалеко от Архангельска. Имеются данные о том, что еще в 1492 году по приказу Ивана III на реку Цильму был послан грек Мануил ...Уже в 1492 году здесь начал действовать казенный завод по производству меди и серебра, для работы на котором было направлено шестьдесят устюжан, сто двинян и восемьдесят пинежан.
Отметим также, что "земляная кровь" - первая ухтинская нефть - доставлялась бочками в Москву для освещения улиц столицы во времена царя Ивана Грозного. А одна из первых серебряных монет России чеканилась на Севере, в Архангельске.
С середины XVI века в Заволочье большое развитие получили добыча и выплавка железа. На
"железных полях” добывали луговые, озерные и болотные руды, а "копачами были
важане, двиняне, пинежане и мезенцы...
Одним из первых железоделательных заводов в России стало предприятие, основанное в 1648 году на Ваге близ Шенкурска иностранцами Марселиусом и Акемой.
Железоделательное производство было также налажено в Онеге, Холмогорах, Каргополе, Пинеге, Мезени. Только в Красноборске и Яренске насчитывалось до 35 кустарных печей-доменок, десятки кузниц, изготовлявших топоры, ножи, замни, гвозди, скобы, якоря. Крестьяне-металлурги и кузнецы Красноборска, Сольвычегодска и Великого Устюга ковали оружие для дружины Ермака Тимофеевича, а также выполняли различные государственные заказы. С развитием металлургической промышленности на Урале и в Сибири производство металлов в Заволочье стало сокращаться...
Историк П.Н.Милюков пишет, что к XVII веку "Москва становится настоящим военным станом, главным штабом армии, которая опиралась на северную, единственную тогда колонизированную половину России, с тем, чтобы вести завоевание и колонизацию южной половины. Из 8 миллионов бюджета государства 5 миллионов приходится на подушную подать, большая доля которой падает на черносошный Север. Север оказался, таким образом, тем сундуком, из которого брались средства на колонизацию южной половины государства". Эти красноречивые примеры наглядно характеризуют роль Заволочья и всего Севера в жизни Русского государства.
Примечания: