Владимир БУЛАТОВ

ЗАОНЕЖЬЕ

...В наше время Заонежьем называют только северное побережье Онежского озера — Заонежский полуостров. Но речь пойдет о другом — историческом — Заонежье. В ХV веке так называлась обширная территория вокруг Онежского озера, которая простиралась далеко к югу, включая реки Свирь и Оять, восточное побережье Ладожского озера, бассейн реки Волхова, и подходила вплотную к самому Новгороду. Этот благодатный край с давних времен входил в составе Обонежской пятины* в обширные владения Великого Новгорода.

* Обонежская пятина - одна из пяти областей, на которые делилась новгородская земля до начала XVIII столетия. Название ее происходит от Онежского озера, которое целиком входило в одну пятину (из Энциклопедического словаря - М.З.)

Заселение Заонежья

На севере Заонежье доходило до "студеного" или "дышащего" Белого моря. Первые русские землепроходцы, пришедшие к его берегам, были изумлены явлением морских приливов и отливов. Поэтому они назвали море "дышащим". В состав Заонежья входило беломорское побережье от устья руки Шижмы на западе и до устья реки Унежмы, включая озера Мунозеро, Сандал, Выгозеро и реку Выг. Восточная граница Заонежья охватывала Водлозеро, реку Водлу и ее притоки, уходя на юго-запад по водоразделу между бассейном Онежского озера и левыми притоками реки Онеги и реками, впадающими в Белоозеро.

По территории Онежского края протекает суровая и величественная река Онега. земли вдоль этой реки носят название Поонежья или Прионежья. Существует несколько версий о происхождении названия реки. Многие филологи считают, что это финно-угорское слово, означающее в переводе "быстрая", "шумная", "стремительная", а, возможно, и "холодная".  Любопытно, что, по одной из гипотез, А.С.Пушкин, образовав фамилию своего героя от названия этой северной реки, хотел подчеркнуть холодность натуры Онегина.

Заселение русскими земель Заонежья и Поонежья началось уже в IX веке с Ладоги и Великого Новгорода, которые стали своеобразными базами для их дальнейшего продвижения на Север и Восток.

К этому времени относит летописец знаменитое хождение отроков новгородца Гюряты Роговича на Печору, к середине XI столетия — поход на емь, а к началу XII столетия (1114 г.) — поход через Обонежье и Заволочье "в печеру" и "югру".

Наиболее ценный источник, содержащий сведе-ния о характере древнего новгородского расселения в Обонежском крае, — Уставная грамота (устав) 1137 года князя Святослава Ольговича Новгородской епископии, определившая долю церкви в княжеских доходах. В ней перечисляются поселения по южному и восточному берегам Онежского озера и по берегам Онеги. Вначале новгородцы взимали дань с подвластных им племен. Для того, чтобы выступить в дальние походы на северо-восток (на Печору) и северо-запад (на Терской берег), им нужно было закрепиться в Заонежье...

Основной водной магистралью Заонежья, как уже отмечалось, была могучая, но порожистая река Онега, берущая свое начало в озере Лаче. Земли по Онеге, особенно в ее южной части, заселены были относительно густо.

О Каргополе

Центром Заонежья или Заонежских погостов, как назывался этот край уже в документах XVI века (а его жителей обычно называли "онежанами"), был город Каргополь. В Заонежье "сидел" наместник, управлявший с помощью тиуна и четырех доводчиков. Доводчики размещались в главных пунктах края, расположенных на Онеге: в Каргополе, на Усть-Моши, в Турчасове и в сельце Усть-Мехренге.

Старинный город Каргополь, едва ли не ровесник Москвы, стоит на левом берегу реки Онеги, недалеко от озера Лаче. Как и многие другие северные топонимы, название этого города остается загадкой для специалистов. Большой знаток Севера Г.П.Гунн пишет: "Что-то античное чудится в этом названии, "поль", "полис" - город по-древнегречески". Одна из версий приписывает названию города греческое происхождение, поскольку на Руси, поддерживавшей связи с Византией, знали греческий язык. Имя города в переводе с древнегреческого должно означать "корабельная пристань"'. По другой гипотезе, белозерский князь Вячеслав, упоминавшийся в "Повести временных лет", возвращаясь из похода на "белоглазую чудь", отдыхал на просторном поле, а так как было здесь множество ворон, в просторечни - карг, то он поименовал стан Каргиным полем. Этот факт подтверждают сведения, содержащиеся в документах Олонецкого губернатора и российского поэта Г.Р.Державина: "На обратном пути... нашел поле, удобное для отдохновения... назвал князь оное Каргиным полем и учредил на оном свой стол... Россияне сделали на поле том острог.

Третья версия возводит название города к финским словам "каргун-пуоли", что значит "медвежья сторона". Почетный доктор Поморского университета К.П.Гемп считает, что наименование Каргополя образовалось из двух слов: финского "кар" или "карго", значение которого не установлено, и славянского "поле". В сотской переписи 1561-1564 годов и других документах название города писалось раздельно: "Карго поле", "Каргу полю", "на Карго поле". Есть и другие, к сожалению, малоубедительные гипотезы о происхождении названия славного города Каргополя.

Первое косвенное летописное упоминание о Каргополе относится к 1380 году, когда князь Глеб Каргопольский вместе с мужественными князьями белозерскими явился по призыву Дмитрия Донского, храбро бился с татарами и пал на Куликовом поле. Сведения о6 этом подвиге содержатся в Никоновской летописи и в "Повести о Мамаевом побоище". Однако наш "патриарх-историограф" Н.М.Карамзин и ряд других историков высказывали сомнение в существовании удельных князей каргопольских.

Древний Каргополь пережил и испытал немало, став свидетелем и участником многих исторических собьггий. Здесь произошло столкновение двух колонизационных потоков: новгородского и "низовского", шедшего из вологодско-белозерских земель.

В 1447 году в Каргополь, спасаясь от гнева Василия Темного, бежали князья Дмитрий Шемяка и Иван Можайский, прихватив с собой "на всякий случай" заложницей мать царя, княгиню Софью Витовну, а также московскую казну.

В завещаниях московских великих князей и царей Каргополь упоминается в числе значительных владений. В духовной грамоте Ивана IV указано, что он передавал сыну Василию "Заволотцкую землю всю. Онего и Каргополе, и все Поонежье...". При Иване Грозном, в опричнину, Каргополь был взят царем "на свой особый обиход".

Экономическое возвышение Каргополя

С падением Новгорода власть над северными землями перешла к Московскому княжеству. Наступил "золотой век" и для Каргополя, город быстро рос и богател. Был возведен новый острог, застраивался посад. Своим возвышением Каргополь обязан выгодному экономическому и географическому положению. В нем скрещивались пути из Новгорода в Двинские земли и из Вологодских и Белозерских земель в Поморье. Через Каргополь шла торговля солью и рыбой из Поморья. Царские грамоты давали городу большие привилегии в торговле солью: "А кто к ним ездят на Онегу к морю по соль белозерци и вологжане, и у них деи их промысел отьимают, а из им белозерцев и вологжан на Онегу к морю по соль пропускати не велел есмн им торговати с ними в Каргополе". Каргопольцы, турчасовцрi и другие онежане ездили к морю для покупки соли, которая подвозилась летом на судах, а зимой на санях к селу Турчасову. Тут соль укладывалась в рогозины и в таком виде доставлялась в Каргополь. При пересыпке в рогозины отдельные недобросовестные купцы подмешивали к соли известху ("кардеху" ), на что нередко жаловались царю вологжане и белозерцы.

Город Каргополь жил и развивался не столько ремеслом, сколько торговлей, которая требовала развития некоторых подсобных промыслов и большого количества рабочих рук. Широкое развитие получил в Каргополе беличий промысел и торговля пушниной. Ежегодно в городе обрабатывалось и продавалось около двух миллионов шкурок белки.

Интересные наблюдения о "беличьем деле" привел путешественник и этнограф С.П.Кораблев: "Другой промысел жителей Каргополя состоит из торговли беличьимн, а часто заячьимн и лисьими шкурами и их мехами. Первая из этих статей, так сказать, почти кормит весь город. Торговцы, скупая шкуры невыделанными, отдают их скорнякам или делают это посредством рабочих дома. Еще от невыделаиной беличьей шкуры отрезается хвост для женского наряда известного всякому. После выделки шкуры поступают в кройку. Тут под ножами сотен работников аккуратно отделяются от хребта лоб, чрево, подбрюшье и огузок. Из этих частей составляются подборщиками меха хребтовые, черевьи, лобовые и огузчатые. Самые дешевые меха лобовые, самые дорогие огузчатые, а употребительнейшие хребтовые и черевьи".

Сотная XVI века дает представление о Каргополе как о крупном торговом центре Онежского края. В нем насчитывалось 476 тяглых дворов, в которых жили 523 человека. К сожалению, сотная, описывающая Каргополь середины XVI века, сохранилась не полностью. По словам историка Н.Д.Чечулина, в ней утрачено, по-видимому, около половины листов....

Видимо, не случайно из среды торговых людей Каргополя вышел первый главный правитель русских поселений в Америке Александр Андреевич Баранов, назвавший столицу русской Аляски Новоархангельском.

Город мореходов и судостроителей — Онега

Нельзя обойти молчанием город мореходов и судостроителей — Онегу. Первые упоминания о поселении в устье реки Онеги встречаются в "Уставе Святослава Ольговича" (1137 г.). Место было выбрано удачно: населенный пункт, подобно крепости, прикрывал путь на реку Онегу, связывавшую Древнюю Русь с Белым морем.

На новгородских географических картах XII—XIII веков в устье Онеги уже был обозначен "Погост на море". Погост в те далекие времена был своеобразным административным центром, где собирали подати и дань в пользу Великого Новгорода.

В XIII веке в устье Онеги сформировались уже три поселения: Погост, Низы и Верховье. С ХV века все поселения были объединены названием Устьянская волость. Исторические документы XVII века сообщают о6 Усть-Онеге, а некоторые — о6 Усть-Яне.

П.И.Челищев в книге "Путешествие по Северу России" дает такое описание Онеги конца XVIII века: Приморский город Архангельской губернии. От Каргополя расположен в 400 верстах на правом берегу по течению реки, в 5 верстах от моря... Прежде был волостью Устьянской, Каргопольского уезда. Городом стал 31 августа 1680 года... В городе купеческих, мещанских 140 домов, жителей 1173 души".

Онега — один из старейших портов России. Здесь, задолго до официального царского указа о преобразовании Онеги в город, существовали морской порт и таможня. Широкое развитие в этом крае получили судостроение и мореплавание. Юго-запад Белого моря был тем местом, откуда началась новгородская колонизация Беломорья. Первые становища новгородцев появились в междуречье Онеги и Кеми. В устьях рек возникали первые поморские "поделы" (верфи). Сначала суда целиком строили из дерева. Даже гвозди для крепления частей корабля были деревянными. Боковые доски нашивали "вицей" — ивовыми прутьями. Конопатили суда мхом. Добрая слава шла о жителях села Подпорожья как о лучших судостроителях Онежского края.

Корабелы этого села выполнили важный царский заказ на строительство морских судов для посольской миссии, возглавляемой думным дьяком Григорией Истомой, который в 1496 году был направлен русским правительством в Данию. С Усть-Онеги начиналось первое русское путешествие вокруг Скандинавин в Копенгаген. В составе миссии находился онежский мореход Иван Амосов, автор первой русской навигационной карты, который "по силе очислил морские походы и начертил обод" (морскую карту) Белого моря.

Интересную информацию о моряках Русского Севера содержат записки английских путешественников. Капитан Стивен Барро (Стифен Бэрроу), плававший в Белом море в 1556 году, сообщает, что хлебосольные русские, встретив его корабли, подарили англичанам пшеничный хлеб, северные калачи, горшок овсяной каши, два бочонка с пивом и медом, сушеную рыбу, копченых гусей... Опытный мореплаватель отметил, что русские были смелыми и хорошими мореходами, а их суда, насчитывавшие до тридцати человек команды, шли быстрее английских.

Следует помнить, что в основе современных знаний о северных морях лежат опыт и знания северных мореходов XVI—XVIII веков. В борьбе с морской стихией "мореходцы" познали, как много значит передача опыта. В меру своего умения начали они вести записи, описывать приметы и опасные места, убежища от грозной волны, от ветров и подходы к ним. Сыновья и внуки пополняли и уточняли эти записи для себя и для тех, кто пойдет за ними. "Так складывалась "Книга мореходная" —путеводитель, справочник и надежда помора в тяжелые часы его дальнейшего плавания на многотрудных путях-дорогах" , — пишет почетный гражданин Архангельска, почетный доктор Поморского университета Ксения Петровна Гемп. В прошлом веке этот путеводитель стали, в отличие от официальной лоцни, называть "Поморской лоцией".

О Белом море и поморах

С Белым морем связана русскоязычная группа этноса — поморы, — заселившая берега с XII века. Название "помор", "поморец", этхмология которого не вызывает сомнений (живущие "по морю"), впервые появилось на страницах летописи под 1526 годом: "Поморцы с моря Окияна из Кандолажской губы". В официальных документах XVI века слово "поморы° употребляется и как самоназвание, и как название. В качестве самоназвания им пользовались жители Кандалакши и Керети, писавшие о себе "поморец Кандалакшанин", "поморец Керецкие волости".

Поморы любили свое "кормилище" — Белое море. "Море — наше поле" — гласит северная поговорка.

Белое море состоит из четырех больших заливов или, как называли их поморы, "губ". В Мезенском заливе (в северо-восточной части моря, между мысами Конушин и Воронов) происходил основной промысел гренландского тюленя; в Двинском заливе (в юго-восточной части Белого моря) велся белуший и сельдяной промысел; в Онежском заливе (в южной части моря между островом Жижгиным и рекой Кемью) — сельдяной и наважий лов; в Кандалакшском заливе (в северо-западной части моря) — сельдяной и тресковый промысел. В Белом море много и более мелких заливов, в которых велся промысел морского зверя и массовый лов беломорской рыбы.

Береговая линия Белого моря состоит из отдельных "берегов". Первое четкое определение границ поморских берегов дал знаменитый гидрограф, исследователь Белого моря Михаил Франциевич Рейнеке.

Кольский полуостров от мыса Святой Нос омывают воды Белого мора (до этого мыса — Баренцева моря), а побережье от Святого Носа до реки Варзуги (или до реки Умбы) носит название Терского берега. Далее от реки Умбы до реки Керети идет Кандалакшский берег. К юго-востоку от Кандалакшского залива начинается Карельский берег, протянувшийся до реки Кемь. Южный берег - Поморский - расположен между реками Кемью и Онегой. От устья Онеги до мыса Ухт-Наволок тянется Онежский берег. Далее, до устья Северной Двины, берег длиной 180 километров носит название Летнего. Северо-восточный берег Белого моря от Архангельска до мыса Воронов (или до реки Мезени) известен как Зимний берег.

В состав Заонежья входили в основном земли Поморского берега.

Большую роль в жизни поморских жителей играют острова в Белом море, тянущиеся почти непрерывно вдоль всей береговой линии. Скалистые острова-шхеры у Поморского берега хорошо защищают побережье от ветров и вьюг, Кузовы острова между Соловецким архинелагом и Кемью всегда служили путеводными вехами для плавания в открытом море, а на островах Жижгине, Сосновце, Моржовце, Мудьюге устраивались первые морские маяки и сигнальные вышки.

В формировании поморского населения основную роль сыграли выходцы из Ладоги и Великого Новгорода. Однако говорить о6 этнической однородности поморов не следует, так как их "рождение" происходило на территории, заселенной до прихода сюда восточных славян народами финно-угорской и самодийской групп. Большую роль в сложении поморского населения Зимнего, Летнего, Онежского, Поморского и Карельского берегов сыграли карелы. Саамы (лопари) приняли заметное участие в этом процессе в северо-восточной части Терского берега и в районе Кандалакши.

Тем не менее процесс выделения поморов в особую группу был вызван приходом на берега "студеного" моря вольнолюбивых славян, сложными условиями существования, рискованным морским и речным промыслом. Именно это сформировало представление о поморе как о6 особом типе русского человека, обладающем редкими чертами характера: предприимчивостью,"поморской упрямкой", умом, смелостью и независимостью, умением принимать самостоятельные решения в сложных жизненных ситуациях.

С Заонежьем связаны и многие земли Карелии, которые были населены смешанным, преимущественно карельским, русским и лопарским населением. Из "Советской исторической энциклопедии" мы узнаем, что карелы (самоназвание - "карьяла", "карьялайне") - народ, живущий на территории современной Карельской республики, частично - в Тверской области Российской Федерацин (верхневолжские переселенцы из Приладожья XVI-XVII веков). Новгородские бояре не жили в своих карельских деревнях, управление ими возлагалось на ключников и посельских. С крестьян взимался оброк, носивший название "дохода". Доход выражался в доле (чаще - в половине) урожая с некоторой придачей другими продуктами, а большей частью - пушниной: "а доходу ис хлеба половье да две белки"...


Примечания:
1
. Из книги В.Булатова "Русский Север", книга первая "Заволочье. IX-XVI вв.". Архангельск, изд-во ПГУ. 1997 г.
2. С сокращением.
3. Булатов Владимир Николаевич (1946) -  доктор. ист наук, профессор, Поморский ГУ, г.Архангельск.
4. Разбивка текста по тематике - М.Зак.
5. Библиография опущена.