Уильям Брумфилд

КАРГОПОЛЬ И ОКРЕСТНЫЕ СЕЛА
(из книги "Пути к Белому морю")

КАРГОПОЛЬ НА ОЗЕРЕ ЛАЧА


Город Каргополь, расположенный на берегу озера в юго-западной части Архангельской области, является одним из крупнейших бриллиантов в богатейшей сокровищнице русского Севера. Этот небольшой районный центр с населением около 12 тысяч человек был основан скорее всего еще в XI веке. Многочисленные городские храмы остаются напоминанием о его былом богатстве в течение XVI-XIX веков, когда Каргополь был частью стратегически важного торгового пути, пролегавшего вдоль реки Онеги к Белому морю.

Исторический центр Каргополя приблизительно совпадает с границами города в XVI веке. Его отличительной особенностью является высокая концентрация музеев и памятников архитектуры в пределах пешей доступности. Город застроен согласно регулярному плану, восходящему ко времени Екатерины Великой, кварталами, состоящими из одно- и двухэтажных бревенчатых домов, обшитых тесом. Окна обрамлены искусно вырезанными наличниками, а свесы крыш часто украшены декоративными карнизами. В этом городе купцов, ремесленников, служителей церкви и государственных служащих резные украшения деревянных домов отражали умеренное процветание их владельцев и их жизненный уклад, основанный на вековых традициях.


Гуляя по небольшим улочкам, застроенным деревянными избами, нельзя не заметить постройку, занимающую доминирующее положение в городе: высокую колокольню, построенную в конце XVIII века возле собора Рождества Христова.
Каргополь. Колокольня и собор Рождества Христова (1562). Вид с северо-востока (после метели). Фото 1998 г. Каргополь. Собор Рождества Христова, вид с северо-востока. Фото 1998 г.
Основная часть самого собора была построена из местного известняка в 1552-1562 гг.
Каргополь. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (1751). Вид с юго-востока. Фото 1998 г.
В 1765 году город подвергся опустошительному пожару, после которого место вокруг Христорождественского собора было превращено в Новую Базарную площадь, ограничиваемую с северо-востока церковью Рождества Иоанна Предтечи. Северо-западную сторону соборной площади завершает здание церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенной в 1802 году в архаичном стиле.

В восточной части города, возле старой земляной крепости стоит большая белокаменная Воскресенская церковь, возведенная в конце XVII века в стиле, имитирующем римские соборы XV века. Поблизости расположена Троицкая церковь, построенная в 1790-1802 гг. в необычном для этих мест неовизантийском стиле.

В западной части города находится еще одна группа церквей. В нее входит, в частности, Благовещенская церковь, строительство которой было завершено в 1692 году.
Каргополь. Благовещенская церковь, вид с северо-востока. Фото 1998 г. Каргополь. Благовещенская церковь. Южный фасад и южная апсида. Фото 2010 г.
Возведенная из местного известняка, эта величественная церковь имеет высокие окна, окаймленные сложными и изысканными сочетаниями резных декоративных элементов. Рядом с ней стоит четверик ныне одноглавой (раньше пятиглавой) белокаменной церкви Николая Чудотворца, построенной в XVIII веке. Эти церкви, собственно, и составляли Старую Базарную площадь, на которой также находится красивая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1680 году (ныне один из двух действующих в городе православных храмов).
Каргополь. Церковь Рождества Богородицы (1680). Вид с юго-запада. Фото 1999 г.
На холмистом западном краю города стоит самая поздняя из сохранившихся церквей Каргополя - церковь свв. Зосимы и Савватия, строительство которой было завершено в 1819 году к приезду царя Александра I.

Как и другие древние русские города, в которые не была проведена железная дорога, на рубеже XX века Каргополь впал в глубокое оцепенение. Несмотря на разрушения и опустошения, которым подверглись многие храмы в годы советской власти, Каргополю удалось во многом сохранить свой изначальный дух старины. 

Церкви Каргополя, не показанные У.Брумфилдом в книге, можно посмотреть в фотографиях каргопольского раздела сайта (прим.-М.З.)

СЕЛО ЛЯДИНЫ И ЕГО ЦЕРКВИ 

В селах Каргопольского района собраны замечательные образцы русского деревянного искусства и архитектуры. Вопреки силам природы и человеческой беспечности, во многих селах памятники деревянного зодчества и сейчас стоят в своей первозданной красоте. К сожалению, с каждым десятилетием их остается все меньше. Одной из самых значительных утрат последнего времени является село Лядины, находящееся в четырех десятках километров от Каргополя. Это сельцо с населением около семидесяти человек (летом чуть больше) расположено вокруг исключительного архитектурного ансамбля, построенного на территории древнего кладбища
{погоста).

Архитектурный ансамбль в Лядинах состоял из трех частей: церкви Покрова Пресвятой Богородицы с устремленным ввысь шатровым верхом (строительство завершено в 1761 году; разрушена огнем в 2013 году); соседней церкви Богоявления Господня, увенчанной нарядными куполами (1793); и высокой колокольни, построенной в 1820 году.
Село Лядины. Слева - Богоявленская церковь (1787), в центре - колокольня (XIX в.), справа - Покровская церковь (1761). Фото 1998 г. 5 мая 2013 г. Покровская церковь и колокольня были уничтожены пожаром, возникшим от удара молнии.
Такие состоящие из трех элементов архитектурные ансамбли когда-то были обычными для северных сел, но со временем исчезли - как церкви, так и сами села.Традиция возводить тройные храмы восходит к средневековым городам (например, Ярославлю), где часто строили неотапливаемую «летнюю» церковь вместе с меньшим храмом, который отапливался во время зимних богослужений. В Покровской церкви в Лядинах на низком нижнем этаже находился алтарный прируб, где проходили службы зимой*. Планировка более крупной Богоявленской церкви, построенной тремя десятилетиями позже, предполагала большее пространство для проведения богослужений во время долгих северных зим.

Покровская церковь производила незабываемое впечатление и летом, и зимой, и в яркий солнечный день, и в ветреную снежную погоду. Обшитое темным тесом, ее здание из прочных сосновых бревен было увенчано главкой с крестом. Внутри, в часовне нижнего этажа два массивных столба поддерживали потолочную матицу, служившую полом для верхнего, основного помещения храма. В основное помещение вела узкая лестница. Трапезная с белеными стенами располагалась на обоих этажах. Еще больше притягивали взгляд яркостью красок иконостас, а также расписной потолок, или
небо, над основной частью храма, представлявший собой неординарное сочетание изобразительного искусства и архитектуры.

Теплая зимняя церковь была освящена во имя    св. Власия, а верхняя летняя - собственно в честь Покрова Богородицы. Поэтому эту церковь в Лядинах часто называют также Покрово-Власьевской.

В Каргопольском районе есть и более крупные «небеса», как, например, в Богоявленской церкви в Ошевенске (см. далее). Но в Лядинах «небеса» поражали праздничностью красок. На двенадцати длинных треугольных гранях изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и семь из восьми архангелов (Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Иегудиил, Варахиил и Селафиил).
Село Лядины. Иконостас и "небо" в Покровской церкви. Фото 1998 г.
В грани, направленной к иконостасу, была изображена сцена Распятия с предстоящими у подножия креста Пресвятой Богородицей и несколькими другими фигурами, и видом на Иерусалим на заднем плане.

Архангелы Михаил и Гавриил были выписаны особенно красочно. Архангел Рафаил был изображен со своим спутником Товием с рыбой в руках, согласно еврейскому сюжету из апокрифической ветхозаветной книги Товита, хорошо известному в живописи эпохи Возрождения. В центральном медальоне была изображена Святая Торица: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Двенадцать серафимов в углах треугольных граней имели привлекательные женские лица. Все эти красочные картины были написаны в индивидуальном стиле неизвестным мастером, который, как считают, работал в Каргополе в 1760-е годы.

Расположенная рядом церковь Богоявления Господня утратила большую часть своего внутреннего убранства в советский период. Силами Каргопольского музея, спасшего здание храма от почти неизбежного
 разрушения, сейчас проводится его реставрация. Потолок полукруглого крыльца церкви расписан под звездное небо.

Эти две церкви прекрасно дополняли друг друга: более низкий силуэт многоглавого «зимнего» Богоявленского храма на равных состязался с дерзко возвышающимся шатром Покровского храма. Связующим звеном между этими двумя церквями служила высокая колокольня с шатровым завершением над галереей. Весь ансамбль возвышался над кладбищенскими крестами.

Когда из Каргополя стал приезжать священник, Покровскую церковь вновь открыли для богослужений. Но в Пасхальное воскресное утро 5 мая 2013 года случилась беда. Судя по свидетельствам очевидцев, громоотвод не справился с мощным ударом молнии, и в шатровом куполе Покровской церкви вспыхнул сильный огонь. Храм быстро сгорел дотла, его внутреннее убранство тоже погибло. Пламя было таким сильным, что от него занялась стоявшая рядом колокольня. Пожарным удалось отстоять лишь Богоявленскую церковь - ее как раз отреставрировали незадолго до пожара, правда, оригинальное внутреннее убранство было утрачено. К несчастью, уникальное сокровище - церковь Покрова - было утрачено навсегда.

В течение многих лет, пока ансамбль в Лядинах стоял заброшенным, в деревне Киселева (часть Лядин) люди скрытно собирались на молитву в маленькой бревенчатой часовне, освященной, вероятно, во имя Георгия Победоносца. В ней тоже был расписной потолок, а внутреннее пространство по древней народной традиции было украшено «заветами» - принесенной Богу в обет одеждой.
Киселево (часть села Лядины). Слева - часовня XIX века, справа ее интерьер и "небо". Фото 1998 г.
Быть допущенным в этот храм считалось знаком огромного доверия - и мне такое доверие было оказано.

Многие прочные и красивые жилые бревенчатые избы в Лядинах стоят покинутыми, отражая характерную для населенных пунктов Севера убыль населения. Жизнь в Лядинах тяжела, но природные условия позволяют заниматься молочным животноводством. И все же, несмотря на все трагические потери, селение живет.

СЕЛО ОШЕВЕНСКОЕ

Хотя многие памятники архитектуры остались только на фотографиях, в радиусе сотни километров от Каргополя еще остались селения, внутри которых время и строения как будто замерли. Самое крупное и лучше всего сохранившееся из них - село Ошевенское (другое название - Ошевенский Погост - прим. перев.), лежащее в сорока километрах к северо-западу от Каргополя на берегу речки Чурьеги. Узкая дорога из Каргополя змейкой пролегает через поля и леса, прежде чем выходит к берегу реки у деревни с подобающим названием Река (современное название - Погост Наволочный - прим. перев.).

У моста через Чурьегу стоят пятиглавая каменная церковь Георгия Победоносца постройки 1890-х годов и колокольня. В 1930-е годы церковь была разграблена и превращена в склад. В последние годы проводились восстановительные работы; в 2004 году вновь освящен главный алтарь.
В Реке также есть красивые деревянные избы с расписными карнизами и фронтонами.

Слева на подъезде к Ошевенску встречаем руины каменных строений Александро-Ошевенского монастыря, основанного иноком Александром в 1453 году - как раз тогда, когда пал Константинополь. Основатель монастыря, крещенный именем Алексей, родился в семье богатого крестьянина Никифора Ошевеня, который способствовал духовному развитию своего сына.

Приняв монашеский постриг под именем Александра в Кирилло-Белозерском монастыре, молодой монах последовал за своим отцом в богатые земли к западу от Каргополя, в ту пору принадлежавшие Новгороду. Основанный Александром монастырь вскоре стал духовным центром региона, а самого Александра (1427-1479) чтили как «местного святого». Монастырь вместе с его главным Успенским храмом (1707) был закрыт и разорен в советские годы. Сейчас он снова открыт для посетителей и паломников.

Сразу же за монастырем через реку Чурьегу перекинут деревянный мост, сам по себе являющийся произведением искусства. Ошевенск, или, согласно официальному написанию, Ошевенское, — довольно большое село, в котором проживают около шести сотен человек. Многие из них зарабатывают тем, что летом сдают свои дома отдыхающим.

Растянутый в длину Ошевенск состоит из ряда маленьких деревень, три из которых живописно расположились вдоль берега реки. Первая деревенька называется Погост (или Ошевенский Погост - прим. перев.). Богоявленская церковь в этой деревне - одно из самых необычных сочетаний произведений архитектуры и искусства русского Севера.
Ошевенское (Погост). Богоявленская церковь (1787) и колокольня. Вид с юго-запада. Фото 1998 г.
Построенная из прочных сосновых бревен в 1787 году, Богоявленская церковь представляет собой восьмерик, увенчанный высоким шатром. Восьмерик церковной колокольни возвышается отдельно, к северу от храма. Эти два сооружения пребывают в умиротворенной гармонии друг с другом.

Но настоящим чудом этой церкви является ее внутреннее пространство - одно из самых просторных среди всех северных деревянных церквей. Иконостас потрясает своей внушительностью, хотя сейчас стоит практически без икон.
Ошевенское (Погост). Церков Богоявления. Интерьер и иконостас. Фото 1998 г.
Храм был закрыт в 1930-е годы, вновь открыт в годы войны и еще раз закрыт во время «окончательной» антирелигиозной кампании Хрущева. Многие иконы в эти годы пропали. Лишь в конце 1990-х церковь была вновь возвращена верующим. Богослужения в ней проводятся нерегулярно.

Не меньше, чем иконостас, потрясают расписные «небеса», большинство секторов которых дошли до наших дней. «Небеса» Богоявленской церкви необычно громадны; они состоят из восемнадцати сегментов, на которых изображены различные святые, архангелы, евангелисты и силы небесные. В центральном кольце - изображение Христа.

По обе стороны главного алтаря (расположенного за иконостасом) находятся еще два престола, над которыми раскинуты свои, меньшие по размеру расписные «небеса». С западной стороны основной части храма находится трапезная, в которой проходили службы в зимнее время.

В близлежащих деревнях Погосте и Ширяихе сохранились бревенчатые жилые избы. Некоторые из них искусно расписаны снаружи. Часто такие орнаменты имели символическое значение - как, например, солярный знак - резное солнце на фронтоне.

В дальнем конце Ошевенска находится деревня Низ. Ее название указывает на расположение вниз по течению реки. В ней тоже есть свое сокровище: миниатюрная Георгиевская часовня. Она построена в XIX веке на пологом возвышении у въезда в селение. Часовня увенчана двумя шатрами, один из которых принадлежит звоннице. В часовнях нет алтарей; зато все стены Георгиевской часовни увешаны иконами. Также в этой часовне есть небольшое расписное «небо», состоящее из восьми секторов. Во время моего приезда сюда зимой и летом 1998 года эти сектора находились на реставрации в Каргопольском музее, и я смог сфотографировать лишь поддерживающую их конструкцию «неба».

Селения, расположенные на север от Каргопольского района, тоже богаты деревянными церквями и часовнями. (Таково село Саунино - прим. М.З.)
Саунино. Церковь и колокольня Иоанна Злотоуста (1665). Слева - вид с юго-запада, справа - с северо-востока. Фото 1998-99 гг.
Многие из них сконцентрированы вокруг Кенозера, являющегося частью бассейна реки Онеги. Живописные, нетронутые пейзажи Кенозерья послужили основанием для открытия здесь в декабре 1991 года национального парка. С тех пор тут постоянно занимаются кропотливым трудом по сохранению и интегрированию местных селений в структуру Кенозерского национального парка. Одним из наиболее интересных памятников архитектуры является Почезерский храмовый комплекс - ансамбль-тройка, состоящий из двух деревянных церквей и колокольни в ныне нежилой деревне Филипповская. После продолжительной реставрации этот комплекс предстает перед нами в своем первозданном виде.


Фотографии  архитектурных памятников Кенозерского национального парка работы У.Брумфилда  см. здесь (прим. М.З.)


Примечания:

1. Текст и фотографии - из книги У.Брумфилда "Пути к Белому морю".
Изд-во "Три квадрата", Москва, 2019 г.
2. Другие работы У.Брумфилда - здесь.
3. Другие публикации о Каргополе см. здесь.