Е.П.Бронникова,
Архангельск
ПАМЯТНИКИ КЕНОЗЕРЬЯ В СОБРАНИИ АРХАНГЕЛЬСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Коллекции Архангельского областного краеведческого музея в нашей области являются самыми большими по количеству экспонатов и разнообразными по их составу. Их комплектование началось в первой трети XIX в. и на сегодняшний день (статья опубликована в 2009 г. - М.З.) включает в себя материальные памятники, документы, изобразительные источники, объекты природы. Наиболее полно представлены Архангельск с окрестностями, Холмогорский, Шенкурский, Пинежский, Мезенский, Каргопольский районы. К сожалению, территория, которая относится к Кенозер:кому национальному парку, представлена небольшим количеством предметов. Этому есть определенные объяснения. Территория, где сейчас располагается Кенозерский национальный парк, относилась к Олонецкой губернии, поэтому комплектование предметов музеем не проводилось.
- В Кенской стороне
раньше встречали староверов.
- Раньше я жила в д.
Рыжково. Председателем колхоза был мой дед (муж)
Старицын Александр Федорович, (год рож. 1918). Был отправлен
поднимать колхоз как коммунист (с 53 по 56
г.). Жили на островах,
кругом озера. Переплавлялись все на лодках. Жили худо, бедно. Сеяли,
да растили хлеб. Ловили много рыбы - леща. Ловили сетями. Сеяли коноплю и
плели из нее сети. Караулили, когда пойдет лещ. Солили на зиму
ушатами.
Екатерина Ивановна Аникеева, 51 год,
учительница Рыжковской начальной школы:
- В эти места я приехала
с Ошевенского, к мужу. Жила в Глазове, потом переехала в Федосово.
-
Я слыхала, что деревне Першлахте дали название ссыльные поляки. На
их языке першая - значит первая. Выходит, первая лахта, первый
залив
-
В старину Федосово было побольше, дворов 14, а теперь 4 дома да
часовенка, с высоким на крыше крестом. Приезжали как то сюда
архитекторы, так говорили, что часовня построена в конце XVII века.
В ней были очень старые иконы, особенно одна. Поп говорил, что за
нее можно две каменные церкви построить. Все растащили...
Сивцов Александр Михайлович 1901 года рождения, дер. Першпахта
Тишинина Анна Павловна, около 60 лет, дер. Першлахта:
-
Нашу деревню раньше
называли Устьей. Устье Кены. В старину здесь многие прялки делали.
Мой отец Павел Сергеевич Тишинин (1878-1920) - тоже. А лучшим
мастером был Степан Алексеевич Старицын (умер около 1920 г.).
Тишинина Марья Васильевна 1901 года рождения, дер. Першлахта:
- Я из Рощи, что около Кенозера (т.е. Вершинина). Помню (мне лет 16 было), у нас много ссыльных было - евреи, поляки, всякие-всякие. Они песни революционные пели, а их пресекали. За эту власть они были.
Мария Николаевна Балдина 1898 года рождения, дер. Самково:
-
Занимались раньше пашней, сенокосом. Зимой уходили на
лесозаготовки.
-
Деревня была большая - 180 дворов. 3 раза под пожарами была.
Двадцать три года назад весь центр сгорел, все кулацкие дома.
-
Колхоз у нас большой был - «Смена». Кони - лучше всех! Подъезжает
кто сюда: «Ой, колхоз «Смена», - и своих лошадей в сторону, а то
наши-то сшибут.
- Лен сеяли, много.
- Ловили рыбу. Целые поезда были. Связаны 2 лодки, а между ними сеть
на шестах. Всегда ехали на лодке вниз по течению.
-
Местные ходили бурлачить в Лен
-
Еще ходили в Плесецкую, тесать шпалы на месяц, полтора. Заработают копейку и придут.
- Раньше в нашей деревне праздновали Успенье (23 августа). В честь
Успенской Пресвятой Богородицы и церковь у нас поставили.
-
В Коровино церковь была св. Пахомия. Высокая, красивая с
колокольным звоном, как лебедушка. По ту сторону реки стоял
Девичый монастырь. Монастырю принадлежали большие коровьи дворы.
Вот деревню и назвали Коровино. В Коровино праздновали 3 праздника:
1) Миколо Вешний, 2)
Спасопреображенье, 3)
Пречистая
-
В Лешиной (Измайловская) была ярмарка, ларечки под крышей. Со всех
деревень туда съезжались.
Верещагин Василий Макарович, 1924 года рождения, дер. Самково:
- Раньше я плел из бересты лапти, корзины, кошли, трубы пастушьи и рожки. Дед показал, да плохо. Так я нашел бурак, расплел и сам стал плести. Вначале не получалось, потом пошло... А труба так делалась: ольха, ее ращепляли надвое, выскабливали середку, складывали половинки и обвивали берестой. С коленами были трубы.
Костина Ольга Степановна 1923 года рождения, дер. Самково:
- Почему Самково? А вот почему. Места эти заселялись беженцами и ссыльными: кто от армии скрывался, кто от властей. А первым, говорят, здесь поселился какой-то Самсон. От него и Самково. Сейчас у нас за рекой домов 6, а было 13 или 15.
Истомина Анастасия Дмитриевна 1912 года рождения, дер. Лешино (Измайловская):
-
В старину деревня называлась Лешиной. Деревня была большая: по одной
линии 23 дома, по другой 24, всего 47. Много было людей. Хорошо
работали. Пахали руками, а теперь все машины.
-
Мельницы у нас не было, мололи в других деревнях. На ручьях мельницы
все больше стояли.
-
Некоторые уходили бурлачить, и на сенокос за харчи или за деньги
нанимали казачиху (женщина работница). Иногда нанимали и на 2 прясла
(на сенокос и на страду).
-
В нашей деревне была ярмарка в праздники. Одна - к 9 пятнице (9
пятница после Пасхи). Много наезжало рыбаков с Кенозера. Привозили
всяку-всяку рыбу: и сушняк, и, такую. Приезжали на карбасах
-большая, эка, лодка. Бочками рыбу привозили: лещи, сиги, язи,
щука...
-
Еще ярмарка была осенью
- [Беременная] пятница (28 октября по старому, сейчас 10 ноября). Из
Ошевенска привозили все кожаное. Еще приезжали с мануфактурой.
-
В деревне Троице тоже было 2 ярмарки: одна к Иванову дню (7 июля),
другая 30 марта - Алексеев день.
-
В деревне еще сапоги шили, хорошие сапоги: и хромовы, и всякие шили.
-
Посуду деревянную не делали, на ярмарке покупали.
-
Мой отец бурлачил на чужой стороне: в Ленинграде, во Владимире. На
кирпичных заводах кирпич обжигали. И другие мужики ходили из
деревни. Дед мой сварщиком работал на заводе. Я кирпичи катала на
тележке по рельсам.
Зыков Михаил Александрович, 1906 года рождения, дер. Измайловская
-
Ярмарка в Лешино до 1927 года была. Как колхозы стали
организовывать, так и не стало ярмарки. А привозили на нее кожу,
кожаную обувь, меха - шкурками. Кожу привозили от Троицы (с
Ошевенска). Во время ярмарок устраивались гульбища на лугу. Народу -
тьма, с нескольких приходов.
-
Староверы были. В церковь они с нами не ходили. В Наволоке их
главный куст. А книг много старых пропало. Когда учились, писать
было не на чем, так писали на церковных, старых книгах.
Кичаков Михаил Ильич 1924 года рождения, дер. Рудниковская (Пилюгино):
-
Рудниковская - это три деревни: Иевлевская, а через реку Овчинковец
и на Горушке. В нашей деревне особенно много было староверов.
-
Старики были хорошие мастера. Мост через Кену без единого гвоздя
построили. А соседки отец -Афанасий Михайлович Кирьянов любое место
из бересты плел, даже мячики для детишек с камешками.
-
На Горушке многие в кирпичники ходили, а из Округи - в сплавщики.
Пилицын Александр Михайлович 1925 года рождения, дер. Рудниковская:
-
Дед Иван Иванович по дереву все мастерил. У него токарный станок
был, инструменты самодельные. Они и теперь у меня есть. Тарантасы
делал, саночки выездные, прялки резал.
-
Деревни наши староверческие. На три деревни один куритель был, да и
тот в бане курил.
- Семьи были большие. У одних - 28 человек (пять братьев с семьями).
Они горшок чугунный с супом на катках в печку закатывали.
Примечания:
1. Из сборника
"Культурное и природное наследие Европейского Севера". Архангельск,
Поморский университет, 2009.
2. С сокращениями.
3. Деревни
Самково, Рудниковская, Лешино, Конево находятся на территории,
прилегающей к Национальному Кенозерскому парку.