А.Б.Бодэ (Москва)

ГРАФИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ ДРЕВНЕРУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ХРАМА

Об архитектуре древнерусских деревянных храмов мы знаем крайне мало. Лишь единичные сохранившиеся постройки датируются XIV - XV вв., большинство же известных деревянных церквей относятся к XVII - XIX вв. И всё же на основании некоторых исторических источников, косвенных данных и аналогий можно предположить, как выглядели древнерусские домонгольские деревянные храмы. ..

Общая структура раннего деревянного христианского храма, безусловно, должна быть близка к каменным образцам, привнесенным на Русь из Византии. Действительно, немногочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что древнерусские деревянные храмы  состояли из молитвенного помещения с прямоугольным алтарным прирубом... Есть и примеры построек с прямоугольным планом и граненой восточной частью, где кафоликон и алтарь, по-видимому, помещались в едином срубе...

Во многих археологически раскрытых деревянных храмах в бывшем Галицком и Волынском княжествах были обнаружены  полы из керамических плиток. Видимр, эти древние деревянные церкви не имели подклета и повышенного уровня пола, что обычно мы видим в более поздних постройках.

В формах планов археологически раскрытых деревянных храмов нельзя не заметить отличия от каменных образцов, выражающихся в упрощении форм в целом и в прямоугольных алтарях. Такие же отличия можно предполагать и в формах объемов в соответствии с особенностями строительного материала. В деревянных постройках по сравнению с каменными, как известно, преобладают острые грани и прямые поверхности.

Отмеченные нами особенности и древние упоминания о клетских церквях свидетельствуют о том, что уже на ранних стадиях развития храмового строительства в Древней Руси в деревянных постройках присутствовали формы, заметно отличающиеся от каменных образцов. Интересную мысль высказывал А.А.Шенников, предполагая, что деревянные клетские церкви могли наследовать формы языческих храмов. Такого же мнения придерживается и И.Н.Шургин. Действительно, сруб, покрытый на два ската, был очень сильным отступлением от храмовых форм, привнесенных из Византии, и для использования его в качестве основного объема церкви должны быть существенные причины или влияния. К тому же именно на некоторых клетских церквях и особенно на часовнях отмечено отсутствие главы — казалось бы, обязательной формы, присущей архитектуре храма. В клетских церквях, видимо, наиболее ярко проявились черты, свойственные деревянному зодчеству, идущие от дохристианских традиций. Однако в силу отсутствия древнейших образцов наши выводы неизбежно гипотетичны.


Обратимся к другому направлению в развитии деревянного храмового строительства, ориентированного на формы каменных церквей. Здесь тоже много гипотез, но мы хотя бы имеем каменные образцы и можем более уверенно рассуждать о том, как они могли перерабатываться в дереве. Ориентируясь на это направление, попытаемся реконструировать облик домонгольского деревянного храма.

Вспомним известный рисунок на полях «Псковского устава» XII в., истолковывавшийся как изображение деревянной церкви.
Рисунок церкви на полях "Псковского устава XII в.
Основной высокий объем покрыт прямоскатной крышей, над которой возвышается форма, напоминающая главу. Подобные церкви, правда, более приземистых пропорций часто изображались на фресках и иконах XIV - XV вв., например, на стенах собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.
Изображение храма на фресках Ферапонтова монастыря, XV в. Прорисовка А.Бодэ.
Все эти церкви имеют светлые гладкие стены, подобно каменным. Однако нам точно известно, что подобных им по формам каменных церквей в XII - XV вв. не строилось. На некоторых иконописных изображениях значительно позднего времени замечено, что деревянные сооружения показывались как каменные, что очевидно связано со стремлением показать их более представительными и капитальными. Кроме того, в древности, вероятно, строили деревянные храмы с отесанными и побеленными стенами «под камень».

(Варианты реконструкции древнерусского деревянного храма см. ниже. Рисунки А.Бодэ).

Итак, основной сруб реконструируемого нами храма очевидно представлял собой повышенный четверик. Его крыша могла быть либо самой простой сомкнутой четырехскатной, как на древних изображениях, либо восьмискатной, встречающейся на некоторых новгородских каменных храмах XIII-XV вв. и также запечатленной на старинных миниатюрах.

Над покрытием четверика должен был возвышаться барабан главы. Очевидно, что он был восьмигранной формы и в соответствии со стремлением к скруглению - рубленый «в лапу». Какова была форма главы? Небольшие главы с ярко выраженными луковицеобразными очертаниями в русской архитектуре, как известно, распространились с XVI - XVII вв., в более раннее время главы были крупные со шлемовидными покрытиями. Видимо, так же было и в деревянном зодчестве. На некоторых ранних известных деревянных шатровых церк­вях были рубленые главы (Никольская церковь 1684 г. в Лявле, Никольская 1600 г. в Панилово), отличающиеся массивными тяжеловесными формами. Предположим, что примерно такие же главы были и на древнейших деревянных церквях.

Широко распространенной принадлежностью церковных зданий были галереи. Они встречаются и на каменных, и на деревянных постройках. На церквях XVII - XVIII вв. галереи обычно были конструктивно связаны со срубами, располагаясь на консолях — выпусках бревен. В нашем случае уместно предположить простейшее устройство галереи в виде ряда столбов, установленных прямо на землю и связанных со срубом балками покрытия. Галерея огибает основной сруб симметрично с трех сторон, оставляя незакрытыми окошки около иконостаса, как это делалось на многих деревянных церквях XVII - XVIIIvвв.

Расположение окон можно предположить разное. Мог быть ряд из трех окон, подобно каменным храмам, а могло быть и нерегулярное расположение нескольких окон, как на боковых фасадах древнейших известных деревянных церквей, например церкви Ризоположения 1485 г. из села Бородава.

В любом случае окошки должны быть маленькие, прорубные, а если и обрамленные косяками, то по величине тоже совсем небольшими. Древнейшие деревянные церкви и часовни имели скудное освещение, и не потому, что плотники не могли сделать большие окна, а потому что, видимо, раньше существовали такие представления об устройстве храма.

Вход в реконструируемую церковь мог быть один с западной стороны, но вполне могли быть входы и по серединам боковых стен основного сруба. Примеров тому много. Обрамление проема должно быть четырехкосящатым с заплечиками на верхней и на нижней перемычке. Такой прием считается наиболее архаичным. Уместно предположить и пятигранное обрамление проема, известное по многим старинным украинским церквям.
Попытки воссоздания архитектурного облика древнерусского деревянного храма интересны и для истории русской архитектуры, и для современного церковного строительства. В практике строительства деревянных храмов сейчас преобладает копирование наиболее известных образцов XVII - XVIII вв., иногда достаточно упрощенное, со смешением архитектурных деталей, относящихся к разным стилям и эпохам. Обращение к древнейшим традициям деревянного зодчества и воскрешение, пусть гипотетическое, новых художественных образов будет способствовать раскрытию глубинных пластов истории и архитектуры, обогащая наши представления об истоках и особенностях отечественной культуры.


Примечания:

1. Текст  и рисунки из сборника "Деревянное зодчество", вып. VI. С.-Петербург, "Коло", 2018.
2. С небольшими сокращениями.
2. Библиография опущена.