Бодэ А.Б., Носкова А.Г.
ЧАСОВНИ ВОДЛОЗЕРСКОГО КРАЯ
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ,
проект № 12-04-00105.
Водлозерье – обособленный край, расположенный на юго-востоке Карелии в Пудожском районе. Водлозеро относится к числу крупнейших озер Карелии. В озеро с севера впадает река Илекса, а вытекают из него Сухая Водла и Вама, несущие свои воды в Онежское озеро. Водлозеро занимает промежуточное положение между Онежским озером и рекой Онегой. С Онегой Водлозеро связано древним водно-волоковым путем, проходившим с реки Водлы по речкам Череве, Волошке и далее по реке Кене.
Некогда Водлозерский край был достаточно плотно населен и освоен. В конце XIX –начале ХХ в. на берегах и островах озера располагалось до 40 поселений. Сейчас Водлозерье в значительной степени обезлюдело, изменился и ландшафт. Многие деревни исчезли практически бесследно, поля стремительно зарастают. Типичный водлозерский пейзаж это обширные водные пространства, поросшие лесом острова и такие же слегка всхолмленные берега. В настоящее время главной историко-культурной достопримечательностью Водлозерья остается ансамбль Ильинского погоста XVIII – XIX вв. На острове Ильинский погост устроена небольшая монашеская обитель.
Во многих деревнях на берегах и островах Водлозера были часовни. По данным 1869 г. к Ильинскому приходу относилось одиннадцать часовен, к Пречистенскому – девять. В настоящее время на Водлозере и в ближайших окрестностях сохранилось тринадцать часовен. Во многих деревнях жилые постройки уже утрачены полностью, и часовни остаются последними свидетелями некогда существовавших поселений. Внешне они мало примечательны, поскольку несут следы позднейших перестроек и разрушений. Однако при внимательном рассмотрении почти каждая из них раскрывает сложную строительную историю и свои характерные архитектурные особенности. Ввиду удаленности и длительной изолированности Водлозерья здесь наиболее долго сохранялись очень архаичные пласты народной культуры, в том числе традиции деревянного зодчества.
Деревня Кевасалма расположена на одноименном мысу в юго-западной части полуострова Куганаволок. Деревня является жилой и сейчас, хотя постоянных жителей в ней осталось совсем мало. Застройка деревни вытянулась в длинный ряд вдоль берега озера, который красиво воспринимается с воды.
На окраине деревни на возвышении стоит очень почитаемая часовня Успения Богоматери. Она представляет собой совсем небольшую постройку, состоящую из низкого срубного основания, четырех установленных на него столбов и рубленого покрытия. Снаружи часовня обшита досками в два слоя. На северной стене имеется единственное маленькое окошко. В помещении часовни нет потолка и хорошо видно устройство традиционной кровли. По слегам сначала редко уложены длинные грубые доски-щепки. Их назначение в том, чтобы поддерживать ковер, сшитый из берестяных полотнищ. Поверх бересты уложен обычный кровельный тес в два слоя. Судя по кованым гвоздям, часовню можно датировать концом XIX в.
Внутри часовня вся заставлена иконками и завешена полотенцами, платками и отрезами тканей – «заветами», принесенными сюда для избавления от болезни или иного несчастья.
Деревня Бостилово находится также на полуострове Куганаволок, но на противоположном восточном его берегу. Крестовоздвиженская часовня в деревне Бостилово имеет форму простого прямоугольного сруба под двухскатной крышей. Ее отличает так называемый рундук или залобник – выступающая часть сруба над входом. Этот элемент обычно мы видим на амбарах. Здесь он, судя по следам, подпирался четырьмя столбиками. Здание, по-видимому, за свою историю не претерпело никаких перестроек, только понесло утраты. Исчезли столбики, которые, наверное, имели резьбу, перила, примыкавшие к стенам сруба, причелины, охлупень. Небольшие трехкосящатые окошки, расположенные на южной и северной стенах, и старинная дверь на кованых петлях являются первоначальными деталями. Нет следов и позднейшей обшивки стен. Отсутствие следов куриц указывает на то, что сразу при строительстве была сделана обычная кровля, крепящаяся на гвоздях. Судя по отсутствию повала и обрамлению оконных и дверных проемов можно предположить, что часовня была построена в первой половине – середине XIX в.
Деревня Выгостров располагалась на одноименном острове в юго-восточной части озера. Сейчас от нее не осталось и следа. Среди зарастающих полян с трудом обнаруживается небольшая вросшая в землю часовенка. Она была построена, судя по отсутствию в списках, после 1873 г. и посвящена св. Маккавею. Часовня состоит из сруба с тесным каркасным тамбуром. Строительная история памятника прочитывается достаточно легко. Первоначально часовня была почти такая же, как и постройка в Бостилово, напоминающая амбар с залобником над входом и двумя окошками по боковым сторонам. Не было также и креста над крышей, державшейся на гвоздях без потоков и куриц. В коневой слеге имеются два характерных отверстия, в которые вставлялись стамики, державшие охлупень.
Несколько позже помещение часовни увеличили за счет удаления западной стены и устройства срубной вставки под залобником. Видимо тогда же и был устроен тамбур. Его безгвоздевая конструкция традиционна: доски боковых стенок забраны в пазы стоек, которые в свою очередь скреплены верхней и нижней обвязкой. При последней реконструкции, видимо, в начале ХХ в. стены часовни вместе с тамбуром были обшиты. Очевидно, ремонтировалась и кровля, т.к. причелины сделаны из уцелевших кровельных дороженых досок. Несмотря на то, что часовня заросла кустами малины и к ней не ведет даже тропинка, внутри заметны признаки человеческого внимания: стоят иконки, висят полотенца-заветы.
Деревня Маткалахта находилась на самой южной оконечности Водлозера. Часовня Варвары Великомученицы живописно расположена на склоне среди деревьев. Она состоит из сруба с пристроенной с западной стороны открытой галереей под единой двухскатной крышей.
Деревня Чуяла расположена в юго-восточной части озера близ истока Вамы. Часовня посвящена Николаю Чудотворцу и относится, по-видимому, ко второй половине XVIII в. Она, как и большинство рассматриваемых объектов, строилась в несколько этапов. Наиболее старую часть здания составляет сруб молитвенного помещения с сенями. Он завершается повалом в несколько венцов и пологой двухскатной крышей. Кровля была наверняка по потокам и курицам, следов от которых на сгнивших верхних венцах найти уже невозможно. Два небольших косящатых окна располагались традиционно на южной и северной стене. В сенях, возможно, окон не было вовсе. Завершалась часовня, скорее всего, просто крестом.
Деревня Рагуново некогда располагалась на одноименном острове в центральной части озера.
Деревня Гумарнаволок располагалась на западном берегу на далеко выдающемся в озеро мысу. Сейчас на ее месте раскинулась пустынная поляна, на склоне которой одиноко стоит часовня. Она посвящена Николаю Чудотворцу и датируется примерно второй половиной XVIII в. Часовня имеет несложное решение: к основному одночастному срубу с запада примыкает галерея. Основной сруб имеет выразительный повал и отличается наиболее островерхим среди водлозерских часовен покрытием. Из-за своей высоты торцевые стены изнутри скреплены шпонками.
Деревня Канзанаволок находится на открытой южной оконечности большого острова, называемого на разных географических картах то Канзанаволоком, то Коскосалмой. Над деревней красиво возвышается Крестовоздвиженская часовня со звонницей. Она относится к концу XVIII – началу XIX вв. Памятник отреставрирован в 2004 – 2005 гг. по проекту,разработанному архитекторами С.М.Ициксоном и В.Н.Куспаком. Реставрация была ориентирована на воссоздание первоначального облика.
Деревня Колгостров стоит недалеко от Ильинского погоста на берегу одноименного острова. В деревне сохранилось четыре старинных крестьянских дома. На самом возвышении стоит часовня Покрова Пресвятой Богородицы. Ее внешний облик сейчас не выразителен: постройка состоит из сруба с открытой западной галерейкой, крыша которой поддерживается тонкими резными столбиками. Однако обращает на себя внимание обрамление входа, состоящее из четырех колод с заплечиками вверху и внизу и скругленными внутренними гранями. Подобная архаичная конструкция легко может быть отнесена и к XVII в., хотя памятник датируется серединой XVIII в.
Первоначальный облик часовни сильно отличался от нынешнего. Ее основной сруб, судя по следам, был разделен внутренней рубленой стеной на небольшое молитвенное помещение и узкие сени. Молитвенное помещение скудно освещалось двумя маленькими прорубленными окошками с задвижками, сени не имели окон вообще. Галереи не было, а на западной стене сруба прочитываются следы утраченного двухвсходного крыльца.
В XIX в. здание ремонтировалось с переборкой. При этом была сделана западная галерея на единых с основным срубом новых нижних венцах. Молитвенное помещение было увеличено за счет удаления внутреннего переруба. Также увеличились окна, исчез повал, стены получили обшивку.
Несмотря на происшедшие изменения, памятник сохранил немало следов и деталей, позволяющих с достаточной степенью достоверности реконструировать его первоначальный облик, что и предполагается в проекте ее реставрации. Работы на часовне продолжались весь сезон 2013 г., за это время удалось перебрать сруб и заменить в нем гнилые бревна. На следующий год планируется продолжение реставрационных работ.
Деревня Коскосалма входит в гнездовой куст деревень с таким же общим названием, расположенный на северной оконечности острова Канзанаволок (Коскосалма). Деревня выделяется в окружающем ландшафте и еще в некоторой степени сохраняет облик традиционного сельского поселения. Наиболее возвышенное место отмечено старыми лиственницами и стоящей здесь часовней Дмитрия Солунского. Она состоит, как обычно, из основного сруба с сенями, но отличается значительными размерами, наличием подклета и рубленым крыльцом, внутри которого находится высокая лестница. Это самая крупная постройка среди водлозерских часовен. Стены ее скрывает позднейшая обшивка, декоративное оформление самое простое.
Однако первоначальный облик памятника был иным. Кровля была традиционная по потокам и курицам, которые еще сохранились на южном фасаде. На чердаке часовни обнаруживаются следы утраченной звонницы, правда, определить можно только общие ее размеры в плане. Большая зарубка на коневой слеге свидетельствует о том, что была и главка, возможно, такая же крупная, как на канзанаволоцкой часовне. Памятник датируется концом XVIII – началом XIX в., но судя по отсутствию повала и устройству окон, это постройка первой половины XIX в.
Деревня Варишпельда расположена в глубине одноименного залива, отделенного от основной части озера длинным узким мысом Утиннаволок. Дома в деревне раньше располагались в ряд фасадами на озеро. Из двух существующих сейчас домов один перевезенный и реставрированный, другой построенный заново. Недавно здесь была построена Спасская церковь, выполненная в традициях деревянного зодчества. В Варишпельду приезжают паломники, любители Русского Севера, представители различных творческих профессий. Благодаря усилиям О.В. и Н.В.Червяковых поселение ожило. По своему облику Варишпельда напоминает малодворную северную деревню.
Деревня Гольница (Гольяница) – одна из самых удаленных на озере, находится в северо-западной его части на одноименном острове близ устья Келки. На месте деревни на острове Гольница остались развалины нескольких домов. Сохранившаяся часовня Спаса Преображения, стоящая среди поднимающихся молодых деревьев, едва видима с озера. Сейчас она состоит из сруба молитвенного помещения с сенями, который завершается повалом и двухскатным покрытием с часто врубленными слегами. Небольшие окна обрамлены толстыми косяками. В сенях имеется одно бескосящатое окно, скорее всего, прорубленное позднее. По формам основного объема часовня в Гольнице похожа на часовню в Чуяле. Поэтому ее можно примерно так же и датировать второй половиной XVIII в., хотя часто слеговая конструкция покрытия и пол, сделанный из половин бревен, могутт свидетельствовать и о более раннем времени строительства.
Позже к срубу Преображенской часовни была пристроена открытая галерея, над которой поднялась стройная шатровая звонница. К галерее примыкало большое крыльцо, крышу которого несли четыре резных столба. Таким образом, после реконструкции часовня получила достаточно развитое и сложное архитектурное решение. Судя по конструктивным приемам и традиционным формам, эта пристройка могла быть сделана в первой половине XIX в. Сейчас галерея и звонница утрачены. Преображенская часовня, несмотря на свою удаленность от жилья, очень почитаема и внутри вся завешена полотенцами-«заветами».
Деревня Келкозеро расположена несколько в стороне от Водлозера и связана с ним порожистой речкой Келкой и ныне заброшенной дорогой. В настоящее время в Келкозере доживают свой век несколько домов и Макарьевская часовня XIX в. Постройка представляет собой прямоугольный сруб с двухскатной крышей. Часовня перестраивалась, но из-за большого количества утрат не всегда можно определить, что при этом было изменено или добавлено. Следы от куриц свидетельствуют о том, что первоначально на ней была традиционная безгвоздевая кровля. При реконструкции был поднят потолок, что видно по гнездам от балки и более грубой оттеске двух верхних бревен. Часовня завершалась главкой, ныне утраченной, появившейся на втором строительном этапе, судя по тому, что ее стойка опирается на позднейшую балку. Стены сруба имели позднейшую обшивку, сделанную, скорее всего, одновременно с пристройкой тамбура, от которого остались только следы на западной стене. Часовня сейчас находится в полуразрушенном состоянии.
Итак, водлозерские часовни представляют собой значительную по количеству группу памятников, которые ценны именно в своей совокупности, поскольку только так они могут дать представление о своих характерных особенностях и местных традициях XVIII – XIX вв.
Часовни Водлозерского края, будучи, внешне неприметными, при углубленном изучении оказываются чрезвычайно интересными и открывают давно забытые страницы истории русского деревянного зодчества. Большинство водлозерских часовен ждут своей реставрации, и с сожалением можно прогнозировать, что не все они ее могут дождаться в силу отсутствия средств и возможностей.
Тем не менее, прилагаются определенные усилия для их сохранения, о чем свидетельствуют возрожденные часовни в Канзанаволоке, Варишпельде, Рагуново. Целенаправленное объединение возможностей государственных организаций, усилий местных жителей и частных инициатив способно спасти и возродить к жизни погибающие памятники.
Примечания:
1. Из книги А.Бодэ и А.Носковой "Часовни Водлозерского края", ИД"Коло",
С.-Петербург, 2013.
2.
Другие материалы А.Бодэ об архитектурных памятниках Водлозерского национального парка:
Троицкая церковь
на Юрьевой горе.
Водлозеро-2013.