БОДЭ Андрей Борисович (1967)
АРХИТЕКТУРНЫЕ ШКОЛЫ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ
...Наибольшее развитие архитектурные школы получили в
домонгольский период (киевская, новгородская, полоцкая,
владимиро-суздальская, галицкая), что было связано с деятельностью
строительных артелей, работавших преимущественно по княжеским заказам. В
процессе формирования древнерусских школ имели место влияния европейской
архитектуры,.. В Новгородской земле, где каменное строительство не
было прервано татаро-монгольским нашествием, новгородская и возникшая позже
псковская школы просуществовали наиболее долго. Объединение русских земель
дало начало формированию общерусских архитектурных традиций, что в итоге
привело к исчезновению школ, связанных своим происхождением с разрозненными
княжествами и землями.
Если сопоставить развитие деревянного и каменного зодчества в период
позднего Средневековья — раннего Нового времени, то архитектурные решения в
дереве видятся не менее богатыми и разнообразными, чем в камне. В
деревянных постройках по сравнению с каменными больше творческой свободы, и
черты местного своеобразия выражены более ярко. Причины этого, по-видимому,
заключаются в особых социально-культурных условиях Севера
Еще в
домонгольский период Новгород отличался от других древнерусских городов тем,
что здесь артели каменщиков были более независимыми — выполняли заказы не
только князей, но бояр и церковных иерархов.
Позже в
XVII-XVIII вв. одним из самых существенных
отличий Севера от среднерусских земель была относительная свобода
крестьянства. Поместное землевладение здесь практически отсутствовало.
Основную часть территории занимали «государевы черные земли». Населявшие их
крестьяне платили оброк государству. Значительную долю занимали монастырские
владения, но монастырские крестьяне не испытывали в полной мере гнет
крепостной зависимости, как помещичьи. На Севере дух свободы и почина в
народной среде оставался не стесненным.
Таким образом, Русский Север представлял собой особый
регион, отличавшийся наиболее благоприятными условиями для развития местных
архитектурных традиций. Думается, что использование термина «школа» для
обозначения направлений в традиционном храмостроительстве Севера не будет
преувеличением, учитывая масштаб их распространения, продолжительность
существования и архитектурно-художественные качества построек.
Архитектурные традиции Поонежья и побережья Онежской губы занимают достойное
место в ряду наиболее значительных направлений в деревянном культовом
зодчестве Севера. В их развитии отчетливо выделяются основные этапы. До
последней трети XVII в. наблюдается формирование характерных особенностей,
определивших направление дальнейшего развития поонежского зодчества.
Появление новых приемов и форм отмечено в последней трети XVII и в XVIII в.
В это время в развитии архитектурных традиций периоды расцвета перемежаются
некоторым спадом, обусловленным социально-экономическими условиями. Развитие
поонежских традиций происходило главным образом на ограниченной территории,
не оказывая существенного влияния на архитектуру сопредельных земель.
В.П.Орфинский в деревянном зодчестве Прионежья выделяет три
храмостроительных школы. Из них первые две, сложившиеся в западном
Прионежье, не редко представлялись как единая школа. Ее определяющей
особенностью было строительство подчеркнуто высотных церквей с основным
объемом, состоящим из двух восьмериков на четверике. В западном Прионежье
В.П.Орфинским отмечается существование двух разных этнических школ —
людиковской и северно-вепсской. Их различия заключаются в особенностях
сочленения верхних восьмериков храмового столпа: у людиков —
слитно-ярусного, последовательно с помощью повалов расширяющегося кверху, у
вепсов —слитно-расчлененного «пульсирующего». В рамках третьего направления
— обонежской школы сформировались ярусно-многоглавые храмы южного Прионежья
и Заонежья. По мнению В.П.Орфинского, они появились вследствие
преобразования новгородской храмостроительной традиции, и традицией
общерусской (московской). Местоположение подобных построек фиксирует границу
русских этнических ареалов в Обонежье, что позволяет также рассматривать их
как образные выражения результатов культурных контактов соседствующих
народов. На заключительном этапе развития обонежской школы сложилась
ее ветвь, сопоставимая с вепсским ареалом, характерной
особенностью которой стала геометризация форм покрытий и обострение силуэта.
Кроме того, между западно-прионежской школой конца XVII в. и обонежской
школой XVIII в. видится отчетливая связь, выражавшаяся в принципиально
едином решении храмового столпа. Основной объем западно-прионежских и
обонежских церквей состоит из ярусов (независимо от формы плана и величины
их друг относительно друга). Переход от одного яруса к другому сочетается с
устройством декоративных фронтонных поясов в постройках западного Прионежья
и поясов, состоящих из бочек, в обонежских храмах.
Можно ли выделять
в деревянном культовом зодчестве Обонежья несколько местных школ или считать
их разноэтническими направлениями одной школы — это вопрос дискуссионный.
* *
*
Периоды зарождения, расцвета и угасания поонежской храмостроительной школы
сопоставимы с аналогичными явлениями в развитии местных традиций в
деревянном зодчестве других территорий Русского Севера.
Местные особенности и направления в деревянном культовом зодчестве Севера
представляют собой достаточно сложную картину. В народном зодчестве
соседствуют и переплетаются разновременные напластования, свидетельствующие
о традициях разных эпох. Обладая яркими чертами своеобразия и развиваясь на
ограниченных территориях, местные храмостроительные школы и направления
составляют неотъемлемые части единого целого. В своей совокупности они
определяют богатство и многогранность уникального явления в истории русской
культуры — традиционного деревянного зодчества.
Рисунки автора к статье:
Храмовый комплекс села Чекуево. Реконструкция. Самый грандиозный ансамбль на нижней Онеге. |
Архитектурный ансамбль
в селе Подпорожье. Реконструкция. В деревянном зодчестве Поонежья последней трети XVII в. и в XVIII в. очевидно существование местной храмостроительной школы... |
Храмовый
комплекс
в селе Турчасово. Реконструкция. Входит в ряд лучших произведений русского деревянного зодчества. |
Успенская церковь 1774 г. - самое замечательное произведение западно-прионежской школы |
Церкви Преображенская 1714 г.(справа) и Покровская 1756 г. на острове Кижи. Сформировались в рамках обонежской школы. |
Ансамбль Юромского погоста - наиболее известное и самое выдающееся произведение пинежско-мезенской школы.
Фото Ф.Ф.Горностаева |
Село Лядины. Покровско-Власьевская церковь 1743-61 гг., Богоявленская церковь 1793 г., и колокольня XIX в. |
Село Лядины. Богоявленская церковь. Памятник отличается многоглавым завершением и полукруглым крыльцом. | Село Лядины. Жилой дом постройки XIX-нач.XX в. |
Примечания:
1. Из
книги А.Бодэ "Деревянное зодчество Русского Севера, Архитектурная
сокровищница Поонежья". Рисунки автора. М. КомКнига, 2005.
2. С
небольшими сокращениеями.