Бодэ А.Б.
кандидат архитектуры,
зав. сектором «Деревянное зодчество»
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, Москва

КУБОВАТЫЕ ХРАМЫ ОНЕГИ

Храмы с кубоватыми завершениями составляют наиболее яркую особенность деревянного зодчества Поонежья и побережья Онежской губы Белого моря. Строительство их прослеживается с последней трети XVII в. и вплоть до последней четверти XIX в.

Кубоватым или кубастым обычно называют квадратное в плане покрытие, образуемое пересечением двух бочек и имеющее одинаковый для всех фасадов здания силуэт, напоминающий крупную луковичную главу. Этим же термином иногда называют не только квадратные в плане, но и близкие им по силуэту восьмигранные покрытия. На самом деле, кубоватые завершения и аналогичные им по очертаниям восьмигранные являются различными архитектурными формами, различны и их ареалы. Поэтому, во избежание путаницы кубоватыми мы будем называть только четырёхгранные завершения.

Кубоватые церкви XVII века

Самой ранней известной кубоватой постройкой считается Пятницкая церковь 1666 г. в селе Шуерецкое (Архангельская обл.).
Ансамбль в с.Шуерецкое. Пятницкая церковь - в центре.
Фото В.Суслова. 1886 г.
Она отличалась от других кубоватых церквей по масштабу, пропорциям, форме покрытия. Ее куб был сильно вытянут вверх, и завершался единственной главой. По ребрам куба были поставлены декоративные кокошники, но располагались они необычно - по два, один над другим. Согласно историческим источникам, выявленным Е.Б.Заручевской, Пятницкая церковь вместе с рядом стоявшей Никольской в середине
XVIII в. были перестроены. Допускается, что Пятницкая церковь первоначально имела иное покрытие, возможно - бочкой (Ансамбль сгорел от удара молнии в 1947 г. - М.З.)

Некоторые исследователи, например Г.В.Алферова, считали, что кубоватые церкви могли существовать раньше, чем это представлено известными объектами. Автор настоящей работы, основываясь на отличиях Пятницкой церкви от других кубоватых храмов, предполагал, что это первый пример использования куба в качестве церковного завершения. Однако сейчас при более внимательной оценке архитектурных решений кубоватых церквей в зависимости от их местоположения, представляется, что особенности Пятницкой церкви могут объясняться и ее расположением на периферии ареала. Выводы Е.Б.Заручевской усугубляют сомнения.

Вознесенская церковь
в с.Кушерека.
Музей "Малые Корелы"

Кроме того, следующая кубоватая церковь - Вознесенская 1669 г. в селе Кушерека представляет собой полностью сформировавшийся тип четверикового храма с кубоватым верхом, имеющий среди более поздних построек немало аналогов.
Между архитектурными решениями церквей в Шуерецком и Кушереке слишком большая разница при столь малом временном промежутке, чтобы видеть в них последовательные звенья одной эволюционной цепи. Выразительность архитектуры Вознесенской церкви построена на контрасте лаконичного рубленого основания и пластичного декоративного верха. Это, пожалуй, самая красивая кубоватая церковь, храм—башня, столп.

Сретенская церковь 1677 г. в селе Чекуево известна по единственной фотографии, сделанной В.В.Сусловым в 1886 г. и составленному им описанию. Церковь была утрачена еще в конце XIX в. По архитектурному решению основного объема и пропорциональному строю она очень близка к церкви в Кушереке.

Сретенская церковь
в с.Чекуево.
Фото В.Суслова. 1886 г.
 Преображенская
 церковь в с.Чекуево.
Фото 1917 г.   Сайт
http://www.onegaonline.ru
Одним из немногих кубоватых храмов, сохранившихся до наших дней, является  Церковь Рождества прсв. Богородицы (1673-1678 г.) в селе Бережная Дуброва.
Церковь Рождества
прсв. Богородицы
в с.Бережная Дуброва.
Фото из книги Г.Алферовой

Древнейшую часть здания составляет массивный четверик и почти равный ему по ширине двухчастный алтарь, покрытый бочкой очень больших размеров. Завершение  церкви отличается особой сложностью. По рёбрам куба традиционно размещены боковые главы. В верхнюю половину куба врезана крещатая бочка, на коньках которой поставлены ещё четыре главы меньшего размера. Центральная глава приподнята на квадратный в плане постамент.

Климентовская  ц. 
в с. Пияла.  Фото
из книги Г.Алферовой

Кубоватая Климентовская церковь 1685 г. в селе Пияла входила в состав храмового комплекса. К основному четверику храма примыкали прямоугольный алтарь и трапезная, представлявшая собой самостоятельный сруб. Четверик церкви завершался кубом, отличавшимся очень большими размерами.

Преображенская церковь 1687 г. в селе Чекуево (фото выше) отличалась тем, что основу здания составлял крещатый сруб, несущий четверик с кубоватым верхом. Каждая ветвь крещатого сруба была покрыта двумя поставленными одна на другую бочками, нижние из которых несли главы. Подобный архитектурный приём, характерен для некоторых более ранних крещатых шатровых церквей Поонежья и Беломорья (Вознесенская церковь 1651 г. в селе Пияла, Успенская 1674 г. в селе Варзуга). В архитектуре Преображенской церкви пластика верха выражена с особой полнотой. Бочки и кокошники создают мощную аранжировку кубоватому завершению, несущему пять крупных глав.

Климентовская церковь
(вдали) в с.Макарьино
на р.Коже. Фото
из книги Г.Алферовой

Климентовская церковь 1695 г. погоста Усть-Кожа по пропорциям напоминает Вознесенскую церковь в Кушереке и Сретенскую в Чекуево. Стройный четверик с выразительным повалом также завершается крупным кубом с компактным пятиглавием, декорированным кокошниками. Только Климентовская церковь отличается сравнительно небольшими размерами.

Петропавловская  ц. 
в с. Вирма. Фото из
книги Г.Алферовой

Петропавловская церковь в селе Вирма определенной датировки не имеет. По сведениям духовной консистории она построена в 1659 г. Надпись на кресте говорит об освящении храма в 1696 г.  В.П.Орфинский приводил данные о ее постройке, относящиеся к первой трети XVII в., и склонялся в пользу более ранней датировки, но позже относил памятник к 1696 г. 

Также несколько неопределенную датировку имеет Тихвинская церковь в селе Верховье.

Тихвинская церковь
 в с.Верховье. Фото
Г.Дерягина. 1988 г.

Есть сведения о ее постройке в 1675 г.  Здание перестраивалось в 1783 г. После очередной перестройки храм был вновь освящен в 1865 г. Основной сруб церкви в Верховье отличался сложной ярусной структурой. Покрытие его нижней части было похоже на крещатое, но усеченное с восточной стороны, где примыкал пятистенный алтарь, по ширине равный верхнему четверику Подобные решения основных объемов, являющиеся преобразованием правильных крещатых срубов, мы встречаем во второй половине XVIII в.

Кубоватые храмы последней трети XVII в., расположенные в районе нижней Онеги, отличаются наиболее выразительными архитектурными решениями. Для них характерны высокие четверики, где высота превосходит длину стороны более, чем в полтора раза. Кубоватые завершения по ширине равны четверику или даже превышают его. Очертания куба пластичные, напоминаюшие луковичные главы с подтянутой нижней частью. Завершаются кубы компактно стоящими пятью достаточно крупными главами. Все эти признаки определяют типичный для того времени облик кубоватого храма.

Уже в этот период заметны различия между архитектурными решениями церквей в основной части ареала и на его окраинах. Так, церковь в Бережной Дуброве находится в среднем течении Онеги и обладает наиболее сложной структурой верха. Церковь в Шуерецком, отстоявшая далеко на запад, напротив, имеет упрощенное решение.

Кубоватые храмы XVIII века

В XVIII в. ареал распространения кубоватых церквей расширяется. Он охватывает все Поонежье вплоть до верховьев и даже немного выходит за пределы бассейна Онеги. В первой половине столетия архитектурно-художественные качества кубоватых церквей по сравнению с XVII в. заметно снижаются. Постройки этого периода не обладают былой стройностью и изяществом. Особенно это заметно на примере кубоватых церквей верхней Онеги. Кубы формально повторяются в архитектурных решениях многих поонежских церквей, но композиционной роли верха и его декоративной обработке уже не придается столько значения, как в предшествующем столетии.

Характерным примером кубоватого храма XVIII в. является церковь Архангела Михаила в селе Архангело, построенная в 1715 г. К основному массивному четверику примыкают два прируба. Кубоватое покрытие уменьшено относительно основания и завершено пятью некрупными главами.
 Церковь Арх. Михаила
 в с.Архангело.
Рис. А.Бодэ.
Церковь Алексея Человека Божьего
в с.Куртяево. Фото нач.XX в.
Собственность И.Шургина
Церковь Алексия Человека Божьего 1721 г. в селе Куртяево, которая находится не в Поонежье, а прилегает к западному берегу Двинской губы, выделяется среди других кубоватых церквей своим одноглавым завершением. (В некоторых изданиях эта церковь ошибочно именуется Сретенской - А.Б.).

Троицкая церковь 1724 г. в селе Пабережское, известная по снимкам А.А.Каретникова  и краткому описанию, отличалась более сложным решением и величиной. Церковь была двухэтажная, четырёхпрестольная. Алтарные прирубы были перекрыты крупной растянутой по поперечной оси здания бочкой. Возможно, северный придел был пристроен позже.
Троицкая церковь
в с.Пабережское.
Рис. Г.Алферовой
Троицкая церковь
в с.Подпорожье.
Рис. Г.Алферовой
Троицкая церковь 1727 г. в селе Подпорожье иллюстрирует дальнейшее усложнение объемной композиции поонежских кубоватых храмов. К основному четверику, завершенному кубом с пятиглавием, был пристроен Богоявленский придел, также покрытый кубом, но имевшим только одну главу. В основании всех глав, включая придел, располагались декоративные кокошники, ориентированные по сторонам куба. Это последняя известная кубоватая церковь, где были использованы кокошники в основании глав.

Вершиной развития кубоватых храмов XVIII в. являются Владимирская церковь 1757 г. в селе Подпорожье и близкая к ней по архитектуре Преображенская церковь 1786 г. в селе Турчасово.
Владимирская церковь
в с. Подпорожье. Обмер В.Суслова,
 1886 г.
Преображенская церковь
 в с. Турчасово.
Фото М.Ильина, 2013 г.
Владимирская церковь трёхпрестольная, южный придел Никольский, северный - Пятницкий. Композиция здания развита на основе крещатого плана. Северная, западная и южная ветви основания прямоугольны и покрыты бочками. Восточная часть образована тремя смежными одинаковыми пятистенными алтарными прирубами, объединёнными большой трёхлопастной бочкой. Над средней частью основания возвышается четверик, завершающийся кубом с пятью главами. Центральное пятиглавие и приподнятые на небольших шатрах боковые главы образуют очень выразительную пирамидальную девятиглавую структуру завершения.

Преображенская церковь в Турчасово по общей объёмно-пространственной структуре близка к Владимирской. Выступающие части основания также покрыты бочками, алтарные прирубы - трёхлопастной бочкой, только главки на них не подняты на шатры, а врезаны прямо в коньки кровель. Куб Преображенской церкви в верхней части имеет волнообразные очертания граней и по силуэту несколько напоминает трёхлопастную бочку

Группа кубоватых церквей, близких друг другу по времени строительства и архитектурному решению, находится на верхней Онеге недалеко от Каргополя. Среди них церковь Рождества Богородицы 1750 г. Ольгинского прихода (погоста ?), Покровская церковь 1758 г. Ольховского погоста, Ильинская церковь 1777 г. в селе Устьвольское (Усть-Волошка, Усачево).
Покровская  церковь
Ольховского погоста. Рис. Г.Алферовой
Ильинская церковь
 в с. Устьвольское (сейчас Усачево).
Рис. Г.Алферовой
Cлева - деревянная ц.Рождества Богородицы
на Ольгском погосте.
Фото из архива Каргопольского краеведческого музея
Эти постройки отличаются массивными основными четвериками, невысокими растянутыми по ширине кубами с пятиглавым верхом (церкви утрачены).

Под Каргополем сохранилась только одна кубоватая Никольская церковь - в селе Нокола на озере Лача, датируемая XVIII в.
Церковь в Ноколе. Реконструкция А.Бодэ
Правда сейчас она лишена завершения. На старой фотографии можно увидеть небольших размеров куб, завершающий четверик, отличающийся чуть более стройными пропорциями.

Ильинская церковь Водлозерского погоста. Фото 1939 г.

Единственная постройка с кубоватым верхом, расположенная далеко от Онеги и даже не в бассейне Белого моря, - это Ильинская церковь 1798 г. Ильинско-Водлозёрского погоста. Высокий четверик завершается небольшим кубом с одной главой. Четыре стройные боковые главки размещены не на ребрах куба, как обычно, а на полицах. В облике храма доминирует монументальный четверик, кубоватому покрытию отводится достаточно скромная композиционная роль. Водлозеро расположено между Онежским озером и Онегой, но исторически оно тесно связано с Поонежьем. Водлозёрская волость в XVI-XVII вв. входила в состав Каргопольского уезда. Проходивший здесь древний новгородский путь в Заволочье после объединения русских земель ещё долго сохранял местное значение. Покрытие Ильинской церкви, несомненно, появилось в результате влияния архитектурных традиций Поонежья.

Благовещенская церковь
в с. Турчасово.
Обмер В.Суслова. 1887 г.

Кубоватые покрытия были использованы в качестве покрытий соподчиненных объемов в архитектурном решении Благовещенской церкви 1795 г. в селе Турчасово. Между основным срубом, состоявшем из покрытого шатром восьмерика на четверике, и обширной трапезной симметрично относительно продольной оси располагались два придела. Над помещениями приделов поднимались четверики с кубоватыми одноглавыми завершениями.

Кубоватые церкви XIX века

Традиция o возведения кубоватых церквей не угасает и в XIX в. В 1801 г было завершено строительство Никольской церкви в селе Надпорожье. Это было очень крупное сооружение, по структуре напоминающее церкви в Подпорожье и Турчасове, но с некоторым упрощением форм.
Никольская церковь
в с. Надпорожье.
Фото с сайта http://www.onegaonline.ru
Никольская церковь
в с. Унежма.
Фото из книги Г.Алферовой
Никольская церковь в поморской деревне Унежма датируется 1824-1826 г. Церковь в Унежме небольшая, одноглавая, кубоватое покрытие невысокое. С более ранними кубоватыми завершениями его роднят выпуклые боковые части, придающие постройке силуэт, характерный для храмов Поонежья.

К середине XIX в. относятся две схожие друг с  другом церкви - Воскресенская в селе Вазенцы  (утрачена) и Никольская в деревне Сырья.
 Ансамбль погоста Вазенцы (Воскресенская церковь на заднем плане). Фото с сайта http://www.onegaonline.ru
Никольская церковь в с. Сырья.
Фото из книги Г..Алферовой

По своему облику они существенно отличаются от более ранних кубоватых церквей: основание еще более занижено, кубоватое покрытие с единственной главой на постаменте по очертаниям приближено к форме купола.

Богоявленская церковь в с. Поле.
Фото Манина, 2012 г.

Среди поздних кубоватых храмов выделяется Богоявленская церковь в селе Поле, построенная в 1852-1857 гг.
Она обладает также приземистым основанием, но ее кубоватое покрытие по величине и пластичным очертаниям повторяет лучшие образцы XVII в. Правда, завершался куб дощатым постаментом и главкой, которая ныне утрачена.

Еще более поражает Преображенская церковь 1878 г. в поморской деревне Нименьга.
Преображенская церковь в с. Нименьга.
Это поистине грандиозное двухэтажное сооружение с двухсветным верхним храмом. Массивное основание несет кубоватое покрытие, в очертаниях которого просматривается традиционная пластика, но вследствие своей величины куб чрезмерно растянут по ширине.

Кубоватое покрытие присутствует в архитектурном решении Спасской церкви в Каргополе «на Вaлушках». Хотя строительство церкви относится к 1662 г., здание перестраивалось с разборкой в 1905 г.  Облик Спасской церкви, зафиксированный на фотографиях начала ХХ в., повидимому, далек от первоначального. Небольшим кубом здесь покрыт четверик-ярус над срубом молитвенного помещения.

Церкви с кубоватым восьмигранным завершением

Решения кубоватых церквей, расположенных за пределами Поонежья, как мы видим на примере построек XVIII в., отличаются от тех, что возводились по берегам Онеги. Не исключено, что и восьмигранные луковицеобразные завершения, характерные для среднего течения Двины и Поважья, являются переработкой формы куба применительно к распространенным там восьмигранным церковным срубам. Одним из ранних примеров устройства подобных завершений является Никольская церковь в селе Зачачье, перевезённая из Емецкого острога в 1687 г.  

 Церковь в с. Зачачье.
Фото из книги Г.Алферовой

Это восьмигранная в плане постройка. Зачачье находится близ устья реки Емцы, издревле связывавшей Поонежье и Северодвинское поречье. В XVI-XVII вв. почти весь район течения Емцы входил в территорию Каргопольского уезда. Другие известные церкви с луковицеобразными завершениями имели основание в виде восьмерика на четверике (церковь Иоанна Златоуста 1733 г. в Березницком, Знаменская церковь 1762 г. в селе Кицкое, Власьевская 1795 г. в селе Тулгас и другие). Ареал их распространения включает часть бассейна Северной Двины, прилегающую к Поонежью.

                                          -----

Таким образом, на протяжении всего известного периода строительства кубоватых церквей нижняя Онега остается центром распространения традиции. В этом районе сформировались и отличались особой устойчивостью приемы, типичные для устройства кубоватых покрытий. По мере удаления от нижней Онеги решения кубоватых церквей меняются, отступая от онежских образцов, причем везде по-разному...

М.В.Красовский полагал, что «форма куба настолько проста и так близка к луковичным главам и бочкам наших церквей, что легко могла зародиться на русской почве сама собой, без каких-либо посторонних влияний». А.В.Ополовников появление куба связывал с общим поворотом русской эстетики XVII в. в сторону большей живописности.

Кубоватые завершения ранее последней трети XVII в. не встречаются ни на каменных, ни на деревянных храмах. Единственным известным примером использования кубоватых покрытий в гражданской архитектуре является деревянный царский дворец в Коломенском, в комплекс которого входила завершавшаяся кубом столовая палата, построенная в 1681 г. Саввой Дементьевым, крепостным боярина И.П.Шереметьева....

Итак, появление и локальное распространение кубоватых церквей органично вписывается в общий ход развития традиционного деревянного зодчества Севера. В последней трети - четверти XVII в. черты местного своеобразия в деревянном зодчестве Севера проявляются особенно ярко. Развивавшиеся местные направления соответствуют общим для всей русской архитектуры тенденциям - распространению новых типов завершений, всё большему проникновению светского начала, повышенному интересу к декоративному убранству зданий. В XVIII в. деревянное зодчество Поонежья продолжает своё развитие в рамках традиционной народной культуры, переживая второй период расцвета во второй половине столетия. По сравнению с другими традиционными постройками, обладавшими местными особенностями, кубоватые церкви строились наиболее продолжительно. Возведение кубоватых завершений продолжается и в ХIХ в.

Тем не менее, традиция строительства кубоватых церквей не представляла собой какое-то исключительное направление. Её начало, периоды расцвета и угасание соответствуют единым для всего деревянного зодчества Русского Севера тенденциям. Архитектурные традиции Поонежья наряду с другими местными традициями составляли части единого и цельного явления - русского деревянного зодчества, определяя его богатство и многогранность.

Соотношение размеров онежских кубоватых храмов по А.Бодэ:

(слева направо) 1. Шуерецкое     2. Кушерека    3. Чекуево, Срет. церковь    
4.Чекуево,
Преобр. церковь 
5. Усть-Кожа 
    6. Пабережское     7. Верховье

 Примечания:
1. Статья из сборника "Культура Поонежья. Материалы XI Каргопольской научной конференции". Каргополь, 2011.
2. С небольшими сокращениями в конце статьи.
3. Разбивка на смысловые разделы - ведущего сайта.
4. Фотографии без указания авторов или источников - из архива сайта.
5. Благодарим И.Леонова с сайта http://www.onegaonline.ru за поправки и новые  фотографии к статье.