Бодэ А.Б.,
кандидат архитектуры,
зав. сектором «Деревянное зодчество»
НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, Москва

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЗОДЧЕСТВА КАРГОПОЛЯ. СИНТЕЗ ЭПОХ

Каргополь - один из самых красивых и богатых по архитектурно-художественному наследию городов Русского Севера. Архитектуре и градостроительству Каргополя посвящен ряд исследований. Среди них работы Г.В.Алферовой, О.В.Овсянникова, Г.П.Гунна, А.С.Щенкова, М.И.Мильчика и других. Настоящая статья не является результатом какого-либо специального исследования, но представляет собой попытку архитектурно-художественной оценки общего хода развития монументального храмового строительства Каргополя. Внимание заостряется на преемственных связях и характерных особенностях.

История каменного строительства в Каргополе восходит к XVI в., когда город переживал яркий период своего расцвета. Развитие и рост благосостояния Каргополя обеспечивала торговля солью и продуктами морских промыслов. По Онеге проходил кратчайший путь, соединяющий западную внутреннюю часть Беломорья с центральными землями России. Начало активного развития торговой деятельности города Г.В.Алферова относит к 1540-м гг.. Связи Каргополя с метрополией объединенного Российского государства были весьма оживленными, что, видимо, и способствовало быстрому проникновению культурных традиций.

Первая каменная постройка Каргополя - собор Рождества Христова (или Христорождественский - М.З.) относится к 1552-1562 гг. Его архитектурное решение отчетливо ориентировано на образ Успенского собора Московского Кремля. Подобные сооружения в то время нередко возводились в российских городах и крупных монастырях, например, в Троице-Сергиевой лавре, Ростове, Белозерске, Вологде.
Собор в Каргополе - крупномасштабный шестистолпный храм, завершенный величественным пятиглавием. Он заметно отличается от своего московского образца. В постройке Фиораванти больше регулярности, геометрической правильности форм. Особенности архитектурного решения каргопольского собора роднят его с храмами значительно более раннего времени: разновеликие, ограниченные лопатками плоскости стен, лишенное строгой центричности размещение пятиглавия (планы некоторых церквей, в т.ч. и собора Рождества Христова, см. в конце статьи -М.З.). По пропорциям собор Рождества Христова близок к Успенскому Московскому, но с тем отличием, что за счет уменьшения барабанов и широкой расстановки глав верх его кажется более легким. Луковичные главы, имеющие выразительную пластику, восстановлены после пожара во второй половине XVIII в. За годы своего существования памятник претерпел значительные изменения: позакомарное покрытие было переделано на прямоскатное, пристроены приделы и крыльца, стены укреплены контрфорсами. В результате добавилась измельченность соподчиненных объемов, декоративная обработка и детали, свойственные XVII в. Неизменным остался пропорциональный строй основного объема. Небольшие, прилепившиеся со всех сторон пристройки, подчеркивают его монументальность. Более ста лет собор Рождества Христова оставался единственной каменной постройкой в городе.

Следующий по времени ряд каргопольских храмов относится ко второй половине XVII в. В развитии архитектуры в этот период наступают определенные изменения. Получает преобладание тип бесстолпного, покрытого «горкой» кокошников, пятиглавого храма. Усиливается и достигает наивысшего расцвета декоративная обработка.

В 1678-1680 гг. на старой торговой площади строится церковь Рождества Богородицы. Типологически она отличается от своего предшественника. В ее основе прямоугольный бесстолпный объем, покрытый пологим прямоскатным покрытием с пятью главами. К нему примыкают два небольших симметричных придела и трапезная.
Фото В.Суслова. 1886 г.
Кроме того, что вся постройка сравнительно невелика, она скомпонована из нескольких сопоставимых друг с другом по масштабу объемов. Основной четверик, вытянутый по продольной оси, при восприятии с восточной стороны, выглядит довольно стройным. Южный и северный фасады, напротив, образуют силуэты, своим массивным основанием напоминающие собор XVI в. Стройные главки зрительно еще более облегчают верх. Резные порталы, наличники с ажурными завершениями, карнизы выполнены в соответствии с художественными вкусами того времени. В целом в облике церкви Рождества Богородицы наиболее явно выражены особенности архитектуры XVII в. Г.В.Алферова, а вслед за ней Г.П.Гунн, справедливо выделяют памятник среди других каргопольских церквей и отмечают его сходство с московскими посадскими храмами.
Здесь же, на старой торговой площади, в 1692 г. возводится Благовещенская церковь (на верхнем фото - cправа). Судя по общему архитектурно-пространственному решению и величине, ее создатели в своем замысле ориентировались на собор Рождества Христова. Несмотря на то, что храм четырехстолпный, по пропорциям он близок к предполагаемому образцу. Новым было декоративное убранство, отличающееся особой изысканностью. Художественная выразительность достигается за счет сочетания гладкой поверхности стен с мелкой резьбой, то образующей плотные скопления вокруг проемов, то рассредоточенные по стене тонкой паутинкой.

В основных формах такова же и Воскресенская церковь, построенная в конце XVII в. недалеко от одноименной башни тогда еще существовавшей рубленой крепости.
Архитектурное решение Воскресенской церкви более приближено к собору Рождества Христова. Она четырехстолпная, хотя снаружи боковые стены делятся лопатками на четыре части, как на шестистолпных храмах. Покрытие позакомарное.  Крупные главы поставлены симметрично. По декору Воскресенская церковь очень похожа на церковь Рождества Богородицы, как будто работали одни и те же мастера. Памятник дошел до нашего времени без позднейших перестроек. Его архитектура очень цельна.

Таким образом, мы видим, что в Каргополе к концу XVII в. складывается архитектурная традиция, корнями уходящая в предшествующее столетие. Для построек конца XVII в. более влиятельным образцом становится собственный городской собор, нежели столичные храмы. Причина, повидимому, заключается в изменившемся значении взаимосвязей уездного города с центром страны. Отсюда и приоритеты в архитектурных влияниях. В связи с развитием международной морской торговли в последние десятилетия XVI в. наиболее важной торговой дорогой Севера определенно становится Двина. К тому же и торговля поморской солью с XVII столетия пошла на спад. Крупные варницы испытывали недостаток дров, производство усложнялось и дорожало, тогда, как в центральные районы страны поступала более дешевая уральская соль

Интересно сравнить относящиеся ко второй половине XVII в. постройки Каргополя и Великого Устюга. Первые более патриархальны, вторые, напротив, более чутко отвечают особенностям архитектуры того времени. Устюг, находясь на более оживленной торговой дороге, соответственно, был более восприимчив к новым архитектурным влияниям. Аналогичный Каргополю консерватизм в архитектуре можно увидеть на примере Белозерска, имевшего большое значение в период образования централизованного государства и в дальнейшем оказавшемся в глубине страны. Спасо-Преображенский собор, построенный здесь в середине XVII в., по своей архитектуре очень напоминает церкви XVI в.

Итак, образ массивного пятиглавого храма становится ведущим в зодчестве Каргополя. Величественные каменные постройки занимают ключевые положения в пространственной структуре города, вытянувшегося вдоль реки. Собор Рождества Христова стоит на новой торговой площади. С одной стороны от него рядом с крепостью располагается Воскресенская церковь, с другой стороны на старой торговой площади - Благовещенская церковь. Находясь близ важнейших городских планировочных узлов и будучи значительными по величине, эти здания играют основную роль в формировании архитектурного облика древнего Каргополя.

Представим, как выглядел город в конце XVII-начале XVIII в. со стороны реки. Понизу расстилается длинной полосой рядовая деревянная застройка. Деревянные церкви и крепостные сооружения по колориту сливаются с ней, выделяясь лишь завершениями. Среди всей этой массы деревянных строений  поднимаются три монументальных объема - собор Рождества Христова, Воскресенская и Благовещенская церкви.

XVIII в. вносит в жизнь Русского Севера существенные изменения. С выходом к Балтике международная торговля через Белое море потеряла былое значение. Усиливается обособленность северных окраин, что отражается и на консерватизме в развитии архитектуры. Показательно в этом отношении деревянное зодчество Севера, развивавшееся в XVIII в. практически независимо от стилей и художественных вкусов, господствовавших в столицах и крупных российских городах.

В Каргополе продолжают возводиться крупномасштабные монументальные храмы. Одна из самых величественных построек XVIII в. - церковь Иоанна Предтечи 1751 г.
Она поставлена на Соборной площади напротив собора Рождества Христова. Церковь Иоанна Предтечи, так же как и Воскресенская, обладает некоторым несоответствием между конструктивной основой и внешним архитектурным решением. Перекрытие поддерживается двумя столбами, тогда как снаружи боковые стены делятся лопатками на три части, как у четырехстолпных храмов. Естественно, что со временем архитектурно-конструктивные решения рационализируются, увеличиваются пролеты, интерьеры становятся более просторными и светлыми.

Обработка фасадов рассматриваемых каргопольских церквей представляет интересные примеры имитации архаичных решений при использовании новых конструктивных схем. Кроме Воскресенской и Предтеченской церквей, это явление можно увидеть на Никольской церкви, стоящей на старой торговой площади. При двух внутренних столбах лопатки на ее фасадах соответствуют четырехстолпной структуре.
Церковь  Иоанна Предтечи отличается деталями, которые напоминают архитектурные решения, характерные для барокко. Это восьмигранные окна второго света и главы, состоящие из двух поставленных одна на другую луковиц. Вместе с тем облик памятника очень архаичен. Здание практически лишено декора. На гладких, расчлененных лопатками стенах прорезаны простые без наличников окна.

В этой постройке, как ни в какой иной, чувствуется влияние деревянного зодчества. Алтарь образован продолжением боковых стен и покрыт тремя бочками, как это могло быть выполнено в дереве. С восточной стороны к нему примыкают три небольших полукружия апсид, словно робко напоминая о канонах, принятых в каменном храмовом строительстве. Решение глав, как на церкви Иоанна Предтечи, можно увидеть на многих постройках, например, в Кириллово-Белозерском и Ферапонтовом монастырях. Нередко подобные решения возникали в результате реконструкций. Глядя на главы Предтеченской церкви, невозможно не отметить сходство их силуэта с кубоватыми завершениями деревянных храмов Онеги. Здания, подобные церкви Иоанна Предтечи, не характерны для Нового времени, но здесь в Каргополе выглядят совершенно естественно.

Наряду с крупномасштабными пятиглавыми храмами в Каргополе возводятся и сравнительно небольшие постройки подобно церкви Рождества Богородицы. Одна из них - Одигитриевская, построенная в начале XVIII в. на территории крепости. Постройка не сохранилась, но в результате археологических раскопок были выявлены остатки ее фундаментов. План ее основного объема представляет собой вытянутый прямоугольник с одной апсидой. Есть предположение, что церковь завершалась бочкой, как это нередко было на деревянных церквях в районе верхней Онеги. О.В.Овсянников обнаружил рядом с Одигитриевской церковью остатки еще одного совсем небольшого каменного храма.

Невелика по масштабу и наиболее ранняя частично сохранившаяся постройка Святодуховского прихода - Вознесенская церковь, состоявшая из молитвенного помещения, трапезной и двух приделов, построенных разновременно в 1734-1751 годах. При относительно небольшой величине объемы Вознесенской церкви приземисты и лаконичны. Ее декор полностью соответствует традициям предшествовавшего столетия.

Выделяется группа храмов XVIII в., средних по величине, но обладавших тем же массивным кубическим основанием. Среди них - стоявшая близ Воскресенской церкви, утраченная церковь Спаса Всемилостивого, несохранившийся Входоиерусалимский храм 1732 г., Никольская церковь 1741 г. на старой торговой площади. Отличительной особенностью их пропорционального строя является некоторое масштабное несоответствие тяжеловесного четверика и завершения, состоявшего из расставленных главок. Многократные реплики архитектурного решения древнего собора, как видим, не всегда удачны.

Интерес вызывает церковь Сошествия Святого Духа 1774 г. (прим. ред.: согласно архивным источникам строительство церкви было за­вершено в 1797 г.). К концу XVIII в. появление подобных построек становится все более непривычным, если вспомнить, что тогда строилось в Санкт-Петербурге и Москве. Перед нами снова массивный четверик. Стены делятся по вертикали на три части, хотя сами лопатки рустованы, просматриваются барочные наличники. Завершение было, повидимому, также пятиглавым, апсиды покрыты тремя бочками, как на церкви Иоанна Предтечи.

В конце XVIII столетия в Каргополе строится еще один крупный храм с кубическим основанием. Это Троицкая церковь 1790-1802 гг.
Масштаб и мотив, заданный собором Рождества Христова, не отпускает даже спустя два с половиной столетия. Первоначально это была двухэтажная четырехстолпная постройка с пятиглавым верхом. Во второй половине XIX в. после пожара верхний этаж Троицкой церкви был перестроен. Возводится один крупный световой барабан с куполом. В аркатурном завершении барабана видятся византийские приемы, распространенные в архитектуре XIX в. В результате реконструкции архитектурный облик Троицкой церкви стал эклектичным, но сохранилась прежняя тяжеловесность пропорций.

Введенская церковь на Соборной площади относится к 1802 г. Казалось бы, время уже должно было стереть древние традиции. Тем не менее, в архитектурном решении памятника явно проступают архаичные черты.
Основной четверик вытянут в поперечном направлении, на его длинных сторонах четыре лопатки. Нижние окна, прорезанные в толще стен, не имеют наличников. Над окнами второго света - углубления в виде кокошников-«корон» - переработка декоративных мотивов XVII в. Трапезная - с двумя столбами посередине и соответствующим им лопатками на боковых стенах, подобна трапезной Никольской церкви. Кирпичный орнамент карнизов трапезной и храма восходит к XVII в.

Последней крупномасштабной постройкой Каргополя была церковь Зосимы и Савватия 1819 г. Здесь уже чувствуются радикальные перемены в архитектуре.
Сайт www.uhta.umi.ru
Она выполнена в духе классицизма, хотя в архитектурном решении заметны особенности, сближающие памятник с более ранними каргопольскими храмами. Здание тяжело по массам: барабан по ширине чуть ли не такой же, как несущий его четверик, купол приземист, что напоминает пологие покрытия традиционных каргопольских церквей. Маленькая четырехугольная колокольня над западной частью храма - деталь совершенно необычная для классицизма. Как отмечает Г.П. Гунн, больше всего она напоминает звонницы деревянных часовен.

Итак, монументальное каменное строительство в Каргополе насчитывает  трех с половиной вековую историю.  С одной стороны, в развитии зодчества Каргополя присутствует свойственное всей русской провинции запаздывание и замедленное проникновение новых веяний. С другой стороны, мы видим мощный нгачальный импульсм, оказавшицйся сильнее, чем проомсходившие позже стилистичесмкие и художественные изменения. Именно в этом и заключается основная характерная особенность каргопольского зодчества. Образ величественного пятиглавого собора проходит через все дальнейшее развитие архитепктуры Каргополя, сочетаясь с богатствыом декора конца XVII в., барочной пластикой XVIII в. и даже - с приемами и формами классицизма. Подобное явление обеспечивает преемственность развития архитектуры города и делает ее удивительно цельной и выразительной. По сути, развитие каргопольского монументального зодчества - это интерпретация архитектурных форм каноничного пятиглавого храма. Стили и направления, сменяя друг друга, оставляют свой след в виде декоративной обработки, отдельных элементов и деталей. Неизменными остаются основа и пропорциональный строй.

По количеству памятников и их художественной цельности Каргополь сопоставим с Великим Устюгом. Однако Устюг представляет более молодой пласт в истории русской архитектуры. Каргополь древнее, его каменная летопись вобрала в себя больше исторических периодов. Колорит древнерусского зодчества, его особенности в Каргополе ощущаются очень остро.

Сопоставление планов ряда Каргопольских храмов XVI - XVIII вв.
1 - Собор Рожества Христова (план 2-го этажа).
2 - Благовещенская церковь (план 1-го этажа).
3 - Воскресенская церковь.
4 - Никольская церковь.
5 - Церковь Иоанна Предтечи.
6 - Троицкая церковь (план 12-го этажа).


Примечания:
1. Текст статьи - из сборника "Уездные города России: историко-культурные процессы и современные тенденции".  Материалы X Каргопольской научной конференции. Каргополь, 2009 г.
2. Библиография опущена.
3. Фотографии  без указания автора или сайта - из архива сайта.
4. Чертежи планов церквей выполнены Автором по материалам, опубикованным Г.В.Алферовой.