С. Беляев

НИКОН В КАРГОПОЛЕ

 
Роль патриарха Никона в истории России велика. Оценивают ее по-разному: одни утверждают что раскол церкви положил начало всем тем бедам, какие пришлось пережить России, другие – сравнивают его церковные реформы с Петровскими и даже склонны считать, что именно он приступил к сооружению того самого «окна в Европу». Но меня сегодня интересует совсем другое.
Известно, что в 1652 году наш город посетил будущий патриарх Никон, который перевозил из Соловецкого монастыря в Москву мощи митрополита Филиппа. 20 июня они (мощи) были «встречены каргопольскими священниками с крестами, и множеством народа на водах реки Онеги за две версты от города, и тогда же внесены в соборный храм, где перед ними отслужен Никоном молебен…».
Долгое время считал, что упомянутое посещение Никоном нашего города было чуть ли не единственным в его жизни – проездом. Но так ли это?

В 1605 году в селе Вельдеманово  Нижегородского уезда "от простых, но от благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы" родился мальчик Никита. Сан священника он принимает в 1626 году. Через 10 лет священник Никита Минов уже в Москве, но в этом же году отправляется в Соловецкий монастырь, где принял пострижение и в монашестве имя Никона.
Тогда, возможно, он первый раз и посетил Каргополь на пути в Соловки. 
В 1639 году Никон покинул обитель, отправившись морем к устью Онеги, найдя приют в  Богоявленском монастыре на Кожозере Каргопольского уезда, а через три года становится его игуменом. Именно в это время он мог неоднократно посещать наш город. В книге «Клейма к иконам северорусских святых, составленное Геннадием Русским» упоминается о тяжбе Никона «с одним каргопольским крестьянином, который насильно завладел монастырским двором в городе Каргополе…». Это ли не повод побывать в уездном городке? Уверен, были и другие.   

Заинтересовавшись этой темой, я стал собирать материал: в сети Интернет нашел сайт историка Сергея Лобачева, посвященный патриарху Никону. Послал ему по электронной почте письмо. Ждать пришлось недолго. Документальных источников, подтверждающих эту догадку, все-таки нет, но он согласился с моей гипотезой.
Вернуться в столицу он мог же опять через Каргополь. А как он ехал за мощами митрополита Филиппа в Соловецкий монастырь? 
Сергей Лобачев послал мне пять отписок [из собрания Ф. Толстого Новгородского митрополита] Никона царю Алексею Михайловичу во время похода в Соловецкий монастырь за мощами святаго митрополита Филиппа. Из них понимаешь, что добирался до Соловков он официально признанным путем   через Вологду, и морем из Архангельска. Но неоднократно писал царю письма с просьбой изменить обратный маршрут и его описывает, пишет о горе Золотухе, которая стоит в 50 верстах от устья реки Онеги, где якобы когда-то добывали золото и есть смысл ее посетить на обратном пути через Каргополь. Мне кажется рассказ о золотой горе уловкой митрополита, чтобы получить согласие на изменение маршрута. Главной причиной такой настойчивости Никона является его желание сохранить мощи митрополита Филиппа и выбирает наиболее безопасный путь. Но, наверно, ему к тому же хотелось проехать по хорошо знакомым местам, повидать людей, с которыми его многое связывало.

А вот, как описывает Никон царю Алексею Михайловичу свое пребывание в нашем городе: «…прося у Бога милости с подобною честию взяв мощи святаго Филиппа митрополита ехати к тебе, государю, к Москве смотря Онегою рекою, и я, богомолец твой, с мощми святаго Филиппа поехал от моря рекою Онегою июня в 11 день и приехал в Каргополь июня в 20 день на первом часу нощи, и с Каргополя игумены с братьею, и священницы, и дьяконы со всем церковным причетом и все православные христиане мужи и жены и с сущими младенцы встретили мощи святаго Филиппа митрополита з болшою честию со кресты и со иконы, и со свещи, и с кандилы от города за версту, и мощи святаго Филиппа митрополита ис судна перенесли и поставили в соборной церкви Рождества господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, и в то время я, богомолец твой, в соборной церкве молебен соборне пел и за твое государево царево и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии и государыни царицы и великие княгини Марьи Ильиничны и государынь царевен многолетное здоровье Бога молим, и назавтрея июня в 21 день божественную литоргию служил, и того дни я, богомолец твой, с мощми святаго Филиппа митрополита поехал ис Каргополя в 9-м часу дни…».

Смею утверждать, что наш город Никону был небезразличен, здесь у него было много сподвижников. Не случайно в 1656 году первыми строителями Крестного монастыря на Кий-острове, инициатором основания которого был патриарх Никон, стали каргопольские мастера. В очерке, посвященном Кий-острову,  кандидат искусствоведения Т.М.Кольцова рассказывает: «первая деревянная Воздвиженская церковь была построена на Кий-острове за полгода небольшим числом плотников, приглашенных из Каргополя – Гришкой Георгиевым, Васькой Прокопьевым, Трушкой Яковлевым». Каргопольский кузнец Ондрюшка Васильев проработал на острове все лето 57 года. Также покупали в Каргополе изделия кузнечного ремесла, слюду для окон.

Наконец 1660 год, когда Никон последний раз увидел воды Белого моря и остров Кий, который когда-то в сильную бурю спас ему жизнь. И опять вопрос: добирался он до острова через город на Онеге или через Архангельск?
Думаю, что он вновь желал бы повидаться со своими друзьями, но раскол внес свои коррективы. Куда безопасней для него было путешествовать в смутные времена проторенными дорогами.

(Первоначально статья была опубликована на сайте г. Каргополя при жизни автора)