А.К.Байбурин,
доктор исторических
наук,
профессор Европейского ун-та в С.-Петербурге,
почетный доктор Сорбонны
РИТУАЛЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ: ПЕРЕХОД В НОВЫЙ ДОМ
«При переходе в новый дом первым во двор пускается петух, а в избу кошка. Без петуха на дворе и скот вестись не будет, а если и будут дойные коровы, то молоко и масло от них получится безвкусным, совершенно "пустым". Кошка же первой встретит своего хозяина на том свете» и т.д.
В приведенных описаниях
первых шагов переселения в новый дом обращают на себя внимание несколько
моментов. Прежде всего, этот обряд следует отнести к числу мантических
ритуалов. Их общий смысл - моделирование временного аспекта жизни людей
в новом жилище. В конкретной ситуации переселения их можно
интерпретировать и как своего рода проверку того, обладает ли
построенный дом качествами, необходимыми для нормальной (с точки зрения
данного коллектива) жизни в этом доме. Причем характерно, что
проверялись не только практические (прочность, надежность и т. п.), но и
знаковые свойства дома, т. е. оценивался его семиотический статус
(жилище - не жилище).
В новый дом старались
пустить живое существо (петуха, курицу, кошку), которое, скорее всего,
выступало в роли ритуального двойника человека, его дублера (ср. поверье
о смерти в течение года жильца, вошедшего в дом первым). Показательно,
что в их число входят наиболее близкие человеку домашние животные и
птица. Если учесть, что необжитый дом представлялся нечистым, то выбор
кошки, курицы и особенно петуха и с этой точки зрения не случаен, так
как в системе восточнославянских верований им приписывалась
очистительная функция.
Можно предположить и мифологические корни этой процедуры, прежде всего мифологический прецедент заселения мира живыми существами в устойчивой последовательности: сначала животные, а потом люди. Белорусский материал, кроме того, дает возможность провести аналогии с семиэтапными схемами творения мира.
Сравнительный анализ
материала показывает, что дом заселяется в определенной
последовательности, а именно в порядке возрастающей ритуальной ценности:
1) кот (кошка), 2) петух и курица, 3) поросенок, 4) овца, 5) корова, 6)
лошадь, 7) человек. Наиболее ценные в ритуальном отношении четыре
элемента последовательности человек-лошадь-корова-овца восходят не
только к праславянской, но и к общеиндоевропейской традиции, на что
указывают совпадения славянских данных с древнеиндийскими и римскими.
Можно говорить о двух последовательностях в обряде заселения дома: 1)
уже указанная по-следовательность животных; 2) последовательность людей.
Непосредственному
переходу людей в новый дом предшествует также ряд операций, связанных с
«переселением» домового и перенесением некоторой сущности прежнего жилья
(«доли»), воплощенной, например, в огне прежнего очага, в некоторых его
атрибутах, в домашнем соре, иконах и т. п. В некоторых случаях все это
принимает синкретический, нерасчлененный характер и может
манифестироваться в одном объекте, наделенном высокой степенью
семиотичности. Ср., например: «Переходя в новый дом, хозяин ночью ходит
в старый дом, кланяется на все четыре стороны и приглашает домового
пожаловать в новый дом. В новом доме в подизбице или же на чердаке
ставится и угощение домовому: ломоть хлеба с солью и чашка водки».
Особый ритуал
приглашения домового объясняется представлениями о том, что «без
приглашения домовой не покидает вполне старого дома, и потому ему
приходится вступать в спор с вновь пришедшим домовым. Неприглашенный
домовой жалобно плачет и нередко мстит как прежнему, уже выехавшему, так
и новому хозяину дома».
На этом этапе основное
внимание отводится наделению нового дома социально-экологическим
содержанием, что можно интерпретировать и как снятие (насколько это
возможно) противопоставления новый-старый прежде всего на
социально-экологическом уровне (освоенность-неосвоенность). Как нам
кажется, в этом заключается основной смысл не только действий по
перенесению огня, сора, навоза и т. п., являющихся символами
освоенности, обжитости («доли» ), но и образа домового.
Номинация домового (хозяин,
дедушка, суседушка, большак, хатник, дымовой, клетник, попечек,
господарек и т. д.) основана на двух принципах: топографическом (домовой,
суседушка, хатник, дымовой, клетник, попечек и др.) и социальном (хозяин,
дедушка, большак, господарек и др.). Эти же два принципа, как нам
кажется, во многом обусловили формирование и функционирование
представлений о домовом и других образах восточнославянской демонологии.
При этом универсальным является топографический принцип, что, кстати,
всегда подчеркивается в рассказах о происхождении домовых, лесовых,
водяных и т.п.
В сущности, почти весь
восточнославянский демонический «пантеон» (домовой, леший, полевой,
водяной и т. д. ) можно рассматривать как религиозно-мифологическое
выражение идеи дискретности окружающего мира, его расчлененности на лес,
поле, море, дом и т. п. Характерным отличием «домашней» подсистемы
является ее соотнесенность не только с локусом, но и с социальным
устройством коллектива, со структурой живущей в доме семьи, что
проявляется как в номинации, так и в «свидетельствах» о женском
соответствии этого образа (домаха,
домовичиха, большуха), а в ряде случаев и о наличии «семьи»,
организованной аналогично семье, проживающей в доме. Ср., например:
«Дворовушко (здесь = домовой, - А.Б.) имеет жену и детей, которые влияют
на него - именно: если животное и нелюбо дворовушку, но любо его жене,
то он не бьет его и вообще ничем не высказывает своего нерасположения к
нему». «У домахи такие же наклонности и занятия, какие у домовитой
хозяйки-крестьянки».
Если учесть, что
домовой соотнесен с культом предков, то новое жилище приобретает еще
одну важную смысловую соотнесенность: дом-домовой-предки-потомки,
которая в свою очередь является одним из наиболее жизненных выражений
идей пространственно-временного цикла.
Домовой-предок является
символом воплощения и хранения коллективного опыта, отраженного в
системе правил, запретов и выработанных на основе этого опыта
предсказаний. Домовой строго следит за нравственностью членов семьи. Он
не терпит сквернословия, неприличного поведения. «Домовой любит те
семьи, в которых живут в полном согласии, и тех хозяев, которые бережно
относятся к своему добру, которые в чистоте и порядке содержат свой дом
и двор».
В белорусских поверьях домовой появляется из петушиного яйца. Согласно этим поверьям, для того чтобы в доме завелся домовой, нужно петуха, который запоет на третий день после выхода из яйца, держать семь лет.
В русских поверьях
петуха старше семи лет не следует держать в доме, так как он снесет
яйцо, из которого родится огненный змей. Это яйцо вынашивает колдун у
себя за пазухой или закапывает его в навоз. Через шесть недель из этого
яйца вылупится змей, который будет носить своему хозяину серебро и
золото.
Как общая схема
рождения мифологического существа, так и особенности процедуры
«вынашивания» яйца (яйцо сперва зашивается в мешочек, затем кладется
под мышку, белор.
- к паху; чешск., словацк. -
под локоть; русск. -за
пазуху, в навоз) отчетливо свидетельствуют о6 отражении
универсального принципа вкладывания одного ритуального символа в другой,
описанного В.Н.Топоровым в связи с идеей смерти - долголетия.
Для целей нашего
анализа особенно показательно, что в образе домового воплощены
представления о доле (счастье), богатстве, устойчивости коллектива во
времени (домовой - предок), порядке, организации. Именно эти
представления характеризуют категорию освоенного, своего, обжитого.
Поэтому не случайно в обрядах перехода в новый дом столь существенное
место отводилось «переселению» домового, а следовательно, и переносу на
новое жилище соответствующих признаков.
Собственно переход (влазины) включал некоторые ограничения временного и социального характера. Время перехода определялось и мотивировалось в разных местах по-разному.
Весьма показательным
является порядок перехода. «Когда данное строение готово, первыми вносят
в него подходящие предметы или хозяин, или хозяйка. Но если они
бездетны, то же делают по их поручению другие лица - семьяне, имеющие
детей, и даже сторонние, причем вход беременных предпочтительнее входу
праздной женщины, молодых - старикам» . Входят в дом «по старшинству».
Таким образом, существенным является противопоставление участников по
линиям «старшие - младшие», «глава семьи - остальные члены», «семейные -
не семейные» («имеющие детей - не имеющие детей») с маркированными
первыми членами.
Человек (старший),
первым вошедший в дом, таким образом как 6ы снимает противопоставления
своего - чужому, освоенного - не освоенному, делая пространство «своим»,
освоенным, Например, противопоставление между старшими и младшими
постоянно разрешается (и снова возникает) за счет операций вхождения или
перехода между этими группами, что в мифологической логике передается
через механизм отождествления.
Снятие
противопоставления между своим и чужим, принадлежащим культуре -
природе, не является конечной целью ритуальных действий, совершаемых при
переходе. Не менее существенными представляются действия, связанные с
социализацией внутреннего пространства жилища.
«Хозяйка в последний
раз затапливает печь в старом доме, варит кашу, заворачивает горшок в
чистое полотенце и, кланяясь во все стороны, говорит: ’’Хозяин-батюшка,
со жоной, со малыми робятами, поди в новый сруб, поди в новый дом ко
старой скотинушке, ко старым людям". Затем печь гасится, горшок с кашей
переносится в новый дом, там зажигают впервые огонь в новой печи и в ней
доваривается принесенная каша».
Обращает на себя
внимание сочетание «нового сруба», «нового дома», «старой скотинушки»,
«старых людей» в формуле приглашения домового. Но еще более интересным
представляется обряд перенесения каши, символизирующий, как справедливо
отмечает Й.В.Карнаухова, «преемственность между старым и новым очагом».
К этому следует добавить, что перенесение недоваренной каши и
последующее ее доваривание на новом очаге - обряд исключительно высокой
степени знаковости, органично сочетающийся с семантикой перехода, со
всем комплексом действий по превращению не полностью освоенного в
освоенное, готовое, культурное.
В новопостроенный дом
вносятся нanеред икона, непочатый хлеб с горстью соли или квашня с
растворенным тестом».
На Украине хозяин
вносит в дом икону, а хозяйка — рогач и кочергу, которыми крестит все
углы хаты, «чтобы никакие насекомые не водились в ней». Икону и
хлеб вносит в новую хату обязательно хозяин, вообще мужчина, а не
женщина; прочие вещи и хозяйственные принадлежности переносятся кем
придется».
Итак, в первую очередь переносятся те культурные символы, которые определяют статус дома как жилого, человеческого пространства. К их числу, как мы видим, относятся прежде всего огонь, иконы, хлеб (и соль), горшок каши, дежа с тестом, т.е. те предметы, которые призваны символизировать идеи освоенности, богатства, изобилия, плодородия. Более полный набор культурных символов в уже обжитом доме включает, кроме перечисленных, гнездо ласточки или аиста и многочисленные обереги, такие, как конская подкова, мак-выдняк (им обсыпают дом от ведьм, а также умершего, подозревавшегося в знахарстве), чертополох (от злых духов и ведьм), в Галиции — лопух (от ведьм), чеснок (в Галицкой и Угорской Руси), крапиву, осину, рябину, освященные в церкви ветки вербы, четверговую свечу и соль, иорданскую воду, апокриф.
По всей видимости, круг подобного рода символов был четко очерчен и не допускал больших вариаций. В особенности же во время перехода следили за сохранением традиционных связей между вещами, т. е. своего рода «грамматики» вещей. Ошибка или недосмотр в этом ведет к обоюдному ущербу предметов: сено, неподлежаще положенное в овин, всегда будет так же плохо, как и хлеб».
Другой комплекс обрядов был связан с «оживлением» второго в ценностной иерархии элемента дома — печи. «Перед разведением огня в новой печке хозяйка берет хлебную лопату, делает ею над устьем печи знак креста и говорит: "Господы, поможы в добрый час у новий печи топыты!". Повторяет это три раза и ставит в печь новый, не бывший еще в употреблении горшок на огонь. Если горшок от огня не лопнет, то печь хорошо сделана, а если горшок даст трещину, то печь перекладывают вновь (х. Егоровка).
Таким образом,
маркированными являются операции с передним углом (божница, стол) и
печью. Иными словами, прежде всего осваиваются оба центра жилища.
Освоение переднего угла связано с установкой икон на божницу;
накрыванием (и покрыванием) стола, общей молитвой и отмеченной в ряде
районов общей трапезой с последующим зарыванием разбитого горшка в
передний угол.
Наряду с операциями,
имеющими смысл в системе христианской символики (установка икон,
молитва), выделяются действия, носящие, как нам кажется, глубоко
архаичный характер. К ним относится обязательная совместная трапеза за
этим столом.
Совместная еда за
столом — явление чрезвычайно интересное. Порядок рассаживания за столом
является по сути дела пространственной моделью социальных отношений,
действующих в семье. Противопоставления хозяин — остальные члены семьи,
старшие — младшие, мужчины —женщины оказываются переведенными на язык
«застольного» пространства: хозяин во главе стола, справа — мужчины,
слева — женщины и дети, причем «ценность» пространства повьшается по
направлению к месту хозяина, синонимом которого является «верх», и
понижается к противоположному концу стола — «низу».
Совместная ритуальная
еда — один из способов утверждения существующих социальных отношений — в
нашем случае имеет выраженный характер социализации пространства,
закрепления за новым пространством прежних (или новых) социальных схем.
Не менее семиотичны действия, связанные с печью. Акт возжигания огня в данном случае можно рассматривать в социально-экологическом плане как возжигание «своего», освоенного огня, следствием чего является придание печи роли постоянного центра, связанного с переработкой естественных, «природных» продуктов в искусственные, «культурные», т. е. «чужого» в «свое» не только в кулинарном, но и в широком смысле (ср. обычаи, по которым человек, переночевавший на печи, становится «своим» и т. п.).
Следует, однако, учесть, что «освоение» дома не заканчивается переходом и следующим за ним «новосельем», на которое приглашаются обычно родственники. Новоселье также имеет подчеркнуто социальный смысл — включение дома в сферу взаимоотношений семьи с родственниками и соседями, и, таким образом, закрепляется соотнесенность семьи с новым жилым пространством. На новоселье гости являлись непременно с хлебом и солью.
Дом считается полностью освоенным (освященным), когда в нем совершен один из обрядов жизненного цикла (родильный, похоронный или свадьба). Тогда же могло совершаться и христианское освящение.
Отсюда следует одно
немаловажное соображение: дом как 6ы вводится в ритуальную схему жизни
по общей схеме инициационного (в широком смысле) ритуала, что, кстати,
является косвенным подтверждением параллели дом - человек. Анализ с этой
точки зрения обрядов жизненного цикла поможет проследить дальнейшие
этапы «социализации» нового дома.
Попытаемся обобщить
наблюдения, полученные в ходе рассмотрения обрядов при строительстве
дома и его обживании. Процесс преобразования «природного» (не освоенного
человеком) в «культурное» (освоенное) включал ряд моментов, которые
представляются существенными для выявления механизма освоения в
традиционной культуре.
1. Выделение
части окружающего
пространства. Наложение ограничений на выделенное пространство.
Выявление места строительства (как и пригодных для строительства
деревьев) имело подчеркнуто ритуальный характер. Системы действующих
запретов имели не только и не столько практический, сколько
символический смысл. Они представляли собой своеобразные классификации,
в которых объектам приписывалось положительное или отрицательное
значение, соотносимое с системой социальных ценностей коллектива.
В процессе
строительства к числу важнейших ограничений необходимо, вероятно,
отнести ограничения на, условно говоря, «технический фонд». Если
представить себе этот «фонд» как некую совокупность конструктивных
приемов и техники строительства, например, русского, белорусского и
украинского крестьянского населения XIX - начала ХХ в., то
разграничительную, а, следовательно, и ограничительную функцию берет на
себя традиция применения определенных приемов и определенной техники у
русских в отличие от столь же определенных приемов и техники белорусов
или украинцев. Например, ритуальная маркированность укладки
первого венца релевантна только срубной традиции.
Представляется важным
отметить, что ограничениям подвергается не только материал, место
строительства, но также и время выполнения наиболее значимых (с
ритуальной и практической точек зрения) операций.
2.
Упорядочение выделенного и ограниченного
пространства. Придание ему характера определенным образом организованной
структуры. Упорядочение неразрывно связано и по сути дела
является следствием наложения ограничений.
При строительстве
жилища упорядочение ведется в двух планах: горизонтальном и
вертикальном. При этом происходит расчленение пространства на значимые
части и установление между этими частями структурных отношений.
Создается своего рода «грамматика» пространства, тесно связанная с
«грамматикой» поведения людей в этом пространстве. Такое пространство
описывается с помощью ряда бинарных противопоставлений, из которых
наиболее существенными оказываются оппозиции верх - низ (для
вертикальной структуры); внутреннее - внешнее; центр - периферия (для
горизонтальной структуры); открытое - закрьггое (для обеих плоскостей).
В число правил
организации внутреннего пространства русского и - шире -
восточнославянского жилища XIX - начала ХХ в. входит различение двух
центров дома: переднего угла и печи, выделение более освоенной, более
ценной внутренней части жилища в противоположность менее освоенной,
менее ценной внешней части и др.
3.
Семантиэация пространства. Уже самые
первые действия (выбор части пространства, заготовка материала)
направлены на установление корреспонденций между выделяемыми объектами и
планом содержания традиционной картины мира. Место, материал и время
строительства оказываются соотнесенными с концепциями жизни, смерти,
доли, богатства, бедности, плодородия и т. д. В этом смысле весьма
показателен выбор средств чисто символических операций - гаданий при
выборе места строительства. Дальнейшие ритуализованные действия можно
рассматривать как наделение выбранного места и материала только
положительными значениями, которые в итоге составляют концепцию жилища
как наиболее освоенной (в том числе и содержательно наиболее
организованной) части пространства. .
Это подтверждается и
особой ролью жилого пространства в ритуалах жизненного цикла, и
аналогиями между ритуальным сценарием жизни человека и строительства
дома. Не менее часто прослеживаются следы аналогий между представлениями
об устройстве вселенной (макрокосма) и жилища. В
ритуально-мифологическом плане показательны прежде всего рефлексы
концепции «мирового дерева», призванной «объяснить» устройство
универсума (ср. деревце в центре сруба и многие другие примеры),
параллели между строительством и мифологической процедурой «создания»
мира. Таким образом, жилище прочно увязывалось с ритуальной схемой жизни
человека и мифологической схемой устройства вселенной.
Примечания:
1. Из книги А.К.Байбурина
"Жилище в обрядах и представлениях восточных славян". Изд. 2-е,
испр. М. Языки славянской
культуры. 2005.
2. Сокращенный вариант.
3. Библиография опущена.