По ОНЕГЕ с Генрихом ГУННОМ и другими ЗНАТОКАМИ
(по книге Г.Гунна "Каргополье - Онега")

ТУРЧАСОВО

Г.П.Гунн:

...Но вот река вышла из лесов и раскинулась широкими плесами. Кончились пороги, край безлюдья, первозданной природы. От Ярнемы начинается стопятидесятикилометровая судоходная часть Онеги... Река уходит вдаль в низких берегах, широкая и полноводная. Вдали встают смутно различимые в летнем мареве какие-то сказочные хоромы... Это - Турчасово.

Это одно из древнейших поселений новгородцев на Севере, однако первое упоминание о нем относится к 1536 году, когда турчасовцы вместе с онежанами, порожанами, устьмошанами и мехреньжанами «ездили к морю соли купити» и возили ее в Каргополь.

Википедия:

Село Посад (Турчасово). Онежский район Архангельской области. Входит в состав Чекуевского сельского поселения. В 2010 г. население составляло 109 чел.

Ю.С.Ушаков:

Село Турчасово. План. Реконструкция Ю.С.Ушакова

Основой для образования Турчасовского стана послужил укрепленный городок, заложенный новгородцами в ХII в. для защиты Онежского торгового пути, выводившего в Белое море. Он отмечен и в «Книге Большому Чертежу»: «А от устья реки Онеги вверх по Онеге 70 верст на левой стороне город Турчасов, а от Турчасова вверх 175 верст город Каргополь».  Позднее невдалеке от укрепленного городка на пологом холме, огибаемом с запада Онегой, сложился посад (отсюда второе название села — Посадное). Городок еще долгое время оставался центром Турчасовского стана. (карта Турчасовского стана - в конце страницы). Со временем Онега изменила свое русло, перейдя с западной стороны холма на восточную и отрезав городок от посада, так что центральная группа деревень — Посад, Васильев Двор и Заполье — оказалась на левом берегу, а холм, на котором стоял городок, — к западу от деревни Селягино (Острожная) — на правом берегу, к тому же наполовину срезанный новым руслом Онеги.

Сайт sobory.ru (М.Ильин):

Предположительно приход образовался в конце XV в.
От ансамбля Турчасовского "города" осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 г. и колокольня 1793 г.
В Преображенской проводятся службы. В Преображенской церкви три престола: главный - Преображенский и еще два - Усекновения Главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца.
Шатровая Благовещенская церковь 1776-95 гг. сгорела в 1964 г. от молнии.
Турчасово (Посад). Фото Ю.Огурцова

Турчасовский приход в 1896 г.
Состоит из 15 деревень, расположенных по обеим берегам Онеги: 6 на левом берегу, 9 на правом.
Приходские храмы - на правом берегу, не далее 4-х верст от деревень.
В окружающих деревнях было построено 6 часовен.
Приход входил в состав т.н.Турчасовской десятины или Стана Каргопольского уезда.
Дворов в приходе (1896 г.) 309, жителей: м.п. -1068, ж.п. - 1216.
В 1849 г. открыто сельское училище, в котором в 1895-96 гг. обучалось до 70 чел.

Г.Б.Дерягин:

Противоположный правый берег называется Острожской горкой. Здесь была древнейшая новгородская крепость - Челядинов острог. В дальнейшем онежские поморы на знали звука "Ч", вместо него говорили "Ц". Поэтому село напротив Турчасово стали называть Целягино.

Первое упоминание о турчасовской церкви относится к 1436 г. Упоминается древняя церковь Николая Чудотоворца. Именно в это время Турчасово стало центром прихода. C XVI века Турчасово стали именовать городом.
Незащищенность Турчасова привела к тому, что в 1590 г. шведы через Белое море и по реке Онеге дошли до него и легко разорили. Осенью 1613 г. отряды литовцев и поляков отправились грабить Белозерский уезд, Каргополь и и другие северные поселения. В конце ноября враги вышли к Турчасову. Их добычей стала "казна денежная, платы, церковные сосуды и паникадила,серебряные оклады и гривки...На своем пути грабители сжигали деревянные храмы, пытались поголовно вырезать жителей...". Но уже в во второй половине XVII в.Турчасово упоминается в "Книге Большому Чертежу" как крупный населенный пункт и называется городом. Город Онега в то время статуса города не имел, был селением менее значимым...

И.Бартенев, Б.Федоров:

В пятнадцати километрах от Ярнемы на зеленом холме стоит древний погост Турчасово, откуда открывается чудесный вид на долину Онеги и бескрайние поля. Не случайно на этом холме возник погост. Вероятно, еще в далекие времена новгородцы, прокладывая путь к океану, по достоинству оценили это место, удобное для устройства крепости, могущей охранять плывущие по реке струги и ладьи с товарами. О существовании тут в прошлом крепостных сооружений напоминает само название погоста — Турчасово. Турчас в переводе со славянского означает — дозорная башня.
Село Турчасово. Погост
Фото из книги И.Бартенева, Б.Фелорова.
Древнее селение Турчасово включало небольшое число построек, в том числе и храмы, которые как бы господствовали над окружающей местностью. За пределами городища располагались жилые дома.
 
Однако известность Турчасову создали не жилые постройки, а церковный ансамбль. За время своего существования он неоднократно менялся. Появлялись, перестраивались и исчезали церкви и колокольни. Простейшие двухскатные здания заменили шатровые, затем пришли кубоватые одноглавые и многоглавые сооружения.
Преображенская церковь. Фото конца XIX в.
Благовещенская церковь. Фото конца XIX в.
Еще до 1964 г. Турчасовский церковный ансамбль включал в себя церковь Благовещения (1795 г.), Преображенскую (1781 г.) и колокольню (1793 г.). Пожар, возникший от удара молнии в 1964 г., уничтожил лучшую из этих церквей — Благовещенскую. Исчезновение этого сооружения в корне изменило весь композиционный строй древнего селения.
План Благовещенской церкви.
Из книги Г.Гунна
Б л а г о в е щ е н с к а я церковь являлась, пожалуй, единственным известным нам памятником народной деревянной архитектуры, который имел чертежи. Они были приложены к указу о строительстве.

План храма был не совсем обычен. Здание как бы делилось на две части: собственно церковь с алтарным прирубом и шестистолбную трапезную с двумя алтарными приделами по углам восточной стороны и сенями, имевшими два входа: южный и северный. Обе части соединялись между собой переходом, который с северной стороны тоже имел прируб с консольной лестницей. Таким образом, в главную церковь можно было попасть или через большую трапезную, или минуя ее, через северный прируб.
Своеобразно и объемное решение церкви. В ней все подчинено единому движению, устремленному ввысь,Оно начинается медленно, с почти статичного объема низкой трапезной, перекрытой на два ската. Два возвышающихся кубических придела, завершенных кубами со стройными барабанчиками главок, усиливают плавный переход от трапезной к стройному шатру, который как бы вдруг с силой вырвался вверх, подняв массивную луковицу с тонким крестом.
Преображенская церковь.
Фото Г.Бородина. 2010 г.

П р е о б р а ж е н с к а я   церковь, существующая и поныне,  носит совершенно иной характер. Она имеет ярко выраженную центрическую композицию. Однако то неторопливое движение форм, которое ощущалось в Благовещенской церкви, можно наблюдать и здесь. Четыре одинаковых прируба, покрытые довольно крутыми упругими бочками, как бы поддерживают вытянутый вверх узкий параллелепипед главного объема церкви. Причем движение вверх здесь подчеркивается и собранностью главок, завершающих куб, их достаточно высокими шейками и килями бочек, образующих переход от прирубов к основному объему. Весьма любопытная деталь церкви, очень редко встречающаяся в деревянной архитектуре, — трехлопастная бочка, которая увенчивает пятистенный алтарный прируб.
В 1869 г. Преображенская церковь перестраивалась и была сильно искажена обшивкой, расширением окон и т. д.

Последнее сооружение турчасовского ансамбля — к о л о к о л ь н я ХVIII в. Высота ее 22 сажени... Колоколов — семь и самый большой из них весил восемьдесят семь пудов. Постройка отличается простотой композиции: на четверике помещается низкий восьмерик, на котором возвышается арочная галерея звона. Завершается колокольня куполом со шпилем.

Турчасовский ансамбль архитектурно объединен с жилой застройкой села. Этому способствовало, как пишет исследователь русского северного жилища П.В.Маковецкий, и «наличие одного и того же материала, одной и той же техники его обработки, общего модуля и ритма горизонтальных венцов многочисленных срубов. Ритмическое движение нарастало последовательно, с определенными интервалами и акцентами, от эпически спокойных горизонтальных изб и трапезной церкви (Благовещенской) к вертикальным объемам приделов, к необычной кубоватой форме их кровли, от медленного ритма редко расположенных жилых построек к стремительному разбегу криволинейных очертаний главок (Преображенской)...

Г.В.Алферова:

...Интересна завершением алтарной части и Преображенская церковь, где алтарь церкви и алтари прирубов покрыты одной широкой бочкой.

Г.П.Гунн:


Три огромных величавых сооружения занимали до недавнего времени центральное место на посадском холме — две церкви высотой в двадцать две сажени (сажень — 2,13 м) и колокольня. Вековой опыт плотницкого искусства, накопленные поколениями навыки достойно воплотились в турчасовском ансамбле, завершающем ХVIII век и, можно сказать, историю русского деревянного храмового зодчества.

Благовещенская церковь.
сайт "Архнадзор"
Благовещенская церковь. Трапезная. сайт "Архнадзор"
Благовещенская церковь 1795 года была чрезвычайно интересным сооружением. В облике ее нашли применение все формы покрытия, выработанные деревянным зодчеством: шатер, куб, бочка. Зодчие сделали все возможное, чтобы достичь впечатления величавости, торжественности сооружения. Здание, крещатое в плане, было необычайно вытянуто в длину, распластано по боковым фасадам. С западной стороны далеко выступала обширная трапезная, внутри перекрытие потолка поддерживалось шестью могучими резными столбами (если вспомнить, что обычно в трапезных деревянных церквей стоят два столба, то легко представить размеры сооружения). Между трапезной и храмом по северному и южному фасадам выступали приделы — две башни четвериком, крытые кубом с одной главкой на высокои шейке. Сам четверик храма с восьмериком — массивный, грузный, был увенчан мощным шатром с соразмерно крупной, несколько удлиненной шейкой и главкой. И наконец, традиционная пятистенная апсида с бочкой и главкой. Это грандиозное сооружение не подавляло человека своими размерами, величина его ощущалась только на удалении. Вблизи же здание радовало своей нарядностью, сверканием чешуи лемеха шеек и главок, узорными поясками обломов, ритмом нависающих над повалами полиц, затейливыми теремками по углам четверика.

Благовещенская церковь была единственной из памятников деревянного зодчества, у которой сохранился чертеж, приложенный к указу о ее постройке. Внизу была подпись: «Рисовал города Онеги...» — дальше бумага оторвана и имя зодчего (или чертежника) осталось нам неизвестным.
Этого замечательного памятника теперь нет. Как злое поветрие пронеслось над нижней Онегой в последние два десятилетия и унесло больше половины бесценных памятников...

Вроде бы все прежнее в Турчасове — и пейзаж окрестный и улицы сельские, а того нет, главного, что сразу приковывало взор и не давало оторваться. Осиротелой, потерявшей половину обаяния смотрится вторая турчасовская церковь, а ведь тоже памятник замечательный. А место, где стояла Благовещенская, ровное. Впрочем, не совсем: остался фундамент, сохраняющий очертания ее уникального плана, — гигантские гранитные валуны, иные треснувшие от жара губительного пламени...
Турчасово. Фото Е.Шелковникова. 2011 г.
Преображенская кубоватая церковь — одно из поздних сооружений этого типа, поэтому здесь подытожен ряд приемов, выработанных северным зодчеством, в частности онежским. Четверик, квадратный в плане, сильно вытянут а высоту, отчего кажется узким и стройным. По сторонам его четыре прируба (равнокрестие в плане). Прирубы покрыты бочками с главками. Бочки одинаковы по форме, исключение составляет огромная трехлопастная алтарная бочка, которая перекрывает трехчастную апсиду, соответствующую здесь трем престолам церкви -  главному и придельным. Сложную и красивую форму эту встретим мы и у других церквей нижней Онеги. С западной стороны, заходя на северную и южную, здание обводит низкая крытая галерея. Такая галерея носила на Севере название «нищевника» (здесь было место нищих). Расширение окон фасадов — следствие поздней переделки.
Церковь девятиглавая. Четыре главки на бочках образуют нижний ряд, красиво вписываясь своими луковками под повалы здания. Выше следует мощная луковица куба, увенчанного традиционно пятью главами: меньшими по его граням и большой центральной. Сам куб жестких, угловатых очертаний, крытый крупным тесом.
Фото Ю.Огурцова


Третий памятник ансамбля — колокольня 1793 года. Пожалуй, она самая высокая и значительная по размерам из всех виденных нами. Новым для нас здесь является то, что основной сруб четверика с восьмериком поставлен на более широкий в плане четверик, всего в несколько венцов. На него опираются столбы внутренней конструкции колокольни. Не доходя до земли, они тем самым предохранялись от гниения. Покрытие обычное у колоколен поздней постройки, в виде купола с длинным шпилем. В облике колокольни есть внушительность, некая скрытая мощь, которую не умаляют декоративные кокошники над углами четверика. Косящатые окна, прорезанные в восьмерике, глядят сурово, как башенные бойницы, и сама колокольня, с которой открывается далекий вид на окрестности, кажется тем самым легендарным «турчасом», дозорной башней, с которой высматривали неприятеля в годы лихолетья.

Обратимся теперь к самому селу Турчасову. Тип четырехстенной избы на высоком подклете, с четырьмя окнами по главному фасаду, с вытянутым боковым фасадом, различные усложнения этого типа — «двужирные» избы со множеством боковуш и горенок — все это мы уже встречали в нашем путешествии по каргопольским окрестностям и по реке Онеге. Но мы не встречали еще таких сел, где бы так стройно вставали в ряд избы-хоромы.

Турчасово. Фото Е.Шелковникова. 1995 г.
Северная деревня обычно огорожена, и на околице существуют ворота. Сделано это, дабы пасущийся скот не забредал на улицу и в огороды. Дорога ведет нас мимо двух рядов домов. Мы замечаем, что избы левого от нас ряда смотрят окнами на дорогу, в то время как избы правого ряда выходят на улицу задами, своими взвозамм. Такой способ застройки поселений называется рядовым и является более древним по сравнению с правильной уличной застройкой, когда дома смотрят окна в окна. В южном конце Турчасова до сих пор сохранился старый порядок. Сначала по самому верху холма был поставлен первый ряд изб, затем, с ростом населения, новые избы стали ставиться ниже первого ряда, но также ориентируясь окнами на реку.
Турчасово. Фото с сайта
К. и А. Яночкиных
Турчасово. Фото с сайта
К. и А. Яночкиных
 В дальнейшем в Турчасове был поставлен и третий ряд изб, еще ниже, также озадками ко второму ряду. Так мы проходим по улице, видя фасады одних изб и задние дворы других.
Центр посадского холма, где стоят церкви и находился старый погост, отделен от изб значительным пространством. Церкви обособлены, выделены в деревенском ансамбле, но не оторваны от него. Они — эстетический центр села, фокус всех лучей, они видны отовсюду, к ним выводит дорога.
Турчасово. Реконструкция Ю.С.Ушакова
Дорога проходит вблизи церковных папертей, и любой путник не мог не задержаться здесь и не засмотреться на эти прекрасные сооружения. Далее дорога идет под уклон. В северной части села уже обычный уличный порядок. Здесь исстари находились волостное правление и торговые лавки, здесь же жили наиболее зажиточные сельчане.
Наконец дорога сходит с песчаного холма вниз и по сырой луговине выводит нас к пристани. Как раз против этого места на другом берегу высится Острожная горка.

Очень старых изб в Турчасове нет, обычно не позже конца прошлого века. Общий облик изб, как и расположение внутренних помещений, традиционен («ищи добра на стороне, а дом люби по старине» — была пословица), новшества вводятся в виде верхних светелок, широких чердачных «тальянских» окон, в элементах убранства. Окна прорубаются шире, чем в старину, наличники красятся, обшиваются тесом, и раскрашиваются углы сруба, но сохраняется традиционное убранство фронтонов изб с верхним коньком, резными причелинами, резным солнцем. Новое порой причудливо сочетается со старым: у иных домов прежняя тесовая кровля заменена шиферной, а старая деталь — курицы, держащие водотечины, — сохраняется. Вообще в Турчасове всюду уловимо городское влияние — и во внешнем облике изб и в городской обстановке домов с бережно сохраняемой мебелью конца прошлого века. Турчасовцы издавна занимались отхожим промыслом, многие бывали в Петербурге (Север вообще тяготел к столице на Неве), да и село свое считали они по старой памяти городком.

Т.М.Кольцова:
"Небо" Преображенской церкви в с.Турчасове выполнено в 1830 г. на холстах художниками-крестьянами Григорием и Павлом Максимовыми.
Небо было восьмигранным, тема - композиция с архангелами.
В центральном круге - "Коронование Богоматери".
Cохранность хорошо видна на снимках Е.Шелковникова (2011 г.).

А.Б.Бодэ:

 В архитектуре турчасовского храмового комплекса синтезированы традиции, относящиеся к различным периодам в развитии деревянного зодчества Поонежья. Столпообразный объём, завершённый шатром, в сочетании с обработкой кокошниками восходит к наиболее ранним поонежским традициям, предположительно появившимся в XVI веке. Архитектурно-художественный образ Преображенской церкви, насыщенный пластикой, воплощает традиции, сформировавшиеся в последней трети XVII века и получившие дальнейшее развитие во второй половине XVIII века. Шатровое завершение Благовещенской церкви было поддержано лаконичной вертикалью колокольни, а кубоватые завершения приделов выглядели как отголосок решения Преображенской церкви. Таким образом, композиционная завязка архитектурно-пространственного решения турчасовского комплекса основана на гармоничном взаимодействии двух примерно равнозначных начал – прямолинейного и пластичного.

Ансамбль в Турчасове завершает блестящий расцвет деревянного зодчества Поонежья. После него уже не было создано ни одного комплекса или отдельной постройки, столь ярко воплотившей поонежские архитектурные традиции.

Карта сельских поселений, погостов и монастырей Турчасовского стана в конце XVII - нач. XVIII вв.:

с сайта "Молодой ученый"

Проезд:

По дороге Онега - Плесецк до Малой Фехтальмы, затем - паром на левый берег. Второй вариант - чуть выше по реке в Целягино - перевоз "по требованию" (если повезет).

Примечания:
1. Использованные источники:
- Википедия
- сайт sobory.ru
- Г.Б.Дерягин. Персональный сайт.
Большая Онега.
- И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва. Искусство, 1968.
- Ю.С.Ушаков. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера.
Л., Стройиздат, 1982.
- Г.П.Гунн. Каргополье - Онега. Москва, Искусство, 1989.
- Г.В.Алферова. Каргополь и Каргополье. Москва, Стройздат. 1973.
- Т.М.Кольцова. Росписи "неба" в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993.
- А.Б.Бодэ. Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие. МГСУ. 2011.
- сайт Архнадзор.
- семейный сайт Кирилла и Ани Яночкиных.
- сайт Моя Русь Ю.Огурцова.
- сайт Молодой ученый
2. Для незнающих - русские меры длины: сажень - 2,13-2,14 м, аршин - 1/3 аршина или 0,7 м
3. Фотографии - частично из публикаций, частично из интернета.
4. Архитектурные термины см. здесь.