ТУРЧАСОВО
Г.П.Гунн:
...Но вот река вышла из лесов и раскинулась широкими плесами. Кончились пороги, край безлюдья, первозданной природы. От Ярнемы начинается стопятидесятикилометровая судоходная часть Онеги... Река уходит вдаль в низких берегах, широкая и полноводная. Вдали встают смутно различимые в летнем мареве какие-то сказочные хоромы... Это - Турчасово.
Это одно из древнейших поселений новгородцев на Севере, однако первое упоминание о нем относится к 1536 году, когда турчасовцы вместе с онежанами, порожанами, устьмошанами и мехреньжанами «ездили к морю соли купити» и возили ее в Каргополь.
Википедия:
Село Посад (Турчасово). Онежский район Архангельской области. Входит в состав Чекуевского сельского поселения. В 2010 г. население составляло 109 чел.
Ю.С.Ушаков:
Село Турчасово. План. Реконструкция Ю.С.Ушакова |
Основой для образования Турчасовского стана послужил укрепленный городок, заложенный новгородцами в ХII в. для защиты Онежского торгового пути, выводившего в Белое море. Он отмечен и в «Книге Большому Чертежу»: «А от устья реки Онеги вверх по Онеге 70 верст на левой стороне город Турчасов, а от Турчасова вверх 175 верст город Каргополь». Позднее невдалеке от укрепленного городка на пологом холме, огибаемом с запада Онегой, сложился посад (отсюда второе название села — Посадное). Городок еще долгое время оставался центром Турчасовского стана. (карта Турчасовского стана - в конце страницы). Со временем Онега изменила свое русло, перейдя с западной стороны холма на восточную и отрезав городок от посада, так что центральная группа деревень — Посад, Васильев Двор и Заполье — оказалась на левом берегу, а холм, на котором стоял городок, — к западу от деревни Селягино (Острожная) — на правом берегу, к тому же наполовину срезанный новым руслом Онеги.
Сайт sobory.ru (М.Ильин):
Предположительно приход образовался
в конце XV в.
От ансамбля Турчасовского "города" осталась кубоватая Преображенская церковь 1786 г. и колокольня 1793 г.
В Преображенской проводятся службы. В Преображенской церкви три престола: главный - Преображенский и еще два - Усекновения Главы Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца.
Шатровая Благовещенская церковь 1776-95 гг. сгорела
в 1964 г. от молнии.
Турчасово (Посад). Фото Ю.Огурцова |
Турчасовский приход в 1896 г.
Состоит из 15 деревень, расположенных по обеим берегам Онеги: 6 на левом берегу, 9 на правом.
Приходские храмы - на правом берегу, не далее 4-х верст от деревень.
В окружающих деревнях
было построено 6 часовен.
Приход входил в состав т.н.Турчасовской десятины или Стана Каргопольского уезда.
Дворов в приходе
(1896 г.) 309, жителей: м.п. -1068, ж.п. - 1216.
В 1849 г. открыто сельское училище, в котором в 1895-96 гг. обучалось до 70 чел.
Г.Б.Дерягин:
Противоположный правый берег называется Острожской горкой. Здесь была древнейшая новгородская крепость - Челядинов острог. В дальнейшем онежские поморы на знали звука "Ч", вместо него говорили "Ц". Поэтому село напротив Турчасово стали называть Целягино.
Первое упоминание о турчасовской церкви относится к 1436 г. Упоминается древняя церковь Николая Чудотоворца. Именно в это время Турчасово стало центром прихода. C XVI века Турчасово стали именовать городом.
Незащищенность Турчасова
привела к тому, что в 1590 г. шведы через Белое море и по реке Онеге дошли до него и легко разорили. Осенью 1613 г. отряды литовцев и поляков отправились грабить Белозерский уезд, Каргополь и и другие северные поселения. В конце ноября враги вышли к Турчасову. Их добычей стала "казна денежная, платы, церковные сосуды и паникадила,серебряные оклады и гривки...На своем пути грабители сжигали деревянные храмы, пытались поголовно вырезать жителей...". Но уже в во второй половине XVII в.Турчасово упоминается в "Книге Большому Чертежу" как крупный населенный пункт и называется городом. Город Онега в то время статуса города не имел, был селением менее значимым...
И.Бартенев, Б.Федоров:
В пятнадцати километрах от Ярнемы на зеленом холме стоит древний погост Турчасово, откуда открывается чудесный вид на долину Онеги и бескрайние поля. Не случайно на этом холме возник погост. Вероятно, еще в далекие времена новгородцы, прокладывая путь к океану, по достоинству оценили это место, удобное для устройства крепости, могущей охранять плывущие по реке струги и ладьи с товарами. О существовании тут в прошлом крепостных сооружений напоминает само название погоста — Турчасово. Турчас в переводе со славянского означает — дозорная башня.
Село Турчасово. Погост Фото из книги И.Бартенева, Б.Фелорова. |
Преображенская церковь. Фото конца XIX в. |
Благовещенская церковь. Фото конца XIX в. |
План Благовещенской церкви. Из книги Г.Гунна |
План храма был не совсем обычен. Здание как бы делилось на две части: собственно церковь с алтарным прирубом и шестистолбную трапезную с двумя алтарными приделами по углам восточной стороны и сенями, имевшими два входа: южный и северный. Обе части соединялись между собой переходом, который с северной стороны тоже имел прируб с консольной лестницей. Таким образом, в главную церковь можно было попасть или через большую трапезную, или минуя ее, через северный прируб.
Своеобразно и объемное решение церкви. В ней все подчинено единому движению, устремленному ввысь,Оно начинается медленно, с почти статичного объема низкой трапезной, перекрытой на два ската. Два возвышающихся кубических придела, завершенных кубами со стройными барабанчиками главок, усиливают плавный переход от трапезной к стройному шатру, который как бы вдруг с силой вырвался вверх, подняв массивную луковицу с тонким крестом.
Преображенская церковь. Фото Г.Бородина. 2010 г. |
П р е о б р а ж е н с к а я церковь, существующая и поныне, носит совершенно иной характер. Она имеет ярко выраженную центрическую композицию. Однако то неторопливое движение форм, которое ощущалось в Благовещенской церкви, можно наблюдать и здесь. Четыре одинаковых прируба, покрытые довольно крутыми упругими бочками, как бы поддерживают вытянутый вверх узкий параллелепипед главного объема церкви. Причем движение вверх здесь подчеркивается и собранностью главок, завершающих куб, их достаточно высокими шейками и килями бочек, образующих переход от прирубов к основному объему. Весьма любопытная деталь церкви, очень редко встречающаяся в деревянной архитектуре, — трехлопастная бочка, которая увенчивает пятистенный алтарный прируб.
В 1869 г. Преображенская церковь перестраивалась и была сильно искажена обшивкой, расширением окон и т. д.
Последнее сооружение турчасовского ансамбля — к о л о к о л ь н я ХVIII в. Высота ее 22 сажени... Колоколов — семь и самый большой из них весил восемьдесят семь пудов. Постройка отличается простотой композиции: на четверике помещается низкий восьмерик, на котором возвышается арочная галерея звона. Завершается колокольня куполом со шпилем.
Турчасовский ансамбль архитектурно объединен с жилой застройкой села. Этому способствовало, как пишет исследователь русского северного жилища П.В.Маковецкий, и «наличие одного и того же материала, одной и той же техники его обработки, общего модуля и ритма горизонтальных венцов многочисленных срубов. Ритмическое движение нарастало последовательно, с определенными интервалами и акцентами, от эпически спокойных горизонтальных изб и трапезной церкви (Благовещенской) к вертикальным объемам приделов, к необычной кубоватой форме их кровли, от медленного ритма редко расположенных жилых построек к стремительному разбегу криволинейных очертаний главок (Преображенской)...
Г.В.Алферова:
...Интересна завершением алтарной части и Преображенская церковь, где алтарь церкви и алтари прирубов покрыты одной широкой бочкой.
Г.П.Гунн:
Три огромных величавых сооружения занимали до недавнего времени центральное место на посадском холме — две церкви высотой в двадцать две сажени (сажень — 2,13 м) и колокольня. Вековой опыт плотницкого искусства, накопленные поколениями навыки достойно воплотились в турчасовском ансамбле, завершающем ХVIII век и, можно сказать, историю русского деревянного храмового зодчества.
Благовещенская церковь. сайт "Архнадзор" |
Благовещенская церковь. Трапезная. сайт "Архнадзор" |
Турчасово.
Фото Е.Шелковникова.
2011 г. |
Фото Ю.Огурцова |
Третий памятник ансамбля — колокольня 1793 года. Пожалуй, она самая высокая и значительная по размерам из всех виденных нами. Новым для нас здесь является то, что основной сруб четверика с восьмериком поставлен на более широкий в плане четверик, всего в несколько венцов. На него опираются столбы внутренней конструкции колокольни. Не доходя до земли, они тем самым предохранялись от гниения. Покрытие обычное у колоколен поздней постройки, в виде купола с длинным шпилем. В облике колокольни есть внушительность, некая скрытая мощь, которую не умаляют декоративные кокошники над углами четверика. Косящатые окна, прорезанные в восьмерике, глядят сурово, как башенные бойницы, и сама колокольня, с которой открывается далекий вид на окрестности, кажется тем самым легендарным «турчасом», дозорной башней, с которой высматривали неприятеля в годы лихолетья.
Обратимся теперь к самому селу Турчасову. Тип четырехстенной избы на высоком подклете, с четырьмя окнами по главному фасаду, с вытянутым боковым фасадом, различные усложнения этого типа — «двужирные» избы со множеством боковуш и горенок — все это мы уже встречали в нашем путешествии по каргопольским окрестностям и по реке Онеге. Но мы не встречали еще таких сел, где бы так стройно вставали в ряд избы-хоромы.
Турчасово. Фото Е.Шелковникова. 1995 г. |
Турчасово. Фото с сайта К. и А. Яночкиных |
Турчасово. Фото с сайта К. и А. Яночкиных |
Турчасово. Реконструкция Ю.С.Ушакова |
Т.М.Кольцова:
А.Б.Бодэ:
В архитектуре турчасовского храмового комплекса синтезированы традиции, относящиеся к различным периодам в развитии деревянного зодчества Поонежья. Столпообразный объём, завершённый шатром, в сочетании с обработкой кокошниками восходит к наиболее ранним поонежским традициям, предположительно появившимся в XVI веке. Архитектурно-художественный образ Преображенской церкви, насыщенный пластикой, воплощает традиции, сформировавшиеся в последней трети XVII века и получившие дальнейшее развитие во второй половине XVIII века. Шатровое завершение Благовещенской церкви было поддержано лаконичной вертикалью колокольни, а кубоватые завершения приделов выглядели как отголосок решения Преображенской церкви. Таким образом, композиционная завязка архитектурно-пространственного решения турчасовского комплекса основана на гармоничном взаимодействии двух примерно равнозначных начал – прямолинейного и пластичного.
Ансамбль в Турчасове завершает блестящий расцвет деревянного зодчества Поонежья. После него уже не было создано ни одного комплекса или отдельной постройки, столь ярко воплотившей поонежские архитектурные традиции.
Карта сельских поселений, погостов и монастырей Турчасовского стана в конце XVII - нач. XVIII вв.:
с сайта "Молодой ученый" |
Проезд:
По дороге Онега - Плесецк до Малой Фехтальмы, затем - паром на левый берег. Второй вариант - чуть выше по реке в Целягино - перевоз "по требованию" (если повезет).
Примечания:
1. Использованные источники:
- Википедия
- сайт sobory.ru
- Г.Б.Дерягин. Персональный сайт. Большая Онега.
- И.А.Бартенев, Б.Н.Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Ленинград-Москва. Искусство, 1968.
- Ю.С.Ушаков. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера.
Л., Стройиздат, 1982.
- Г.П.Гунн. Каргополье - Онега. Москва, Искусство, 1989.
- Г.В.Алферова. Каргополь и Каргополье. Москва, Стройздат. 1973.
- Т.М.Кольцова. Росписи "неба" в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск, 1993.
- А.Б.Бодэ. Деревянные храмы Русского Севера. Архитектура и местное своеобразие. МГСУ. 2011.
- сайт Архнадзор.
- семейный сайт Кирилла и Ани Яночкиных.
- сайт Моя Русь Ю.Огурцова.
- сайт Молодой ученый
2. Для незнающих - русские меры длины: сажень - 2,13-2,14 м, аршин - 1/3 аршина или 0,7 м
3. Фотографии - частично из публикаций, частично из интернета.
4. Архитектурные термины см. здесь.