НОВОДВИНСКАЯ КРЕПОСТЬ
Краткий историко-архитектурный очерк
Беломорский Север богат памятниками истории и культуры. Есть среди них и получившие всеобщую известность, такие, например, как ансамбль Соловецкого монастыря или Гостиный двор в Архангельске, о которых существует специальная и научно-популярная литература и которые известны далеко за пределами нашей области. Однако есть и другие - не менее интересные, с богатой историей, но в силу сложившихся обстоятельств не имеющие сколько-нибудь достаточной популярности. По разным причинам они как 6ы выпали из поля зрения исследователей-профессионалов и потому не изучены по-настоящему. К таким памятникам относится Новодвинская крепость. А между тем крепость эта с полным основанием - как имеющая отношение к поворотным периодам отечественной истории и как замечательный образец фортификационного искусства своей эпохи - может быть поставлена в один ряд с уникальными памятниками не только Беломорского Севера, но и всей отечественной истории и культуры.
Новодвинская крепость была заложена в самом начале XVIII века. Ее основанию предшествовали драматические события только что начавшейся Северной войны (1700-1721), которую Россия вела против Швеции за возвращение исконно русских земель на восточном побережье Балтийского моря. Первая военная неудача при осаде крепости Нарвы, когда русская армия в ноябре 1700 года потерпела жестокое поражение от войск шведского короля Карла XII, не обескуражила молодого царя Петра, но заставила его еще более решительно проводить в жизнь начатое переустройство огромного государства. Главной задачей в то время, конечно же, было создание новой боеспособной армии. Существующая система набора войска позволяла в довольно короткий срок восполнить людские потери, но вот снабжение его амуницией, оружием и боеприпасами представляло серьезную проблему. Только-только зарождающаяся отечественная промышленность не справлялась с военными заказами. Многое, слишком многое надо было закупать за границей.
Единственным морским и торговым портом России, через который в то тяжелое время страна могла получать необходимые для продолжения войны товары, был Архангельский город. Обладая незаурядным талантом полководца, Петр понимал, что шведы, конечно же, попытаются расстроить русскую торговлю с европейскими странами, поэтому вопросам обороны Севера он уделял особое внимание. Спустя всего лишь месяц после нарвской «конфузии», в Москве был написан указ, согласно которому двинскому воеводе А.П.Прозоровскому предписывалось заняться подготовкой к строительным работам, чтобы уже весной 1701 года приступить к возведению новой крепости на подступах к Архангельску со стороны моря. Указ датирован 17 декабря 1700 года. « И та крепость,- говорилось в нем,- строить города Архангельского и холмогорцы посадцкими и всяких чинов градцкими людьми и уездными Государевых волостей и архиепископскими и монастырскими крестьяны, всеми, чей 6ы хто ни был».
Для подыскания удобного для крепостного строительства места, составления...чертежей и смет на Двину был командирован инженер-фортификатор Яган (Иоган?) Адлер - иностранец немецкого происхождения, находящийся на русской службе. А чтобы быть в курсе строительных дел, царь обязал двинские власти писать ему «чрез почту почасту». Однако подготовительные дела на Двине затянулись. Местные власти, ведя дело по старинке, не очень-то спешили с исполнением царского указа. К тому же царь Петр остался недоволен работой инженера-иноземца и не утвердил к исполнению представленные им проектные документы...
В середине марта 1701 года царь Петр был вынужден вновь вернуться к вопросу о защите Архангельска со стороны моря. В это время в Москве были получены по дипломатическим каналам важные сведения о том, что шведский король Карл XII отдал тайный приказ о снаряжении военной флотилии для нападения на Архангельск. Понимая, насколько важно в сложившейся ситуации не упустить время, русское правительство немедленно уведомило двинские власти о готовящемся нападении, потребовав принятия самых решительных мер к обороне. Двинскому воеводе предписывается увеличить архангелогородский гарнизон за счет присылки «воинских людей» из Холмогор. В приморские города и посады, на Кольский полуостров и на «немецкую рубежь» (т. е. на границу) было велено немедленно послать воинские отряды для усиления стоящих там караулов. А чтобы шведы не смогли использовать местных жителей-поморов в качестве лоцманов для проводки своих судов, всему поморскому населению под страхом наказания было запрещено выходить в море.
Во второй половине марта месяца из Москвы на Двину был послан новый инженер, имя которого в царской грамоте значилось как Егор Резен. Ему царь Петр поручил сделать то, с чем не справился Яган Адлер. Причем особо указывалось, что проект должен был содержать не только масштабный чертеж, но и строительное описание укрепления.
Настоящее имя этого человека было Георг Эрнест Резе. В России он появился в середине 90-х годов XVII века, когда после неудачного первого похода на Азов царь Петр обратился к некоторым европейским правителям с просьбой о присылке на русскую службу военных специалистов. Вместе с еще одним инженером Георг Резе прибыл тогда от курфюрста Бранденбургского...
В Архангельск Георг Резе прибыл 18 апреля. Позади был почти месяц дороги, но инженер сразу же приступил к исполнению возложенного на него поручения. Несколько дней ушло на рекогносцировочные поездки по заснеженной Двине и изучение имеющихся в воеводской канцелярии документов. В результате для строительства новой крепости был признан подходящим участок земли, находящийся на побережье острова Линский Прилук - одного из самых больших островов двинской дельты, примерно в двадцати верстах от Архангельского города.
С приездом на Двину нового инженера дела строительства наконец сдвинулись с мертвой точки. В немалой степени этому, очевидно, способствовал и царский указ, подписанный Петром 3 апреля, согласно которому в Архангельске был учрежден особый орган управления строительными работами - «Семиградская ратуша», на которую возлагались все вопросы по найму рабочей силы, заготовлению строительных материалов, всевозможные расчеты и ведение отчетной документации. Во главе ратуши был поставлен сведущий в строительных делах дьяк Федор Гусев. По-видимому, в это же время или несколько позже на Двину прибыл стольник Сильвестр Петрович Иевлев, которому было поручено заведование всей материальной частью строительства и осуществление надзора за производством работ.
Точной даты начала строительных работ на острове Линский Прилук пока установить не удалось, однако известно, что в конце апреля 1701 года они уже велись. Сотни собранных на пустом до этого острове для «государева дела» людей чистили снег, рубили и сжигали поросль...
Пока на острове шли подготовительные работы, Резе приступил к составлению проекта крепостных укреплений. Поражает срок, за который инженер сумел справиться с этим делом. В надписи, собственноручно сделанной им на представленном в воеводскую канцелярию проектном чертеже, можно прочесть: «План крепости, которая по указу Его Величества Царя Петра Алексеевича на протоке новая Двинка реки Двины между городом Архангельским и Белым морем определена старанием инженера Георга Эрнеста Резе. В год 1701, 12 мая». А еще через два дня в Москву было сообщено, что выбранное под строительство новой крепости место полностью расчищено и строители приступили к открытию канав под фундаменты оборонительных стен.
Работы шли споро. Еще по зимнику или, как тогда говорили, «по лошадинному пути», к строительной площадке начали подвозить различные строительные материалы. Поскольку кроме промерзшей земли на острове Линском не было других, годных для возведения фортификационных сооружений строительных материалов, везти приходилось буквально все и в большом количестве: свайный и строевой лес, кирпичи, тесаный «стенной» камень для выкладки стен и ломаную «лещадь» для забутовок. Только ледоход приостановил доставку грузов.
После того как Двина освободилась от больших плавающих льдин и был намечен судоходный фарватер, к строящейся крепости потянулись караваны барок из Орлецов и с Пинеги. Они везли строительный камень из традиционных мест добычи на берегах рек...Используя простые орудия труда, мастера «каменного промысла» обрабатывали только что добытые бесформенные глыбы известняка, превращая их в прямоугольные блоки.
Определенную роль в строительстве крепости сыграли и северные монастыри. Согласно указаниям из Москвы, они должны были наравне с «податными» городами и посадами поставлять для строительства камень и лес, кирпичи и известь, «давать» рабочую силу. Одним из самых активных среди местного духовенства радетелем крепостного дела стал архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий. Выполняя волю царя Петра, он неоднократно бывал наездами на месте строящейся крепости и после каждого такого путешествия незамедлительно сообщал в Москву о ходе строительных дел...
Официальная закладка крепости в устье Двины состоялась 12 июня 1701 года. Накануне в канцелярии двинского воеводы было объявлено, что для участия в торжественном событии приглашаются все желающие. Особое приглашение было сделано для людей именитых - представителей светских, военных и духовных властей. В назначенный день к острову Линский Прилук подошел караван нарядно убранных судов. По существующему издревле обычаю, закладку новой крепости необходимо было произвести по возможности торжественнее, с пышной церковной службой и обязательным всеобщим угощением. После богослужения и совершения обряда освящения трассы будущих фортификационных сооружений, все присутствующие были приглашены на пир, который по обычаю оплачивался из казенных денег... Первую чашу верноподданные слуги, разумеется, подняли за здоровье царствующего монарха с подобающим для такого случая тостом и салютом из нескольких, специально доставленных на остров пушек....
В тот же самый день, когда произошла торжественная закладка крепости в устье Двины и на острове Линский Прилук вовсю шло веселье по этому поводу; в Москве стало известно, что шведская военная эскадра, сформированная по секретному приказу Карла XII для нападения на Архангельский город, уже вышла море. В срочно отправленной в Архангельск на имя двинского воеводы грамоте, помимо сведений о продвижении неприятеля, Петр потребовал от местных властей приложить все силы для организации отпора «как лучше и пристойнее и бережливее, чтоб тех не приятельских людей в Двинские устья не пропустить и города Архангельского и уезду ни до какого раззорения не допустить».
Но грамота эта опоздала. В Архангельск она была доставлена 25 июня, когда у строящейся крепости развернулись события, навсегда вошедшие в историю северного края, когда, в ходе артиллерийской дуэли между авангардом шведской флотилии, состоящим из трех боевых кораблей, и береговыми русскими батареями, устроенными неподалеку от строительной площадки, неприятель понес сокрушительное поражение и был вынужден в беспорядке отступить. В качестве военных трофеев (а это были первые военные трофеи в Северной войне) русским достались два корабля противника с полным вооружением и оснасткой, несколько знамен и большое количество боеприпасов. Стойкость и отвага защитников строящейся твердыни, проявленные при отражении вражеского нападения, сорвали попытку разорения важного стратегического и экономического пункта государства, каким был в то время Архангельск.
Сухие строки официальных отчетов и народная память сохранили множество примеров героизма и бесстрашия наших земляков, когда они ценой собственной жизни платили за победу над врагом. В наши дни не только северянам известны имена Ивана Рябова и Дмитрия Попова. Коварный замысел шведов во многом не удался благодаря самоотверженным действиям этих двух простых русских людей. Будучи захваченными в плен, они ввели в заблуждение капитана головного фрегата, в результате чего шведские корабли и оказались под огнем русских пушек. После такой «конфузии» шведы не решились на продолжение похода на Архангельск и убрались восвояси. В неменьшей степени заслуга победы должна быть отдана Сильвестру Иевлеву и инженеру Георгу Резе, которые в течение всего боя руководили действиями береговых батарей, а также десяткам простых русских воинов и «работным людям», имена которых - увы! - остались неизвестными.
Царь Петр высоко оценил победу, одержанную на подступах к Архангельску. В одном из писем своему сподвижнику Ф.М.Апраксину он не смог удержаться от радостного восклицания: «Зело чудесно, что отразили злобнейших шведов!» И радоваться, конечно, было чему. После тяжелого поражения под Нарвой, это была первая победа над неприятелем, одержанная к тому же над частью его военно-морских сил - одними из сильнейших в Европе того времени.
На следующий год, опасаясь нового нападения шведов на Архангельск, царь Петр лично прибыл в Двинское понизовье. Помимо усиления обороны северного края и надзора за строительством крепости приезд царя имел еще одну, тайную, цель, о которой было мало что известно даже его приближенным. На кампанию 1702 года русское военное командование разработало секретный стратегический план, суть которого сводилась к тому, чтобы протащить посуху через леса и топи от Белого моря на Онежское озеро два боевых корабля, затем выйти на Ладожское озеро, уничтожить там шведскую флотилию и захватить крепость Нотербург, запиравшую вход в Неву. Осуществление этого плана могло, по мыслям Петра, внести коренной перелом в ход военных действий на прибалтийском побережье.
Во время пребывания на Двине Петр выбрал местом своей резиденции остров Марков напротив возводившейся крепости, как бы подчеркивая, какое большое значение придает он затеянному строительству. Ежедневно царь на лодке переправлялся на строительную площадку и лично наблюдал за ходом работ. 6 августа Петр покинул Архангельск вместе с отрядом преображенцев и кораблями, которые по 160-верстной просеке, получившей затем название «государевой дороги», были за 10 суток протащены от Нюхчи до Повенца, Замысел Петра блестяще осуществился. Русские войска взяли Нотербург, а затем и Ниеншанц, расположенный в устье Невы. После этих побед внимание Петра прежде всего было обращено на западные границы государства. Но строительство крепости на острове Линский Прилук продолжалось.
Почти пять лет шло возведение крепости на подступах к Архангельску. Основные строительные работы были завершены в 1705 году, о чем сохранилась запись в Двинской летописи, но еще почти десять лет потребовалось на различного рода достроечные дела. Так, например, только в 1711 году окончательно была «доделана» внешняя линия земляных фортификационных сооружений, а в 1714 году на северной стороне крепостной ограды закончено строительство равелина - дополнительного оборонительного сооружения ... для прикрытия от неприятельских выстрелов северной крепостной куртины...и для размещения здесь части крепостной артиллерии и гарнизона.
План Новодвинской крепости (кон.18 в.) |
По своим масштабам возведение новой крепости в устье Двины стало крупнейшим строительным делом на Беломорском Севере не только петровской эпохи, но и всего XVIII столетия. В него были вовлечены огромные материальные и людские ресурсы Двинского края. По различным сведениям в строительных работах ежегодно принимали участие от полутора до двух тысяч человек, а в отдельные годы количество работающих здесь людей увеличивалось до трех тысяч. Почти все работы производились силами местного поморского населения и финансировались за счет дополнительных налогов.
Бастион Рогаточный (реконструкция А.Смирнова) |
Свыше полутора столетий просуществовала Ново-двинская крепость как боевая единица Российского государства. И хотя за все это время установленным на крепостных валах орудиям так и не пришлось сделать по неприятелю ни единого выстрела, без всякого сомнения можно утверждать, что безопасность Архангельска во многом предопределялась именно расположением на подступах к нему мощного фортификационного укрепления, возведенного по всем правилам военно-инженерного искусства.
В последний раз свою оборонительную функцию Новодвинская крепость выполнила в период Крымской войны (1853-1856), когда над Архангельском вновь нависла реальная угроза нападения со стороны англо-французской эскадры. В 1854 году крепость была объявлена на военном положении, а некоторое время спустя и на осадном. В срочном порядке тогда довооружили и подправили крепостные сооружения, усилили крепостной гарнизон. На нескольких островах обширной двинской дельты, в наиболее выгодных в военном отношении местах, были возведены дополнительные артиллерийские позиции и наблюдательные пункты.
Эти и другие превентивные меры русского командования сыграли свою роль: после неудачной попытки высадить морской десант с кораблей на остров Мудьюг, неприятельская эскадра, как и полтора столетия назад, не отважилась войти в устье Северной Двины, опасаясь огня крепостных орудий. Спустя семь лет после окончания Крымской войны, 12 января 1863 года, Ново-двинская крепость была погашена в списках укреплений Российской империи, а в мае месяце следующего крепостные сооружения были переданы в распоряжение местных церковных властей.
...Первые попытки научного изучения Новодвинской, крепости были предприняты незадолго до начала первой мировой войны. В 1911 и 1913 годах крепость обследовала группа специалистов во главе с основоположником отечественной школы научной реставрации архитектурных памятников П.П.Покрышкиным. Исследователи определили тогда степень сохранности фортификационных и внутрикрепостных сооружений, сделали несколько десятков фотоснимков. В результате этих экспедиаций был собран ценный материал о, по сути, забытом памятнике военно-инженерного искусства петровского времени. По предложению исследователей, Новодвинская крепость (вернее, ее остатки) была введена в свод достопримечательных мест Российской империи. Трудно сказать, как могла бы сложиться в дальнейшем судьба крепости, но дальнейшему ее исследованию помешала начавшаяся вскоре война.
После Великой Октябрьской социалистической революции Новодвинская крепость и все находящиеся на ее территории сооружения были переданы Отделу борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью (ОБДББ) при органах НКВД Архангельского губисполкома. Позже здесь была размещена исправительно-трудовая колония для взрослых преступников (заметим в скобках, что тут же отбывали сроки и те, кто подвергался необоснованным репрессиям в 30-е годы)...
К сожалению, до наших дней большинство внутрикрепостных сооружений не сохранилось. Сегодня можно увидеть только случайно уцелевший, хотя и несколько измененный поздними перестройками пороховой погреб в северо-западном бастионе и имеющие значительные разрушения здания казематов обоих крепостных ворот. Остальные постройки исчезли без следа. Из сооружений фортификационного комплекса в относительно хорошем состоянии находятся южная и западная части главной крепостной ограды и небольшой по протяженности участок, расположенный на берегу Двины. Все прочие оборонительные сооружения сохранились фрагментарно и чрезвычайно плохо.
Примечания:
1. Текст из сборника "Летописец Севера". Архангельск,
Сев.-зап. изд-во, 1990 г.
2. Подробнее о новодвинской крепости и фотографии для заинтересованных (окончание этой же статьи) см.
здесь.
3. Иллюстрации - из статьи.
Перейти на страницу ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РУССКОГО СЕВЕРА.