Маршруты волоков
Чтобы попасть на Север, новгородцам приходилось преодолевать целую систему водно-волоковых путей. Озерно-речная сеть Приладожья и Поонежья являлась оживленной транспортной системой, единственно возможной в этом таежном крае, по которой осуществлялся грузооборот между Москвой — Великим Новгородом и Архангельском. Главный поток грузов шел через водораздел Балтийского и Белого морей по маршруту: оз. Ильмень — р. Волхов — Ладожское озеро — р. Свирь — Онежское озеро — р. Водла — ее приток р. Мышьи Черевы — волок (6 верст) — оз. Волоцкое — р. Волошева — оз. Почозеро — р. Поча — оз. Кенозеро — р. Кена — р. Онега — далее вниз к Онежской губе Белого моря и к Соловецким островам. Именно этот путь на восток и север новгородцы предпочитали другим, т. к. он на всем протяжении был достаточно безопасен и недоступен ни для внешних врагов, ни для внутренних соперников.
В 1496 году оживленность Черевского направления Кенского волока заметил московский писец Юрий Сабуров, в результате на провоз по нему товара были наложены высокие пошлины. Повышение оброчной пошлины привело к тому, что маршрут был проложен южнее и соединил р. Водлу и оз. Кенозеро через р. Кумбаса и оз. Кумбасозеро. Следующий писец при составлении «Писцовой книги 1563 года» по поводу Черевского волока заметил: «... а гости той дорогою ныне не ездят; а ездят новою дорогою».
Преимущества Кумбасозерского направления Кенского волока были оценены
торгово-промысловыми людьми. Маршрут Кумбасозерского пути был в два раза короче Черевского направления и более безопасен, т.к. порог 4 степени сложности, расположенный на р. Водле между устьями рек Мышьи Черева и Кумбаса, оставался в стороне от основного водного пути.
В начале ХVIII века Поонежье оказалось в стороне от основных торговых путей, рассчитанных на внешний рынок. В Военно-статистическом обозрении Российской Империи за 1853 год отмечалось, что древний торговый путь использовался Адмиралтейством для доставки снарядов и припасов в Архангельск. Старые торговые пути оставались только для населения Водлозерья и Кенозерья и территорий Поонежья. Вплоть до начала ХХ века водно-волоковые пути от оз. Водлозеро на Кенозеро [через] р.Череву и р. Кумбаса, где происходил обмен рыбы на хлеб, соль и промышленные товары, продолжал существовать.
Окончательное исчезновение волоков и потеря экономического значения этого водного пути произошли в советское время в результате строительства Беломорско-Балтийского канала. В целом торговый путь из Великого Новгорода к Белому морю через Кенский волок во многом определил формирование культуры края.
Экспедиция на Кумбасозерский волок 2010 года
Учитывая историко-культурное значение данного торгово-транспортного пути осенью 2010 года была организована экспедиция, в состав которой вошли историки, этнографы, археологи, мастера - берестянщики. Маршрут экспедиции охватывал Кумбасозерское направление Кенского пути: оз. Кенозеро (от деревни Минино) — волок (18 км) — оз. Кумбасозеро — р. Кумбаса.
Полевая экспедиция предусматривала сбор общей историко-этнографической, топонимической и этноархитектурной информации об объектах природного и историко-культурного наследия, расположенных вдоль Кумбасозерского волока. Из собранного материала были выделены сведения, подтверждающие возможность использования маршрута экспедиции в качестве одного из направлений развития социально-экономических и историко-культурных связей на Русском Севере.
Маршрут
Географическое направление Кумбасозерского волока — строго с запада на восток — имеет соответствие с наиболее распространенным в Поонежье волоковым вариантом. В непосредственной близости от волоков на берегах крупных водоемов в ХI—ХIII веках начала формироваться сеть населенных пунктов.
Археологические находки
...И.С.Поляковым, путешествовавшем по Олонецкой губернии в 1871 году, на пахотных землях деревни Кумбасозеро были зафиксированы остатки жилища и многочисленные орудия труда периода каменного века. Археологом А.Г.Едовиным, принимавшем участие в экспедиции по реконструкции Кумбасозерского волока, на восточном берегу оз. Кумбасозеро был открыт новый памятник — стоянка и селище Кумбасозеро II, которые зафиксированы по находкам в виде фрагментов ямочно-гребенчатой керамики, кремневых отщепов и орудий эпохи неолита (V—IV тыс. до н.э.), а также развал красноглиняного сосуда и фрагмент белоглиняного тонкостенного сосуда, датируемые ХV—ХVII веками. Таким образом, получил подтверждение факт существования здесь поселения с глубокой древности до позднего средневековья.
Занятия и самобытность кумбасозеров
Первоначально перетаскивание водно-волоковых судов происходило вручную, в дальнейшем при транспортировке лодок стала использоваться конная тяга, что ставило охотников-промысловиков и торговцев в определенную зависимость от местных жителей. Население, проживавшее в маркирующих концы волока населенных пунктах, следило за расчисткой дорог, за плату предоставляло лошадей для переволакивания торгово-транспортных судов и грузов, оказывало услуги по текущему ремонту судов и предоставлению временного жилья. Информанты — кумбасозеры неоднократно подчеркивали, что несмотря на низкий уровень плодородия сельскохозяйственных угодий, окружавших деревню Кумбасозеро, и незначительные урожаи, население деревни отличалось благополучным экономическим состоянием. В первой половине ХХ века, по свидетельству информантов, кумбасозеры продолжали предоставлять для людей, следующих транзитом из Карелии в Кенозерье или обратно, лошадей и сани-волокуши, на которые устанавливались лодки.
Жители деревни Кумбасозеро обладали самоназванием «кумбасозеры» и имели четкие представления о границах расселения своей группы, а сама территория бытования группы была отделена от ближайших соседей не менее, чем на 20 км. Самоназвание «кумбасозеры» базируется на притяженности поселения к самому важному географическому объекту на территории их расселения. Одним из факторов, культивирующих особое этническое самосознание кумбасозеров, являлось расположение поселения в очень важном, с их точки зрения, месте, которое на протяжении всей истории населенного пункта находилось на пересечении социально-экономических и культурных связей Водлозерья и Кенозерья.
Планировка поселений и конструкция домов
В связи с трансформацией деревень Кумбасозеро и Минино в 1950—1960-е годы в разряд утраченных деревень часть жилых и хозяйственных построек была перевезена в другие населенные пункты, часть разрушилась под влиянием объективных и субъективных факторов, что очень осложнило обследование поселений. В результате работы с информантами было сделано заключение о рядовой, уличной планировочной структуре деревень Кумбасозеро и Минино, возникших на высоких берегах озер Кумбасозеро и Гамозеро. Жилые дома располагались фасадами друг к другу, т.е. береговая линия в обследуемых поселениях не использовалась как структурообразующий элемент. Отличительной особенностью архитектурно-планировочной структуры деревни Кумсасозеро являлось наличие крупного культового объекта на краю поселения с трансформацией деревенской улицы в площадь.
При исследовании сохранившихся или руинированных жилищ отмечено распространение в данных населенных пунктах домов — комплексов (домов — дворов), 0бъединяющих под одной крышей или под системой крыш жилые и хозяйственные помещения. Преобладающим типом дома—комплекса в обследуемом районе является «брус» (с однорядной последовательной связью жилой и хозяйственной частей и общим направлением коньков крыши). По свидетельству информантов, в обоих поселениях большая часть домов была одноэтажной, но имелись двухэтажные дома, которые в настоящее время зафиксировать не удалось.
Сакральные объекты маршрута
Обследованные во время экспедиции деревни Кумбасозеро и Минино относятся к линейному типу сакральной структуры, который в своем пространственном выражении имеет сложную организацию и состоит из нескольких почитаемых объектов, которые охватывают пространство деревни и округу, маркируя ее основные точки и границы. В результате экспедиции зафиксированы различные сакральные объекты: одна церковь — церковь во имя св. Пророка Илии (деревня Кумбасозеро), З часовни: часовни Казанской иконы Божией Матери и Георгия Победоносца (деревня Минино), часовня Николая Чудотворца (деревня Кумбасозеро), одно кладбище (деревня Кумбасозеро), 2 «святых» рощи (деревни Минино и Кумбасозеро), одно священное дерево — остатки «святой» рощи (деревня Кумбасозеро).
Обследованные «святые» рощи, по мнению информантов, принадлежат том святому, в честь которого в роще построена церковь или часовня. Так, в деревне Кумбасозеро находилась Ильинская роща, рядом с деревней Кумбасозеро располагается Никольская роща, у деревни Минино — Казанская «святая» роща, названные в честь святых, которым был посвящен тот или иной культовый объект. Особое место занимают расположенные на кладбищах «поминальные» рощи, к каковым относится единственная «священная» ель, оставшаяся от «святой» рощи, посаженной некогда на кладбище у Ильинской церкви (деревня Кумбасозеро). Анализ состава деревьев обследованных «святых» рощ показал доминирование хвойных пород.
Во время экспедиции собирался материал по календарной обрядности, связанной с рощами. По информации, зафиксированной в результате опроса информантов, установлено, что жители деревни Кумбасозеро 7 июля праздновали в «святой» роще день Иоанна Крестителя («Иванов день», день «Ивана — травника»), что полностью соответствует подобной традиции, распространенной в Кенозерье.
Во время экспедиции обследованию подверглись культовые объекты: деревянная
церковь св. пророка Илии в деревне Кумбасозеро, часовня Казанской иконы Божией Матери и часовня Георгия Победоносца в деревне Минино, традиционно маркировавшие волок и являвшиеся общественными центрами населенных пунктов.
Архитектурные особенности построек
....Из предметов архитектурного декора в деревне Кумбасозеро особый интерес представляют декоративные обрамления окон, зафиксированные в достаточном количестве для констатации определенных выводов. Обследованные наличники относятся к категории наиболее художественно выразительных и пышно украшенных резьбой с развитыми составными элементами...
Топонимика географических названий
На протяжении всего периода реализации проекта собирался топонимический материал, который позволил сделать предварительные научные заключения. Топонимия исследуемой территории складывалась в течение длительного времени и имеет разные этноязыковые истоки. Выявлен ряд топонимов с финно-угорскими языковыми истоками, которые перемежаются с бесспорно славянскими моделями называния географических объектов. К выявленным гидронимам дославянского происхождения относятся названия р. Кумбаса, оз. Кумбасозеро, р. Гузеньга, р. Максара, р. Ендрика. В настоящее время указанные выше гидронимы не поддаются удовлетворительной этимологизации, исследователи относят их к «речным суффиксам» доприбалтийско-финского топонимического пласта. В связи с неокончательной выясненностью этимологической основы гидронимов, невыяснена и этимология ойконима «Кумбасозеро».
Противоположная ситуация сложилась в отношении этимологической основы ойконима «Минино», которое происходит от имени «Мина» (в переводе с греч. — месячный, лунный), распространенного среди славянского населения. В конце ХIХ века деревня Минино имела название «Минин Конец», «Минин конец на волоке» или «Минин наволок», сохранившее имя первопоселенца или владельца этого участка Кумбасозерского волока и доказывающее расположение населенного пункта на маршруте транспортной магистрали.
Древняя маркировка маршрута
Испытания берестяного каюка и берестяных предметов быта
Второй важнейшей целью экспедиции являлась реконструкция и практическая апробация лодки, изготовленной по типу распространенного средневекового торгово-транспортного водно-волокового судна. В результате историко-архивных изысканий об основных типах водно-волоковых судов, применявшихся на Русском Севере в средневековый период, их тактико-технических характеристиках и особенностях был сделан вывод о возможности использования в качестве водно-волокового судна каркасной берестяной лодки «берестяной» каюк, т.к. это судно относилось категории судов легких, крепких, вместительных. имевших безопасную удобную форму, пригодную для плавания как по мелководным рекам, так и по болъшим озерам.
Авторским коллективом посредством сопоставления полученных данных о размерах судов и численности экипажа, качественном и количественном содержании грузов были разработаны тактико-технические характеристики типового средневекового водно-волокового судна «берестяной каюк». Летом 2010 года А.В.Шутихиным из материалов (кора березы, льняная крученая пить, применявшаяся при сшивании скалин (листов бересты), драница (щепанная сосна), послужившая материалом для каркаса лодки (шпангоутов, бортов и стрингеров)), известных в средневековую эпоху, по средневековым технологиям была построена каркасная берестяная лодка.
Тактико-технические характеристики изготовленного «берестяного каюка" (вес —32 кг, длина —5 м, ширина — 1 м, высота борта —40 см, экипаж 3—4 человека, грузоподъемность 50— 150 кг) наиболее полно соответствуют техническим особенностям типового средневекового водно-волокового судна.
Полевые испытания каркасной берестяной лодки, изготовленной по типу средневекого водно-волокового судна «берестяной каюк», были осуществлены в сентябре 2010 года на маршруте, совпадающем с пешеходной частью Кумбасозерского пути (деревня Минино, Кенозерский национальный парк, Архангельская область) — оз. Педозеро — оз. Святозеро — оз. Кумбасозеро — деревня Кумбасозеро). Сухопутное расстояние от деревни Минино до оз. Кумбасозеро составляет 18 км. Более 15 км реконструированный «берестяной каюк» с зафиксированным в нем снаряжением экспедиции весом более 50 кг переносился двумя участниками экспедиции. В местах совпадений дороги с берегами двух озер (оз. Педозеро, оз. Святозеро), каркасная берестяная лодка использовалась по прямому назначению: под управлением А.В.Шутихина перевозила все снаряжение экспедиции, суммарный вес которого составлял более 170 кг. Реконструированный «берестяной каюк» также испытывался на большом водоеме — оз. Кумбасозеро, площадь зеркала воды которого составляет более 12000 кв.м. В целом «берестяной каюк» прошел по воде около 30 км. Причем испытания каркасной берестяной лодки проводились в различных вариациях: перенос лодки сквозь заросший кустарником лес; плавание с экипажем в составе 2 человек и грузом около 50 кг по мелководной каменистой р. Гузеньга, впадающей в оз. Кумбасозеро, плавание по оз. Кумбасозеро при сильном встречном ветре с экипажем в 3 человека и грузом более 20 кг; плавание при сильном попутном ветре под парусом и т.д.
При всех испытаниях ремонт потребовался один раз: 2 трещины размером до 5 см, образовавшиеся в результате испытаний, были заклеены смесью еловой смолы с жиром. Все варианты использования «берестяного каюка» доказали его выносливость, несмотря на хрупкость бересты, из которой он изготовлен, легкость при передвижении по суше, на воде — маневренность и устойчивость, т.е. способность противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения их действия.
Во время экспедиции из подручного материала — коры березы А.А.Полежаевым было изготовлено походно-промысловое снаряжение (лапти, котелок, тарелка, ложка, стакан, черпак для каши, супа; чехол для топора, крошни для переноса тяжестей в лесу; пестерь — традиционный заплечный плетеный короб; солоник под соль), которое подверглось практическим испытаниям в полевых условиях, что позволило сделать вывод о легкости изготовления и возможности использования подобного снаряжения в походных условиях).
Заключение
Таким образом, в ходе экспедиции были собраны сведения, подтверждающие возможность использования предполагаемого маршрута экспедиции в торгово-транспортных целях в период Средневековья, в Новое и Новейшее время. В настоящее время «берестяной каюк» экспонируется в экспозиции «Рухлядный амбар. Открытый показ фондов», в ближайшей перспективе берестяные каркасная лодка и походно-промысловое снаряжение войдут в экспозицию «Кенозерский ковчег».
Примечания:
1.
Из сборника материалов V Всероссийской научно-практической конференции "Кенозерские чтения-2011", Архангельск, 2012.
2. С небольшими сокращениями. Разбивка на разделы - наша.
3. Вальмовая крыша - 4-скатная крыша с треугольными скатами от конька до карниза (вальмами) по торцовым сторонам (БСЭ).
4. Другие материалы о Кенских волоках, фотографии и описание испытаний на Кумбасозере - в статьях А.Шутихина, А.Полежаева, А.Бобкова в подборке "Кенские волоки".
5. Фотографии - с сайта "Северная береста" и из архива сайта.