А.И. Анциферова
главный хранитель музейного фонда  НП "Кенозерский"

ИСТОРИЧЕСКИЕ СПРАВКИ ПО КЕНОЗЕРСКИМ ДЕРЕВНЯМ
(из книги В.Беляевой "Кенозерские деревни. С памятью наедине")


Перечень описаний деревень:
1. Бояринова. 2. Бухалово. 3. Городское. 4.Емельяновская (Запростье).
5. Качикова Горка. 6. Кривцово. 7. Роймова. 8. Сивцева. 9. Тамбич-Лахта.
9. Телицына. 10. Тырнаволок.


Деревня Бояринова

Деревня Бояринова располагалась на берегу озера Кенозеро.

Происхождение названия деревни точно не установлено. «Бояр» или «боер» - мосток для полоскания белья. Кроме того, название могло быть дано как напоминание о принадлежности к «бояринским» (боярским) землям в XVI-XVIIвеках.

Первое упоминание о поселении встречается на карте «Генеральный план Пудожского уезда Олонецкой губернии», составленном около 1788 года, где деревня названа как «Артемовская Бояринова-то».

В 1843 году в деревне Бояриновой числилось 4 двора, в которых проживали 11 мужчин и 12 женщин, спустя три года – 6 дворов, 26 мужчин и 23 женщины. Следующие данные по численности относятся к 1874 году: 9 дворов, 24 мужчины и 33 женщины. В конце XIX века наблюдается сокрашение населения. В 1881 году в деревне проживал 51 человек (23 мужчины и 28 женщин), а в 1890 году – 27 мужчин и 21 женщина. В середине 1940 – начале 1950-х годов в деревне осталось всего две семьи, состоявшие из 10 человек. 5 домов были заброшены.

В конце XIX века жителями деревни Бояриновой в древней Святой роще была построена часовня во имя Праведного Симеона и Анны-пророчицы, приписанная с 1890 года к церкви Успения Божией Матери Кенозерского погоста. Богослужение в часовне совершалось 16 (3 по старому стилю) февраля. В конце 1930-х годов часовня была перестроена под жилое помещение.

Еще в 1950-х годах все поля вокруг деревни были распаханы, сохранялись два гумна для обмолота зерна, остаки кузницы.

В началк 1960-х годов деревня жителями была покинута.


Деревня Бухалово

Деревня Бухалово расположена в юго-западной части озера Долгое на полуострове, разделяющем озеро и залив Тамбич-лахта.. Южная часть полуострова носит местное название Часовенный нос, а северную часть жители традиционно называют Подмылина. Подступы к дероевне с северо-запада преграждаются единичным в регионе топким местом – болотом Морошечник. Со всех остальных сторон селение окружено полями и пожнями, сохранившими давние названия: Боровухи, К;лочьеватик, Лёпручей, Муди, Спицына поляна, Кишка, Фофура, Лямки, Ямы.

Точное время возникновения поселения неизвестно. На карте «Генеральный план Пудожского уезда Олонецкой губернии» 1788 года указаны две деревни, располагавшиеся на этом месте – «Илюхинская» и «Родионовская-то». Однако в «Ведомости о церкви Успения Божией Матери Кенозерского погоста» за 1843 год упоминается уже деревня Бухалова.

На пригорке в конце деревенской улицы крестьяне поставили часовню во имя Святителя Николая Чудотворца. Это случилось, вероятно, не позднее начала XIX века, поскольку в 1846 году в «Ведомости о церкви Успения Божией Матери Кенозерского погоста» эта часовня уже считалась старой. Местный праздник — «Никола вешний», так как богослужение совершалось один раз в год — 22 мая (9 мая по старому стилю). Существующий облик часовня приобрела после перестройки 1913 года. Сохранилась надпись, сделанная подрядчиком над входом в паперть: «1913 года 12 iюля М.К. Фёдоръ Я.Никифоровъ». В настоящее время часовня во имя Святителя Николая Чудотворца — объект культурного наследия Архангельской области.

В этой часовне находилась древняя икона «Богоматерь с Младенцем и пророк Илия» (конец XV века, новгородская школа), которая сейчас хранится в ГМО «Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск).

На протяжении XIX века наблюдался значительный рост деревни. В 1843 году в деревне Бухалово насчитывалось 4 двора, 28 мужчин и 46 женщин. В 1874 году в деревне числилось 10 дворов, в которых проживали 38 мужчин и 43 женщины. Спустя 9 лет домов уже было 11, а жителей 86, из которых 34 мужчины и 52 женщины. В 1905 году в деревне насчитывалось 15 домов, а число жителей достигло уже 104 человек (47 мужчин и 57 женщин). В настоящее время в деревне Бухалово насчитывается 11 домов, но только в 2-х из них есть постоянные жители — 7 человек. Остальные дома оживают в летний период либо совсем заброшены...

Жители традиционно занимались земледелием: в 1905 году всё население деревни считалось крестьянским. Рыболовство и охота издавна кормили деревню. Также одно из основных занятий — скотоводство: в начале XX века жители деревни держали 20 лошадей, 34 коровы и 43 головы прочего домашнего скота. В деревне сохранились остатки кузницы, на Шаймручье — остатки деревенской мельницы. В окрестностях деревни находится, как говорили старожилы, «хорошая» глина: бухаловцы сами делали кирпичи.

В начале 1930-х годов в деревне был создан колхоз имени Во­рошилова, который позднее вошёл в состав колхоза «Правда Севера». В 1969—1992 годах деревня являлась частью совхоза «Кенозерский», здесь располагались животноводческие фермы.


Деревня Городское

Деревня Городское располагается на «горбыти» — западном высоком берегу озера Долгое.

Первое упоминание деревни, которая в то время называлась «Гороцкая», встречается в «Генеральном плане Пудожского уезда Олонецкой губернии», составленном около 1788 года.

В 1843 году деревня Гороцкая (такое название упоминается в архивных документах) состояла из 6 домов, в которых проживали 24 мужчины и 26 женщин. В 1874 году в населённом пункте, называемом уже деревней Городское, числилось 10 дворов с 91 жителями (38 мужчин и 53 женщины). В 1883—1905 годах население деревни было достаточно стабильным: составляло 100 человек, проживавших в 13 домах. В начале XX века жители деревни держали 15 лошадей, 30 коров, 40 голов прочего скота.

На окраине деревни, у сельской дороги, была построена часовня во имя Великомученика Димитрия Солунского. Упоминания о ней появляются в «Ведомости о церкви Успения Божией Матери Кенозерского погоста» только в 1890 году. Богослужение в часовне совершалось 8 ноября (26 октября по старому стилю). В Кенозерье Великомученика Димитрия Солунского почитали как покровителя скота. Часовня во имя Великомученика Димитрия является объектом культурного наследия Архангельской области.

В настоящее время в деревне находится только один дом, который оживает в летнее время.


Деревня Емельяновская (Запростье)

Точное время возникновения поселения в этом месте неизвестно, но уже в конце XVIII века деревня Емельяновская указывалась на «Генеральном плане Пудожского уезда Олонецкой губернии»...

В 1873 году деревня упоминалась под двумя названиями, из которых первое официальное — Емельяновская, а второе — Запростье. Емельянова прость отделяет западный берег Кенозера, где находится деревня, от островов напротив.

В болотистом месте у деревни стояла маленькая часовенка во имя Обретения иконы Казанской Божией Матери. Праздник, получивший народное название «осенняя Казанская», отмечался 4 ноября (22 октября по старому стилю). Часовенка эта, известная только по воспоминаниям старожилов, ни в одной церковной ведомости не значилась. В настоящее время утрачена.

Деревня Емельяновская всегда была небольшим населённым пунктом. На протяжении XIX века численность населения была стабильной. В 1843 году в деревне числилось 3 двора, 13 мужчин и 24 женщины. К 1874 году в Емельяновской насчитывалось уже 5 домов и 43 жителя. К концу XIX века в деревне был построен ещё один дом, а численность населения осталась прежней. В 1920 году в деревне уже 8 хозяйств, проживали 25 мужчин и 36 женщин. В 1950-е годы — три семьи, состоявшие из 9 человек.

В начале 1990-х годов деревня была покинута жителями. В настоящее время возрождается: сейчас уже три дома, в одном из них постоянные жители, а в два дома приезжают на лето художники.


Деревня Качикова Горка

Деревня Качикова Горка расположена на берегу озера Долгое — среднего озера в кенозерской системе озёр.

Происхождение названия, а также время появления этого населенного пункта точно не установлено. Однако изестно, что уже в 1843 году в деревне Качикова Горка (в архивных документах деревня упоминается как «Качакова Горка») насчитывалось 6 дворов, в которых проживали 26 мужчин и 24 женщины. На протяжении всего XIX века наблюдалось увеличение числа жителей деревни. Так, в 1883 году в 10 домах числилось 38 мужчин и 48 женщин. За следующие 7 лет количество домов — дворов увеличилось ещё на 3. В 1930—1940-е годы в деревне, по воспоминаниям старожилов, располагалось 22 дома. В настоящее время 6 домов и 7 жителей.

Религиозным центром деревни являлась часовня во имя Преподобного Макария Желтоводского, богослужение в которой совершалось 7 августа (25 июля по старому стилю). Часовня, построенная предположительно в первой половине XIX века, впервые упоминается как приписная в ведомости церкви Успения Божией Матери Кенозерского погоста в 1846 году. В конце XIX века «пришедшая от древности в ветхость часовня при деревне Качикова Горка трудолюбием, усердием и прилежанием крестьян означенной деревни Михаилом и Александром Ивановыми Шишкиными вновь переустроена, обшита тёсом и выкрашена белою краскою, кроме того за свободностью места в иконостас прибавлено 7 икон». В советские годы часовню разорили, иконы спрятали. Старожилы вспоминали, что на «росстанях» был поклонный крест.

Жители деревни традиционно занимались земледелием, скотоводством. В деревне было развито кузнечное дело, прядение, ткачество, рыболовство, собирательство, охота, гончарство: делали и горшки, и игрушки. В 1913 году в Качиковой Горке было две кожевенные мастерские, владельцами которых являлись Тимофей Григорьевич и Сергей Григорьевич Машаковы. В 1930—1960-е годы на ручье, впадающем в озеро Шаймозеро, стояла мельница.

В начале 1930-х годов все крестьянские хозяйства деревни были объединены в колхоз имени Ворошилова. В 1969—1992 годах деревня входила в состав совхоза «Кенозерский».


Деревня Кривцово

Деревня расположена на восточном берегу кенозерского залива Тамбич-Лахта, в шести километрах от деревни Вершинине На карте «Генеральный план Пудожского уезда Олонецкой губернии» 1788 года деревня названа «Вачеховская Кривцова-то», однако уже в 1843 году в «Ведомости о церкви Успения Божией Матери Кенозерского погоста» именовалась деревней Кривцовой, в 1873 году — Кривцовой Лахтой.

Во второй половине XIX века происходит рост деревни. В 1843 году деревня состояла из 6 домов, в которых проживали 26 мужчин и 49 женщин. Спустя 30 лет — 12 дворов и 88 жителей (40 мужчин и 48 женщин). В 1890 году в 13 деревенских домах проживали 83 человека. К 1920 году в деревне было построено 22 дома, численность населения выросла: 57 мужчин и 64 женщины. В 1950—1960-е годы в деревне, по воспоминаниям старожилов, было «больше десятка домов и около сотни жителей». Часть домов была двухэтажной, принадлежала зажиточным хозяевам, которых в начале 1930-х годов раскулачили и выслали из деревни.

Общественным центром деревни являлась часовня во имя Святителя Филиппа Митрополита Московского, построенная на высоком берегу залива, за деревенской околицей. Ко времени первого упоминания об этой часовне в 1846 году в «Ведомости о церкви Успения Божией Матери Кенозерского погоста» она уже считалась старой, что позволяет предположить более раннюю дату её строительства — начало XIX века. Официально богослужение в часовне совершалось 22 января (9 января по старому стилю). Однако местные жители вспоминают, что был ещё один часовенный праздник, отмечавшийся 16 (3) июля. Эти праздники жители называли: «Филипп зимний» и «Филипп летний».

В советские годы часовня была закрыта, в ней открылся магазин, в котором долгое время работал Степан Нечаев.

В 2007 году на часовне были проведены реставрационные работы. В настоящее время часовня имеет статус объекта культурного наследия Архангельской области.

В начале 1930-х годов все личные крестьянские хозяйства были объединены в колхоз имени XVII партийного съезда. По воспоминаниям уроженцев деревни, в Кривцово действовали кузница, конюшня, ферма, овчарня, птицеферма, на ручье в сторону Карелии стояла мельница.

В 1970—1980-е годы количество жителей резко сократилось. В настоящее время в деревне сохранились только 3 дома, постоянных жителей нет.


Деревня Роймова (Подъельник)

Деревня Роймова (Подъельник) расположена на берегу озера Кенозеро.

Деревня Роймова впервые упоминается на карте «Генеральный план Пудожского уезда Олонецкой губернии» 1788 года. На протяжении всей своей истории деревня относилась к числу небольших населённых пунктов: в 1843 году числилось 3 двора, 13 мужчин и 24 женщины; в 1874 году — 5 дворов, в которых про­живали 37 человек. Последние архивные данные о численности населения деревни приходятся на 1890 год: 5 дворов, 11 мужчин и 17 женщин.

С 1890 года в ведении церкви Успения Божией Матери Кенозерского погоста значится часовня в честь Обретения честных вериг апостола Петра при деревне Роймовой. Богослужение в часовне совершалось 29 января (16 по старому стилю). С приходом этого праздника начинал ломаться лёд и у крестьян бытовала поговорка: «На Петра вериги, трутся крыги (льдины)». В народе этот праздник больше известен как «Зимние петровки». По воспоминаниям старожилов, часовня была большая, шатровая. В конце 1950-х годов деревенская святыня, оставленная без присмотра, находилась в аварийном состоянии. Что с ней стало в последующие годы, никто уже вспомнить не может.

В деревне Роймова (Подъельник) местными жителями некогда был поставлен поклонный крест, который в начале 1980-х годов был сожжён. В 2014 году по инициативе Валентины Егоровны Беляевой Сергей Викторович Овчинников изготовил поклонный крест, который был установлен Александром Николаевичем Подосёновым.


Деревня Сивцева

Первое упоминание о ней можно встретить на «Генеральном плане Пудожского уезда Олонецкой губернии» 1788 года. На этой карте деревня указана под названием: «Тереховская Сивцова то».

В XIX веке этот населённый пункт относился к разряду небольших. В 1843 году в деревне в трёх домах проживали 11 мужчин и 12 женщин. К 1874 году произошло незначительное увеличение населения: домов стало 4, а жителей 32 (14 мужчин и 18 женщин). Самое значительное количество жителей приходилось на 1883 год: 22 мужчины и 23 женщины. С конца XIX века и до полного исчезновения в середине 1960-х годов наблюдалось постепенное уменьшение населения. Так, в 1950-х годах в деревне проживали только две семьи, состоявшие из 8 человек.

В Сивцевой не было своей часовни. Жители деревни посещали часовню во имя Вознесения Господня, построенную в середине XIX века в соседней деревне Телицыной. Недалеко от деревни Сивцевой в святой роще, называемой жителями «Всех скорбящих», был установлен поклонный крест, на который с молитвой «вешали заветные пелены».

В начале 1930-х годов Сивцева вместе с соседней деревней Телицыной были объединены в колхоз «Красный Октябрь».

В настоящее время деревня жителями покинута, домов не сохранилось.


Деревня Тамбич-Лахта

Деревня, расположенная на мысе в южной части залива Тамбич-Лахта при озере Долгое, существовала уже в конце XVIII века. Первое известное упоминание о ней встречается на «Генеральном плане Пудожского уезда Олонецкой губернии» 1788 года.

По составу деревни и численности населения деревня «Тамецкая Лахта», а именно так она именовалась в XIX веке, была стабильной. Если в 1843 году в населённом пункте значилось 11 домов, в которых проживали 96 человек (44 мужчины и 52 женщины), то спустя 40 лет хозяйств стало 13, а количество жителей осталось прежним. В середине XX века, по воспоминаниям старожилов, деревня состояла из 14 домов, но количество жителей составляло около 20—30 человек.

В 1804 году крестьяне Тамецкой Лахты построили новую часовню во имя Рождества Божией Матери без разрешения духовных властей. Привлечённый к ответу часовенный староста Осип Дмитриев объяснил в Кенозерском волостном правлении, что больному крестьянину Ивану Евдокимову во сне неоднократно велено было построить часовню Рождества Богородицы. Иван обещал — «и сделался здрав».

Часовню строили всем деревенским обществом в полукилометре от деревни в святой роще, вблизи дороги, связывающей между собой окрестные селения. Богослужение в часовне совершалось 21(8) сентября. В 1883 году часовня была перестроена: надпись о ремонте сохранилась над входной дверью в часовню. Предположительно в это же время в часовне было установлено потолочное перекрытие в виде «неба». Композиция расписного потолка слож­ная, складывается из пятнадцати радиальных граней, включающих изображения четырёх архангелов, евангелистов и «Распятия с предстоящими святыми». На двух радиальных гранях, на западной стене, были помещены фигуры мученика Феодора Стратилата и преподобного Андрея Критского. Скорее всего, эти святых особо почитали заказчики и устроители часовни, крестьяне деревни Тамбич-Лахта.

В настоящее время Тамбич-Лахта жителями оставлена. В летнее время приезжают иногда уроженцы деревни да рыбаки.


Деревня Телицына

Деревня Телицына расположена на высоком берегу озера Кенозеро, напротив деревни Вершинино.

На «Генеральном плане Пудожского уезда Олонецкой губер­нии» 1788 года эта деревня упоминается как «Телицына Гора». Однако в XIX веке название деревни сокращается до «Телицыной».

Деревня Телицына всегда относилась к разряду небольших населённых пунктов. На протяжении второй половины XIX века происходит рост деревни. Так, в 1843 году в деревне насчитывалось 5 домов, в которых проживали 20 мужчин и 33 женщины. В 1890 году хозяйств стало 8, а жителей 61 (24 мужчины и 37 жен­щин). Самое значительное количество жителей приходится на 1905 год, когда в 12-ти домах проживали 78 жителей.

В середине XIX века усилиями местных жителей в святой роще была построена часовня во имя Вознесения Господня, в которой богослужение совершалось 9 мая (по старому стилю). Часовня сгорела, а на её месте был установлен памятный крест.

С другой стороны деревни располагается поросший мхом, старинный обетный крест, стоящий в nени особо почитаемого 6-метрового реликтового древовидного можжевельника. Столб-часовня близ Телицыной — это бревно, врытое в землю, верхняя часть которого, обтёсанная в виде четырёхбитного бруса, увенчана «крышей» из двух широких досок, с охлупнем и причелинами (в настоящее время охлупень утрачен). Под крышей в бревно была врезана иконка.

В 1931 году в Телицыной вместе с соседней деревней Сивцевой был образован колхоз «Красный пахарь», в 1969 году деревня вошла в состав совхоза «Кенозерский».

В настоящее время в деревне, оживающей в летний период, сохраняются шесть домов.


Деревня Тырнаволок

Мыс, на котором расположена деревня Тырнаволок, далеко вдаётся в озеро Долгое напротив вершининской деревни Погост.

Первое упоминание о деревне «Тыръ наволокъ» встречается на «Генеральном плане Пудожского уезда Олонецкой губернии» 1788 года. Существовала ли деревня ранее — неизвестно.

Происхождение названия деревни её жители объясняли следующим образом: «Кто-то ехал на лошади по дороге, разъехался, дороги-то нет. «Тыр! — говорит лошади. — Наволок! Озеро».

Первые упоминания о составе деревни и численности населения относятся к 1843 году. Так, в «Ведомости о церкви Успения Божией Матери Кенозерского погоста» указано: 5 дворов, 21 мужчи­на и 29 женщин. К концу XIX века наблюдается постепенный рост деревни. В 1890 году в 10 домах значилось 83 человека (33 мужчины и 50 женщин).

На юго-восточной окраине мыса, у самой воды, прячется в зарослях деревьев и кустарника небольшая часовня во имя Преподобного Диодора, основателя Троицкого Юрьегорского монастыря. Часовня была построена предположительно в первой половине XIX века. В 1846 году она была приписана к Успенской церкви Кенозерского прихода. Богослужение в ней совершалось 6 декабря (23 ноября по старому стилю). «Иодорий» — так называли часовенный праздник местные жители. В конце XIX — начале XX века в часовне было создано потолочное перекрытие в виде шестнадцатигранного «неба», не украшенное сюжетной живописью.

Около деревни в священной еловой роще у дороги — старинного Пудожского тракта — расположена часовня-крест — редкий образец часовни-футляра для поклонного креста. Внутри находился древний деревянный резной крест. Сейчас крест хранится в фондах Кенозерского национального парка.

Старожилы вспоминают, что в 300 метрах от деревни по дороге к Пудожскому тракту когда-то стояла ещё одна придорожная часовня.

Часть домов была двухэтажной. Один из домов — «Урядников дом» (так называли его в деревне) — позднее был перевезен в деревню Погост, сейчас в нём располагается офис Кенозерского национального парка.

Деревня была окружена полями и пожнями, а прямо за ней располагались 4 гумна и овины. Деревенская мельница была построена на реке Шуйке. В начале 1930-х годов в деревне был создан колхоз «Красная волна», вошедший позднее в состав колхоза «Правда Севера».

В 1950-е годы в Тырнаволоке насчитывалось 13 домов и больше 100 жителей. В 1978 году деревню покинула её последняя жительница. Сейчас сохранился только один дом и несколько полуразрушенных.

 

 

Примечания:
1. Раздел "Исторические справки" перепечатан из книги В.Беляевой "
Кенозерские деревни. С памятью наедине", Архангельск, 2018. 
2. С небольшими сокращениями.
3. Коротко о самой книге и причине ее появления - здесь.