А.И. Анциферова
главный хранитель музейного фонда НП "Кенозерский"
Деревня Бояринова
Деревня Бояринова располагалась на берегу озера
Кенозеро.
Происхождение названия деревни точно не
установлено. «Бояр» или «боер» - мосток для полоскания белья. Кроме
того, название могло быть дано как напоминание о принадлежности к
«бояринским» (боярским) землям в XVI-XVIIвеках.
Первое упоминание о поселении встречается на карте «Генеральный план Пудожского уезда
Олонецкой губернии», составленном около 1788 года, где деревня
названа как «Артемовская Бояринова-то».
В 1843 году в деревне Бояриновой числилось 4 двора, в которых проживали 11
мужчин и 12 женщин, спустя три года – 6 дворов, 26 мужчин и 23
женщины. Следующие данные по численности относятся к 1874 году: 9
дворов, 24 мужчины и 33 женщины. В конце XIX века наблюдается сокрашение
населения. В 1881 году в деревне проживал 51 человек (23 мужчины и
28 женщин), а в 1890 году – 27 мужчин и 21 женщина. В середине 1940
– начале 1950-х годов в деревне осталось всего две семьи, состоявшие
из 10 человек. 5 домов были заброшены.
Деревня Бухалово
Деревня Бухалово расположена в юго-западной части озера Долгое на
полуострове, разделяющем озеро и залив Тамбич-лахта.. Южная часть
полуострова носит местное название Часовенный нос, а северную часть
жители традиционно называют Подмылина. Подступы к дероевне с
северо-запада преграждаются единичным в регионе топким местом –
болотом Морошечник. Со всех остальных сторон селение окружено полями
и пожнями, сохранившими давние названия: Боровухи, К;лочьеватик,
Лёпручей, Муди, Спицына поляна, Кишка, Фофура, Лямки, Ямы.
Деревня Городское располагается на «горбыти» —
западном высоком берегу озера Долгое.
Точное время возникновения поселения в этом месте неизвестно, но уже в
конце XVIII века деревня Емельяновская указывалась на «Генеральном
плане Пудожского уезда Олонецкой губернии»...
Деревня Качикова Горка расположена на берегу озера
Долгое — среднего озера в кенозерской системе озёр.
Деревня расположена на восточном берегу кенозерского залива Тамбич-Лахта, в
шести километрах от деревни Вершинине На карте «Генеральный план
Пудожского уезда Олонецкой губернии» 1788 года деревня названа
«Вачеховская Кривцова-то», однако уже в 1843 году в «Ведомости о
церкви Успения Божией Матери Кенозерского погоста» именовалась
деревней Кривцовой, в 1873 году — Кривцовой Лахтой.
Деревня Роймова (Подъельник) расположена на берегу озера Кенозеро.
Первое упоминание о ней можно встретить на «Генеральном плане Пудожского
уезда Олонецкой губернии» 1788 года. На этой карте деревня указана
под названием: «Тереховская Сивцова то».
Деревня, расположенная на мысе в южной части залива Тамбич-Лахта при озере
Долгое, существовала уже в конце XVIII века. Первое известное
упоминание о ней встречается на «Генеральном плане Пудожского уезда
Олонецкой губернии» 1788 года.
Деревня Телицына расположена на высоком берегу озера Кенозеро, напротив
деревни Вершинино.
Мыс, на котором расположена деревня Тырнаволок, далеко вдаётся в озеро
Долгое напротив вершининской деревни Погост.
Примечания:
В конце XIX века жителями деревни Бояриновой в
древней Святой роще была построена часовня во имя Праведного Симеона
и Анны-пророчицы, приписанная с 1890 года к церкви Успения Божией
Матери Кенозерского погоста. Богослужение в часовне совершалось 16
(3 по старому стилю) февраля. В конце 1930-х годов часовня была
перестроена под жилое помещение.
Еще в 1950-х годах все поля вокруг деревни были распаханы, сохранялись два
гумна для обмолота зерна, остаки кузницы.
В началк 1960-х годов
деревня жителями была покинута.
Точное время возникновения поселения неизвестно. На карте «Генеральный план
Пудожского уезда Олонецкой губернии» 1788 года указаны две деревни,
располагавшиеся на этом месте – «Илюхинская» и «Родионовская-то».
Однако в «Ведомости о церкви Успения Божией Матери Кенозерского
погоста» за 1843 год упоминается уже деревня Бухалова.
На пригорке в конце деревенской улицы крестьяне поставили часовню во имя
Святителя Николая Чудотворца. Это случилось, вероятно, не позднее
начала XIX века, поскольку в 1846 году в «Ведомости о церкви Успения
Божией Матери Кенозерского погоста» эта часовня уже считалась
старой. Местный праздник — «Никола вешний», так как богослужение
совершалось один раз в год — 22 мая (9 мая по старому стилю).
Существующий облик часовня приобрела после перестройки 1913 года.
Сохранилась надпись, сделанная подрядчиком над входом в паперть:
«1913 года 12 iюля М.К. Фёдоръ Я.Никифоровъ». В
настоящее время часовня во имя Святителя Николая Чудотворца — объект
культурного наследия Архангельской области.
В этой часовне находилась древняя икона «Богоматерь с Младенцем и пророк
Илия» (конец XV века, новгородская школа), которая сейчас хранится
в ГМО «Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск).
На протяжении XIX века наблюдался
значительный рост деревни. В 1843 году в деревне Бухалово
насчитывалось 4 двора, 28 мужчин и 46 женщин. В 1874 году в деревне
числилось 10 дворов, в которых проживали 38 мужчин и 43 женщины.
Спустя 9 лет домов уже было 11, а жителей 86, из которых 34 мужчины
и 52 женщины. В 1905 году в деревне насчитывалось 15 домов, а число
жителей достигло уже 104 человек (47 мужчин и 57 женщин). В
настоящее время в деревне Бухалово насчитывается 11 домов, но только
в 2-х из них есть постоянные жители — 7 человек. Остальные дома
оживают в летний период либо совсем заброшены...
Жители традиционно занимались земледелием: в 1905 году всё население
деревни считалось крестьянским. Рыболовство и охота издавна кормили деревню.
Также одно из основных занятий — скотоводство: в начале XX века жители
деревни держали 20 лошадей, 34 коровы и 43 головы прочего домашнего
скота. В деревне сохранились остатки кузницы, на Шаймручье — остатки
деревенской мельницы. В окрестностях деревни находится, как
говорили старожилы, «хорошая» глина: бухаловцы сами делали кирпичи.
В начале 1930-х годов в деревне был создан колхоз имени Ворошилова, который
позднее вошёл в состав колхоза «Правда Севера». В 1969—1992 годах
деревня являлась частью совхоза «Кенозерский», здесь располагались
животноводческие фермы.
Деревня Городское
Первое упоминание деревни, которая в то время называлась «Гороцкая»,
встречается в «Генеральном плане Пудожского уезда Олонецкой губернии»,
составленном около 1788 года.
В 1843 году деревня Гороцкая
(такое название упоминается в архивных документах) состояла из 6
домов, в которых проживали 24 мужчины и 26 женщин. В 1874 году в
населённом пункте, называемом уже деревней Городское, числилось 10
дворов с 91 жителями (38 мужчин и 53 женщины). В 1883—1905 годах
население деревни было достаточно стабильным: составляло 100
человек, проживавших в 13 домах. В начале XX века жители деревни
держали 15 лошадей, 30 коров, 40 голов прочего скота.
На окраине деревни, у сельской
дороги, была построена часовня во имя Великомученика Димитрия
Солунского. Упоминания о ней появляются в «Ведомости о церкви
Успения Божией Матери Кенозерского погоста» только в 1890 году.
Богослужение в часовне совершалось 8 ноября (26 октября по старому
стилю). В Кенозерье Великомученика Димитрия Солунского почитали как
покровителя скота. Часовня во имя Великомученика Димитрия является
объектом культурного наследия Архангельской области.
В настоящее время в деревне
находится только один дом, который оживает в летнее время.
Деревня Емельяновская (Запростье)
В 1873 году деревня упоминалась под двумя названиями,
из которых первое официальное —
Емельяновская, а второе — Запростье. Емельянова прость отделяет
западный берег Кенозера, где находится деревня, от островов
напротив.
В болотистом месте у деревни стояла маленькая часовенка во имя Обретения
иконы Казанской Божией Матери. Праздник, получивший народное
название «осенняя Казанская», отмечался 4 ноября (22 октября по старому стилю).
Часовенка эта, известная только по
воспоминаниям старожилов, ни в одной церковной ведомости не
значилась. В настоящее время утрачена.
Деревня Емельяновская всегда была
небольшим населённым пунктом. На протяжении XIX века численность
населения была стабильной. В 1843 году в деревне числилось 3 двора,
13 мужчин и 24 женщины. К 1874 году в Емельяновской насчитывалось
уже 5 домов и 43 жителя. К концу XIX века в деревне был построен ещё один дом, а
численность населения осталась прежней. В 1920 году в деревне уже 8
хозяйств, проживали 25 мужчин и 36 женщин. В 1950-е годы — три
семьи, состоявшие из 9 человек.
В начале 1990-х годов деревня была покинута жителями. В настоящее время
возрождается: сейчас уже три дома, в одном из них постоянные жители, а в
два дома приезжают на лето художники.
Деревня Качикова Горка
Происхождение названия, а также время появления этого населенного пункта
точно не установлено. Однако изестно, что уже в 1843 году в деревне
Качикова Горка (в архивных документах деревня упоминается как «Качакова
Горка») насчитывалось 6 дворов, в которых проживали 26 мужчин и 24
женщины. На протяжении всего XIX века наблюдалось увеличение числа
жителей деревни. Так, в 1883 году в 10 домах числилось 38 мужчин и 48
женщин. За следующие 7 лет количество домов — дворов увеличилось ещё на
3. В 1930—1940-е годы в деревне, по воспоминаниям старожилов,
располагалось 22 дома. В настоящее время 6 домов и 7 жителей.
Религиозным центром деревни
являлась часовня во имя Преподобного Макария Желтоводского,
богослужение в которой совершалось 7 августа (25 июля по старому стилю).
Часовня, построенная предположительно в первой половине XIX века,
впервые упоминается как приписная в ведомости церкви Успения Божией
Матери Кенозерского погоста в 1846 году. В конце XIX века «пришедшая от
древности в ветхость часовня при деревне Качикова Горка трудолюбием,
усердием и прилежанием крестьян означенной деревни Михаилом и
Александром Ивановыми Шишкиными вновь переустроена, обшита тёсом и
выкрашена белою краскою, кроме того за свободностью места в иконостас
прибавлено 7 икон». В советские годы часовню разорили, иконы спрятали.
Старожилы вспоминали, что на «росстанях» был поклонный крест.
Жители деревни традиционно
занимались земледелием, скотоводством. В деревне было развито кузнечное
дело, прядение, ткачество, рыболовство, собирательство, охота,
гончарство: делали и горшки, и игрушки. В 1913 году в Качиковой Горке
было две кожевенные мастерские, владельцами которых являлись Тимофей
Григорьевич и Сергей Григорьевич Машаковы. В 1930—1960-е годы на ручье,
впадающем в озеро Шаймозеро, стояла мельница.
В начале 1930-х годов все
крестьянские хозяйства деревни были объединены в колхоз имени
Ворошилова. В 1969—1992 годах деревня входила в состав совхоза «Кенозерский».
Деревня Кривцово
Во второй половине XIX века происходит рост деревни. В 1843 году деревня
состояла из 6 домов, в которых проживали 26 мужчин и 49 женщин.
Спустя 30 лет — 12 дворов и 88 жителей (40 мужчин и 48 женщин). В
1890 году в 13 деревенских домах проживали 83 человека. К 1920 году
в деревне было построено 22 дома, численность населения выросла: 57
мужчин и 64 женщины. В 1950—1960-е годы в деревне, по воспоминаниям
старожилов, было «больше десятка домов и около сотни жителей».
Часть домов была двухэтажной, принадлежала зажиточным хозяевам,
которых в начале 1930-х годов раскулачили и выслали из деревни.
Общественным центром деревни
являлась часовня во имя Святителя Филиппа Митрополита Московского,
построенная на высоком берегу залива, за деревенской околицей. Ко
времени первого упоминания об этой часовне в 1846 году в «Ведомости
о церкви Успения Божией Матери Кенозерского погоста» она уже
считалась старой, что позволяет предположить более раннюю дату её
строительства — начало XIX века. Официально богослужение в часовне
совершалось 22 января (9 января по старому стилю). Однако местные
жители вспоминают, что был ещё один часовенный праздник,
отмечавшийся 16 (3) июля. Эти праздники жители называли: «Филипп
зимний» и «Филипп летний».
В советские годы часовня была закрыта, в
ней открылся магазин, в котором долгое время работал Степан Нечаев.
В 2007 году на часовне были проведены реставрационные работы. В
настоящее время часовня имеет статус объекта культурного наследия
Архангельской области.
В начале 1930-х годов все личные
крестьянские хозяйства были объединены в колхоз имени XVII
партийного съезда. По воспоминаниям уроженцев деревни, в Кривцово
действовали кузница, конюшня, ферма, овчарня, птицеферма, на ручье в
сторону Карелии стояла мельница.
В 1970—1980-е годы количество жителей резко сократилось. В настоящее
время в деревне сохранились только 3 дома, постоянных жителей нет.
Деревня Роймова (Подъельник)
Деревня Роймова впервые
упоминается на карте «Генеральный план Пудожского уезда Олонецкой
губернии» 1788 года. На протяжении всей своей истории деревня
относилась к числу небольших населённых пунктов: в 1843 году
числилось 3 двора, 13 мужчин и 24 женщины; в 1874 году — 5 дворов, в
которых проживали 37 человек. Последние архивные данные о
численности населения деревни приходятся на 1890 год: 5 дворов, 11
мужчин и 17 женщин.
С 1890 года в ведении церкви
Успения Божией Матери Кенозерского погоста значится часовня в честь
Обретения честных вериг апостола Петра при деревне Роймовой.
Богослужение в часовне совершалось 29 января (16 по старому стилю).
С приходом этого праздника начинал ломаться лёд и у крестьян
бытовала поговорка: «На Петра вериги, трутся крыги (льдины)». В
народе этот праздник больше известен как «Зимние петровки». По
воспоминаниям старожилов, часовня была большая, шатровая. В конце
1950-х годов деревенская святыня, оставленная без присмотра,
находилась в аварийном состоянии. Что с ней стало в последующие
годы, никто уже вспомнить не может.
В деревне Роймова (Подъельник)
местными жителями некогда был поставлен поклонный крест, который в
начале 1980-х годов был сожжён. В 2014 году по инициативе Валентины
Егоровны Беляевой Сергей Викторович Овчинников изготовил поклонный
крест, который был установлен Александром Николаевичем Подосёновым.
Деревня Сивцева
В XIX веке этот населённый пункт относился к разряду небольших. В
1843 году в деревне в трёх домах проживали 11 мужчин и 12 женщин. К 1874 году произошло
незначительное увеличение населения: домов стало 4, а жителей 32 (14
мужчин и 18 женщин). Самое значительное количество жителей
приходилось на 1883 год: 22 мужчины и 23 женщины. С конца XIX века и
до полного исчезновения в середине 1960-х годов наблюдалось
постепенное уменьшение населения. Так, в 1950-х годах в деревне
проживали только две семьи, состоявшие из 8 человек.
В Сивцевой не было своей часовни.
Жители деревни посещали часовню во имя Вознесения Господня,
построенную в середине XIX века в соседней деревне Телицыной.
Недалеко от деревни Сивцевой в святой роще, называемой жителями
«Всех скорбящих», был установлен поклонный крест, на который с
молитвой «вешали заветные пелены».
В начале 1930-х годов Сивцева вместе с соседней деревней Телицыной были
объединены в колхоз «Красный Октябрь».
В настоящее время деревня
жителями покинута, домов не сохранилось.
Деревня Тамбич-Лахта
По составу деревни и численности
населения деревня «Тамецкая Лахта», а именно так она именовалась в
XIX веке, была стабильной. Если в 1843 году в населённом пункте
значилось 11 домов, в которых проживали 96 человек (44 мужчины
и 52 женщины), то спустя 40 лет хозяйств стало 13, а количество жителей
осталось прежним. В середине XX века, по воспоминаниям старожилов,
деревня состояла из 14 домов, но количество жителей составляло
около 20—30 человек.
В 1804 году крестьяне Тамецкой Лахты построили новую часовню во имя
Рождества Божией Матери без разрешения духовных властей.
Привлечённый к ответу часовенный староста Осип Дмитриев объяснил в
Кенозерском волостном правлении, что больному крестьянину Ивану
Евдокимову во сне неоднократно велено было построить часовню
Рождества Богородицы. Иван обещал — «и сделался здрав».
Часовню строили всем деревенским
обществом в полукилометре от деревни в святой роще, вблизи дороги,
связывающей между собой окрестные селения. Богослужение в часовне
совершалось 21(8) сентября. В 1883 году часовня была перестроена:
надпись о ремонте сохранилась над входной дверью в часовню.
Предположительно в это же время в часовне было установлено
потолочное перекрытие в виде «неба». Композиция расписного потолка
сложная, складывается из пятнадцати радиальных граней, включающих
изображения четырёх архангелов, евангелистов и «Распятия с
предстоящими святыми». На двух радиальных гранях, на западной
стене, были помещены фигуры мученика Феодора Стратилата и
преподобного Андрея Критского. Скорее всего, эти святых особо
почитали заказчики и устроители часовни, крестьяне деревни
Тамбич-Лахта.
В настоящее время Тамбич-Лахта жителями оставлена. В летнее время
приезжают иногда уроженцы деревни да рыбаки.
Деревня Телицына
На «Генеральном плане Пудожского уезда Олонецкой губернии» 1788 года
эта деревня упоминается как «Телицына Гора». Однако в XIX веке название
деревни сокращается до «Телицыной».
Деревня Телицына всегда относилась к разряду небольших населённых пунктов.
На протяжении второй половины XIX века происходит рост деревни. Так,
в 1843 году в деревне насчитывалось 5 домов, в которых проживали 20 мужчин
и 33 женщины. В 1890 году хозяйств стало 8, а жителей 61 (24 мужчины и 37
женщин). Самое значительное количество жителей приходится на 1905
год, когда в 12-ти домах проживали 78 жителей.
В середине XIX века усилиями местных жителей в святой роще была
построена часовня во имя Вознесения Господня, в которой богослужение
совершалось 9 мая (по старому стилю). Часовня сгорела, а на её
месте был установлен памятный крест.
С другой стороны деревни располагается поросший мхом, старинный обетный
крест, стоящий в nени особо почитаемого 6-метрового реликтового древовидного
можжевельника. Столб-часовня близ Телицыной — это бревно, врытое в
землю, верхняя часть которого, обтёсанная в виде четырёхбитного
бруса, увенчана «крышей» из двух широких досок, с охлупнем и
причелинами (в настоящее время охлупень утрачен). Под крышей в
бревно была врезана иконка.
В 1931 году в Телицыной вместе с соседней деревней Сивцевой был образован
колхоз «Красный пахарь», в 1969 году деревня вошла в состав совхоза «Кенозерский».
В настоящее время в деревне, оживающей в летний период, сохраняются
шесть домов.
Деревня Тырнаволо
Первое упоминание о деревне «Тыръ наволокъ» встречается на «Генеральном
плане Пудожского уезда Олонецкой губернии» 1788 года. Существовала
ли деревня ранее — неизвестно.
Происхождение названия деревни её жители объясняли следующим образом:
«Кто-то ехал на лошади по дороге, разъехался, дороги-то нет.
«Тыр! — говорит лошади. — Наволок! Озеро».
Первые упоминания о составе деревни и численности населения относятся
к 1843 году. Так, в «Ведомости о церкви Успения Божией Матери Кенозерского
погоста» указано: 5 дворов, 21 мужчина и 29 женщин. К концу XIX века
наблюдается постепенный рост деревни. В 1890 году в 10 домах
значилось 83 человека (33 мужчины и 50 женщин).
На юго-восточной окраине мыса, у самой воды, прячется в зарослях деревьев
и кустарника небольшая часовня во имя Преподобного Диодора, основателя
Троицкого Юрьегорского монастыря. Часовня была построена предположительно в
первой половине XIX века. В 1846 году она была приписана к Успенской
церкви Кенозерского прихода. Богослужение в ней совершалось 6
декабря (23 ноября по старому стилю). «Иодорий» — так называли
часовенный праздник местные жители. В конце XIX — начале XX века в
часовне было создано потолочное перекрытие в виде
шестнадцатигранного «неба», не украшенное сюжетной живописью.
Около деревни в священной еловой
роще у дороги — старинного Пудожского тракта — расположена
часовня-крест — редкий образец часовни-футляра для поклонного
креста. Внутри находился древний деревянный резной крест. Сейчас
крест хранится в фондах Кенозерского национального парка.
Старожилы вспоминают, что в 300 метрах от деревни по дороге к
Пудожскому тракту когда-то стояла ещё одна придорожная часовня.
Часть домов была двухэтажной. Один из домов — «Урядников дом»
(так называли его в деревне) — позднее был перевезен в деревню Погост,
сейчас в нём располагается офис Кенозерского национального парка.
Деревня была окружена полями и пожнями, а прямо за ней располагались
4 гумна и овины. Деревенская мельница была построена на реке Шуйке.
В начале 1930-х годов в деревне был создан колхоз «Красная волна»,
вошедший позднее в состав колхоза «Правда Севера».
В 1950-е годы в Тырнаволоке насчитывалось 13 домов и больше 100 жителей.
В 1978 году деревню покинула её последняя жительница. Сейчас сохранился
только один дом и несколько полуразрушенных.
1. Раздел
"Исторические справки" перепечатан из книги В.Беляевой "Кенозерские деревни. С памятью наедине", Архангельск, 2018.
2. С небольшими сокращениями.
3. Коротко о самой книге и причине ее появления -
здесь.