АНЦИФЕРОВА Анна Ивановна
начальник научно-методического и экспозиционного отдела НП "Кенозерский" (г. Архангельск)

РЕКОНСТРУКЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПУТИ КЕНСКИЙ ВОЛОК
И ВОДНО-ВОЛОКОВОГО СУДНА "БЕРЕСТЯНОЙ КАЮК
"
  ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ ПРП. АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО НА ХИЖГОРЕ
ФЕДОР ЗАХАРОВ ИОК - иконописец Кенозерья
ТАЙНЫ КОНЕВСКОГО САМОРОДКА
ПОДПИСНЫЕ И ДАТИРОВАННЫЕ ИКОНЫ И РАСПИСНЫЕ "НЕБЕСА" ИЗ СОБРАНИЯ КЕНОЗЕРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА
ТРАДИЦИИ БЫТОВОЙ РОСПИСИ И РЕЗЬБЫ  (на материале  музейных коллекций КНП)
ИСТОРИЧЕСКИЕ СПРАВКИ ПО КЕНОЗЕРСКИМ ДЕРЕВНЯМ (из книги В.Беляевой "Кенозерские деревни. С памятью наедине")
 к алфавитному поиску


А.И. Анциферова

РЕКОНСТРУКЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПУТИ "КЕНСКИЙ ВОЛОК" И ВОДНО-ВОЛОКОВОГО СУДНА "БЕРЕСТЯНОЙ КАЮК"

Территория Кенозерья, географически и по целому ряду историко-культурных параметров является частью региона Поонежья (бассейн р.Онеги). Одновременно, Кенозерье тяготеет и к восточному Обонежью (бассейн Онежского озера), с которым связано водно-волоковыми путями, использовавшимися различными группами прибалтийско-финского и русского населения. Одним из таких водно-волоковых путей являлся известный с глубокой древности Кенский волок.
Начало активного продвижения русского миграционного потока на север и северо-восток, к берегам Белого моря, относится к IХ—ХI векам. В это время уже существовало понятие «Заволочье», т.е. территория за волоками, бассейн р. Северной Двины и р. Онеги. Привлекательность лесных и озерно-болотных ландшафтов этого края заключалась, прежде всего, в их малой населенности, в обилии пушным зверем и рыбой, в перспективах развития торговли.

Маршруты волоков

Чтобы попасть на Север, новгородцам приходилось преодолевать целую систему водно-волоковых путей. Озерно-речная сеть Приладожья и Поонежья являлась оживленной транспортной системой, единственно возможной в этом таежном крае, по которой осуществлялся грузооборот между Москвой — Великим Новгородом и Архангельском. Главный поток грузов шел через водораздел Балтийского и Белого морей по маршруту: оз. Ильмень — р. Волхов — Ладожское озеро — р. Свирь — Онежское озеро — р. Водла — ее приток р. Мышьи Черевы — волок (6 верст) — оз. Волоцкое — р. Волошева — оз. Почозеро — р. Поча — оз. Кенозеро — р. Кена — р. Онега — далее вниз к Онежской губе Белого моря и к Соловецким островам. Именно этот путь на восток и север новгородцы предпочитали другим, т. к. он на всем протяжении был достаточно безопасен и недоступен ни для внешних врагов, ни для внутренних соперников.
В 1496 году оживленность Черевского направления Кенского волока заметил московский писец Юрий Сабуров, в результате на провоз по нему товара были наложены высокие пошлины. Повышение оброчной пошлины привело к тому, что маршрут был проложен южнее и соединил р. Водлу и оз. Кенозеро через р. Кумбаса и оз. Кумбасозеро. Следующий писец при составлении «Писцовой книги 1563 года» по поводу Черевского волока заметил: «... а гости той дорогою ныне не ездят; а ездят новою дорогою».
Преимущества Кумбасозерского направления Кенского волока были оценены торгово-промысловыми людьми. Маршрут Кумбасозерского пути был в два раза короче Черевского направления и более безопасен, т.к. порог 4 степени сложности, расположенный на р. Водле между устьями рек Мышьи Черева и Кумбаса, оставался в стороне от основного водного пути.

В начале ХVIII века Поонежье оказалось в стороне от основных торговых путей, рассчитанных на внешний рынок. В Военно-статистическом обозрении Российской Империи за 1853 год отмечалось, что древний торговый путь использовался Адмиралтейством для доставки снарядов и припасов в Архангельск. Старые торговые пути оставались только для населения Водлозерья и Кенозерья и территорий Поонежья. Вплоть до начала ХХ века водно-волоковые пути от оз. Водлозеро на Кенозеро [через] р.Череву и р. Кумбаса, где происходил обмен рыбы на хлеб, соль и промышленные товары, продолжал существовать.
Окончательное исчезновение волоков и потеря экономического значения этого водного пути произошли в советское время в результате строительства Беломорско-Балтийского канала. В целом торговый путь из Великого Новгорода к Белому морю через Кенский волок во многом определил формирование культуры края.

Экспедиция на Кумбасозерский волок 2010 года

Учитывая историко-культурное значение данного торгово-транспортного пути осенью 2010 года была организована экспедиция, в состав которой вошли историки, этнографы, археологи, мастера - берестянщики. Маршрут экспедиции охватывал Кумбасозерское направление Кенского пути: оз. Кенозеро (от деревни Минино) — волок (18 км) — оз. Кумбасозеро — р. Кумбаса.
Полевая экспедиция предусматривала сбор общей историко-этнографической, топонимической и этноархитектурной информации об объектах природного и историко-культурного наследия, расположенных вдоль Кумбасозерского волока. Из собранного материала были выделены сведения, подтверждающие возможность использования маршрута экспедиции в качестве одного из направлений развития социально-экономических и историко-культурных связей на Русском Севере.

Маршрут

Географическое направление Кумбасозерского волока — строго с запада на восток — имеет соответствие с наиболее распространенным в Поонежье волоковым вариантом. В непосредственной близости от волоков на берегах крупных водоемов в ХI—ХIII веках начала формироваться сеть населенных пунктов.
Поселение, существовавшее на западном конце Кумбасозерского волока, располагалось на северо-западном берегу озера Кумбасозеро и имело одноименное название, восточный конец пути был отмечен деревней Минино, возникшей на западном берегу озера Свиное, входящего в Кенозерскую систему озер. Традиционно деревни, обслуживавшие транзитные волоковые пути, относились к категории крупных населенных пунктов. По свидетельству И.С.Полякова, во II половине ХIХ века деревня Кумбасозеро расположена у оз. Кумбасозеро, которое достигало до 4 или 5 верст длины и до 2 верст ширины. В 1-ой половине ХХ века в деревне Кумбасозеро насчитывалось до 45 домов, около 20 домов находилось в деревне Минино. Данные населенные пункты имели схожую хронологическую историю: возникновение их предположительно относится к ХVI—ХVII векам.

Археологические находки

...И.С.Поляковым, путешествовавшем по Олонецкой губернии в 1871 году, на пахотных землях деревни Кумбасозеро были зафиксированы остатки жилища и многочисленные орудия труда периода каменного века. Археологом А.Г.Едовиным, принимавшем участие в экспедиции по реконструкции Кумбасозерского волока, на восточном берегу оз. Кумбасозеро был открыт новый памятник — стоянка и селище Кумбасозеро II, которые зафиксированы по находкам в виде фрагментов ямочно-гребенчатой керамики, кремневых отщепов и орудий эпохи неолита (V—IV тыс. до н.э.), а также развал красноглиняного сосуда и фрагмент белоглиняного тонкостенного сосуда, датируемые ХV—ХVII веками. Таким образом, получил подтверждение факт существования здесь поселения с глубокой древности до позднего средневековья.

Занятия и самобытность кумбасозеров

Первоначально перетаскивание водно-волоковых судов происходило вручную, в дальнейшем при транспортировке лодок стала использоваться конная тяга, что ставило охотников-промысловиков и торговцев в определенную зависимость от местных жителей. Население, проживавшее в маркирующих концы волока населенных пунктах, следило за расчисткой дорог, за плату предоставляло лошадей для переволакивания торгово-транспортных судов и грузов, оказывало услуги по текущему ремонту судов и предоставлению временного жилья. Информанты — кумбасозеры неоднократно подчеркивали, что несмотря на низкий уровень плодородия сельскохозяйственных угодий, окружавших деревню Кумбасозеро, и незначительные урожаи, население деревни отличалось благополучным экономическим состоянием. В первой половине ХХ века, по свидетельству информантов, кумбасозеры продолжали предоставлять для людей, следующих транзитом из Карелии в Кенозерье или обратно, лошадей и сани-волокуши, на которые устанавливались лодки.

Жители деревни Кумбасозеро обладали самоназванием «кумбасозеры» и имели четкие представления о границах расселения своей группы, а сама территория бытования группы была отделена от ближайших соседей не менее, чем на 20 км. Самоназвание «кумбасозеры» базируется на притяженности поселения к самому важному географическому объекту на территории их расселения. Одним из факторов, культивирующих особое этническое самосознание кумбасозеров, являлось расположение поселения в очень важном, с их точки зрения, месте, которое на протяжении всей истории населенного пункта находилось на пересечении социально-экономических и культурных связей Водлозерья и Кенозерья.
Несмотря на открытость поселения внешним культурным воздействиям, кумбасозерам в течение длительного времени удавалось сохранять различные элементы локальной специфики в традиционной культуре, которые в настоящее время зафиксировать достаточно сложно в связи с переселением части кумбасозеров на территорию Кенозерья более 60 лет назад и ассимиляцией с местным населением.

Планировка поселений и конструкция домов

В связи с трансформацией деревень Кумбасозеро и Минино в 1950—1960-е годы  в разряд утраченных деревень часть жилых и хозяйственных построек была перевезена в другие населенные пункты, часть разрушилась под влиянием объективных и субъективных факторов, что очень осложнило обследование поселений. В результате работы с информантами было сделано заключение о рядовой, уличной планировочной структуре деревень Кумбасозеро и Минино, возникших на высоких берегах озер Кумбасозеро и Гамозеро. Жилые дома располагались фасадами друг к другу, т.е. береговая линия в обследуемых поселениях не использовалась как структурообразующий элемент. Отличительной особенностью архитектурно-планировочной структуры деревни Кумсасозеро являлось наличие крупного культового объекта на краю поселения с трансформацией деревенской улицы в площадь.

При исследовании сохранившихся или руинированных жилищ отмечено распространение в данных населенных пунктах домов — комплексов (домов — дворов), 0бъединяющих под одной крышей или под системой крыш жилые и хозяйственные помещения. Преобладающим типом дома—комплекса в обследуемом районе является «брус» (с однорядной последовательной связью жилой и хозяйственной частей и общим направлением коньков крыши). По свидетельству информантов, в обоих поселениях большая часть домов была одноэтажной, но имелись двухэтажные дома, которые в настоящее время зафиксировать не удалось.
В деревне Кумбасозеро детальному обследованию подвергся единственный сохранившийся дом, построенный в конце ХIХ века). Дом — комплекс на высоком подклете, состоящий из жилых и хозяйственных помещений, разделенных сенями с однопролетной лестницей. Отличительной особенностью данного дома является наличие большого чердачного помещения под трехскатной кровлей, не встречающейся в кенозерских деревнях.
Собственно жилые помещения в домах на обследованной территории представлены избами — четырехстенками с печью у входной стены и ориентацией устья к передней (лицевой) стене, с тремя-четырьмя окнами по лицевому фасаду.
Пространственное развитие и функциональное усложнение таких изб связано с разгораживанием их шкафными перегородками. Жилое пространство дома в деревне Кумбасозеро также разделено расписным двусторонним филенчатым шкафом — заборкой с цветочным орнаментом и двухстворчатой дверью с идентичной росписью на два довольно просторных помещения. Обнаруженные в чердачном и хозяйственных помещениях предметы свидетельствуют о занятиях жильцов дома сельским хозяйством, рыболовством, охотой.

Сакральные объекты маршрута

Обследованные во время экспедиции деревни Кумбасозеро и Минино относятся к линейному типу сакральной структуры, который в своем пространственном выражении имеет сложную организацию и состоит из нескольких почитаемых объектов, которые охватывают пространство деревни и округу, маркируя ее основные точки и границы. В результате экспедиции зафиксированы различные сакральные объекты: одна церковь — церковь во имя св. Пророка Илии (деревня Кумбасозеро), З часовни: часовни Казанской иконы Божией Матери и Георгия Победоносца (деревня Минино), часовня Николая Чудотворца (деревня Кумбасозеро), одно кладбище (деревня Кумбасозеро), 2 «святых» рощи (деревни Минино и Кумбасозеро), одно священное дерево — остатки «святой» рощи (деревня Кумбасозеро).
 
Обследованные «святые» рощи, по мнению информантов, принадлежат том святому, в честь которого в роще построена церковь или часовня. Так, в деревне Кумбасозеро находилась Ильинская роща, рядом с деревней Кумбасозеро располагается Никольская роща, у деревни Минино — Казанская «святая» роща, названные в честь святых, которым был посвящен тот или иной культовый объект. Особое место занимают расположенные на кладбищах «поминальные» рощи, к каковым относится единственная «священная» ель, оставшаяся от «святой» рощи, посаженной некогда на кладбище у Ильинской церкви (деревня Кумбасозеро). Анализ состава деревьев обследованных «святых» рощ показал доминирование хвойных пород.

Во время экспедиции собирался материал по календарной обрядности, связанной с рощами. По информации, зафиксированной в результате опроса информантов, установлено, что жители деревни Кумбасозеро 7 июля праздновали в «святой» роще день Иоанна Крестителя («Иванов день», день «Ивана — травника»), что полностью соответствует подобной традиции, распространенной в Кенозерье.

Во время экспедиции обследованию подверглись культовые объекты: деревянная церковь св. пророка Илии в деревне Кумбасозеро, часовня Казанской иконы Божией Матери и часовня Георгия Победоносца в деревне Минино, традиционно маркировавшие волок и являвшиеся общественными центрами населенных пунктов.

Наличие двух часовен, расположенных в непосредственной близости друг от друга, редкое явление не только для Кенозерья, но и для всего Русского Севера. Часовни деревни Минино построены в 500 м от деревни вдоль дороги, ведущей от оз. Кумбасозеро к оз. Кенозеро.
Часовня Казанской иконы Божией Матери, датируемая концом ХVIII — началом ХIХ века, относится к типу часовен — пятистенков. Стык скатов крыши закрыт охлупнем и увенчан крупной главой с крестом. К притвору часовни пристроен пониженный объем каркасной паперти на предмостье, покрытой двухскатной тесовой крышей с охлупнем. Ограждение паперти решетчатое.... (внизу слева)
Вторая часовня деревни Минино (вверху справа), посвященная святому Георгию, принадлежит к тому же типу кенозерских часовен, что и Казанская, т.е. часовен-пятистенков, но почти в два раза больше. Прямоугольный в плане, рубленный в «обло» объем перекрыт тесовой кровлей по слегам и самцам на два ската. Он включает молитвенное помещение и притвор, к которому примыкает крытое на два ската низкое крыльцо. Над притвором возвышается четырехгранная в плане рубленная звонница, установленная на самцах и слегах. Ее угловые опорные столбы дублированы столбиками решетчатого ограждения звона, перекрытого пологой четырехскатной крышей с завершающим ее узким невысоким шатром. Крыша молитвенного помещения увенчана довольно крупной, обитой лемехом главой на высокой конической шее. Стены часовни горизонтально обшиты профилированным тесом. Крупные прямоугольные окна на фасадах, два на северном и одно на южном, обрамлены простыми наличниками. В притворе часовни расположена лестница, ведущая на колокольню.
 
В отличие от часовен деревни Минино обследование культового объекта, находящегося в деревне Кумбасозеро было затруднено по объективным причинам: деревянная церковь с посвящением св. Пророку Илии в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.
Конструктивные особенности церкви, декоративные элементы, сохранившиеся фрагментарно, а также архивные материалы позволяют датировать данный культовый объект началом ХХ века. По свидетельству информантов, деревянная церковь была поставлена местными жителями на месте другой церкви, сгоревшей в конце ХIХ века. Продольно-осевая композиция церкви включает пятистенный алтарный прируб, храм и квадратный в плане притвор с колокольней, к которому прирублено крыльцо под двухскатной крышей. Двухсветный четверик храма был покрыт вальмовой тесовой крышей (см. примечание) и увенчан предположительно одной главкой или крестом (количество и размеры глав установить не представилось возможным в связи с их утратой). Алтарь перекрыт пятискатной тесовой кровлей. Четверик притвора ниже и уже церковного. По фрагментам полуразрушенной колокольни над притвором можно сделать вывод о ее форме в виде четверика... На карнизе сохранились следы охристой, зеленой и синей краски. Внутренние помещения церкви в данный момент не подлежат обследованию в связи с обрушением потолочных перекрытий и сгнившими полами...

Еще одним культовым объектом — часовней с посвящением Николаю Чудотворцу, поставленной в «святой» роще, была отмечена дорога из деревни Кумбасозеро к деревням Заволочье и Яблонь Горка, маркирующим Черевское направление Кенского волока.

Архитектурные особенности построек
 
....Из предметов архитектурного декора в деревне Кумбасозеро особый интерес представляют декоративные обрамления окон, зафиксированные в достаточном количестве для констатации определенных выводов. Обследованные наличники относятся к категории наиболее художественно выразительных и пышно украшенных резьбой с развитыми составными элементами...
На расположенной над ней широкой лобовой доске (очелье) помещается фриз с накладным узором, выполненным в технике сквозной пропильной резьбы. Мотивы его разнообразны: это овалы, круги, полукружия, ромбы, завитки и их комбинации, напоминающие узоры традиционных вышивок и браного ткачества. С обеих сторон, над боковыми досками, очелье обрамляется прямоугольниками с волнистой поверхностью. Фриз венчает нависающий многопрофильный карниз, украшенный выпиленными зубчиками прямоугольной или треугольной формы (городковым поясом), иногда дополненными глухими кружками, прямоугольниками, треугольниками. Боковые доски выполнены в виде полотенец, свисающих тремя-пятью (чаще всего четырьмя) резными кистями...Обследованные обрамления окон наиболее полно и гармонично сочетают в себе качества каменной и деревянной, городской и деревенской архитектуры.
 
Не представилось возможным провести натурное обследование хозяйственных построек и бань в связи с их утратой, однако информанты по истории как деревни Минино, так и деревни Кумбасозеро свидетельствуют о преобладании в 1-ой половине ХХ века в обследуемых деревнях бань, топившихся «по-черному». Бани относились к двум планировочным типам: с постановкой печи в углу рядом со входом и ориентацией устья к боковой стене, но наиболее представлены были бани с печью в дальнем от входа углу и ориентацией устья ко входу.

В целом этноархитектурное обследование деревень Минино и Кумбасозеро, во время которого отмечены как общие, так и отличительные черты, дало возможность выявить пути проникновения в район Кумбасозерского волока из пограничных территорий, расположенных в восточной части Республики Карелия, архитектурно-строительных традиций, наиболее яркими признаками которого являются планировка бани с постановкой каменки в дальнем углу, конструкция самцовой крыши с бесперерубным фронтоном, двойная припазовка бревен в срубе стен. По ряду указанных признаков Кенозерье объединяется с восточными территориями Карелии. Данный факт является подтверждением существования социокультурных и торговых связей Кенозерья и Карелии, откуда в ХIХ—ХХ веках через Кумбасозеро шел основной поток торгово-промысловых людей.

Топонимика географических названий

На протяжении всего периода реализации проекта собирался топонимический материал, который позволил сделать предварительные научные заключения. Топонимия исследуемой территории складывалась в течение длительного времени и имеет разные этноязыковые истоки. Выявлен ряд топонимов с финно-угорскими языковыми истоками, которые перемежаются с бесспорно славянскими моделями называния географических объектов. К выявленным гидронимам дославянского происхождения относятся названия р. Кумбаса, оз. Кумбасозеро, р. Гузеньга, р. Максара, р. Ендрика. В настоящее время указанные выше гидронимы не поддаются удовлетворительной этимологизации, исследователи относят их к «речным суффиксам» доприбалтийско-финского топонимического пласта. В связи с неокончательной выясненностью этимологической основы гидронимов, невыяснена и этимология ойконима «Кумбасозеро».
 
Противоположная ситуация сложилась в отношении этимологической основы ойконима «Минино», которое происходит от имени «Мина» (в переводе с греч. — месячный, лунный), распространенного среди славянского населения. В конце ХIХ века деревня Минино имела название «Минин Конец», «Минин конец на волоке» или «Минин наволок», сохранившее имя первопоселенца или владельца этого участка Кумбасозерского волока и доказывающее расположение населенного пункта на маршруте транспортной магистрали.

Древняя маркировка маршрута
Еще одним доказательством использования маршрута экспедиции в торгово- транспортных целях являются камни, маркирующие дорогу. Самый большой камень размером 1,7 м х 2,0 м х 1,2 м (ил. 8) зафиксирован на западном высоком берегу оз. Кумбасозеро посреди деревни Кумбасозеро, который, по свидетельству информантов, играл значительную роль в жизни деревни и использовался местным населением в качестве определенного визуального ориентира. Напротив, в месте подхода к оз. Кумбасозеро основной дороги, ведущей из деревни Минино, к возвышенности находится другой камень чуть меньших размеров. Подобные камни-валуны  встречаются на всем протяжении Кумбасозерского волока.

Испытания берестяного каюка и берестяных предметов быта

Второй важнейшей целью экспедиции являлась реконструкция и практическая апробация лодки, изготовленной по типу распространенного средневекового торгово-транспортного водно-волокового судна. В результате историко-архивных изысканий об основных типах водно-волоковых судов, применявшихся на Русском Севере в средневековый период, их тактико-технических характеристиках и особенностях был сделан вывод о возможности использования в качестве водно-волокового судна каркасной берестяной лодки «берестяной» каюк, т.к. это судно относилось категории судов легких, крепких, вместительных. имевших безопасную удобную форму, пригодную для плавания как по мелководным рекам, так и по болъшим озерам.

Авторским коллективом посредством сопоставления полученных данных о размерах судов и численности экипажа, качественном и количественном содержании грузов были разработаны тактико-технические характеристики типового средневекового водно-волокового судна «берестяной каюк». Летом 2010 года А.В.Шутихиным из материалов (кора березы, льняная крученая пить, применявшаяся при сшивании скалин (листов бересты), драница (щепанная сосна), послужившая материалом для каркаса лодки (шпангоутов, бортов и стрингеров)), известных в средневековую эпоху, по средневековым технологиям была построена каркасная берестяная лодка.

Тактико-технические характеристики изготовленного «берестяного каюка" (вес —32 кг, длина —5 м, ширина — 1 м, высота борта —40 см, экипаж  3—4 человека, грузоподъемность 50150 кг) наиболее полно соответствуют техническим особенностям типового средневекового водно-волокового судна.
Полевые испытания каркасной берестяной лодки, изготовленной по типу средневекого водно-волокового судна «берестяной каюк», были осуществлены в сентябре 2010 года на маршруте, совпадающем с пешеходной частью Кумбасозерского пути (деревня Минино, Кенозерский национальный парк, Архангельская область) — оз. Педозеро — оз. Святозеро — оз. Кумбасозеро — деревня Кумбасозеро). Сухопутное расстояние от деревни Минино до оз. Кумбасозеро составляет 18 км. Более 15 км реконструированный «берестяной каюк» с зафиксированным в нем снаряжением экспедиции весом более 50 кг переносился двумя участниками экспедиции. В местах совпадений дороги с берегами двух озер (оз. Педозеро, оз. Святозеро), каркасная берестяная лодка использовалась по прямому назначению: под управлением А.В.Шутихина перевозила все снаряжение экспедиции, суммарный вес которого составлял более 170 кг. Реконструированный «берестяной каюк» также испытывался на большом водоеме — оз. Кумбасозеро, площадь зеркала воды которого составляет более 12000 кв.м. В целом «берестяной каюк» прошел по воде около 30 км. Причем испытания каркасной берестяной лодки проводились в различных вариациях: перенос лодки сквозь заросший кустарником лес; плавание с экипажем в составе 2 человек и грузом около 50 кг по мелководной каменистой р. Гузеньга, впадающей в оз. Кумбасозеро,  плавание по оз. Кумбасозеро при сильном встречном ветре с экипажем в 3 человека и грузом более 20 кг; плавание при сильном попутном ветре под парусом и т.д.
При всех испытаниях ремонт потребовался один раз: 2 трещины размером до 5 см, образовавшиеся в результате испытаний, были заклеены смесью еловой смолы с жиром. Все варианты использования «берестяного каюка» доказали его выносливость, несмотря на хрупкость бересты, из которой он изготовлен, легкость при передвижении по суше, на воде — маневренность и устойчивость, т.е. способность противостоять внешним силам, вызывающим его крен или дифферент, и возвращаться в первоначальное положение равновесия после прекращения их действия.

Во время экспедиции из подручного материала — коры березы А.А.Полежаевым было изготовлено походно-промысловое снаряжение (лапти, котелок, тарелка, ложка, стакан, черпак для каши, супа; чехол для топора, крошни для переноса тяжестей в лесу; пестерь — традиционный заплечный плетеный короб; солоник под соль), которое подверглось практическим испытаниям в полевых условиях, что позволило сделать вывод о легкости изготовления и возможности использования подобного снаряжения в походных условиях).

Заключение

Таким образом, в ходе экспедиции были собраны сведения, подтверждающие возможность использования предполагаемого маршрута экспедиции в торгово-транспортных целях в период Средневековья, в Новое и Новейшее время. В настоящее время «берестяной каюк» экспонируется в экспозиции «Рухлядный амбар. Открытый показ фондов», в ближайшей перспективе берестяные каркасная лодка и походно-промысловое снаряжение войдут в экспозицию «Кенозерский ковчег».

Примечания:
1. Из сборника материалов V Всероссийской научно-практической конференции "Кенозерские чтения-2011", Архангельск, 2012.
2. С небольшими сокращениями. Разбивка на разделы - наша.
3. Вальмовая крыша - 4-скатная крыша с треугольными скатами от конька до карниза (вальмами) по торцовым сторонам (БСЭ).
4. Другие материалы о Кенских волоках, фотографии и описание испытаний на Кумбасозере - в статьях А.Шутихина, А.Полежаева, А.Бобкова в подборке "Кенские волоки".
5. Фотографии - с сайта "Северная береста" и из архива сайта.