А.И. Анциферова
главный хранитель музейного фонда  НП "Кенозерский"

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ прп. АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО НА ХИЖГОРЕ:

Кенозерский национальный парк, расположенный в юго-западной части Архангельской области, бережно сохраняет не только природное, но и историко-культурное наследие. Это единственный национальный парк в России, имеющий в своем оперативном управлении почти 100 памятников архитектуры, среди них - 11 церквей и колоколен (из 18 существовавших ранее), 35 деревянных часовен (из 65), 2 рубленные ограды погостов (из 4), 7 инженерных сооружений, 2 водяные мельницы (из 50), 6 амбаров, более 30 поклонных крестов Один из памятников - церковь преподобного Александра Свирского - был возведен в 1866 году на Хижгоре - самой высокой точке Лекшмозерья (Каргопольский район).

Хижгора издавна воспринималась местным населением как священная гора. Возможно, здесь располагалось древнее языческое капище. До наших дней сохранилось предание о неизвестной монахине, которая пришла на Хижгору, чтобы основать здесь монастырь. Местные жители воспрепятствовали этому, разгневанная монахиня наложила на зачинщика сопротивления заклятье и предрекла ему слепоту. Вскоре житель близлежащей деревни Гужово ослеп, стал «горюном» и от него возникло деревенское прозвище «Горюновы».

В 1824 году по указанию духовных властей на горе уничтожили старообрядческую часовню - «крест, обрубленный на манер часовни». Всё имущество и пожертвования богомольцев староста разобранной часовни Василий Дмитриев передал в Петропавловскую церковь Лекшмозерского прихода. Чуть позже часовню на Хижгоре отстроили заново.

В 1861 году крестьяне деревень Гужово и Масельга заявили в Олонецкую духовную консисторию о намерении построить на Хижгоре церковь во имя Иверской Богоматери, на месте, «где находится ныне животворящий крест, предками их водруженный и всеми чтимый». Как писали местные жители в прошении об открытии церкви, «вид с нее со всех сторон превосходен, а окрестные приходы виднеются на довольно значительном расстоянии, следовательно церковь, на подобной горе устроенная, кроме душевной пользы окружающих ея селений, отрадно виднеться будет и многими другими окрестными жителями».

Местное духовенство противилось стремлению крестьян построить храм на Хижгоре, находило это «неудобным и опасным». Олонецкая консистория также не одобрила место, избранное для строительства.

Однако, разрешение на строительство церкви все же было получено. На постройку церкви средства пожертвовала крестьянка Ефросинья Смолякова, которая, по рассказам старожилов, пережила огромное горе, потеряв мужа и детей. Так же производился сбор средств среди жителей деревень Гужово и Масельга. Наконец, в ноябре 1862 года гражданский инженер Олонецкой палаты государственных имуществ удостоверил безопасность выбранного для церкви места и составил смету на ее строительство. Был создан Строительный комитет, в который вошли лекшмозерский священник, церковный староста, два попечителя от крестьян. Через два лета (в декабре 1865 года) Гражданский инженер удостоверил, что плотницкие работы на храме вчерне закончены.

Деревянный храм по архитектурному плану, утвержденному в Олонецкой духовной консистории, рубил местный (колодозерский) крестьянин Максим Шилов с артелью. По завершении строительства в 1866 году мастер «встал на крест», поклонился на все четыре стороны и забросил топор в озеро: инструмент, которым рубили храм, нельзя было употреблять ни для каких других целей.

Храм имеет размеры в плане: общая длина 17,5 м; ширина основного сруба 8,5 м. Продольно-осевая композиция церкви включает пятиглавый храм с пятистенным алтарным прирубом и квадратным в плане притвором с колокольней. Четверик храма покрыт вальмовой крышей (четырехскатное покрытие с треугольнвми торцевыми плоскостями) и увенчан широко поставленными на крыше главами на граненых барабанах, что является характерным приемом для каргопольской архитектуры. Колокольня состоит из двух восьмериков, верхний из которых прорезан арками звона и перекрыт граненым куполом, увенчанным фигурным шпилем с крестом на вершине. Карниз здания украшен накладными «сухариками» и ромбами, на нем также сохранились следы охристой и зеленой окраски.

Храм построен с отступлениями от заданного проекта: пятиглавие вместо предполагавшегося одноглавия, наружное крыльцо вместо внутреннего (для увеличения вместимости паперти), по четыре простых окна на каждой из боковых стен вместо  одного венецианского и, самое главное, устройство колокольни вместо размещения колоколов на фронтоне. Несомненно, что эти нововведения, как сдержанно замечал Гражданский инженер, осматривавший храм, нисколько не искажают вида церкви, а на самом деле, безусловно, значительно повышают выразительность ее внешнего облика, корневую связанность с народными устоями и слитость со всей окружающей природой и духовной обстановкой.

Церковь имеет обширный светлый храмовый зал, восточная стена которого перекрыта рамой нового трехъярусного иконостаса. Неизвестно почему, храм, возводившийся во имя Иверской Богоматери, 24 марта 1871 года был освящён в честь прп. Александра Свирского.

Икона Александра Свирского после реставрации

Празднование дня памяти святого прп. Александра Свирского (30 августа по старому стилю, ныне - 12 сентября) являлось крупным событием для жителей всех окрестных деревень. После церковной службы верующие шли крестным ходом к озеру, где в «Иордани» служили молебен с водосвятием. Затем прихожане расходились на угощение по домам родственников и знакомых. Вечером молодежь устраивала гуляния с плясками, песнями и играми.

Церковь святого прп. Александра Свирского была приписана к Лекшмозерскому приходу, и только в 1922 году в ней появился причт во главе с настоятелем отцом Алипием (в миру Ивлев Александр Иванович), небесным покровителем которого являлся Александр Свирский: с 1910 года он жил в Александро-Свирском монастыре, а в 1911 году принял постриг с именем Алипий. Прихожане с огромной любовью относились к священнику, "дорожку гладили, по которой батюшка ходил».

В 1925 году отца Алипия репрессировали. В послевоенном 1948 году владыка Алипий стал духовником Пюхтинского женского монастыря в Эстонии, откуда священник писал прихожанам церкви преподобного Александра Свирского духовные послания. В 1949 году отец Алипий был вновь арестован и скончался в лагере в Новосибирской области 29 января 1950 года.

После отца Алипия настоятелем церкви на Хижгоре становится отец Варсонофий (в миру Солодягин Иосиф (Осип) Алексеевич (1885, 20 ноября, д. Масельга - 13 июля 1941, д. Масельга). При отце Алипии он служил дьяконом, затем стал батюшкой, а дьяконом стал служить его двоюродный брат - Арсений Афанасьевич Солодягин. В 1932 году отец Варсонофий (местные жители называли его отец Иосаф был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. Во второй раз иеромонах Варсонофий был арестован в апреле 1936 года, приговорен к 3 годам лагерей. После заключения вернулся в родную деревню, проживал в доме Солодягина Макара Андреевича, умер в 1941 году и был похоронен на кладбище, которое возникло около церкви на Хижгоре в 1939 году.

В 1987 году Василием Макаровичем Солодягиным,  инициатором реставрации церкви, на месте погребения отца Иосафа был установлен крест, на котором было написано: «Здесь похоронен последний священник этого храма». Летом 2009 года на могиле отца Иосафа крест был восстановлен детьми, внуками и правнуками М.А.Солодягина.

После закрытия храма в 1930-е годы хранителем святыни на Хижгоре стал житель деревни Масельга Макар Андреевич Солодягин (1886 -1972).

В переписке Каргопольского райисполкома с организациями по вопросам религиозных культов от 1948 года сохранился документ, свидетельствующий об обращении М.А.Солодягина с просьбой об открытии церкви на Хижгоре: «Сообщите (устно) уполномоченному группы верующих дер. Масельга Долгозерского сельсовета Солодягину Макару Андреевичу в том, что просьба его об открытии церкви в дер. Хижгоры не может быть удовлетворена ввиду того, что заявление группы верующих об открытии церкви оформлено неправильно, кроме того, церковное здание ветхое, требует значительного ремонта» К переписке приложена характеристика, вероятно, составленная в связи с просьбой Макара Андреевича: «Солодягин Макар Андреевич... принимал участие в церковных обрядах, прислуживал в церкви. А в настоящее время находится старостой церкви. Он организует массу колхозников на открытие церкви. 6 сентября 1948».

По воспоминаниям его дочери Смолко Нины Макаровны: «Ремонт было делать не на что, да и досок в ту пору не было, но заплаты из бересты ставил на углы, чтоб подольше постояли. С прихожанами привели в порядок алтарь, принесли из дому сохранившиеся иконы и по праздникам собирались - делали службу сами: Анна Павловна Солодягина - из деревни Масельга, Мария Михайловна Шуйгина - с Гужова, Меланья Петровна Третьякова - с деревни Вильно. Церковь закрывалась на замок, а ключ был у Макара Андреевича. Потом приехали из Каргополя (их называли «городовыми») - председатель Лекшмозерского сельсовета и председатель колхоза «Волна» Попов - и Макару Андреевичу запретили запирать (чтобы оставить ее открытой на разорение) церковь и сказали, что если он будет устраивать службу в церкви - посадят в тюрьму. Ключи он с горечью отдал, и иконы растащило ворье.

Подвижническое служение Макар Андреевич передал сыну, Василию Макаровичу (1923 - 1989), который стал вдохновителем и организатором консервационно-реставрационных работ, осуществлявшихся в 1987-2006 годах московским учебно-реставрационным объединением «СТРОЙ» под руководством Дмитрия Александровича Соколова. В начале 2000-х годов в церкви святого прп. Александра Свирского была восстановлена рама трехъярусного иконостаса.

Эта церковь остается святыней для местных жителей, не перестает привлекать к себе внимание исследователей, паломников и туристов. В настоящее время в престольный праздник святого прп. Александра Свирского в церкви на Хижгоре вновь возрождены православные службы. Однако любой храм пуст и безлик без своих икон. Пришло время восстановить иконостас церкви на Хижгоре, чтобы все, обращающиеся к Богу, видели те самые исторические святые лики, а не пустые глазницы иконостаса. А для того, чтобы реконструировать иконостас храма,  необходимо собрать информацию об иконах церкви, зафиксировать сведения об иконографической программе и судьбе святых образов, выявить общие черты и местные особенности данного иконостаса, произвести атрибуцию и реставрацию сохранившихся икон. Историю разграбления церкви можно проиллюстрировать с помощью архивных материалов, воспоминаний местных жителей и участников реставрации храма.

В августе 1966 года на территории Лекшмозерского сельского совета работала научная экспедиции Архангельского областного музея изобразительных искусств в составе Соломиной В.П. и Поженского В.П., которыми была обследована церковь Александра Свирского на Хижгоре и обнаружены «28 икон XIX века средней сохранности». Был составлен акт, предписывающий председателю Лекшмозерского сельского совета Поповскому В.А. вывезти обнаруженные иконы в Христорождественский собор г. Каргополя но .... факт доставки икон из церкви Александра Свирского нигде не зафиксирован, а в коллекции древнерусской живописи Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника иконы из церкви не значатся.

Несколько икон долгое время лежали в алтаре церкви,..., часть икон несколько десятилетий находилось в алтаре без крыши... Но все же удалось отобрать несколько более-менее годных. Милостию Божию среди них была храмовая икона прп. Александра Свирского. Ее и удалось первой отреставрировать в Москве, причем на высоком профессиональном уровне. Реставрация проводилась в Государственном историческом музее.

Алексей Александрович Ушаков (Масельга) рассказывает, что много икон увезли в Ленинград в 1951 году, а еще раньше их собирал и увозил кто-то из Каргополя; все иконы пропали. Сейчас в церкви на Хижгоре осталось лишь несколько икон плохой сохранности.

Смолко Нина Макаровна, проживающая ныне в Северодвинскен, вспоминает, что еще в 1968 году  было  два ряда больших икон сверху, но и их тоже уташили проходимцы... Потом Василий Макарович отнес оставшипеся иконы в часовню на Плакиде, но их тоже украли, а часовню в в 1989 году ограбили и сожгли. Икону Александра Свирского Василий Макарович нашел под горкой, она была припрятана ворами, потому м сохранилась...

Иконы в алтаре церкви прп. Александра Свирского. Фото 1984 г.
Таким образом, деревянный храм, построенный на Хижгоре близ деревни Масельга, в XX веке разделил печальную участь большинства российских церквей, трехъярусный храмовый иконостас, состоящий из 25 икон, был разграблен, часть икон бесследно исчезла. В настоящее время удалось обнаружить и атрибутировать только 8 из 25 икон данного трехъярусного иконостаса.

Две иконы отреставрированы, другие - находятся в аварийном состоянии, имеют значительные утраты красочного слоя, им ещё предстоит длительный и сложный процесс восстановления.

 

Примечания:
1. Из сборника "Михайловские чтения". Материалы научно-практической конференции. Архангельск, 2014.
2. С сокращениями.
3. Библиография опущена.
4. Другие материалы о церкви прп. Александра Свирского на Хижгоре см. здесь.