Г.В.Алферова
РУССКИЕ ГОРОДА XVI-XVII ВЕКОВ
Градостроительное законодательство и принципы землемерия
…До сих пор исследователи не располагают отечественными источниками, где в письменной форме были бы зафиксированы нормы и правила, по которым строились города на Руси до середины XVII века. Вместе с тем в архивах сохранились старопечатные книги с описанием ритуала закладки городов и Закон Градский, содержащий византийские градостроительные нормы. Он был включен в Кормчие книги и распространялся в XIII – XVII веках в Российском государстве…
Правительственные мероприятия по реконструкции средневековых городов мотивировались тем, что узкие и кривые улочки опасны в пожарном отношении, а маленькие площади мешают организации на них торговли. В указах Екатерины II говорится, что русские города нуждаются в реконструкции, в замене “случайной” градостроительной системы “разумной”.
Анализируя грань (раздел) 38 Закона Градского, имевшего широкое распространение на Руси, можно выявить градостроительные аспекты, которые в ней рассматриваются. В первую очередь внимание закона обращено на взаимосвязь построек города друг с другом и с природой. Текст законодательства начинается с философского рассуждения о том, что каждый новый дом в городе влияет на облик города в целом… Поэтому новое строительство или перестройка существующих ветхих домов должна производиться с разрешения местных властей города и согласовываться с соседями;… лицу, обновляющему старый, ветхий двор, запрещается изменять его первоначальный вид, так как надстройка или расширение старого дома может лишить света и вида (прозора) соседей...
Примером идеально построенного города Закон Градский называет Константинополь. В его создании принимали участие византийские императоры-строители: Константин, Зенон, Юстиниан, оставившие значительный след в законодательстве вообще, в том числе в строительном и градостроительном...
В русской “Повести о Царьграде” XV в. рассказывается, как был построен Константинополь. Для нашего исследования это чрезвычайно важный документ, так как он помогает раскрыть связь и преемственность греко-византийских и русских градостроительных традиций.
Константин, сделав христианство государственной религией, в 310 г. “начал укреплять и расширять веру христианскую для чего решил построить новый город своего имени. Для закладки города он “посылает въ Византию магыстровъ и градскихъ делателей готовить место”, и едет туда сам. Константин “пришедъ въ Визандию, виде на том месте семь горъ и глушицъ (заливов. — Г.А.) морскихъ много”. На протяжении всей закладки Константинополя он остается в Византии и руководит работами….
Всех участников строительства Константин разделил: «магистры и градцкие делатели раздели на двое, ибо единой стране повеле размерити градцкие стены и стрельницы и начати градъ делати, а другой стране повеле размерити улицы и площади на римской обычай: и тако начаша делати церкви божиа и дворь цесарский и иные домы славны вельможам и магистраномъ и всем сановникамъ и воды сладкие приводити...»
Закон Градский предписывает брать за образец композицию и планировку Константинополя. В § 5 говорится о необходимости неизменно соблюдать между домами расстояние в 12 стоп, подобно тому как это сделано в Константинополе. Это обосновывается тем, что при таком расстоянии одного дома от другого все люди, живущие в городе, получают возможность, даже находясь в своем дворе, видеть море. Здесь же говорится о том, что если расстояние между домами будет больше 12 стоп, то строить разрешается, ибо в этом случае прозор на природу (или море) не будет загорожен.
Вышеприведенные положения позволяют предполагать, что русский город как и византийский, закладывался с соблюдением модуля в 12 стоп или в другую меру. В византийском градостроительстве, видимо, применялась так называемая гномическая стопа, позволяющая увязать высоту здания с его размерами в плане и расположением на местности. Гномон — это шест, воткнутый в землю и бросающий тень. В определенное время дня эта тень измерялась и по ней производился расчет. Очевидно, при строительстве города каждое здание рассматривалось как гномон, т.е. при решении вопроса о его высоте учитывалось, какую тень оно будет отбрасывать, что важно для садов и огородов. В русской практике, видимо, применялись вершки, аршины, сажени.
В § 9 указывается, что каждый, начинающий строить свой дом, должен заранее определить его размеры. Если дом будет более 12 стоп в длину, то строящий ничего не может прирезать к нему от свободного городского пространства.
Существенное место в древнем законодательстве занимает вопрос сквозного проветривания города. Это достигалось путем постройки зданий с соблюдением расстояния между дворами согласно установленному модулю. В том же § 9 говорится, что для того, чтобы воздух не был затеснен, между дворами необходимо соблюдать расстояние 12 стоп. Если это расстояние не было соблюдено предыдущими строителями и между ветхими домами воздух затеснен, то увеличивать размеры построек в этой части города категорически запрещалось.
Яркой нитью через весь документ проходит запрет строить в городах так, чтобы одно лицо вредило другому. Особенно наглядно это видно из § 13, где говорится, что если кто-либо, обновляющий рухнувший дом, восстановит его так, что отнимет свет у соседских окон или чем-нибудь еще навредит соседям, то его принудят перестроить новый дом и сделать его таким, каким он был. В законе многократно говорится о том, что не следует новой постройкой или перестройкой творить “пакость соседу”. С этих позиций рассматривается вопрос о расположении в доме окон и прорубке новых.
Размеры улиц и площадей в русских городах, по-видимому, также определялись модулем. Земли, отведенные здесь под городскую уличную сеть, также, как и в § 9 Закона Градского, считались неприкосновенными даже в том случае, если они оказывались большими по размерам, чем было установлено законом. Категорическое запрещение прирезать к частным дворам эемли, отведенные под улицы и площади, записано в § 34. В случае же, если кто-либо осмеливался сделать это, то он вынужден был захваченную землю вернуть в городское управление.
Значительное внимание в византийском законодательстве уделено вопросам совместного владения несколькими лицами одним домом. - § 3, 4, 7, 11, 13, 15 оговаривают все возможные случаи недоразумений, которые могут возникнуть между владельцами. В градостроительном плане интересен § 14, в котором говорится, что если дом принадлежит нескольким лицам и они владеют различными этажами этого дома, то эакон разрешает надстройку верхних этажей, лишь бы нижние стены выдержали это. Однако ни печи, ни поварни никто не может ставить так, чтобы топка проходила через общую стену, так как огонь причинит ей вред.
Забота о соблюдении требований гигиены выражена в § 18. Запрещается делать в доме отверстия, из которых выходил бы дым и причинял бы вред живущим выше. Недопустимо, чтобы проживающие в верхних этажах лили воду или сыпали вниз отбросы. В заключение этого параграфа сказано, что за несоблюдение правил гигиены нарушители подлежат суду “за смрадные нечистоты”…
Вопросам канализации и водопровода византийские законы уделяют также много внимания. Закон касается как вопросов прокладки труб водопровода и канализации, так и способа их эксплуатации. Так, в § 16 указывается, что если источник, от коего некто проводит воду, на некоторое время пересохнет, но вскоре вновь возвратится в свое русло и вода снова потечет, то он может продолжать работы по прокладке водопровода на прежних основаниях.
Здесь устанавливаются и законодательные принципы пользования водой. В § 35 говорится, что водой в городе должны быть обеспечены все и никто не имеет на нее монопольного права. Предусмотрен и вопрос оплаты за проведенный водопровод. В случае, если трубы канализации, проходящие через сад, неисправны, хозяин обязан выкапывать пропитанную смрадом землю и постоянно очищать от нее сад.
Жители города, согласно § 48 законодательства, должны содержать в порядке свой дом. В течение 5— 10-летнего владения они обязаны проводить ремонт (за этим следило городское управление). Это оговаривается при купле и продаже дома.
Особый интерес вызывает § 55 о взысканиях, связанных с нарушением границ. Судье рекомендуется вести расследование путем опроса лиц, помнящих старые границы, или на основании сохранившихся записей, составленных до начала расследования. “Если границы были изменены различными строителями и по замыслу лиц, временно владеющих, тогда следует принять те границы, которые были установлены строителями, а не первоначальные”. То, что было построено, во что были вложены деньги и человеческий труд, бережно сохранялось. Здания уничтожались только при необходимости.
Я.Н.Щапов выявил, что Закон Градский имел распространение в ХIII—ХIV вв. в основном в церковной среде. С ХV в. он начинает широко использоваться в княжеских светских кругах. Патриарх Никон, переиздав в 1653 г. Кормчую книгу 1650 г., сделал в ней добавление, раскрывая историю распространения на Руси византийского законодательства. Целый ряд параграфов Закона Градского, нашедших применение в русской практике и соответствовавших местным традициям, был включен в Соборное уложение 1649 г.
Анализ Закона Градского позволяет считать, что не только регулярные города ХVIII в., но и города, имевшие свободную планировку, строились по замыслу. Новые градостроительные постановления восхваляли красоту регулярства, но, как правило, они не давали определений эстетических качеств поселений.
О том, что в Новгороде улицы размерялись, указывает Никоновская летопись. В ней под 1531 г. говорится: “О присылке государя великого князя в Великий Новгородъ ко архиепископу грамоты и дьяковъ и о размерении улиц, и о решетках, и о огневищах.
Русские градостротели, планируя населенные места, соблюдали требование сохранять “прозоры” на природу и памятники. В планировке некоторых городов, расположенных на высоких берегах рек, — Гороховца, Вязников, Смоленска. Вязьмы, Владимира и др., особенно ясно отражается знание византийско-русских градостроительных традиций. В той или иной мере оно прослеживается во всех древнерусских городах.
Древнерусские города имели одно или несколько ограждений военного назначения в виде каменных или деревянных стен. Части города, расположенные за укрепленными стенами, включали в композицию природный ландшафт как неотъемлемую часть. В ХVIII в. в проектах Комиссии каменного строения границы города четко обозначались. Они определены рвом и валом. Город великолепно увязывался с местностью и природным ландшафтом, что и по сегодняшний день прослеживается во многих старых городах.
Многие русские города до сих пор сохранили старинную планировку, которая выявляется в процессе их исследования. Так, в Великом Устюге, Каргополе, Гороховце, Торопце водные пространства сознательно включены в состав города. В Каргополе, например, это достигается путем постановки на противоположном городу берегу Онеги Спасского мужского монастыря; в Гороховце — на другом берегу Клязьмы женского монастыря; в Торопце — на противоположном берегу озера Соломен высокой колокольни и ряда храмов; в Устюге Великом — Дымковской слободы.
Красивые виды на город открываются, например, с лестниц, подымающихся на гору, — в Гороховце, Вязниках, Торопце. Эти видовые точки, очевидно, создавались сознательно, в соответствии с требованиями § 5. Очень красивы во многих городах и сами лестницы.
Видимо, применением градостроительных положений следует объяснить и отсутствие в древних городах улиц с домами, идущими строго по красной линии. Так, в Гороховце дома на набережной не стоят в один ряд. Они то отступают в глубину участка, то выходят на красную линию улицы. Ни один дом не мешает другому иметь вид на природу, создавая впечатление большой ширины улицы. Ту же систему планировки и застройки улиц мы видим в верхнем городе Вязников — Яропольче, в Торжке, Торопце и других городах. Дома на улицах, то отступая в глубь участка, то выступая вперед, создают живописные кулисы, уничтожая монотонность, характерную для улиц с домами, поставленными в один ряд.
В Каргополе и других городах удалось обнаружить градостроительный модуль: между домами соблюдалось расстояние в 10—15 м, которое сделало город прозрачным. В промежутки между домами оставлены “прозоры” с хорошо продуманным расположением зелени, с далеких и близких расстояний просматриваются высокие ориентиры — храмы и колокольни. Этот принцип, сложившийся в глубокой древности — не закрывать соседу вид на чтимые общественные сооружения, как с улиц, так и из дворов — был сохранен местными зодчими ХVIII—ХIХ вв.
В Москве, Вязьме, Каргополе, Болхове, Смоленске, Тотьме, Торопце и других городах особенно четко прослеживается разграничение архитектурных сооружений на доминанты города, создающие его силуэт, и, “ткань”, т.е. жилые и общественные сооружения малого масштаба. Малоэтажное жилье не мешает восприятию храмов. Так, в Каргополе нет жилых зданий выше двух этажей. В центре Гороховца также долго были только двухэтажные постройки. Это тактичное соотношение высотности разных типов зданий нарушено в современном Гороховце, где построены трехэтажные дома, хотя в этом городе многое смягчается его расположением на горе. Взаимосвязь высотных ориентиров со средой особенно эффектна в Замоскворечье — купеческом районе Москвы.
Красота города была доминирующим принципом градостроительства. В то же время этот принцип, положенный в основу формирования облика города, не сковывал творческой индивидуальности зодчих, хотя и… контролировался государством. Отсюда, видимо, происходит такое разнообразие планов и силуэтов русских городов, а также гармоническая увязка застройки с ландшафтом. Все это свидетельствует о большой гибкости системы нерегулярного строительства городов, которая хорошо прослеживается на гравюрах ХVIII в.
В средневековых городах можно проследить соответствие § 34 Закона Градского, запрещающему прирезать к своему дому часть улицы или площади. Обнаруженные в ряде городов дома со сложным планом, повторяющие в планах и фасадах все изгибы живописных улиц, отвечают требованиям этого параграфа закона. Такие дома сохранились в Москве на Малой Лубянке, в Вязьме у церкви Петра и Павла, в Вязниках на улице у подножия Яропольчей горы. Видимо, подобные дома можно обнаружить и в других городах, где также было запрещено законом прирезать землю от улиц для выпрямления фасада. Это законодательство действовало до ХIХ в.
В городе выделялись специальные территории для церквей. В описании города Вязьмы 1626—1627 гг. перепись начинается с описания церквей по всему городу, монастыря и территорий, занимаемых ими, и только затем следует описание “большого острога” и, наконец, посада.
В архитектуре Севера также сохранились доказательства того, что данное постановление действовало на Руси. В “Платежнице” и “Сотной переписи” каргопольских земель ХVI и ХVII вв. описываются погосты, которые, как правило, состояли из двух церквей и колокольни между нимм. Под погосты отводилась определенная земельная площадь. Владение церкви охранялось законом. На церковной территории жили причетники данной церкви. древние погосты дошли до наших дней, но только в Шильде, Порожинском и еще нескольких местах сохранилось ограждение церковных земель. К погосту примыкали деревни, и во всех деревнях, приписанных к определенному погосту, ставились часовни.
Во многих городах археологами обнаружены поливные глиняные трубы, однако они датируют их ХIХ в. Верно ли это? Видимо, эти трубы нуждаются в более детальном изучении и более тщательной проверке их датировки. При строительстве дома Совета Министров в Москве, в Охотном ряду, около дома боярина Троекурова (ХVI—ХVII вв.) на большой глубине была найдена деревянная труба диаметром более полуметра. Работы велись тогда спешно, без наблюдения археологов, и только случайность позволила обнаружить старинные “истрены” в глубоких слоях земли в одном из древнейших районов Москвы. Хорошо разработанная водопроводная система имелась в Торжке. При новом строительстве в этом городе экскаваторы раскапывают огромные деревянные трубы. Очевидно, ряд русских городов ХVI— ХVII вв. имел больший комфорт, чем считалось ранее.
Красота города, удобство жизни в нем опирались на расчет, знания, законы, традиции, опыт. Это подтверждается рядом документов, которые показывают, как каждое новое сооружение в городе или ансамбле композиционно увязывалось с уже существующей застройкой... ”Зодчий сознательно добивался гармонии форм при их восприятии в ансамбле, постоянно обращаясь к их сопоставлению, к проверке в натуре как наиболее действенному средству уяснения своих замыслов и расчетов. О том же свидетельствует и отношение зодчего к деталям сооружения: “Зделать по две закомарки на стене под шатер..., а буде покажется часто, и зделать по одной, а буде ретко — изделать по третей”.
Наличие на Руси градостроительного законодательства оказавшего влияние не только на города древнерусского, но и русского централизованного государства, привело к мысли, что должна была существовать какая-то документация, предшествовавшая закладке города. Поиски в этом направлении привели к положительным результатам. По нашему мнению принципы византийского градостроительства (восходящие к античности) использовались на Руси, но дополнялись здесь ярко выраженными национальным чертами.
Византийские градостроители не приняли регулярно системы планировки городов, хорошо известной с глубокой древности в Индии, Греции и Европе.
Аристотель, приверженец свободной планировочной системы, писал по поводу регулярных и свободных по планировке городов: “Расположение частных домов считается более красивым и более отвечающим жизненным нуждам, когда улицы идут прямо, по-новейшему, то есть по гипподамову способу*.
*Гипподамова система — способ планировки
античных городов с пересекающимися под прямым углом улицами, равными
прямоугольными кварталами и площадями, отводимыми под общественные здания и
рынки, кратными стандартным размерам квартала.
Однако для безопасности в военном отношении, наоборот лучше тот способ планировки города, который существовал в старину, эта планировка была такова что при ней с трудом могли найти выход из город чужеземные войска и нападающим на город трудно было в нем ориентироваться”.
Письменные источники позволяют утверждать, что города как со свободной планировочной структурой, так и с регулярной системой планировки в одинаковой мере строились по замыслу. Различными были функциональные принципы, лежавшие в их основании. Следовательно, различными оказывались и конечные результаты, к которым стремились градостроители, приверженцы той или иной системы.
В Византии возведение нерегулярных, свободных по планировке городов получило дальнейшее развитие. От этого периода сохранилось значительное количество градостроительных законодательств и сведений о практической деятельности по строительству городов. Это хорошо прослеживается по работам Анны Комнины (ХII в.). В “Алексиаде” Анна подробно рассказывает о градостроительной деятельности своего отца — императора Алексея Комнина, который сам руководил строительством городов.
...Как известно, между Русью и Византиею существовали постоянные дипломатические, политические и культурные связи. Они должны были сказываться и в вопросах градостроительства.
Примечания:
1. Из книги Алферова Г.В. Русские города XVI - XVII веков. М., Стройиздат, 1989 г.
2. С небольшими сокращениями.
3. Ссылки на литературу опущены.
4.
С биографией Г.В.Алферовой можно познакомиться
здесь.