< Кенозерье

Г.В.Алферова

КАРГОПОЛЬ И КАРГОПОЛЬЕ
фрагменты из книги

ПОГОСТЫ И МОНАСТЫРИ

Ансамбли погостов Каргополья

Одиноко стоящие церкви не характерны для Каргополья. Здесь, как правило, ставили рядом две церкви - холодную и теплую с колокольней между ними. Основным и самым распространенным сочетанием является шатровая и кубоватая церкви с шатровой же колокольней. Таковы Турчасовский, Пияльский, Усть-Кожский, Верхнемудьюгский, Архангельский, Шелекский, Олгский и другие погосты.
Погост в Усть-Коже. Из книги "Заповедный Север", 1987 г.
Слева: Климентовская ц., колокольня, Крестовоздвиженская ц.
Во втором типе ансамблей оба деревянных храма имеют кубоватые покрытия, как например, в Чекуеве и Подпорожье.
Храмовый ансамбль в с.Чекуево. Реконструкция (из книги Ю.С.Ушакова)
Третий тип представлен сочетанием деревянной и каменной церкви (Большая Шалга, Бережная Дуброва и др.). Рядом с шатровой или кубоватой деревянной церковью, высоко поднимающейся вверх, ставился приземистый каменный храм, обычно пятиглавый.
Чекуево.  Сретенская церковь,1893 г.; Успенская церковь,1675 г.; колокольня 1740 г.; Преображенская церковь, 1687 г.
Фото В.А.Плотникова, 1907 г.
В Чекуеве каменный храм был поставлен около двух кубоватых деревянных. Ансамблевое построение погостов придало специфические черты и церквам города Каргополя. Так же, как церкви погостов, они имели индивидуальные черты, раскрытые выше, и в то же время подчинялись замыслу всего ансамбля в целом. Каргопольский зодчий мыслил ансамблями. Ансамбли были рассчитаны на различные видовые точки, на главные и второстепенные аспекты восприятия. В Пияльском ансамбле шатровая Вознесенская церковь является  главной и ведущей темой всего ансамбля. Ее нарядные прирубы, покрытые тремя возвышающимися одна над другой бочками, вторая из которых увенчана главками, перекликаются с кубоватой церковью, более приземистой и менее торжественной. Утонченный по силуэту ансамбль в Олге расположен невдалеке от восточного берега озера Лача. Он покоряет гармоничным сочетанием трех церквей и колокольни.

Постановка рядом двух шатровых церквей не характерна для Каргополья. Этот случай известен лишь в Ошевенском деревянном монастыре. Каргопольский зодчий ищет в объемах контрастных сочетаний, острых соотношений и ярких образов, постоянно сменяющих друг друга. Это очень характерно для Турчасова, где так же, как и в Пияле, чувствуется внутренняя глубина ансамблевой связи в объемах обеих церквей. Эта связь идет через приделы Благовещенской церкви, которые, как и в Преображенской, имеют кубоватые покрытия.

В Ольховском погосте главенствует кубоватая пятиглавая церковь, а ей подчинена небольшая клетская с бочечным покрытием, аналогичным покрытию алтарного прируба главной церкви. В Подпорожье, Чекуеве и ряде других ансамблей зодчий находит гармонию в сочетании только кубоватых церквей, изменяет высоты четвериков, рисунок и характер кубоватых и бочечных покрытий, высоту главок и их расположение.

На характер ансамбля большое влияние оказывал и ландшафт того места, где ставились сооружения.
Село Турчасово. Погост.
Фото из книги И.Бартенева, Б.Федорова.
Так, Турчасовский погост, стоящий на высоком берегу Онеги, обозреваемый с уровня реки, имеет почти равные во высоте храмы, рассчитанные в своих объемах на большой ракурс. Пияльский же комплекс на низком берегу Онеги имеет более высокую шатровую церковь, которая придает этому ансамблю, расположенному в низине, особую выразительность.

Mонастыри Каргополья

Строительство монастырей в Каргополье началось в ХIII—ХIV вв. Монастырской колонизации края сопутствовала крестьянская. Тогда же началась широкая миссионерская деятельность монахов, сыгравшая большую положительную роль в освоении славянами нового края. Какими были в архитектурном отношении первые деревянные пустыни-монастыри около Каргополя — Челмогорская и Вассианова, что на Козьем болоте», сказать трудно, так как до нас они дошли в поздних каменных постройках. В середине ХV в. в 40 км от Каргополя возникает Ошевенский монастырь, основанный монахом Александром, принявшим пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре. Ошевенский монастырь был для Каргополья тем, чем была Троице-Сергиевская лавра для средней Руси. Из него вышли основатели нескольких монастырей и пустыней в Каргополье: Пахомий Кенский, Анатолий Сийский, Кирилл Сырьинский, Нифонт Кожеезерский, а также основатели Макарьевского монастыря на Хергозере, Вознесенской, Макарьинской и Спасской пустыней*.

[* Здесь, на далеком Севере, через Кирилла Белозерского и Александра Ошевенского сказывалось культурное влияние Троице-Сергиевого монастыря, так как основантели Кирилло-Белозерского и Ошевенского монастырей вели своюдуховную генеалогию от Сергия Радонежского]

Ошевенский монастырь, построенный в 1455 г., благодаря славе, которой пользовался, часто изображался на иконах. Они донесли до нас архитектурный образ деревянного монастыря. Иконы показывают монастырь в различных ракурсах и видах, но на всех мы видим одну и ту же планировку, которая совпадает с его документальными описаниями. Монастырь, изображенный на иконах, был таким в ХVI—ХVII вв. В 1535—1540 гг. он был значительно расширен: кроме Никольской церкви, была построена новая Успенская. Следует отметить, что икона, опубликованная в ряде изданий как «Палатное письмо Александро-Свирского монастыря ХVII в.», т. е. как изображение этого монастыря , на самом деле изображает Ошевенский монастырь. Это подтверждается и рядом других икон.

На иконе изображен монастырь, имеющий в плане форму неправильного  многоугольника, ворота  его имеют бочкообразное покрытие, ограда имеет шатровые башни. Внутри ограды показаны рудные избы с резными дымарями; настоятельский корпус имеет высокое крыльцо.

В центре монастыря видим шатровую колокольню, слева от нее— Никольскую, а справа—Успенскую шатровые церкви. Успенская церковь по своему облику очень близка к Пияльской шатровой церкви с четырьмя прирубами, покрытыми тремя поставленными друг на друга бочками. Никольский храм—типичная шатровая церковь с восьмериком на четверике, с востока алтарный прируб, крытый бочкой и завершенный главкой. На выступах четверика у подножья восьмерика, как в Саунинской, Климентовской, Кожской и других шатровых храмах Каргополья, поставлены кокошники «теремки». Эти теремки стоят и на четверике колокольни. Вокруг монастыря показано большое количество построек двухэтажная рудная изба с наружным крыльцом, сарай, баньки у самой воды, мост через Чурьегу и у моста часовня. За пригорком, с правой стороны иконы, изображено село с шатровой церковью, имеющееся на карте ХVIII в.

Деревянный монастырь был постепенно заменен каменным.
Ошевенский монастырь. 2007 г. фото с сайта http://gallery.ionitcom.ru
Самая древняя каменная церковь в Ошевенском монастыре — Успенская* — была поставлена на месте деревянного шатрового храма и закончена в 1707 г.

*ХIХ в. Соборная каменная церковь Успенья пресвятые Богородицы построена в 1707 г., двухэтажная; на ней пять глав с крестами, покрытых ровно, как и вся крыша, железом и окрашенных зеленой краской. При церкви крыльцо и лестница деревянные с волоковыми окнами и крыша, крытая железом. Колокольня каменная с куполом и шпилем, покрытая железом, на ней семь колоколов. Таким стал храм к ХIХ в.


Успенский собор.
Вид с юго-запада.
Это двухэтажное сооружение в плане выглядит обыкновенной четырехстолпной церковью, имеет колокольню с запада и три апсиды с востока. Окна богато декорированы только на южном фасаде. Они выходят в сторону главного входа в монастырь на огромный зеленый луг, где в дни празднеств собиралась многочисленная толпа богомольцев.

С южной стороны был вход на деревянное крыльцо, ведшее на второй этаж собора, куда входили, проходя под колокольней.

Исключительный интерес представляет верхняя церковь, стоящая на столбах и стенах нижней церкви, но имеющая более облегченные конструкции. Необычным является то, что на четырех столбах в центре, на арках, перекинутых с одного столба на другой, покоится квадратный четверик, вздымающийся над всем сооружением. В своих стенах этот четверик имеет окна. Выше окон четверик через паруса переходит в низкий цилиндр, завершенный куполом. Купол венчается пятью главами. Эту же систему мы имеем в описанной ранее Входоиерусалимской церкви
села Семеновского (Троица), расположенной в 25 км от Ошевенска. Первоначально, судя по иконам, все здание было покрыто тесом, а главы покрыты лемехом. Только в конце ХIХ и в ХХ в. они получили железное покрытие.

Образ здания построен на контрастах: приземистой, но целостной и великолепной по пропорциям нижней церкви и легкой, светлой, парадной верхней.
Наличник окна на южном фасаде первого этажа
Портал верхней церкви
(рис. В.Н.Ершовой)
Выложенные из фасонного кирпича сложные по форме наличники окон южного фасада, рисунок которых навеян одним из окон Благовещенской церкви в Каргополе, покоятся на гладких плоскостях стен, создавая эффектные контрасты, характерные для каргопольской архитектурной школы. Великолепный резной крашеный портал ведет из-под колокольни в верхнюю церковь. Он хорошо освещен и создает праздничное настроение у входящих в здание.

Надвратная Никольская церковь, также каменная, была построена в 1834 г. Она, судя по изображениям на иконах, была завершена круглым куполом. Интересен проезд ворот, где сочетаются полукруглые в плане арочные ниши с небольшими прямыми простенками. К воротам еще позднее были пристроены настоятельские кельи. На месте древней колокольни была построена в 1900 г. деревянная Покровская церковь. Никольская церковь Александра Ошевенского, стоявшая рядом с колокольней, дважды заменялась на этом месте новой, а затем была построена над воротами. Об одной из последних Никольских церквей имеются сведения в документах архангельского архива: «от каменной с южной стороны церкви — деревянная Никольская о пяти главах, крыта чешуею, построена в 1709 г. с теплой трапезной и особою сбоку хлебодарнею, при коих паперть и крыльцо двоескатные. Трапезная же и хлебодарня с давних лет не существуют и отломаны и крыльцо заделано на один скат».

До сегодняшнего дня стоят братские каменные кельи, построенные в 1752 г. У них не сохранился второй деревянный этаж, в котором жили настоятели монастыря.
Каменная стена монастыря.

Около монастыря существовала прежде деревянная стена с наугольными башнями. Она имела протяженность 630 метров и была поставлена на месте прежней и покрыта тесом в 1772 г. Она изображена на карте местности 1788 г. В 1830 г. в Петрозаводске был утвержден проект новой каменной надвратной церкви и в это же время, видимо, и деревянная ограда была заменена каменной.

Замечательной особенностью Ошевенского монастыря было сочетание деревянных частей здания с каменными. Успенский собор сложен из местного плитняка. Толщина квадратов камней меняется в зависимости от того, где они положены: огромные камни в нижней части здания и тонкие, равные по размерам кирпичу, каменные плитки в сводах и карнизах (размер 28 х 14 х 7,5). Этот каменный собор имел наружное деревянное крыльцо, ведущее в верхнюю церковь, такие же главы и верх колокольни. Судя по сохранившемуся столбу внутри звона колокольни, она могла первоначально иметь и шатровое деревянное покрытие. В настоящее .время она сложена из мелкого позднего кирпича.

Макарьевский монастырь. В отношении сочетания дерева с камнем исключительный интерес представлял Макарьевский Хергозерский* монастырь, расположенный на полуострове.

[* Монастырь был построен Сергием и Логином — двумя монахами Ошевенского монастыря, поселившимися здесь в 1636 г. и прожившнми до i648 г. Троицкий храм был освящен в 1653 г. Вместо него в 1800 г. был построен каменный храм, в который перенесли иконостас и иконы деревянной церкви. другой храм — двухпрестольный Введения Богородицы и Николая Чудотворца .— был деревянным до 1798 г. См.: В.В.Зверинский. Материалы... Указ. соч., т. II § 1340. Макарьевская Хергозерская пустынь.]


Фото Н.Н.Померанцева. 1958
Два каменных храма и между ними колокольня, окруженные деревянными избами с великолепными резными крашеными наличниками, составляли основу этого монастыря. Троицкий каменный храм завершался пятью деревянными главами, сбитыми железом. Второй храм, также каменный, имел два алтаря, завершавшихся деревянными бочками. Он, видимо, имел деревянное завершение четверика, которое, однако, не удалось зафиксировать до начала его разрушения.

Кожеезерский монастырь был основан в 100 км от г. Онеги в 1557 г. на Лопском острове на озере Кожа, воды которого порожистая река Кожа несет в Онегу. Основателем этого монастыря Серапионом построено два деревянных храма Богоявления и Благовещения с трапезной. Монастырь сгорел в 1632 г.

Оба храма были построены вновь будущим патриархом Никоном, бывшим настоятелем монастыря с 1643—1646 гг. В архангельских архивах сохранилось описание богато украшенного деревянного Богоявленского храма. Он был «на каменном фундаменте о пяти маковицах, крытых чешуею. Кресты были обиты белым железом. Окна были большие и малые. В них окончины слюдяные с белым железом» . Он был построен в 1648 г. и заменен каменным в 1758 г.

Монастырь выгорел дотла в 1692 и 1730 гг., а в 1764 г. был закрыт совсем. Попытки возродить его в 1850-х годах не увенчались успехом — монастырские постройки погорели вновь.

Дошедший до нас монастырь был начат строительством в 1855 г. его настоятелем Питиримом и не закончен. В период с 1885 по 1917 г. было построено много зданий. В проектировании монастыря принимал участие петербургский архитектор Васильев.
Кожеезерский монастырь. Въездные ворота и мельница.
Каменный холодный Успенский собор с росписями был построен в 1883 г. из местного кирпича, изготовлявшегося рядом. Собор имел пять деревянных глав. Центральный был световой. Над западным притвором была построена звонница.  Около собора в 1885 г. была сооружена трапезная, пристроенная к часовне, которую переделали в Преображенский храм. На насыпном перешейке между островом и материком в 1888 г. поставили третий деревянный Богоявленский храм. Кроме того, были сооружены двухэтажный каменный настоятельский корпус, скотные дворы, конюшни, хозяйственные постройки, ворота ограды, сушило, огромная деревянная ветряная мельница.

Монастырь, несмотря на свое позднее происхождение, интересен теми древними традициями, которые он возродил в своих постройках. Особенно хороши мощные звучные интерьеры. Величественный четырехстолпный Успенский собор получил монументальные росписи, следы которых сохранились и в Предтеченской церкви. Художественный облик монастыря, построенного в древних традициях, не несет в себе эклектики. В нем, как и в древних сооружениях, все пропорционально. Здания великолепно распланированы на местности и увязаны с природой. Следует отметить необычайную добротность построек, как и в старину высокое качество работ.
Кожеезерский монастырь. Трапезная и Успенская церковь.
В Кожеезерском монастыре, как и во многих других монастырях,  четко отделялись части собственно монастыря и места для проживания приезжих гостей. На перешейке подле Богоявленного храма, служившего усыпальницей Питирима, были поставлены два двухэтажных каменных дома для приезжих. Искусственно насыпанный перешеек включили в ансамбль монастыря.

Сырьинский монастырь. В конце ХIV в. в 9 км от правого берега реки Онеги, между ее притоками Мудьюгом и Кадьмою, Кириаком (ум. 1402 г.) была основана Успенская Сырьинская, или Сыльинская пустынь .
Сырьинский монастырь. Деревянный собор.
В ХVII в. Сырьинскую пустынь именуют монастырем. В это время он был приписан к Кийскому Крестному монастырю, основанному в 1658 г. патриархом Никоном. Старец Пахомий Сырьинский был вызван Никоном на Кий-остров для строительства на нем Крестного монастыря . В Сырьинском монастыре сохранился Успенский собор и другие храмы, сильно перестроенные в ХIХ в.

Примечания:
1. Из книги Г.В.Алферовой  Каргополь и Каргополье. М., Стройиздат,
1973 г.
2. С небольшими сокращениями.
3. Рисунки автора книги Г.В.Алферовой.
4. С биографией Г.В.Алферовой можно познакомиться
здесь.
5. Авторы чернобелых фотографий - О.В.Милюков, Н.И.Розов (из книги Г.Алферовой). Цветные фотографии - из архива сайта.
6. Перейти на на страницу АЛФЕРОВА.